17 апреля 1952 года на экраны кинотеатров Японии вышел фильм "Жизнь куртизанки Охару" режиссёра Кэндзи Мидзогути.
В основу сюжета фильма Кэндзи Мидзогути положено произведение японского мастера эротического рассказа Ихары Сайкаку "Жизнь любвеобильной женщины". Эта повесть увидела свет в 1686 году. Изменение названия фильма по сравнению с литературным источником имеет свое объяснение. Если в повести Сайкаку поэтапное падение придворной дамы из аристократического общества сначала до наложницы, типа суррогатной матери, для знатного самурая, нуждающегося в наследнике, затем до куртизанки и, наконец, до уличной проститутки, происходило вследствие необузданной страсти к сексу, то в фильме Мидзогути в качестве причин этого падения показываются общественные устои в целом и социальные условия жизни женщины, в частности, в феодальной Японии. Впрочем, зная
биографию Мидзогути, можно понять основания для такой интерпретации повести Сайкаку.
В отличие от многих других шедевров японского кинематографа фильм Кэндзи Мидзогути "Жизнь куртизанки Охару" попал на экраны советских кинотеатров, под названием «Жизнь без счастья». Правда, только в 1963 году - через 11 лет после премьеры в Японии. Впрочем, до кинотеатров США этот фильм добрался ещё позже - в 1964 году.
Кинообозреватель The New York Times Абрахам Вейлер буквально на следующий день после американской премьеры фильма посвятил ему высокомерно-снисходительную
рецензию, в которой отметил:
"Как воспоминание об обществе знати, которое не обращало внимания на свои низшие касты, фильм предлагает острую, хотя и банальную точку зрения. Но основная история, медленно разворачивающаяся с величественной торжественностью виньеток на шелковых ширмах, очевидна и слезлива, как мыльная опера....В качестве традиционной закуски, «Охару», несомненно, является типично японским блюдом, но для западного вкуса оно кажется слишком специфическим и экзотическим."
Почти полвека спустя, в 2012 году, гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм "Жизнь куртизанки Охару" Кэндзи Мидзогути максимальными в его системе 4-мя звездами и включил его в свой список "Великих фильмов". В
рецензии на фильм он отметил:
"Вот самый грустный фильм, который я когда-либо видел о жизни женщины. ... Выставляться в качестве морального зрелища - жестокая судьба для женщины, с которой почти каждый день в ее жизни обращались безнравственно, и которая всегда вела себя настолько нравственно, насколько это было в ее силах."
В августе 1952 года фильм Кэндзи Мидзогути "Жизнь куртизанки Охару" участвовал в Венецианском международном кинофестивале, где был номинирован на главную премию - Золотого Льва. На мой взгляд, в программе того фестиваля было два фильма, достойных главного приза - картина Мидзогути и шедевр Рене Клемана "
Запрещённые игры". Жюри кинофестиваля под председательством итальянского кинокритика Марио Громо отдало предпочтение французской картине, и, наверное, совершенно справедливо. Но одна из наград фестиваля, так называемая Международная премия, всё же была присуждена фильму Мидзогути.
За прошедшие с момента создания фильма семь десятилетий его притягательность для рядовых кинозрителей не только не уменьшилась, но, пожалуй, даже возросла. 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Кэндзи Мидзогути "Жизнь куртизанки Охару" по
версии FilmGourmand'а составил 8,006, что позволило ему занять 700-е место в
Золотой Тысяче.