Годовщина Клео от 5 до 7

Apr 11, 2022 20:20


11 апреля 1962 года, 60 лет назад, на экраны французских кинотеатров вышел фильм Аньес Варда "Клео от 5 до 7". Этот фильм стал вторым полнометражным фильмом в творческой биографии 34-летней к тому времени представительницы французской "Новой волны" Аньес Варда. Она же выступила и автором сценария этой картины, в стиле документального кино описывающей полтора часа из жизни молодой певицы, которая ожидает результатов обследования по поводу подозрения на онкологическое заболевание.





Через месяц после премьеры фильм был представлен на Каннском международном кинофестивале, где получил номинацию на главную премию - Золотую Пальмовую Ветвь. Премию эту фильм Аньес Варда не получил - она, решением жюри под председательством японского поэта и дипломата Тецуро Фурукаки была присуждена бразильскому фильму "Обет (Исполнитель обета)" режиссёра Ансельмо Дуарте. Но фильм Аньес Варда оказался в более чем достойной компании "относительных неудачников", куда, в частности, вошли итальянские фильмы " Развод по-итальянски" Пьетро Джерми и "Затмение" Микеланджело Антониони, советская картина " Когда деревья были большими" режиссёра Льва Кулиджанова, американский фильм "Долгий день уходит в ночь" Сидни Люмета и другие.



Других фестивальных успехов у картины Аньес Варда не было, и это с горечью отметил в своей рецензии весьма авторитетный американский кинокритик Джонатан Розенбаум, специализирующийся на фильмах, которые принято относить к артхаусу:

"Красиво снятый и срежиссированный, этот фильм представляет собой незабываемую капсулу времени Парижа, и поклонники Мишеля Леграна не захотят пропустить шикарную сцену, в которой он навещает героиню и репетирует с ней. Приближение реального времени в фильме именно такое - общая продолжительность составляет 90 минут - но, тем не менее, инновационное и захватывающее. Недооцененный, когда он вышел, и несправедливо забытый с тех пор, это не только главный фильм французской Новой волны, снятый женщиной, но и ключевая работа того захватывающего периода - трогательная, лирическая и таинственная."



Розенбаум был не единственным кинокритиком, высоко оценившим картину Аньес Варда. По оценкам сайта rottentomatoes.com 92% отзывов на фильм имеют позитивный характер. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму максимальные 4 звезды и включил его в свой список "Великих фильмов".



Однако, вечно брюзгливый кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер не стал вплетать свой голос в хор позитивных характеристик фильма. В своей рецензии он не преминул, по своему обыкновению, подпустить несколько шпилек в адрес картины Аньес Варда:

"Объективно его (фильм "Клео от 5 до 7" - FG) можно было бы назвать хорошим примером блестящих приемов французской «новой волны»....фильм с самого начала указывает на то, что это будет предмет мимолетных настроений, случайная иллюстрация бродячих и хрупких тревог поверхностной девушки....Но... мадемуазель Варда настолько поглощена своими трюками с камерой, как в той сцене в шляпном магазине или во время просмотра этой короткометражной комедии, что основная концентрация на героине пренебрегается и интерес теряется. Характер становится второстепенным по отношению к методам, с помощью которых он объясняется. Также Коринн Маршан, актриса, играющая центральную роль, крупная, грузная блондинка с эмалированным и вообще невыразительным лицом. Все, что она передает, - это тупость механически мотивированной девушки, что, конечно, заставляет человека быть таким странным в отношении скрытой угрозы ее гибели."



Тем не менее, в списке 100 лучших фильмов мирового кинематографа, созданных женщинами-режиссёрами, составленном британской компанией BBC, фильм Аньес Варда "Клео от 5 до 7" занял второе место, уступив только картине " Пианино" Джейн Кэмпион.



Вышеупомянутый Джонатан Розенбаум не случайно отметил в своей рецензии недооценённость картины Аньес Варда. Действительно, в самой Франции в первый год демонстрации этого фильма его посмотрели 7,4 тысячи кинозрителей. В США фильм собрал всего 1886 долларов. В Советском Союзе фильм вообще не демонстрировался, что, в общем-то, не является чем-то выбивающимся из правил.



Но современный кинозритель, по прошествии нескольких десятилетий после выхода на экраны, оценил фильм "Клео от 5 до 7" довольно высоко. 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Аньес Варда "Клео от 5 до 7" по версии FilmGourmand'а составил 7,873, благодаря чему он вошёл в Золотую Тысячу, в которой занял 887-ю строчку.



французская новая волна, Кино, каннский кинофестиваль, французское кино, рейтинги фильмов

Previous post Next post
Up