14 января 1941 года в местечке Баском, штат Флорида, США, в семье кадрового армейского офицера Джона Макдауэла Данауэя и его жены Грейс Эйприл, домохозяйки, родилась дочь Дороти Фэй. Вскоре после высадки американских войск в Европе папа девочки погиб в боях против нацистской Германии. После окончания средней школы в 1958 году Дороти Фэй Данауэй поступила в Университет Флориды в Гейнсвилле, чтобы продолжить карьеру в сфере образования, но позже перешла в Школу изящных и прикладных искусств Бостонского университета.
Фэй Данауэй в фильме "Бонни и Клайд". 1967. Режиссёр Артур Пенн.
После получения степени бакалавра изящных искусств в 1962 году перед Дороти Фэй Данауэй встал выбор, которому завидовали бы многие: стипендия Фулбрайта в Лондонской академии музыки и драматического искусства или роль в бродвейской постановке «Человек на все времена» в качестве актрисы Американского национального театра и академии. Она выбрала второе и в течение трёх лет блистала на бродвейской сцене. Успехи на театральной сцене привели Фэй Данауэй на телевидение, где она в 1965 году снялась в нескольких сериалах. В 1966 году, узнав, что Артур Пенн снимает фильм "Погоня", Фэй Данауэй пыталась попасть на кастинг для этого фильма, но директор по кастингу счёл, что лицо Данауэй не киногенично, и не допустил начинающую актрису до проб и до интервью с Пенном.
Маленький большой человек. 1970. Режиссёр Артур Пенн.
Тем не менее, в 1967 году Фэй Данауэй сыграла второстепенные роли в двух фильмах: "Хэппенинг", в котором главную роль играл Энтони Куинн, и "Поторопи закат", где главные роли играли Майкл Кейн и Джейн Фонда, причем роль во втором из перечисленных фильмов принесла актрисе номинацию на премию Золотой Глобус - в категории "Восходящая звезда". А роль Фэй Данауэй в фильме "Хэппенинг" привлекла внимание всё того же Артура Пенна (от судьбы не уйдёшь!). Он сам пригласил актрису и дал прочитать ей роль Бонни Паркер для своего предстоящего фильма «Бонни и Клайд». Проба Фэй Данауэй Артуру Пенну понравилась, и он стал убеждать продюсера картины Уоррена Битти, одновременно и исполнителя второй заглавной роли, в том, что она лучше других подходит для этой роли. А убедить в этом Битти было довольно сложно, поскольку на роль Бонни Паркер претендовало огромное количество тогдашних звёзд американского кино, среди которых были, например, Джейн Фонда и
Натали Вуд.
Бонни и Клайд. 1967. Режиссёр Артур Пенн. Рейтинг фильма - 8,601, 283-е место в Золотой Тысяче. За роль в этом фильме Актриса получила премию Давид ди Донателло как Лучшая иностранная актриса.
Битти понравилось лицо предложенной Пенном актрисы, но ему показалось, что она излишне упитанна для роли девушки из бедной семьи периода Великой депрессии. И тогда Фэй Данауэй, поскольку до начала съемок оставалось совсем немного времени, села на голодную диету и за несколько недель похудела на 12 килограммов. Роль в фильме «Бонни и Клайд» принесла Фэй Данауэй номинации на премии Оскар и Золотой Глобус, а также реноме самой красивой актрисы американского кино, по крайней мере, 1967 года. Кроме того, эта роль послужила отправным пунктом для восхождения актрисы на кинематографический Олимп.
Китайский квартал. 1974. Режиссёр Роман Полански. Рейтинг фильма - 9,420, 95-е место в Золотой Тысяче.
Кинематографическая деятельность Фэй Данауэй отмечена 25-тью кинонаградами, среди которых Оскар, Золотой Глобус, британская премия БАФТА, две итальянских премии Давид ди Донателло и даже российский "Золотой Орёл". Впрочем, российская премия за вклад в мировое киноискусство вполне объяснима, поскольку советский кинозритель увидел эту Актрису ещё в далёком 1973-м году в фильме "Оклахома как она есть", а потом, во второй половине 70-х, в фильме «Три дня Кондора» Сидни Поллака. Увидел и полюбил.
Три дня Кондора. 1975. Режиссёр Сидни Поллак.
На сегодняшний день фильмография Фэй Данауэй насчитывает 74 роли в полнометражных художественных кинофильмах, не считая многочисленных ролей в телевизионных и короткометражных фильмах. 3 фильма из 74-х вошли в
Золотую Тысячу, в том числе "Бонни и Клайд" Артура Пенна, "Китайский квартал"
Романа Полански, "
Телесеть"
Сидни Люмета. Благодаря этому показателю и своей красоте и, как отмечают некоторые кинокритики, "агрессивной сексуальности", Фэй Данауэй включена в список
100 самых красивых и сексуальных Актрис мирового кино, составленный FilmGourmand'ом.
Телесеть. 1976. Режиссёр Сидни Люмет. Рейтинг фильма - 8,656, 265-е место в Золотой Тысяче. За роль в этом фильме Актриса получила премии Оскар, Золотой Глобус и Давид ди Донателло.
Её любви пытались добиться многие знаменитости, в том числе, известные сердцееды Роман Полански и Джек Николсон. Однако, в своих исканиях они потерпели фиаско. Зато в 1968 году у Актрисы во время съёмок фильма "Влюблённые", режиссёром которого был
Витторио Де Сика, начался роман с Марчелло Мастроянни. Роман продолжался более двух лет, но...Мастроянни, убеждённый католик, не решился оставить жену. Хотя к тому времени они уже, из-за многочисленных любовных похождений итальянской кинозвезды, с женой жили раздельно. Данауэй устала ждать и ушла от Мастроянни. Несмотря на то, что
Федерико Феллини и даже 20-летняя дочь Мастроянни Барбара уговаривали её не делать этого.
Китайский квартал. 1974. Режиссёр Роман Полански.
Впоследствии в своих мемуарах 1995 года Фэй Данауэй вспоминала:
"Бывают дни, когда я оглядываюсь на те годы с Марчелло и испытываю моменты искреннего сожаления. Есть одна часть меня, которая думает, что если бы мы поженились, мы бы до сих пор ещё были женаты. Одна из наших фантазий - состариться вместе. Он хотел, что бы мы были как Спенсер Трейси и
Кэтрин Хепберн, которые свою любовь держали в секрете всю жизнь." - Looking for Gatsby: my life. Simon and Schuster, 1997
А Мастроянни в 1987 году в
интервью репортеру журнала People, признался:
«Она (Фэй Данауэй - FG) была женщиной, которую я любил больше всего. Я всегда буду сожалеть о том, что потерял ее. Я был с ней единым целым, и это было впервые в моей жизни".
Маленький большой человек. 1970. Режиссёр Артур Пенн.
По сложившейся традиции, в честь дня рождения Актрисы хочу напомнить поклонникам её творчества кадры из лучших фильмов с её участием.
Телесеть. 1976. Режиссёр Сидни Люмет.