Личность и биология.

Apr 20, 2014 16:34

 .
    Достаточно часто при общении на тему GNM и биологических законов природы как с клиентами, так и с людьми, которые просто интересуются темой телесного здоровья, слышу такие слова: «Зачем это нужно  природе? Ведь организму от этого вред, а при такой постановке вопроса как то исключается личность человека и все переводится в область функционирования органов».  И даже идея, что «это» не вред, а логичный ответ тела на внешние обстоятельства и события, человека не устраивает, ведь телу - больно, «от этого умирают», а значит это не правильно, к тому же тело делает не то, чего хочет та самая «личность».
.
   Да, мы люди. Да, мы те самые хомо сапиенс, которые «разумные», и которые думают, что именно сознательным разумом они строят эту жизнь.
.
  Придётся смириться с тем, что это не так.  Знаменитый психотерапевт Милтон Эриксон говорил: «Вы даже не представляете себе, что большая часть нашей жизни определяется бессознательным».  А он знал, что говорил. И хотя сам термин «бессознательное» нам подарил Фрейд, люди знали «про это» задолго до него, ещё с самой древности, называя «это» разными словами, но сам принцип того, как оно работает и как влияет на нашу жизнь, был известен давно.
.
   У каждого человека есть то, что мы называем «личностью». Это осознаваемая часть нас, верхушка айсберга. Но там, под водой, находится именно то, что даёт этому айсбергу жизнь. Без этой скрытой от глаз части, огромной, возможно - бесконечно огромной, не будет никакой личности. Без подсознания мы были бы как раз «системой функционирующих органов», подобно компьютеру. Но мы не машины, мы - живые.



.
Если продолжить метафору айсберга, то можно увидеть это так: видимая над поверхностью воды часть - это личность. Невидимая, но плотная, ледяная часть - это та часть подсознания, которую можно «вытащить на поверхность», в которую можно заглянуть (иными словами это та часть информации, что «прячется» в подсознание на время, но потенциально доступна для сознания). Но есть ещё и вся оставшаяся часть - это весь океан. Это то, что никогда до уровня сознания не дойдёт, однако без океана не будет и самого айсберга. И с этим приходится мириться, это приходится принять.
.
   Как и весь океан, как и подводная часть айсберга - подсознание не является чем-то неизменным. Оно обучаемо, и оно постоянно меняется в каких-то своих частях. Вы не можете изменить цвет своих глаз, форму ушей или носа, рост. Но вы можете научиться какому-либо действию (водить машину, играть в теннис, кататься на коньках) и дальше использовать это бессознательно, автоматически.  Т.е. вы обучаете своё подсознание и - меняете способ своих действий.
.
   Но о каких-то аспектах себя вы никогда не узнаете, да зачастую это и не нужно, чтобы не отвлекать сознание от процесса жизни, от проживания этой жизни и получение удовольствия. Ведь удовольствие - это по большей части сознательный процесс, мы осознаём свои ощущения и только тогда получаем от них удовольствие или имеем шанс избежать дискомфорта.
.
   То, что большую часть своей жизни мы не осознаём - очень хорошо. Сознанию всего несколько тысяч лет, подсознанию же - миллионы. Подсознание в этой физической реальности проявляется как наше собственное тело. Может быть, когда мы умрём, оно будет проявляться как-нибудь по-другому, но какой смысл об этом думать сегодня?))
.
   А наше тело эволюционировало от простейших одноклеточных организмов до той формы и содержания, которое есть сейчас.  У доисторической амёбы  не было сознания, но она хорошо умела есть и размножаться. Она этому научилась и передала этот навык дальше. Следующие в эволюционном порядке организмы уже умели защищаться, и этот дополнительный (к питанию и размножению) навык также передали дальше. Следующие, более развитые в эволюционном плане наши предки умели коммуницировать, бороться за территорию (амёбе это было не нужно) и т.д. Потом появились мы, и всё, что наши предки научились делать на биологическом уровне за миллионы лет эволюции - есть внутри нас. Эти навыки не стереть, они были есть и будут.  Но когда «появилась голова», та самая, которая «сапиенс», она вдруг решила, что главная - она, и что она может командовать телу, что делать и как жить.
.
   Иллюзия всемогущества - очень опасная иллюзия. А с другой стороны она - бесполезная. Я часто говорю клиентам фразу: «Вы живёте в теле, и кроме тела у вас фактически ничего в этой жизни нет. И это тело никогда не врёт».
.
   Тело умело говорить о своих желаниях (потребностях) те самые миллионы лет, и оно научилось делать это очень хорошо. Ведь задумайтесь - вы живёте сегодня. Значит, по крайней мере, до момента зачатия следующего поколения каждый ваш предок умел выживать в этом мире. Представьте себе всю эту цепочку… Вы живёте сегодня - значит, каждый ваш предок когда-то выжил, чтобы передать жизнь дальше. Значит, каждый ваш предок сделал всё правильно в своё время. И ключевое слово здесь - «сделал». Не «подумал», а именно «сделал». Сделать может только тело, а делать хорошо  - это навык, и если этот навык вырабатывался миллионы лет - «отменить» его ни одна голова не сможет. Т.е. в дополнение к фразе «тело никогда не врёт» можно применять и обратный тезис: «обмануть тело никогда не получится»,  по крайней мере в долгосрочной перспективе. Это не отменяет то, что голова не нужна, иначе, опять же, мы не были бы людьми, а были бы «просто» животными. Но мы - люди, и это замечательно.
.
   Представьте себе ещё одну картину.
.


Всадник на лошади. И всаднику нужно на этой лошади куда-то доехать.
.
    Первая крайность - всадник не управляет лошадью, хотя и знает, куда он хочет попасть. Лошадь будет делать только то, что хочет - бродить, бегать с другими лошадьми, щипать травку когда хочется, спать, когда хочется и т.д.



.
   Вторая крайность - всадник движется к своей цели, наплевав на потребности лошади. Он не кормит её, не поит, не даёт отдыха - только скачет и скачет.



.
   Нетрудно догадаться, что в долгосрочной перспективе исход будет один - всадник загонит лошадь и тоже не попадёт туда, куда хотел попасть.
.
   Как говорят психологи - «зависание в любой крайности есть патология».  Оба описанных выше способа «взаимодействия всадника и лошади» - крайне патологичны, если всадник делает только это и больше ничего. И эта метафора описывает взаимоотношение сознательной части с подсознательной у любого человека. Сознание - это всадник, подсознание - это лошадь.  С той лишь разницей, что сменить лошадь всаднику нельзя. Пока жива лошадь (физическое проявление подсознания в этой реальности), жив и всадник. Даже в этом случае видна разница и в размере, и в силе. Лошадь обучаема, и подсознание обучаемо. Если лошадь только пасётся  и делает то, что ей хочется, всадник (личность) никуда не денется. Если всадник (личность) загонит лошадь, то и сам всадник… исчезнет.



«Пешком» пойти нельзя. Об этом стоит задуматься.
.
Кстати, справледливости ради следует сказать, что иногда "лошадь" может бунтовать, иногда подсознание в прямом смысле этого слова выключает сознание, "выключает личность". Самый простой и знакомый пример - если человека ударить битой по голове - он потеряет сознание. Понятие "болевой шок" знакомо многим, как и то, что от боли человек может умереть, если её уровень превышает некий порог (болевой порог у каждого разный, но он есть у всех). Подсознание в этот момент просто выключает сознание ("потерять сознание" - вдумайтесь в буквальный смысл этих слов) до тех пор, пока уровень боли не снизится до удобоваримого, тогда человек вновь "приходит в сознание".  Часто люди буквально годами живут в ситуации, когда никто их по голове не бьёт или палкой не тыкает в тело, но, тем не менее, они испытывают ничуть не меньший уровень боли от других вещей и явлений: на меня не обращают внимание мои родители, на меня постоянно орут, меня постоянно задвигают на второй план, меня стоянно посылают туда, куда я не хочу идти или заставляют делать то, что я делать не хочу... Знакомо? Чаще всего в этой ситуации оказываются дети - они не могут поменять родителей или уйти из  дома (за редким исключением), поменять группу в детском саду, поменять школу, поменять бабушку или соседа-сверстника... Это ничуть не менее больно, чем боль от физического воздействия, а зачастую ещё больнее.
.
   Боль мы ощущаем в теле, а тело хочет жить. Всегда. И когда уровень боли близок к критическому, а изменить или уйти из ситуации человек (маленький человечек) не может, то подсознание тоже выключает сознание, оставляя "технически функционировать" тело - аутизм, синдром Дауна, психические отклонения из этой "оперы".



.
    Подсознание "выбрасывает личность из седла", таща его за собой в надежде, что когда-нибудь, когда человек наберёт достаточно сил, чтобы сказать "нет!" или "стоп, хватит!", чтобы уйти от нелюбимого человека, сменить нелюбимую работу, уехать из нелюбимого города - "включить" его снова. Включить именно для того, чтобы человек это сделал. В адекватном варианте это происходит каждую ночь - подсознание выключает сознание на несколько часов чтобы переработать полученную за день информацию и набраться сил для следующего дня.
.
   Смысл этой жизни состоит в том, чтобы получать удовольствие от тандема лошадь + всадник (сознание + подсознание). Иногда нужно мобилизоваться и проскакать какое-то время изо всех сил. Иногда нужно расслабиться и дать лошади волю просто попастись. Большую часть времени мы где-то между этими двумя крайностями. И мы всегда вместе. И «лошадь» при этом - сильнее, да и в эволюционном смысле живёт гораздо дольше, и опыта жизненного (опыта выживания!) у неё несравнимо больше тоже.
.
А теперь конкретные примеры.
.
  Пример 1. Женщина имеет полноценную семью - мужа и двоих детей. На сознательном уровне они договариваются с мужем, что больше детей иметь не будут, т.к. оба работают, да и дом у них не такой уж большой. Пользуясь гормональными контрацептивами, они с мужем ведут половую жизнь, но иногда случаются «сбои». Женщине приходится делать аборт. Тут же возникает миома матки.
.
   Этот простой (и часто встречающийся) пример очень хорошо  показывает разницу между умом и биологией, между сознанием и телом. Сознание, ум женщины приняло решение в отношении этой незапланированной беременности, однако биологические чувства никуда не делись, и тело вступило в реакцию для укрепления мышц матки (проходя мимо сознания женщины) для того, чтобы сохранить плод в будущем. Логика тела предельно ясна - «ты не удержала плод, мне нужно усилить матку, чтобы удержать его в следующий раз».  Сознание может сколько угодно убеждать тело - «мне больно», «не делай этого», «мне страшно» - тело  услышит (подсознание слышит нас), но сделает всё равно по-своему, исходя из биологической цели.
.
Пример 2. Женщина теряет всю семью - мужа, детей, родителей. В буквальном смысле она остаётся одна. Но тело у неё - живое, оно хочет жить. А жить человек в одиночестве не может,  ведь во всей истории человечества самым страшным наказанием было не физическое насилие и причинение боли, а изгнание из общества или одиночная камера. Биологическая программа в этом примере - найти другого партнёра, родить детей, жить дальше. На сознательном уровне пережитое событие (утрата семьи) воспринимается крайне болезненно, и сознание может решить - «чтобы не испытывать такую боль ещё раз, я просто не буду пытаться найти нового партнёра, создать семью, родить детей». Однако тело всегда направлено на жизнь, на продолжение жизни. И включается программа для яичников - возникает киста, продуцирующая ещё больше эстрогена, ведь биологически, чем более молодой и привлекательной будет выглядеть женщина, тем больше у неё шансов на скорейшее сознание новой семьи.
 .
  Помните описание одной крайности из примера про лошадь и всадника, когда всадник таки загнал лошадь? Поскольку подсознание - обучаемо, и в принципе, обучиться может чему угодно (даже скакать до последнего, если поступает такая команда), то и «обучить» подсознание тому, чему не нужно (в биологическом смысле) тоже можно. Пусть не так быстро, ведь даже лошадь может сопротивляться командам, но иногда у особо ретивых «всадников» получается и это…
.
Пример 3.  Женщина достаточно молодого возраста, не имеющая мужа, детей, принимает решение посвятить свою жизнь только работе (оставим за кадром причины, просто примем это как факт). Вероятно, вначале тело будет сопротивляться - у женщины может быть и миома матки, и кистоз яичников, и прочие «женские болячки». Но если эти сигналы будут игнорироваться достаточно длительное время (при имеющемся уровне развития медицины и фармакологии «давить» любые симптомы можно достаточно легко - вырезать миому, а то и всю матку, глушить организм гормонами и т.д. и т.п.), то со временем уставшее от этой борьбы подсознание примет решение сдаться - «ладно, не хочешь быть женщиной, я это могу сделать, ведь ты с таким упорством от меня этого просишь…» - и переключается на другую программу: «сделать из женщины мужчину», чтобы вообще у неё не было шансов делать что либо, кроме карьеры. «Баба с яйцами», «мужик в юбке», женщина-шпалоукладчица -  такие сравнения и примеры ниоткуда не берутся. Женщина меняется и внешне (черты лица, форма тела, стиль одежды, пониженный тембр голоса, повышенное оволосение, сбой цикла вплоть до аменореи), и  внутренне (образ мышления, определяемый в т.ч. и стиль поведения, и т.д.)  В этом случае личность задавит «систему функционирующих органов», и эта «система» перестроится в угоду личности. Вот только похмелье от этого «успеха» рано или поздно придёт, возможно, в старости, когда уже поздно будет что-либо поменять, возможно - раньше. С мужчинами, кстати, может происходить то же самое, только «в другую сторону»…
 .
    Мы живём в теле. И все желания возникают именно там. Сознание (личность) эти желания либо слышит и эти желания тем или иным способом исполняет (не отменяя их, а находя лучший в текущем контексте способ реализации этих желаний), либо «силой воли» - отменяет, а в этом случае и возникают те самые болезненные проблемы. В голове же желаний нет, в голове могут быть лишь мысли «по поводу» желаний. Взрослый, сильный, адекватный человек способен это понять.
.
   В общем, личность - личностью, «сапиенс» - сапиенсом, но мы живём в теле. С телом нужно дружить, ибо другого у нас - нет и не будет.  Дружите со своим телом, слушайте его, ибо оно - никогда не врёт. И не пытайтесь его обмануть - всё равно ничего не получится.
.
   Представьте себе, что ваше подсознание - это ребёнок, которому всегда 5-7 лет.  Дети этого возраста имеют достаточный словарный запас, чтобы описать свои желания, и у них нет «тормозов», чтобы об этих  желаниях не говорить. Если родители этого ребёнка адекватные, то они слушают ребёнка и реализуют его желания взрослым способом (на то они и взрослые), но ни в коем случае не отменяют их.
.
    Например, когда ребёнок хочет есть - он про это просто скажет, и родители накормят его той едой, которая и вкусна для ребёнка, и полезна для его растущего организма (ведь сам ребёнок не имеет знаний о белках-жирах-углеводах, калориях и т.п.). Если ребёнок  захотел есть, и при этом у него есть свободный доступ на кухню, и рядом нет родителей, то, разумеется, он будет питаться только шоколадными конфетами, если он их любит, и нетрудно представить последствия - это одна крайность. Если ребёнок захотел есть и сказал об этом родителям, а родители отвечают: «мы будем есть все вместе через три часа, когда приедет твоя бабушка, потому что некрасиво поесть сейчас, а потом не быть с нами за одним столом» - это другая крайность. Адекватный родитель, который живёт со своим ребёнком, всегда найдёт способ сделать так, чтобы и ребёнок не чувствовал дискомфорта от голода, и при этом посидел за столом с навестившей их бабушкой.
.
   Функцию родителя для тела выполняет голова, сознательный разум, наша личность. Сделайте же так, чтобы этот родитель был адекватным и не мучил своего ребёнка )). Да, ребёнка-дошкольника обмануть легко, он принимает на веру практически всё, что говорит ему родитель или любой другой взрослый. Но только до поры до времени. Когда ребёнок делает то, что ему сказали, но чувствует при этом дискомфорт, рано или поздно у него возникнут вопросы. Телесные симптомы - это и есть «вопросы» тела к голове, которая пытается долго обманывать «своего собственного ребёнка».
.
Тело никогда не врёт. Слушайте своё тело. И будьте здоровы!

GNM-общее

Previous post Next post
Up