30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области, в семье Иова Исидоровича Гайдая и его жены Марии Ивановны Любимовой родился третий сын, которого назвали Леонидом. Отец Леонида происходил из украинской семьи крепостных крестьян Полтавской губернии. В 1906 году в возрасте 20 лет он был приговорен к нескольким годам каторги за революционную деятельность и отправлен на Дальний Восток. Мать Леонида родилась в Рязанской области. Со своим будущим мужем она познакомилась через своего брата Егора, который отбывал каторгу вместе с Иовом Гайдаем. После рождения Леонида семья Гайдаев переехала сначала в Читу, а потом в Иркутск, где Леонид пошёл в школу.
Леонид Иович Гайдай во время последнего интервью. 1992 год.
Леонид Гайдай окончил среднюю школу 20 июня 1941 года, за два дня до начала Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года Леонид был призван в армию. Первоначально проходил сержантские курсы в Монголии. В декабре 1941 года в должности командира отделения пешей разведки был направлен на Калининский фронт и буквально вскоре после прибытия в зону боевых действий в Псковской области совершил подвиг, за который 20 декабря был награжден медалью "За боевые заслуги". В марте 1943 года был серьезно ранен, после чего 9 месяцев провёл в госпиталях.
Деловые люди. 1962. Рейтинг фильма - 8,137; 553-е место в Золотой Тысяче.
Будучи признанным непригодным к дальнейшему несению военной службы, устроился сначала осветителем, а потом актёром в Иркутском областном драматическом театре. Там же поступил в театральную студию, которую окончил в 1947 году. Два года спустя поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Григория Александрова. На последнем курсе ВГИКа, в 1955 году, участвовал в съемках фильма "Ляна" в качестве ассистента режиссёра, которым был знаменитый Борис Барнет.
Операция Ы и другие приключения Шурика. 1965. Рейтинг фильма - 8,701; 246-е место в Золотой Тысяче. Лидер советского кинопроката 1965 года - 69,6 миллионов кинозрителей.
В 1956 году вместе с другим режиссёром Мосфильма, Валентином Невзоровым, который тоже начинал свою творческую деятельность как актёр Иркутского театра, снял фильм "Долгий путь". Картина была поставлена по рассказам знаменитого писателя, публициста и правозащитника Владимира Галактионовича Короленко, жизнь которого, как и жизнь отца Леонида Гайдая, была связана с Украиной и Сибирью. Произведения Короленко носили драматический, подчас, трагедийный характер. Таким же получился и первый фильм Леонида Гайдая, снятый в соавторстве. Тем не менее, прославленный мастер советской кинорежиссуры Михаил Ромм ("
Девять дней одного года") разглядел в этой работе Гайдая задатки комедиографа и посоветовал ему в дальнейшем снимать комедии.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика. 1967. Рейтинг фильма - 8,454; 341-е место в Золотой Тысяче. Лидер советского кинопроката 1967 года - 76,54 миллионов кинозрителей.
Следуя рекомендации сверхавторитетного Михаила Ромма, в 1957 году Леонид Гайдай снял комедию, первоначально имевшую название "Дохлое дело". Известный советский кинорежиссёр Савва Кулиш, присутствовавший на первом просмотре картины,
вспоминал:
"картина произвела на меня, да и на всех, кто ее видел, просто убийственное впечатление. Это была очень смешная, очень жесткая и отчаянно смелая картина, совершенно не характерная для тогдашнего кино. На экране ощущался ужас человека, который не может никому доказать, что он жив. Его собственное существование в расчет не принимается. Это была по-настоящему абсурдистская картина..."
Другой участник просмотра, тогдашний министр культуры СССР Н.А.Михайлов, дал противоположную оценку фильму Гайдая. Он назвал его «высмеиванием советской действительности». Естественно, что, даже несмотря на т.н. "хрущёвскую оттепель", советская цензура не могла допустить до просмотра широкими народными массами остросатирического произведения. Картина была жестоко кастрирована: из 90 минут экранного времени было вырезано 43 минуты, почти половина. В 1958 году она вышла на экраны в урезанном виде и под другим названием - "Жених с того света".
Бриллиантовая рука. 1968. Рейтинг фильма - 8,506; 321-е место в Золотой Тысяче. Лидер советского кинопроката 1969 года - 76,7 миллионов кинозрителей.
После той обструкции, которую устроили Леониду Гайдаю и его первому самостоятельному детищу чиновники от советской культуры, он зарёкся в своём творчестве касаться политических тем, да и вообще острой социальной сатиры. По мнению упомянутого выше Саввы Кулиша,
"мне кажется, ... что после «Жениха с того света» Леонид Иович закрылся, как раковина закрывается, чтобы защитить себя, чтобы защитить то нежное и прекрасное, что внутри. Он создал некий панцирь, защищающий от неблагоприятной и агрессивной окружающей среды."
12 стульев. 1971. Рейтинг фильма - 8,246; 452-е место в Золотой Тысяче. 4-е место в списке лидеров советского кинопроката 1971 года - 39,3 миллионов кинозрителей.
За свою не очень долгую жизнь, а умер он в 1993 году в возрасте 70 лет, Леонид Иович Гайдай снял самостоятельно 15 фильмов. Ещё три фильма были сняты им в соавторстве с другими режиссёрами. Из этих 15 картин 7 фильмов вошли в
Золотую Тысячу, в том числе "Иван Васильевич меняет профессию", "
Операция Ы и другие приключения Шурика", "Бриллиантовая рука", "
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "
12 стульев", "Не может быть!", "Деловые люди". На основе этого показателя Леонид Гайдай включен в список
100 самых великих режиссёров мирового кино, составленный FilmGourmand'ом. В то же время практически все фильмы Гайдая оказались обойдёнными со стороны престижных кинофестивалей, как зарубежных, так и отечественных.
Иван Васильевич меняет профессию. 1973. Рейтинг фильма - 8,777; 217-е место в Золотой Тысяче. Лидер советского кинопроката 1973 года - 60,7 миллионов кинозрителей.
Шесть фильмов Леонида Гайдая становились лидерами советского кинопроката соответствующих лет, собирая в кинотеатрах по 60-70 миллионов кинозрителей. И, тем самым, обеспечивая колоссальный доход для государственного бюджета. Но несмотря на миллионы, заработанные фильмами Леонида Иовича Гайдая для государственного бюджета, самого его финансовый успех практически не коснулся. Всю жизнь он жил в одной и той же кооперативной квартире и имел одну и ту же машину «Жигули», на которой много лет ездила его жена, актриса Нина Гребешкова. И жена у него была одна - с 1953 года и до самой смерти Мастера. Она была крепостью его успеха, тихой помощницей, никогда не требовавшей больше, чем они имели.
Нина Гребешкова в фильме Леонида Гайдая "Не может быть!" 1975. Рейтинг фильма - 8,151; 535-е место в Золотой Тысяче. 2-е место в списке лидеров советского кинопроката 1975 года - 50,9 миллионов кинозрителей.