29 января 1958 года во Франции и в Турции на экраны кинотеатров вышел фильм "Лифт на эшафот". Фильм стал режиссёрским дебютом 25-летнего
Луи Маля.
Фильм поставлен по одноименному роману Ноэля Калефа, опубликованному в 1956 году. Ноэль (настоящее имя - Ниссим) Калеф родился в Болгарии и большую часть жизни провёл во Франции. Ноэль Калеф написал около 20 повестей и романов, в основном детективного жанра. Выступил автором сценариев 6 фильмов, но наибольшую славу получил как сценарист фильма "Лифт на эшафот".
Съемки фильма были осуществлены с 23 сентября по 15 ноября 1957 года.
Фильм "Лифт на эшафот" сыграл важную роль не только в жизни Луи Маля и Ноэля Калефа, но и в творческой карьере Жанны Моро. За 10 лет, предшествовавших фильму, Жанна Моро сыграла в 20 фильмах, но именно роль в фильме Луи Маля принесла ей мировую славу и реноме "Лицо французского кинематографа". Самое любопытное, что Маль запретил актрисе на время съемок пользоваться косметикой и снимал её в основном при естественном освещении, без использования дополнительных источников света.
Фильм "Лифт на эшафот" не принимал участия в сколько-нибудь престижных кинофестивалях и не удостоился кинонаград, возможно, по причине дебютантского статуса его режиссёра. Впрочем, зрители и кинокритики - современники картины оценили её довольно сдержанно. Во Франции в первый год демонстрации фильма его посмотрели 1,9 миллионов кинозрителей, или 4,3% населения страны. Кинокритики посвящали фильму в целом положительные рецензии, хотя и не без оговорок. Самых лестных эпитетов удостоились игра Жанны Моро и музыка Майлза Дэвиса.
Гораздо более высокие оценки фильм Луи Маля "Лифт на эшафот" получил от современных кинокритиков. Так, известный французский кинокритик Жерар Креспо в своей
рецензии от 2020 года отметил:
"Первый полнометражный художественный фильм Луи Маля... превратил первую попытку в удар гений. Фильм действительно появился как удар меча в пруду, тогда застойного, французского кино."
Обозреватель интернет-издания "Посткритицизм" Тарас Сасс свою хвалебную
рецензию от 2010 года завершил таким абзацем:
"Классика французского нуара, дебютный фильм Луи Маля, сверкающая своей игрой кинодива Жанна Моро, закрученный детективный сюжет и несравнимое музыкальное оформление от легенды джаза Майлза Дэвиса. Те аргументы, которыми вряд ли заманишь среднестатистического современного зрителя к просмотру этого черно-белого фильма, отметившего свой пятидесятилетний юбилей и копии которого давно окопались в коллекциях опытных киноманов. А ведь совершенно зря. Ведь, как бы эта фраза ни была затертой и банальной, так больше, увы, не снимают..."
Современные кинозрители, несмотря на то, что с момента выхода фильма на экраны, прошло не одно десятилетие, оценили его весьма высоко. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма по
версии FilmGourmand'а составил 7,9, что позволило картине занять 843-е место в
Золотой Тысяче.
Косвенным признанием достоинств дебютной картины Луи Маля можно считать тот факт, что даже такой прославленный мастер, как Станислав Говорухин, в 2012 году вдруг решил сотворить римейк этого фильма. И снял фильм "Weekend". Честно говоря, лучше бы он этого не делал: фильм, по
признаниям самого Говорухина, зрители попросту подняли на смех. Причём, как искушенные зрители - участники кинофестиваля "Кинотавр", так и рядовые зрители в обычных кинотеатрах.