45-летие Звёздных войн

May 25, 2022 22:24


25 мая 1977 года на экраны 32-х кинотеатров США вышел фильм Джорджа Лукаса "Звёздные войны". Ни единого постера (рекламного плаката) к моменту выхода фильма на экраны выпущено не было.





Джордж Лукас задумал снять фантастический фильм ещё в 1973 году, когда он работал над картиной "Американские граффити". Точнее, он хотел создать "космическую оперу". В 1974 году он начал писать сценарий своей будущей космической оперы. Трудно сказать, было ли ли осознанным действием или просто следствием полученных впечатлений, но в сценарии, а впоследствии и в самом фильме многие обнаружили сюжетные лини, образы, идеи, содержавшиеся в ряде более ранних произведений других авторов. Например, американского фантастического телесериала середины 30-х годов "Флэш Гордон", романа Фрэнка Герберта "Дюна", фильма Акиры Куросавы "Три негодяя в скрытой крепости" (1958) и даже эпической саги  Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец». Фрэнк Герберт даже намеревался подать в суд на Лукаса и позже вспоминал, что Дэвид Линч во процессе работы над экранизацией романа "Дюна" жаловался ему на то, как много взял Лукас из романа для своих "Звёздных войн".



Первой кинокомпанией, куда Лукас отправил свой сценарий, была незадолго до того созданная The Directors Company, основателями которой были Фрэнсис Форд Коппола, Уильям Фридкин (" Французский связной") и Питер Богданович ("Последний киносеанс", "Бумажная луна"). Вместе со сценарием Лукас представил заявку на бюджет в 9 миллионов долларов. Однако, кинокомпания The Directors Company в силу своей молодости не могла выделить более 3,5 миллионов долларов и потому отказала Лукасу, даже несмотря на его дружбу с Копполой. Точно так же Джордж Лукас получил отказ от Universal Pictures, United Artists и Disney.



А тогдашнему президенту кинокомпании Twentieth Century Fox Алану Лэдду сценарий понравился, и фильму был дан "зелёный свет": выделен бюджет в 8,25 миллионов долларов. И это несмотря на то, что проведённое кинокомпанией маркетинговое исследование показало, что потенциальные кинозрители мало или совсем не интересуются научно-фантастическими фильмами, что синопсис сценария вызвал интерес лишь у мужской части аудитории в возрасте до 25 лет. Более того, сильную неприязнь вызывало название, поскольку слово «войны» имело негативный оттенок для большей части широкой публики, вызывая неприятные ассоциации с незадолго до того завершившейся войной во Вьетнаме. Но, видимо, в творчестве, в искусстве зачастую чутье имеет большее значение, чем научный подход. Алан Лэдд был настолько уверен в успехе картины, что нисколько не возражал против увеличения первоначального бюджета, когда производственные проблемы, главным образом, связанные со спецэффектами, вынудили студию увеличить бюджет до 11 миллионов долларов. Возможно, что Алан Лэдд оставлся под впечатлением успеха предыдущего фильма Лукаса - "Американские граффити", который при бюджете в 777 тысяч долларов в прокате собрал 115 миллионов долларов.



Перед выпуском картины на экран Джордж Лукас показал рабочую версию группе своих друзей-кинорежиссеров. Мнение большинства присутствовавших на просмотре обобщил и сформулировал Брайан Де Пальма, назвавший увиденное «худшим фильмом всех времен». Почти все, в том числе и сам Лукас, посчитали, что фильм провалится в прокате. Единственным, кто не согласился с этой общей точкой зрения, был Стивен Спилберг, который предсказал, что фильм станет «самым большим фильмом всех времен» и принесет миллионы долларов. Лукас позже вспоминал, что все присутствовавшие на просмотре посмотрели на Спилберга и подумали: «Бедный Стивен».



То, что Лукас вовсе не кокетничал, когда высказывал предположение о неудаче в прокате своего детища, подтверждается следующим фактом. В том же 1977 году Стивен Спилберг завершал работу над фильмом "Близкие контакты третьей степени". Лукас побывал на съемочной площадке этого фильма, после чего выразил уверенность, что фильм Спилберга многократно превзойдёт "Звездные войны" по кассовым сборам. Стивен Спилберг не согласился и выразил уверенность, что «Звездные войны» Лукаса станут бОльшим хитом. Тогда Лукас предложил заключить джентльменский договор (поскольку они были близкими друзьями по университету), обменявшись двумя с половиной процентами прибыли от фильмов друг друга. Спилберг согласился на сделку, и он по-прежнему получает два с половиной процента прибыли от этого фильма (так же, как и Лукас получает столько же от «Близких контактов»). Уверенность Лукаса в провале "Звёздных войн" проявилась ещё и в том, что в день премьеры они со Спилбергом уехали на Гавайи развлекаться, где в ходе своих развлечений совместно родили идею фильма « Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега".



Необходимо отметить, что некоторые основания предполагать провала "Звёздных войн" в прокате у Лукаса имелись: когда Twentieth Century Fox попыталась распространить этот фильм в США, лишь 32 кинотеатра по всей стране согласились его показывать. И тогда Алан Лэдд пригрозил, что любой кинотеатр, который откажется показывать этот фильм, не получит права на показ потенциального блокбастера - эротического триллера «Другая сторона полуночи» по книге сверхпопулярного Сидни Шелдона. Кстати, Алан Лэдд был настолько уверен в успехе "Звёздных войн", что решил не тратиться на дополнительные усилия по рекламе фильма, почему, как было отмечено выше, ни единого постера к премьере фильма выпущено не было. Но действительность превзошла ожидания всех, возможно, и того же Алана Лэдда. Фильм в первый год в США посмотрели 178 миллионов кинозрителей, или 81% населения, и это позволило собрать в прокате более 300 миллионов долларов. За пределами США фильм собрал ещё около 200 миллионов долларов, а с учетом повторных выпусков картины кассовый сбор составил более 775 миллионов долларов.



Если финансовый успех фильма Джорджа Лукаса иначе, как головокружительным назвать сложно, то о серьёзном фестивальном успехе этой картины говорить сложно. Нет, по количеству кинонаград фильм вполне преуспел. Но качество этих призов довольно специфическое. Судите сами. В сентябре 1977 года фильм был представлен на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, Испания. Несмотря на беспрецедентную рекламу этой картины жюри этого кинофестиваля под председательством знаменитого актёра Малкольма Макдауэлла отдало предпочтение фильму Никиты Михалкова " Неоконченная пьеса для механического пианино".



В начале 1978 года фильм Джорджа Лукаса получил 4 номинации на американскую премию Золотой Глобус, выиграл одну из них - за музыку (Джон Уильямс), а в важнейших категориях - Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр драматического фильма - "Звёздные войны" и Джордж Лукас проиграли фильму "Поворотный пункт" и его режиссёру Херберту Россу. Чуть позже фильм получил 11 номинаций на премию Оскар и победил в 6 из них, но все эти номинации были второстепенными, техническими. А в важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - члены Американской киноакадемии отдали предпочтение картине " Энни Холл" и её режиссёру Вуди Аллену.



Фестивальные достижения "Звёздных войн" за пределами США характеризуются следующими данными. В 1979 году фильм получил 6 номинаций на премию БАФТА и выиграл две из них, но опять же - за Музыку и за Звук. А важнейшей номинации Лучший фильм Британские киноакадемики  отдали предпочтение картине Фреда Циннемана "Джулия". В том же 1979 году фильм Джорджа Лукаса претендовал на премию Японской киноакадемии, но и Японские киноакадемики отдали предпочтение другой картине, а именно фильму Лукино Висконти "Семейный портрет в интерьере".



Оценки фильма Джорджа Лукаса "Звёздные войны" со стороны кинокритиков также нельзя назвать совершенно однозначными. Конечно, подавляющее большинство кинокритиков посвятило фильму хвалебные рецензии. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму целых две рецензии: в 1977 и в 1999 годах. В обеих он оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов". Но в то же время весьма авторитетный американский кинокритик Полин Кель написала в своей рецензии: "громкость, торопливое редактирование, неустанный темп выбрасывают из головы все мысли; для юной аудитории «Звездные войны» - это все равно, что получить коробку сладкого поп-корна с массой сюрпризов...это фильм, который совершенно не интересуется чем-либо, что не связано с массовой аудиторией. В картине нет передышки, нет лирики; единственная попытка красоты - в двойном закате...картина синтезирована из мифологии сериалов и старых комиксов."



Авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев в своей рецензии отметил: "эта фантастическая сказка стала увлекательным зрелищем для семейного просмотра и для зрителей любого интеллектуального уровня. Каждый найдёт в ней своё, наиболее ему интересное. Детей радует сама сказка, подростков и молодёжь привлекает фантастика, техника высочайшего разряда, замечательные спецэффекты."  Примечательно, что Сергей Валентинович ни словом не обмолвился о том, как относится к фильму аудитория зрелого возраста.



В советских кинотеатрах фильм Джорджа Лукаса "Звёздные войны" появился незадолго до коллапса Советского Союза - в мае 1991 года. Но само словосочетание "звёздные войны" на протяжении нескольких лет буквально не сходило с первых полос газет и с уст теле- и радиожурналистов. Дело в том, что в марте 1983 года президент США Рональд Рейган предложил масштабную, технологически сложную оборонительную систему, которая предназначалась для защиты страны от ядерных атак путем перехвата межконтинентальных баллистических ракет с использованием лазерных боевых станций, базирующихся как на Земле, так и в космосе. Официальное название этого проекта было «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), но, учитывая, что многие аспекты этого предложения ранее были известны публике только из научной фантастики, его быстро окрестили «Звездными войнами» по аналогии с названием фильма Джорджа Лукаса.



Как только летом 1991 года фильм "Звездные войны" появился на экране соседнего кинотеатра, я подхватил свою 7-летнюю дочь и отправился его смотреть. Мне было интересно, что за фильм составлял конкуренцию в 1977 году в Сан-Себастьяне моему любимому фильму Никиты Михалкова. Посмотрев фильм, я пришёл к выводу, что жюри под председательством Малкольма Макдауэлла приняло абсолютно верное решение. А моя дочь была в полном восторге. И от фильма в целом и, в особенности, от R2-D2. Правда, последующие фильмы цикла о "Звёздных войнах" оставили её совершенно равнодушной. Видимо, вышла из надлежащего возраста.



Любопытно, что если в СССР и позже в России основной аудиторией картины "Звёздные войны" были дети и подростки, то в Германии, напротив, первоначально фильм шёл под грифом "Для взрослых". Во многом это было обусловлено тем,  что изображения и терминология, относящиеся к вооруженным силам Империи и ее лидерам, воспринимались как аналогии нацистской Германии. Не знаю, какие аналогии вызвал фильм у китайской цензуры, но доступ на экраны китайских кинотеатров он получил только в 2016 году.



Об оценке фильма Джорджа Лукаса "Звёздные войны" современными кинозрителями говорят следующие цифры: 78% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 31% пользователей поставили фильму высшую оценку - "десятку". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Джорджа Лукаса "Звёздные войны" по версии FilmGourmand'а составил 8,764, благодаря чему он занял 227-е место в Золотой Тысяче.



американское кино, шедевры мирового кино, фантастика, блокбастер, кино

Previous post Next post
Up