Оригинал взят у
aksik в
цели обучения - со стороны ребенка (1) прагматикамы потихоньку начали разговор о целеполагании. Разобрались с самими собой (какая у нас цель обучения ребенка), и переходим непосредственно к детям. Дети слишком далеки от высоких материй про "эрудицию", "развитие кругозора", "гармоническое развитие личности" и все остальное, что так красиво смотрится в новеньких методичках.
Для детей самое первое, что нужно сказать о целях обучения - они должны быть ПРАГМАТИЧЕСКИЕ. Да, если в результате вашего обучения ребенок не получает какой-то практически применимый в жизни результат - он не приемлет этого обучения и считает все тоской зеленой. Конечно, мы говорим о маленьких детях, подростки и взрослые уже могут поставить очень отдаленные цели (конечно, нормально развитые подростки, а не полностью задушенные скучной образовательной системой).
Итак, у ребенка исключительно прагматические вопросы к образованию. Сколько мне достанется конфет, если на нас с Васей дали 5 штук? Если две морковки разрезать пополам, сколько штучек будет? Это математика. Что будет, если в лужу бросить камень с этого расстояния? А с этого? А если папа бросит, будет громче "плюх"?Это физика. У ребенка не бывает отдельно цифр и отдельно чего бы то ни было. Все, что он исследует и изучает, должно представить ему видимый, слышимый, осязаемый, а главное - полезный результат. ("а от этой картины на стене какая польза?" (с)). Собственно говоря, ребенок и стремится познать что-либо потому, что ему не хватает знаний для действий в исследовании окружающего мира. Поэтому, обучение происходит на нескольких этапах:
- накапливание первых впечатлений (информация всех каналов восприятия, а особенно, как мы помним, кинестетического);
- соотношение имеющегося опыта и практической задачи
- добывание новых знаний для выполнения практической задачи.
Теперь в менее умных словах: родитель очень хочет, чтобы ребенок умел писать. Потому что: соседский мальчик младше на год и уже пишет; нужно к школе; дети обязаны учиться писать; бабушка подарила пропись и надо ее (бабушку) порадовать; "потому что я в его возрасте уже..." , чтобы был грамотным и так далее.
Для этого родитель берет ребенка и сажает его выполнять штриховку и прописывать крючки. Ребенок не понимает, кому и зачем это надо, на вопросы родитель отвечают "ты должен уметь писать".
Если ребенок хочет научиться писать, у него обычная очень конкретная и определенная задача: надо подписать свою машинку, чтобы на площадке не отняли; надо написать поздравление маме; надо написать письмо Деду Морозу; подписать свой рисунок; похвастаться перед Машей, ведь она не умеет. И конечно, он не представляет себе штабеля крючков. Он хочет сразу написать то, что задумал, без прописей.
Ребенок не понимает, когда ему говорят, что нужно "делать эти задания, потому что ты должен готовиться к школе, ты должен хорошо учиться и получить хорошую профессию" - это пустой звук, дети не осознают понятия будущего и не понимают абстракных целей ("чтобы быть умным").
Из этого следует, что родителям хорошо бы подумать, каковы практические цели у их ребенка в любой сфере обучения. Они должны быть практически применимы и приносить ребенку полезный результат.
И от этого может измениться обучение: не букварь читать "от забора до обеда", а прочитать секретное послание от феи, или записку от папы с обозначением, где искать сюприз; письмо от любимого книжного персонажа и далее - до бесконечности.
И конечно, чтобы ребенок видел свои прагматические цели, он должен выполнять практические действия. То есть минимум - участвовать в бытовых делах - например, поехать с мамой на почту и увидеть, что необходимо подписывать посылки или расписываться в квитанции; подписывать у бабушки баночки с вареньем (предварительно совместно сваренным), и т.п. Чем больше у ребенка бытовых домашних дел, тем больше у него возникает потребностей в каких-то новых знаниях и умениях, причем самых практических.
цели должны быть не только прагматическими, а какими еще - мы поговорим позже.
пока будем думать об этом ;)