27 июня 1951 года в ограниченный прокат, а 30 июня в широкий прокат в США и Канаде вышел фильм
Альфреда Хичкока "Незнакомцы в поезде", жанровую принадлежность которого чаще всего определяют как нуарный триллер.
Литературной основой сценария фильма послужил одноимённый дебютный роман Патриции Хайсмит. Следует отдать должное режиссёрскому чутью Хичкока, который буквально сразу после публикации романа захотел приобрести права на его экранизацию. Но, дабы не создавать ажиотаж и взвинчивать цену, сделал это анонимно, через подставных лиц. Сделка обошлась ему в 7,5 тысяч долларов (эквивалент нынешних 81,5 тысяч долларов). В итоге права на экранизацию составили совершенно незначительную часть в бюджете картины, который составил 1,6 миллионов долларов (или 17,4 миллионов долларов нынешних).
Однако, Патриция Хайсмит тоже извлекла свою выгоду из этой сделки. Благодаря экранизации её романа, который не снискал особой популярности у читателей, она моментально стала популярной. Последующие её произведения пользовались уже гораздо большей популярностью, чем дебютный роман. Причём, как у простых читателей, так и у кинематографистов. На сегодняшний день известны 16 экранизаций произведений Патриции Хайсмит. Чаще всего были экранизированы романы о мистере Рипли, и наиболее удачной экранизацией, пожалуй, был фильм Рене Клемана "На ярком солнце" (1959) с Аленом Делоном в главной роли.
Но этот успех к писательнице, которая страдала алкоголизмом и кучей связанных с ним болезней, а также обладала нелюдимым, если не сказать, человеконенавистническим характером, пришёл гораздо позже. А до того над её книгой пришлось основательно потрудиться самому Хичкоку. Прежде всего, он замыслил основательно переработать сюжет книги. При этом он понимал, что мало кому известное имя сценариста, указанное в титрах картины, вряд ли привлечёт желаемое количество зрителей. Поэтому он поочередно предлагал роль сценариста своего будущего фильма целому ряду известных писателей, но все по разным причинам отказались. Наконец, "снизошёл" до переработки произведения малоизвестной писательницы популярный автор "крутых детективов" Раймонд Чандлер, за 7 лет до этого удостоившийся номинации на Оскар за сценарий фильма Билли Уайлдера "
Двойная страховка".
Безусловно, имя Раймонда Чандлера в титрах, как понимал Хичкок, способствовало бы кассовому успеху фильма. Но ведь нужен был ещё и качественный сценарий. А вот уверенности, что Чандлер, к тому времени многократно замеченный в беспробудном пьянстве, сможет обеспечить сценарий требуемого уровня, у Хичкока не было. Поэтому он обратился к своему приятелю Бену Хекту, который в своё время принимал активное участие в работе над сценарием "
Унесённых ветром" (но из-за своего еврейского происхождения не был упомянут в титрах к этому фильму). Но Хект в тот момент был занят другим проектом. Поэтому поручил своему "подмастерью" Ченци Ормонде выполнить просьбу Хичкока. Что тот и сделал. Правда, в титрах к фильму всё-таки первым было указано имя Раймонда Чандлера, и только вторым - Ченци Ормонде.
Сценарий к фильму "Незнакомцы в поезде" стал последним сценарием полнометражного художественного фильма, над которым работал Чандлер. Через несколько лет он скончался, пребывая в глубокой депрессии из-за смерти любимой жены. Непосредственной причиной смерти стала смесь, то ли случайная, то ли намеренная, большой дозы транквилизаторов с ещё большей дозой алкоголя.
Фильм Альфреда Хичкока "Незнакомцы в поезде" практически не участвовал в каких-либо фестивалях. На премию Оскар был номинирован только в одной номинации - Лучшая операторская работа, но и ту не выиграл. Но от критиков фильм получил исключительно восторженные отзывы. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих Фильмов". В своей
рецензии на фильм он назвал его "первоклассным триллером с временами странными мелочами..., и его привлекательность, вероятно, заключается в сочетании гениального сюжета с вкрадчивой жуткостью".
Из числа наиболее авторитетных профессиональных кинокритиков, пожалуй, только Босли Кроузер из The New York Times нашёл, к чему придраться. В его
рецензии можно встретить немало упрёков в адрес фильма, типа того, что "основная предпосылка страха, вызванного угрозой, ... настолько совершенно неубедительна, что история просто не выдерживает критики", или "что в этом фильме есть несколько неточностей, которые могут вызвать у некоторых знающих наблюдателей значительную скептическую паузу - например, пурист может задаться вопросом, как звезда тенниса могла мчаться вокруг Вашингтона половину ночи, а на следующий день выиграть три изнурительных сета в турнире Форест-Хиллз." Ну, и тому подобное.
В Советском Союзе фильм Альфреда Хичкока "Незнакомцы в поезде" не демонстрировался. Но российские кинокритики оценили фильм весьма высоко. Например, один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев поставил фильму 9,5 баллов из 10 возможных и отметил в своей
рецензии, что "Незнакомцы в поезде" - "Одна из классических, выдающихся картин Альфреда Хичкока, которая оказала немалое влияние на кинематографистов разных стран."
Современный кинозритель оценил фильм Альфреда Хичкока "Незнакомцы в поезде" не менее высоко, чем зрители 70-летней давности. 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Альфреда Хичкока "Незнакомцы в поезде" по
версии FilmGourmand'а составил 7,964, благодаря чему он занял 769-е место в
Золотой Тысяче.