6 сентября 1960 года на Венецианском международном кинофестивале состоялась премьера фильма
Лукино Висконти "Рокко и его братья".
В создании сценария фильма принимали участие сам Лукино Висконти, Сузо Чекки д'Амико, с которой Висконти создал сценарии трех предыдущих картин, и также знаменитый итальянский писатель Васко Пратолини. Сценарий был навеян тремя произведениями: рассказом Джованни Тестори "Мост Гизольфа", опубликованный в 1958 году, библейская история об Иосифе и его братьях, а также роман "Идиот" Федора Достоевского, творчеством которого Висконти проникся в процессе работы над предыдущим фильмом - "Белые ночи" (1957).
Съемки фильма производились весной 1960 года и сопровождались большими трудностями. Власти, которые сочли сценарий фильма аморальным и изобилующим сценами насилия, создавали препятствия для съемок в наиболее предпочтительных с точки зрения Висконти местах, из-за чего регулярно приходилось менять место дислокации съемочной группы. Когда фильм, несмотря на все сложности, был всё-таки завершён, цензура потребовала удаления из фильма 4 сцен, имевших, по мнению создателей картины, ключевое значение, но, по мнению цензоров, содержавших непристойности. Продюсеру картины, Гоффредо Ломбардо, пришлось пойти на компромисс и вырезать из фильма 2 сцены, а две других затемнить.
Еще одна проблема возникла, когда первоначальное имя вымышленной семьи в фильме, Пафунди, стало известно некоему высокопоставленному служителю Фемиды, который тоже носил эту фамилию. До него дошли слухи, что только что отснятый фильм содержит всякую гадость, и он заявил, что если фильм запятнает позором его фамилию по выходу на экраны кинотеатров, он засудит создателей картины. Пришлось повторно проводить озвучание, чтобы вместо "Пафунди" в фильме звучало "Паронди". Кроме того, пришлось спешно менять рекламные плакаты, на которых фигурировала фамилия Пафунди.
На Венецианском международном кинофестивале фильм Лукино Висконти "Рокко и его братья" был номинирован на главную премию фестиваля - Золотого Льва. Но жюри кинофестиваля под председательством французского сценариста Марселя Ашара отдало предпочтение французской же картине "Переход через Рейн". Не будем кидать камни в огород этого французского деятеля кино и театра, поскольку за два года до этого он возглавлял жюри Каннского кинофестиваля, которое присудило победу фильму Михаила Калатозова "Летят журавли". Кроме того, фильм Лукино Висконти без награды этого фестиваля не остался: ему был присуждён Специальный приз жюри. Кстати, в состав жюри Венецианского кинофестиваля 1960-го года входил и великий советский кинорежиссёр
Сергей Бондарчук.
Фильм Лукино Висконти "Рокко и его братья" оказался не единственным номинантом на Золотого Льва, впоследствии признанным шедевром мирового кинематографа, но оставшимся без главной премии фестиваля. В таком же положении оказались ещё, как минимум, два фильма: американский фильм "
Квартира" Билли Уайлдера и японская картина "Удел человеческий"
Масаки Кобаяси. Но японский фильм тоже был удостоен премии Пасинетти.
В следующем, 1961-м, году фильм "Рокко и его братья" был удостоен итальянской премии Давид ди Донателло (в паре с фильмом Луиджи Коменчини "Все по домам"). А в 1962-м году фильм Лукино Висконти получил датскую кинопремию Бодиль в номинации Лучший европейский фильм.
В 1962-м году фильм "Рокко и его братья" был номинирован на британскую кинопремию БАФТА в категории Лучший фильм любого происхождения. Но Британская киноакадемия решила присудить свою премию советскому фильму "
Баллада о солдате" Григория Чухрая и американской картине "
Бильярдист" Роберта Россена. Компанию относительных "неудачников" фильму Лукино Висконти составили американский фильм "
Нюрнбергский процесс"
Стэнли Крамера, французский фильм "
Дыра" Жака Беккера, индийская картина "Мир Апу"
Сатьяджита Рая и другие.
Большинство кинокритиков, хотя, далеко не все, оценили фильм весьма восторженно. Даже вечно брюзгливый и ехидный кинокритик Босли Кроузер из The New York Times, буквально снизошёл до высокой оценки, поставив фильм Висконти в один ряд с американской картиной "Гроздья гнева" Джона Форда, а также с великими греческими трагедиями, и
назвав его "прекрасной итальянской картиной, справедливо и заслуженно увенчанной многочисленными лавровыми венками".
Но роль Босли Кроузера приняла на себя Полин Кейл, известный американский кинокритик, написавшая в своей
рецензии: "Странная масштабная эпопея Лукино Висконти 1960 года - это яркая мелодрама ... больше похожая на пустую, зрелищную версию американских фильмов тридцатых годов, но только персонажи далеко не такие яркие и индивидуальные, какими были герои фильмов студии Уорнерс". Вполне вероятно, что такая уничижительная оценка киношедевра Висконти обусловлена тем, что критикесса поленилась раздобыть полную версию фильма и ограничилась просмотром кастрированной американской версии. Американская цензура, перед выходом картины на американский экран, вырезала из неё ещё полчаса экранного времени.
В Советском Союзе фильм Лукино Висконти "Рокко и его братья" вышел на экраны кинотеатров в 1962 году. Трудно сказать, в каком виде вышел этот фильм, но, судя по тому, что демонстрировался он под грифом "Дети до 16 лет не допускаются", каких-то серьёзных купюр сделано не было. Вследствие возрастных ограничений в 60-е годы я этот фильм посмотреть не мог. Но к счастью для любителей настоящего кино исходный негатив картины полностью сохранился, и после показа её на Каннском кинофестивале 2015 года была выпущена отреставрированная версия на DVD, имеющая полную 177-минутную длину.
Признанный гуру американской кинокритики Роджер Эберт включил этот фильм в свой список "Великих фильмов" и в заключении своей
рецензии написал: "Просмотр фильма «Рокко и его братья» просто ошеломляет. Так много всего происходит, с такой интенсивностью и сложностью, с таким потоком эмоций, что может показаться, что смотришь оперу. Как и во многих операх, в нем слишком много мелодрамы за слишком короткое время. Это может быть утомительно, но может и воодушевлять."
Мартин Скорсезе включил этот фильм в свой список «35 иностранных фильмах, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть», а
Фрэнсис Форд Коппола назвал "Рокко и его братьев" источником вдохновения для его «
Крестного отца».
В Италии в первый год демонстрации фильм "Рокко и его братья" посмотрели свыше 10 миллионов кинозрителей, или более 20% населения. Благодаря чему фильм занял третье место в итальянском кинопрокате 1960-го года. Оценка фильма современными кинозрителями может быть охарактеризована следующими цифрами: 74% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. При этом 23% пользователей поставили фильму "десятку".
С учетом сказанного рейтинг фильма "Рокко и его братья" по
версии FilmGourmand'а составил 9,227, что позволило ему занять 120-е место в
Золотой Тысяче.