День рождения Похитителей велосипедов

Nov 24, 2022 20:55


24 ноября 1948 года на экраны итальянских кинотеатров вышел фильм "Похитители велосипедов". Режиссёр - Витторио Де Сика. Чуть ранее, 21 ноября, премьера этого фильма прошла в Риме.





Сценарий фильма был написан группой сценаристов во главе с Чезаре Дзаваттини ("Умберто Д."), состоявшим на тот момент в Итальянской коммунистической партии. Основой сценария послужил одноименный роман малоизвестного в то время писателя Луиджи Бартолини.



Ни одна итальянская кинокомпания не захотела финансировать съемки фильма по этому сценарию. Витторио Де Сика вынужден был собирать деньги на реализацию этого проекта по своим друзьям. Удалось собрать 133 тысячи долларов (эквивалентно примерно полутора миллионам долларов сегодня). В связи с этим на главные роли были приглашены непрофессиональные актёры. Исполнитель главной роли - Ламберто Маджорани - был простым токарем на фабрике, а его жену играла журналистка.



Впрочем, приглашение на роли в фильме непрофессиональных актёров было продиктовано не только скудостью бюджета. Например, американский кинопродюсер Дэвид Селзник предлагал на главную мужскую роль Кэри Гранта, обещая взять на себя расходы по оплате его гонорара. Но для Де Сики принципиально важным было привлечение именно непрофессионалов. Правда, для озвучания диалогов главного героя Де Сика всё-таки привлёк профессионального актёра, в чём Лукино Висконти усмотрел нарушение принципов неореализма и критиковал за это Де Сику.



Но не только Висконти критиковал фильм. Даже сам автор романа - Луиджи Бартолини - был очень недоволен фильмом, обвиняя авторов фильма в том, что они извратили дух его романа, поскольку главный герой в книге - интеллигент, представляющий средний класс, а не рабочий.



Были и другие критические замечания в адрес картины. Так, некоторые итальянские критики называли фильм "марксистской притчей", в которой в неприглядном свете изображён итальянский народ. А критики левых взглядов, напротив, отмечали, что фильм "слишком чаплинский", и ему не хватает социальной критичности по отношению к буржуазному обществу. Но всё же подавляющее большинство зрителей и специалистов восторженно восприняло фильм. Иногда "Похитителей велосипедов" называют вершиной если и не всего итальянского кинематографа, то уж как минимум, такого направления, как итальянский неореализм.



В своей рецензии на этот фильм, написанной в 1999 году, то есть более полувека спустя после выхода фильма на экраны, Роджер Эберт, оценивший фильм 4-мя звездами из 4-х возможных и включивший его в свой список "Великих Фильмов", писал:

"Фильм "Похитители велосипедов" настолько прочно зарекомендовал себя как официальный шедевр, что и через много лет осознаешь, что он по-прежнему обладает силой и свежестью. Получивший в 1949 году почетный "Оскар", по праву признанный одним из величайших фильмов всех времен, почитаемый как один из краеугольных камней итальянского неореализма, это очень простой и в то же время мощный фильм о человеке, которому просто нужна работа."



Выдающийся советский кинорежиссёр Марлен Хуциев вспоминал:

"Мы с моим другом Феликсом Миронером зашли на дневной сеанс в кинотеатр на Лосиноостровской (в Лосинке мы жили в общежитии). На афише значилось: «Похитители велосипедов». Из зала мы вышли потрясенные. Картина произвела оглушительное впечатление. Что мы знали об этой, чужой для нас стране? Что итальянцы были нашими врагами, фашистами, что у них был дуче, что они вели войну в Абиссинии. А в этом фильме увидели обыкновенных людей, которые бедствуют, ищут работу, любят, надеются."



Фильм получил 18 кинонаград, в том числе самые престижные: Оскар, Золотой Глобус, БАФТА, датский BODIL, специальный приз жюри международного кинофестиваля в Локарно.



Фильм вполне окупился в прокате, поскольку только за первый год демонстрации только в США кассовые сборы троекратно превысили затраты на его производство. 74% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому шедевру Витторио Де Сика оценки 8 и выше. С учетом всех выше перечисленных показателей успеха рейтинг фильма Витторио Де Сика "Похитители велосипедов", согласно Методологии FilmGourmand'а, составил 10,150, благодаря чему он занял 38-е место в Золотой Тысяче.



безработица, итальянское кино, шедевры мирового кино, итальянский неореализм, кино

Previous post Next post
Up