Оригинал взят у
aksik в
режим и биоритмыпро режим.
не знаю, получится ли у меня все рассказать в одном посте, может потом будут дополнения.
меня спрашивали в комментариях о "садовской" теме, и просто задавали вопросы - а как у домашних детей с расписанием? Не плохо ли сказывается отсутсвие режима? А как же дисциплина и прочие режимные прелести?
Режим - слово немножко неприятное, для организма гораздо приятней "биоритмы". Потому что режим - это то, что назначено "сверху", начальством. А биоритмы рассчитаны на потребности организма и помогают ему функционировать.
Если совсем честно признаться, то учрежденческий режим призван сломать естественные биоритмы человека и его "построить" исходя из удобства манипуляций группой.
Почему так важны биоритмы? Потому, что организм с нарушенным необходимым ритмом жизни начинает хуже функционировать на всех фронтах. Например, флегматики любят о-о-о-очень до-о-о-о-олго все делать. Чтобы обуться, им необходимо полчаса и мама, доведенная до белого каления. Пока ребенок-флегматик ест, между первой и второй ложкой супа он умеет отвлечься на что угодно и задуматься на часик о смысле жизни. Такие дети страшно неудобны в быту, и "неудобных" детей режим призван "построить" в первую очередь. Потому что никто в группе не будет ждать, пока "этот" доест свою остывшую полчаса назад кашу. Но организм наш, как это ни странно звучит для советской медицины, где есть "таблетки от головы" или "от живота" - нерушимое никакими средствами единое целое. Как уже сказано, организм с нарушенным естественным ритмом начинает давать сбои по всем фронтам - в физической (ребенок быстрее схватывает вирусы), умственной (кажется таким дурачком на занятиях), эмоциональной и т.п. Организм не может выдавливать из себя запасные ресурсы без ущерба для работы. Я привела в пример флегматиков, потому что они оказываются наиболее пострадавшими от "полезного" режима. Холерики все-таки не так уж сильно страдают, ведь торопить медлительного ребенка намного хуже, чем осаживать торопыжку. Хотя это рода страдание, когда на деятельность уходит 5 минут, но ты ОБЯЗАН выполнять ее еще 40 - так у холериков не раскрывается их гигантская работоспособность, организм не видит смысла применять свои ресурсы, и такие дети очень часто становятся гиперактивными и мешающими вместо того, чтобы стать быстрыми и работоспособными.
Как устанавливается режим в группе? Прикидывают, за сколько времени вымоет руки, сядет за стол, съест свою кашу и отнесет тарелку "среднестатистический" ребенок. То есть, берут холерика и флегматика, складывают вместе и делят пополам. Получается "средний показатель". Время рассчитывается из необходимых действий (еда, сон, обязательные занятия), что останется - на прогулку и игру. Вообще-то любому понятно, что для дошколят гораздо эффективнее заниматься творчеством в первой половине дня, но по расписанию кружки - после обеда (или сна, где есть сон). Потому что это элементарно удобнее. Кому? Детям? Это удобнее воспитателям. То есть, хваленый "необходимый" режим рассчитывается из простого удобства обслуживающего персонала. Кто может укладывать группу хотя бы из 20 человек на дневной сон тогда, когда это нужно каждому ребенку? Где набрать столько персонала и помещений? ПОэтому вводят режим, а совсем не потому, что ребенку "полезно" ложиться спать в одно и то же время.
У человека вырабатывается свой, особенный, режим, который строится с учетом многих факторов. Вы заметили, что в любой теме мы говорим про эти "многие факторы"? Но правда, ведь организм человека взаимодействует со средой, а не пребывает в вакуумном пространстве! Поэтому, естественный режим зависит от:
- состояния здоровья (ребенок заболевает - улегся сам спать раньше на час, ест меньше и в необычное время, и т.п.),
- климатических условий;
- погоды (холодно - хочется больше есть, чтобы согреть организм, и тп.),
- светового дня;
- эмоционального состояния (при сильном стрессе организм функционирует иначе, нежели в спокойном состоянии и т.п.)
- темперамента
и еще много чего - список можно продолжать и продолжать. Понятное дело, что все это учесть в режиме детсадовской группы просто невозможно, даже если бы было желание.
Поэтому, хотя у ребенка (домашнего) и есть "примерный" режим, он все же очень подвижен и зависит от.
Соответственно, если мы хотим ему следовать, он довольно быстро "покажется", и можно будет подстроить все необходимые дела под него. Именно поэтому я всегда советую в дошкольном возрасте больше предаваться спонтанности, нежели строгому расписанию, и ориентироваться больше на физиологические потребности, нежели на какие-нибудь высокие цели вроде обучения математике или игре на музыкальном инструменте.
(Сразу предваряю вопросы о семьях, где несколько детей - насколько я вижу и слышу от таких мам, если с первым ребенком следовать биологическому режиму, остальные сами "выстраиваются", и при желании можно организовать деятельность даже с теми детьми, кто противоположен по темпераменту и потребностям - скажем, "сова" и "жаворонок").
Более того, у одного и того же ребенка этот самый естественный режим может сильно изменяться в течение не то что года, а даже недели (под влиянием перечисленных факторов). Понятное дело, что опять же учесть это при групповой работе немыслимо. Кто же отправит ребенка поспать, если сейчас все организованно выходят на прогулку? (На прогулку организованно выходят даже в самых демократических садиках - никто не хочет потом сесть в тюрьму за все случившееся с оставленным в помещении ребенком).
Итак, главный вывод, который мы делаем из влияния режима - сбой биологических часов организма, сбой естественного режима, ориентированного на потребности и индивидуальные особенности.
апд. для тех, кто по каким-то причинам вынужден отправлять ребенка в сад - вместо того, чтобы понежиться до 1 сентбря и дать ребенку насладиться последними остатками спонтанного расписания, узнайте ЗА ГОД каков режим в вашем садике и старайтесь к нему приблизиться. Лучше за год. Тогда будет гораздо меньше вреда для организма в период адаптации.