Муковисцидоз.

Mar 24, 2014 22:29

В субботу 22 марта в Филатовской больнице прочитал небольшую лекцию по приглашению РОО помощи больным муковисцидозом "На одном дыхании" и пообщался с родителями детей, больных муковисцидозом.
.
Здесь выложу краткую версию этих материалов.
.

Итак, муковисцидоз, согласно официальной версии, это болезнь, вызванная "сбоем" в генетическом аппарате, неполадка в системе организма. А если посмотреть на это по-другому?
.
 Мы люди, мы живём среди людей, в той или иной среде. И эти люди, и эта среда так или иначе с нами соприкасаются, так или иначе на нас влияют. Соответственно, наше тело, наш организм разными способами на это воздействие реагирует. И у нашего тела есть вполне чёткие и определённые реакции на те или иные внешние воздействия. Внешние воздействия, которые вызывают эмоциональные переживания (осознаваемые или нет), такие как, например, неожиданный уход или потеря близкого человека, страх смерти, угроза голода или внезапная вспышка гнева со стороны начальника или родителя, запускают определённую, соответствующую этому событию биологическую программу чрезвычайного реагирования. В течение дня мы подвергаемся воздействию множества факторов внешней среды, и в течение дня (да и ночи!) наше тело постоянно реагирует на это, так или иначе - «модифицируясь», подстраиваясь под окружающие условия жизни.
.
Мы потеем на солнце и дрожим на морозе, мы закрываем уши от громких звуков и закрываем глаза от яркого света, мы убегаем от опасности и выплёвываем невкусную пищу.




.
Большинство реакций нашего организма происходит бессознательно, управляет этой реакцией наша вегетативная нервная система (ВНС). И реагирует ВНС путём функционального или физиологического (структурного) изменения органов нашего тела. Когда ВНС считывает окружающее событие как конфликт, она мгновенно даёт команду на перестройку (модификацию) организма (или его части) для функционирования в новой ситуации, а после разрешения конфликта, насколько это возможно, приводит всё в первоначальное состояние. Однако, подобную реакцию может вызвать и не реальное, а придуманное событие (но воспринимаемое как реальное). Например, если посмотреть на фотографию этого свежего, кислого лимона, то …



... во рту сразу начинает вырабатываться больше слюны. Не у всех, разумеется, чьё-то подсознание более устойчивое к таким экспериментам. Но хотя бы у одного человека из десяти такой процесс «обмана организма» происходит. В опыте человека нашей культуры есть факт взаимодействия с лимоном. Если же показать ту же картинку, скажем, эскимосу, то реакции просто не последует, в его мире лимоны не растут, и тело просто не знает, что на картинку (да и на сам лимон) «нужно» реагировать увеличением выделения слюны (с целью разбавить кислоту). Мы люди, мы очень хорошо умеем придумывать себе «проблемы», на которые реагирует наше же тело.
.
Итак, «перестройка организма» - это работа значимой целесообразной специальной биологической программы природы (СБП). СБП запускается без участия нашего сознательного разума. Логика ВНС - это логика подсознания, скорость работы которого гораздо выше скорости работы нашего сознания. А подсознание реагирует на конфликты угрозы нашему существованию.
.

Посмотрим на муковисцидоз (лёгких) с точки зрения GNM. В контексте муковисцидоза лёгких (функциональное изменение бокаловидных клеток бронхов) конфликт определяется как «конфликт страха удушья» или «конфликт смертельного испуга». На каждое шоковое событие, соответствующее вполне определённым параметрам  (СДХ - Синдром Дирка Хамера), организм реагирует «острой реакцией», при которой запускается соответствующая специальная биологическая программа (СБП), направленная на выживание организма в этой ситуации.  Эта активация не психологического характера, а биологического, в целях выживания организма или группы в целом  - имеется в виду, что запуск этой программы происходит бессознательно,  это эволюционная схема, возникшая миллионы лет назад, когда ни о каком сознании (в нашем, человеческом понимании) у наших дальних предков не могло быть и речи.  СПБ всегда работает синхронно на всех трех уровнях: в психике, в мозге и в органе. .
Ситуация классифицируется как СДХ, когда наше биологическое  существование (или существование какого-то важного или любимого нами человека)  находится под угрозой. В этом плане особенно уязвимы маленькие дети (и особенно ещё не рождённые дети, находящиеся в утробе матери). То, что для них гораздо большее количество ситуаций может восприниматься как остродраматические, ни у кого не вызывает сомнения. Мама, отошедшая на 10 минут может восприниматься младенцем как «мама умерла, её нет сейчас  и никогда уже рядом её не будет». Громкий звук, яркий свет - это для человечка, не имеющего никакого жизненного опыта, часто воспринимается как очень драматическое событие.  Для маленьких детей СДХ может возникать по несколько раз в день.
.
Таким образом,  не имеет никакого значения «что произошло», но имеет значение «как это ощущалось» конкретным человеком.  Это и есть так называемое содержание конфликта.

СДХ часто представляют себе как сценарий судного дня.

.
Но также может быть СДХ то, что мы опрокинули стакан, вошли не в ту дверь или упали в людном месте.  Если в тот момент, когда это происходит, событие воспринимается драматичным, неожиданным и переживается изолированно - возникает СДХ.
.



.
     Для маленького ребёнка, случайно разбившего любимую мамину чашку, который знает, что мама будет сердиться и обязательно накажет - простое и по сути своей нейтральное событие (разбился керамический предмет) является очень неожиданным, драматичным и изолированно переживаемым событием,  и ребёнок получает СДХ, который запускает специальную биологическую программу.
.


.
    Даже чудовище под кроватью или барабашка в шкафу для ребёнка является вполне реальной вещью, реально существующей во внутренней вселенной ребёнка, даже если родители объясняют ему,  что этого не может быть. Для ребёнка это - реально. Это страшно (драматично), неожиданно (чудовище возникает «вдруг», а не приходит, заранее известив о времени своего визита) и изолированно (родители не верят мне, поэтому мне приходится переживать это в одиночку) - и ребёнок получает СДХ (каждую ночь…)
.
Различие в степени выраженности симптоматики заключается лишь в длительности работы той или иной программы (технически насморк, ангина, отит и рак - одно и то же, только в разной степени проявленности. Технически аллергия и муковисцидоз - это также одно и то же!!!).  Если же программа запускается на секунду-минуту-час и сразу перерабатывается человеком без последующих повторений, то в большинстве случаев не будет никаких заметных органических изменений в теле.
.
Поэтому основной тезис - болезней нет, есть очень целесообразные значимые СБП..
Все СБП имеют двухфазное строение при условии, что дело доходит до разрешения конфликтов - конфликтолиза (КЛ или CL).


Активная фаза конфликта продолжается, пока конфликт не будет решен или пока организм не погибнет. PCL-фаза (фаза восстановления) начинается с момента разрешения конфликта. С момента конфликтолиза работавшая ранее СБП, как правило (бывают исключения!) больше не является необходимой.
.
Различные ткани нашего организма ведут себя различным образом при активном конфликте и в стадии восстановления. В контексте муковисцидоза лёгких нас интересуют «жёлтые» ткани, принадлежащие энтодерме и управляемые из ствола мозга. Также имеется вполне определённое соотношение между мозгом, различными видами тканей и микробами. Тип микробов, которые активны (работают) в фазе восстановления, тоже зависят от того, из тканей какого зародышевого слоя состоит тот или иной орган. В контексте муковисцидоза лёгких и «жёлтых» тканей, нас интересуют микобактерии (туберкулёзные бактерии).
.
Удивительно, но именно микробы и помогают нам  справиться с «болезнью»!   Они наши маленькие помощники, и они не вызывают заболевания!  Микробы выполняют свою работу в PCL-фазе, участвуя в процессах восстановления тканей органов, контролируемых из старого мозга (старая мезодерма и энтодерма) и имеют важное значение для деградации клеток. . Если в организме нет  нужных микробов, то с наступлением PCL-фазы теперь уже лишние клетки не смогут быть «демонтированы».  В этом случае опухоль инкапсулируется и может существовать в организме в таком виде многие годы, иногда всю жизнь. Подробнее - в этом посте: ( «роль микробов на примере пожара»)
.
Поэтому каждая так называемая «болезнь» - это часть значимой (целесообразной) СБП природы, которая становится понятна в контексте эволюции.  У Матери-Природы нет ничего бессмысленного или «злокачественного». Каждый конфликт (СДХ), который застаёт врасплох индивидуума, запускает важную СБП, которая помогает организму справиться с этим конфликтом. Это ставит наше привычное понимание болезни с ног на голову.  У возникновения любой «болезни» всегда есть причина! И она находится внутри человека, а не снаружи!



.
      Правила для энтодермы.      В органах и тканях, состоящих из клеток энтодермы (внутренний зародышевый слой), дело доходит до очень примитивных и архаических потребностей, которые воспринимаются совершенно интуитивно, без участия сознания, т.е. преследуются цели буквального выживания. И ещё раз скажем - для восприятия этих конфликтов совершенно не обязательно наличие даже минимального жизненного опыта! Конфликт угрозы удушья или нехватки пищи может чувствовать даже эмбрион! Все функции органов (тканей) энтодермы относятся к вопросам обнаружения опасности, достаточного количества пищи, воспроизводства и безопасности. Это автоматические (вегетативные) функции организма, которые работают всегда, даже когда мы спим или падаем в обморок.
.
А вот сейчас самое важное - для всех клеточных процессов при окончании работы СБП происходит рубцевание ткани (тот самый фиброз). Это как шрам на пальце от глубокого пореза. Порез заживает, затягиваясь в т.ч. соединительной тканью.  Таким образом, исходная ткань получается с вкраплениями соединительной ткани и теряет свою функциональную эффективность. После многих рецидивов такой участок ткани может полностью потерять свою функцию. Это происходит, когда СБП часто запускается снова и снова (из-за рецидива исходного конфликта или из-за попадания на «трек»). Если взять образец такой ткани (например, при биопсии), то ткань не может быть четко распределена в одном типе клеток, так как получается «месиво» из исходной ткани и мезодермальной соединительной ткани. В устаревших медицинских системах это было главным критерием для диагностики «злокачественности» образца ткани, потому что соединительная ткань не имеет функции. Это относится ко всем тканям, не только для энтодермы.
.
Если человек (ребёнок) испытывает страх удушья, например, каждый день, то со временем всё больше ткани бокаловидных клеток бронхов будет «размешана» соединительной тканью, и клетки постепенно будут терять свою функцию.  То самое загустение слизи (секрета) бокаловидных клеток, необходимой для «более гладкого прохождения куска воздушной пищи в лёгкие» (аналогично в ЖКТ!!!) вызывается постепенным уменьшением функциональных свойств этих клеток.
.
   Первоначально, в контексте эволюции, активации (запуск СБП) были предназначены для реагирования на реальные события.  Но сейчас  фразы типа «жизнь взяла за горло» или «мой начальник взял меня за горло» можно услышать достаточно часто. Это реально воспринимаемая отдельным человеком ситуация, хотя у жизни нет рук, а начальник тоже не берёт своих подчинённых руками за горло. Но если человек ощущает ситуацию как «страх удушья» - запускается СБП для бокаловидных клеток бронхов.
.
Шок, который вызывает рак альвеол лёгких, это сильный «страх смерти» в биологическом смысле.  Это, пожалуй, самый фундаментальный страх, биологический.  Организм реагирует на такого рода потрясения путем умножения (деления, разрастания) клеток альвеол.  В страхе можно жить долго (в отличие от живой природы, человек в страхе может жить годами), и это со временем приводит к  альвеолярному раку лёгких. В отличие от страха смерти,  испуг нельзя испытывать долго. На то он и испуг, даже самый смертельный. Испуг - это всегда относительно краткий процесс. Поэтому рака бокаловидных клеток нет, бокаловидные клетки не разрастаются так, как альвеолы. Любой испуг быстро проходит и превращается либо в страх (если опасность всё ещё присутствует), или проходит (если опасности нет).  Получается, что СБП для бокаловидных клеток лёгких всегда завершается, всегда имеет две фазы, относительно быстро сменяющие друг друга, поэтому всегда есть и процесс рубцевания, приводящий к фиброзу. В результате многократных повторений конфликта, т.е. перезапуска СБП, происходит постепенно замещение исходной энтодермальной ткани соединительной, которая не функционирует как исходная ткань. Функция клеток снижается - в результате получается муковисцидоз лёгких.
.
Непонимание этих простых биологических принципов возникает в силу того, что в природе не встречаются длительно активные конфликты, т.е. животное просто не может длительно находиться в СА-фазе! Также ни одно животное не останется надолго в ситуации (на территории), в которой оно постоянно испытывает испуг!!! Вряд ли у каких-либо животных в дикой природе когда-либо обнаруживали это заболевание. Человек же может жить в этом годами, воспринимая ситуацию не буквально («меня уволили с работы, но я найду другую»), а метафорически («меня уволили с работы, кредиторы взяли меня за горло»), при этом ещё и растягивая событие, понесённое в течение короткого периода времени в своих мыслях на месяцы и годы. Ни одно другое животное не делает этого. Клеточные процессы (большой рост клеток или деградация клеток) становятся заметными чаще всего только после нескольких недель или месяцев.  Это период, в течение которого животное в природе давно бы уже умерло от неразрешённого («нерастворённого») конфликта, так что у него никогда бы и не было такого большого изменения на клеточном уровне.  То есть в природе конфликты «работают» только в течение коротких периодов времени, потому что они либо быстро разрешаются (мышка убегает от кошки в норку или изгнанный соперником со своей территории олень находит себе новую территорию) или животное быстро погибает (кошка поймала мышку, олень умер от голода).
.
Возобновление работы одной и той же СБП (рецидив конфликта и "треки").
При рецидиве человек возвращается  в те же самые обстоятельства,  при которых ранее был определен конфликт.  Например, если человек теряет работу (СДХ) и интерпретирует это как «угроза голода», каждая следующая ситуация увольнения может рассматриваться так же, и та же самая программа ( рак печени) может быть запущена снова, даже если уровень шока будет не такой большой, как в первый раз.  Ребенок, который пережил определенный конфликт с матерью, теперь можно реагировать на всех женщин с той же программой.
.
В случае треков все более тонко.  В момент первоначального СДХ все, что происходит вокруг человека,  воспринимается его бессознательным разумом, все впечатления «записываются» в память.  Если одно из этих впечатлений встретится человеку снова в дальнейшем, может запуститься та же самая СБП.  Сохраненные впечатления можно себе представить как всё, что организм может воспринять.  Цвета, пространственное расположение, запахи, определенный тип объекта, определенный тип человека или выражение лица, звуки, слова, специфический тип произношения слова, а также химические соединения в пище, влажность воздуха, сезон или время года.  Таким образом, теоретически может начаться  любая из почти двухсот СБП.
.
Ребёнок может подавиться чем-то за обедом в детском саду. Подавиться в том плане, что кусок пищи попадает в дыхательное горло (конфликт «я не могу дышать»).  В момент испуга запускается СБП бокаловидных клеток бронхов (слизь помогает вытолкнуть мешающий дыханию кусок обратно). Воспитатель быстро помогает справиться с этой проблемой или ребёнок откашлялся сам, но испуг был достаточно сильный. Теперь такой ребёнок может каждый день, находясь в садике, при приеме пищи (три-четыре раза в день!!!) запускать ту же самую СБП. Треком (триггером, запускающим СБП без трех составляющих исходного СДХ - драматичности, неожиданности и изолированности) в этом случае может служить как сам факт приема пищи, так и факт нахождения в садике, факт нахождения рядом воспитательницы, факт нахождения в группе с другими детьми, запах пищи, висящая в группе на стене картина, звук стучащих о тарелки ложек и т.д. и т.п.  Многократный перезапуск СБП бокаловидных клеток бронхов со временем может вызвать  у ребёнка муковисцидоз.
.
Цель рецидивов и треков ясна: программа (СБП), которая когда-то помогла выйти живым из конфликтной ситуации, был признана эффективной и теперь запускается непосредственно снова, как только то или иное обстоятельство, которое был опасным для жизни в то время, снова регистрируется подсознанием.  Таким образом, программа «успешно»  работает еще раз ради предосторожности.  Программа интерпретируется как "успешная", когда вы пережили конфликт.
.
Следует отметить, что восприятие человека не ограничивается известными пятью чувствами.  У нас также есть много бессознательных (биологических) чувств, например квази-висцеральные ощущения, или чувство к химическому составу куска пищи в пищеварительном тракте.  Биологические чувства даются каждому человеку с самого начала жизни (априори).  Они не требуют жизненного опыта, чтобы чувствовать, например,  «угрозу голода» во время голодания. Сознательное восприятие ситуации может оцениваться в связи с жизненным опытом. Поскольку жизненный опыт у всех разный, то один человек может реагировать на ситуацию  паникой, в то время как его сосед воспринимает её, но не дает ей никакого внимания. Конфликт и разрешение конфликтов, таким образом, всегда происходят во внутренней реальности человека, а не во внешнем мире вокруг него.
.
Поэтому чем раньше человек решит конфликт "страха удушья" (уберёт те самые треки, постоянно перезапускающие конфликт), тем меньше шансов для дальнейшего развития муковисцидоза. К слову, аналогичная ситуация, т.е. тотальный казеозный некроз железистых клеток и результирующий муковисцидоз, может возникнуть и для слюнных или слёзных желез в случае многократного рецидива конфликта с многократными же улучшениями, когда фаза восстановления не доходит до своего конца, прерываясь рецидивом, и клетки снова возвращаются в активную фазу роста). Более подробно  о процессах в тканях энтодермы - в этом посте..
Хорошо, мы выяснили «откуда ноги растут» у муковисцидоза. Но понимание того, в чём причина или что происходит (в теории)- это одно. Но нужно ведь знать и «как это увидеть?» и  «что в связи с этим делать?»
.
ПТСР.
Человек воспринимает разную информацию по всем «входящим каналам восприятия» - воспринимает факты. «Внутри» человека эти факты тем или иным образом обрабатываются подсознанием - долго ли, коротко ли: зависит от характера ситуации. Информация впитывается, структурируется, упорядочивается, а человек - обучается, приобретает жизненный опыт.  Если происходит «сбой» в обработке (например - информации слишком много или она слишком тяжелая для восприятия) - происходит  flash-back (ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство). Т.е. тело в каком-то контексте начинает вести себя «неадекватно» (с точки зрения взрослого человека), но по его - тела - логике оно всегда ведет себя правильно.
.
Стоит ещё раз отметить, что триггер, запускающий телесную реакцию, может и не осознаваться человеком, как, например, в случае панических атак или каких-либо фобий. У маленьких детей это по определению так, ведь уровня сознания взрослого человека у них просто нет.



.
    Обычно ПТСР вызывается воспоминанием (о войне, о катастрофе и т.п.)  Но часто травмирующее событие, особенно если оно было в раннем детстве, настолько травматично для неокрепшей психики ребенка, что оно сразу уходит в подсознание и оттуда его без специальных техник-методов не вытащить. Но это в принципе и не обязательно!!! Переработка может вестись и на бессознательном уровне, если вы в принципе понимаете эту схему и как она работает (и где может давать сбой). В случае ПТСР у взрослого человека его тело реагирует как тело мааааленького ребенка, который испуган, боится, который брошен, оставлен без помощи и у него нет сил что-то сделать самостоятельно. Именно такие аффекты испытывает человек и при панических атаках, и при приступе фобии, и в менее тяжелых ситуациях (например, при кошмарных или просто эмоционально тяжелых снах). Ребёнок трёх-пяти лет тоже может таким образом регрессировать в возраст одного года или одного месяца, и это тоже заметно стороннему наблюдателю (родителям ребёнка)!
.
Итак, человек может или осознавать, чего именно он боится и когда это случилось в его жизни, но ничего (пока) не может с этим поделать, или он имеет признаки ПТСР без сознательного воспоминания события, только телесные (физиологические) проявления. Именно в детстве психика (и тельце) ребенка не настолько сильна, чтобы переработать травму «на месте», и событие «прячется» глубоко в подсознание, просто для того, чтобы «крыша не поехала» (хотя у некоторых детей она на самом деле «едет», ребенок может легко соскользнуть в психоз, аутизм, шизофрению  и т.п. - это просто опыт получения защиты самого себя от «страшного внешнего мира»)

Четыре типа симптома ПТСР у детей.
.1. Повторное переживание травмы (кошмары, отрицательные эмоции, продолжающееся проживание ребенком травмирующего события через игру, повторение слов, пересказы и т.п.)
2.  Избегание или умалчивание
3. Гипертрофированное реагирование на какие-либо простые вещи, повышенная нервозность (хоть и не всегда, у подростков это может быть и без травмы), проблемы со сном, с концентрацией в школе…
4. Онемение чувств. Ребёнок в каких-то отдельных ситуациях (или тотально) теряет чувствительность. Он не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?» не потому, что ему не хватает словарного запаса, а по причине отсутствия ощущения своего тела (сенсорная чувствительность осталась, окружающий мир тело продолжает считывать, но до уровня сознания не доводит).
.
Как это может проявляться в случае муковисцидоза (лёгких):
  1. Повторное переживание травмирующего события (с подсознательной целью всё-таки перевести это событие в опыт).  Ситуация, в которой ребёнок пережил когда-то страх удушья, может проигрываться им в играх или вполне конкретных действиях - ребёнок душит мишку или куклу, в игровой форме или в приступе злости может даже попытаться придушить друга или маму/папу (или просто руки тянутся в область шеи другого человека), ребёнок обращает внимание на эпизоды фильмов, мультиков, в книгах на подобные ситуации, проговаривает их «в сторону» других людей: «смотри, ешь осторожно, не подавись, а то дышать будет нечем!» или «не разговаривай во время еды, можно поперхнуться!». При этом, и достаточно часто, в такие моменты можно заметить, как меняется лицо, поза, мимика, тон или громкость голоса ребёнка - из ребёнка «вылезает» страх, как тогда, в тот раз...  Также дети вырисовывают свои страхи - часто это наиболее доступный вид диагностики для стороннего человека, который не находится с ребёнком постоянно рядом.



  1. Избегание или умалчивание.  Ситуации, похожие на ту, в которой ребёнок получил опыт удушья, избегаются тотально, вытесняются ребёнком из своей жизни. Если ребёнок, например, получил такой опыт в деревне у бабушки во время летнего отдыха, то в течение года тема «бабушки» или «деревни» будет для ребёнка под внутренним запретом. Если родители инициируют разговор « а куда нам поехать летом отдыхать?», то ребёнок придумает много мест, куда бы он хотел поехать, но про любимую бабушку «забудет». Если же родители будут спрашивать напрямую «а может быть, к бабушке в деревню?», малыш найдет способ «съехать с темы», увести разговор в другую сторону, выйти из комнаты или переключить внимание родителей на что-то другое. Дети очень изобретательны…


  1. Гипертрофированное реагирование на какие-либо простые вещи или действия, повышенная нервозность. Например, ребёнок может любить любую одежду, кроме.. водолазок с узким горлом. Или школьных галстуков. Или узких  и тесных мест (не хочет ходить с родителями в походы, потому что там нужно спать в тесной душной палатке).


Есть несколько «индикаторов», которые показывают, что у ребёнка может быть ПТСР (по крайней мере показывающих, что нужно повнимательней присмотреться к ребёнку).
Собственно случившееся событие в жизни ребёнка, о котором знает родитель, при котором была явная или возможная угроза жизни ребёнка, или было получено серьезное увечье или было нанесено повреждение себе или другим. Кстати, опыт наблюдения за удушением другого человека (в возрасте, когда ребёнок уже может понимать, что происходит), также может вызвать ПТСР у наблюдающего ребёнка, хотя он сам не подвергся воздействию (его тело не испытало это событие на себе непосредственно). Это про то, что нужно быть осторожным при определении того, что смотрит или слышит ребёнок, особенно эпизоды с натуралистическими подробностями.
.
     Наблюдаемые симптомы - страх, ужас, ажитация, дезорганизующее поведение - которые показывает ребёнок и которые видимы «снаружи», тем более если эти симптомы проявляются в каком-то отдельном классе ситуаций. Если такие симптомы проявляются долго и доставляют  неудобство самому ребёнку! А при муковисцидозе симптомы просто НЕ могут проявляться НЕ долго. Ещё раз - муковисцидоз это аналог аллергии, а аллергия не может быть недолго, в том смысле, что сам симптом может проявляться минуту в сутки, но постоянно - в течении нескольких лет.
.
Что можно сделать самим, без помощи специалистов..
    Вы, родители, своих детей знаете лучше, чем любой самый-самый супер-пупер специалист. Вы с детьми постоянно. Вы их видите, вы их слышите, вы их чувствуете. Разумеется, самое простое - это поговорить с ребёнком. Научить его (и научиться вместе с ним!) разговаривать о том, что внутри у него, какие чувства он переживает, когда и где, как это им ощущается. Если разговорить ребёнка так или иначе не получается, можно попросить его - порисовать. Почти все дети рисуют, лет до 10-13 как минимум. Если дома уже есть рисунки - возьмите их, разложите на полу, посмотрите на всё это «с высоты» - есть ли что-то общее? Какое у вас ощущение от того, что рисует ваш ребёнок? Если рисунков дома мало, можно самим дать любое задание (нарисовать рисунок на определенную тему, или перерисовать какую-либо нейтральную картинку). В детском саду это делают часто, можно посмотреть рисунки вашего ребёнка из детского сада.

Вот несколько примеров. Примеры не про детей с муковисцидозом, просто для иллюстрации.
.


Детям в старшей группе детского сада воспитательница дала задание перерисовать иллюстрацию к сказке «Золотая рыбка».
Один шестилетний мальчик перерисовал, но на рисунке оказался элемент, не присутствующий на исходной картинке. На вопрос «что это?» мальчик ответил, что это вулкан (в левой части рисунка).



.
     Видно, что вулкан извергается (ребёнок живёт в Москве, вулканов живьем в своей жизни не видел. Даже если предположить, что можно было увидеть вулканы, даже извергающиеся, по телевизору, то уж «схему вулкана в разрезе» узнать в таких подробностях у шестилетнего ребенка шансов мало). На рисунке изображён процесс извержения вулкана (и ребёнок также об этом рассказал), внутри вулкана красная лава, которая выходит наружу. Красный цвет - цвет агрессии, сильного движения, злости (производная от боли). Ребенок этим рисунком показывает, что творится внутри него и в какой помощи он нуждается сейчас.
.
  Разумеется, это гипотезы, рабочие гипотезы при работе с маленькими детьми. По одному рисунку никто диагноз не ставит. Но, имея серию рисунков, собранный анамнез, семейную историю и т.д. и т.п. - можно уже составлять более полную картину.


Второй пример:  этот же ребёнок по просьбе родителей изобразил свои любимые игрушки - модели из набора Лего. На рисунке изображены реальные игрушки - самолёт, вертолёт, машина, дом, которые ребёнок складывает из кубиков.  В целом картинка позитивная и по цветовому решению, и по содержанию. Но на вопрос «что это за красные кружочки?» последовал ответ - «это бомбы, они взрываются» Потом оказалось что и синие кружочки - это тоже бомбы…
.



Рисунок девочки 11 лет. Тоже вполне обычный, светлый, реалистичный рисунок - дом, дерево, море, радуга…  Если приглядеться, в дереве - чёрное дупло, а в нём - красные глаза. Совершенно «неуместный» элемент для данной композиции, но ребёнок «решил» (и скорее всего - именно бессознательно) изобразить его с какой-то целью.  О чём хочет сказать нам этот ребёнок?.. Какая ситуация в жизни воспринимается девочкой как «красные глаза в черноте»?..
.

Ещё раз про «неправильные» гены. (отсюда).
  Согласно стандартной теории, гены рака или других заболеваний это «ошибочные» мутации нормальных клеток. Как только мы настроимся на новую медицинскую парадигму, мы понимаем, что ничто в природе не «ошибочно» или «ненормально». Генетические различия между раковыми клетками и «нормальными» клетками объясняются тем, что раковые клетки имеют специфические, специализированные, временные функции в любой СБП. Таким образом, генетические изменения происходят при каждом раке и с каждой так называемой болезнью! Вот здесь ещё про "врождённые заболевания" у детей.
.
  Генетические изменения не могут происходить без участия мозга. Таким образом, реле мозга, которое управляет «болезненным» процессом, также управляет генетическими изменениями в клетках соответствующего органа, строго связанном с конфликтом. Специальных биологические программы природы кодируются в каждой клетке и, таким образом, вписаны в генетический код человека. Значимый характер чрезвычайных программ опровергает теорию, что онкологические заболевания, в частности, вызваны «дефектными генами».
.
  В любом случае, полностью оградить детей от воздействия на них этого мира невозможно. Но в наших силах научить их решать конфликты, помогать им преодолевать те или иные жизненные трудности, поддерживать ребёнка в трудные моменты жизни.
.
В наших силах научить ребёнка дышать легко и свободно.



GNM-общее (функциональные нарушения)

Previous post Next post
Up