Попытки усовершенствовать прошлые социальные проекты или создать новый сталкиваются с гносеологической проблемой «вавилонского столпотворения» - невозможность найти общий и всем понятный язык для описания РАЗНЫХ, непохожих проектов, Каждый автор или последователь проекта НАМЕРТВО ПРИВЯЗАН к терминологиии и понятийному аппарату СВОЕГО проекта и, либо не понимает, либо не желает понимать понятийный аппарат других, проектов, даже очень близких.
Выходом из создавшегося положения является создания языка «высокого уровня», или мета-языка, с помощью которого можно было бы выразить с единых позиций если не все, то наиболее острые проблемные вопросы. Главное - понять причины и формы возникающего непонимания.
В качестве такого языка предлагается язык МЕТАМИФОЛОГИИ социально-идеологических проектов.
Задача, которую автор блога ставит перед собой и перед читателями - раскрыть возможности МЕТАМИФОЛОГИИ как инструмента ИССЛЕДОВАНИЯ на примере исторически завершенного и важного своими АРХЕТИПАМИ мифа "о монголо-татарском нашествии", которым "прикрыто" такое важное явление, как проход ПРАВОСЛАВИЯ на Русь.
Оглавление списка страниц по восстановлению исторических корней НАЦИОНАЛЬНО-ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОЙ ИДЕИ с помощью инструментов
метамифологии находится здесь:
http://filipiev.livejournal.com/17189.html Оглавление страниц По теме: Проект в письмах ДЕРЖАВА
Сетецентричная и культуроцентричная народная Меритократия:
http://filipiev.livejournal.com/#post-filipiev-32406 Основа.
Человек отличается от животного умением создавать МИФЫ. Кошка может учить котят охотиться и множеству других кошачьих умений. Но никогда не станет рассказывать котенку сказки. Сказка - способ передачи опыта и знаний, это простейшая форма мифа. Более сложная форма - религиозное откровение или научная теория. Миф - это отражение Реальности, по выражению Ю.М. Люляева - дырка на теле Бытия. Бытие самоценно и самодостаточно. Оно бесконечно сложно.
Ни одна научная теория не исчерпывает всей сложности Бытия. Поэтому теория вынуждена прибегать к абстракции, к заведомому упрощению, с целью передачи опыта в компактной и понятной форме. Ньютон знал о механике гораздо больше, чем 3 закона, но для передачи своего знания сформулировал эти законы.
Это «добросовестная» мифологизация, с целью передать самое важное в простой форме. Обратим внимание, что в другое время и другая реальность потребовала и другого мифа, другой абстракции. С той же механикой потребовались квантовые и релятивистские уточнения. Христос, в притче о сеятеле, говорит ученикам.- Нам придется вникать в самую суть Откровения. А людям, которые нас слушают, мы говорим притчами, чтобы они могли понять нас.
Попытка сформулировать новую позитивную мифологему здесь;
http://filipiev.livejournal.com/3624.htmlКто мы? Принципы самоидентификации здесь:
Оглавление страниц По теме: Проект в письмах ДЕРЖАВА
Сетецентричная и культуроцентричная народная Меритократия:
http://filipiev.livejournal.com/#post-filipiev-32406
http://filipiev.livejournal.com/15279.htmlВызовы постиндустриальной эпохи в контексте русской культуры здесь:
Немного о предках:
http://filipiev.livejournal.com/16410.html http://filipiev.livejournal.com/15792.html Позиции
Мифов гораздо меньше чем людей. Поэтому сознания людей позиционируется относительно каждого мифа. Будем разделять четыре позиции.
- Сверху. Человек, или группа людей, глубоко и добросовестно изучившие вопрос, или социальный проект, записывают его в символической, компактной форме, понятной для других. При этом они неизбежно вводят новые понятия. Например, Маркс ввел НОВЫЕ понятия «господствующий класс», «прибавочная стоимость», «эксплуатация» - которых не было раньше. Максвелл ввел понятие «ток смещения», который не был известен ни Амперу, ни Фарадею. Всем остальным знание уже передается в мифологической форме. Безусловный и непременный элемент мифа- «возвышенная мечта» (выражение И.В.Сталина), которая порой сухой аналитической мысли придает яркую эмоциональную форму, вызывая самые высокие чувства.
- Снизу. Люди, которые поняли и восприняли миф, используют его в инженероно-конструкторских целях, считая формулы и принципы точными и неизменными, создают под него работоспособные структуры и с помощью структур выстраивают реализацию проекта. Особенность. Миф воспринимается БУКВАЛЬНО, как ТОЧНАЯ и БЕССПОРНАЯ копия реальности
- Слева. Люди, которые видят не для всех понятные НЕДОСТАТКИ, неточности и парадоксы мифа, критикуют его и выявляют неадекватности. Левая позиция - испытание мифа на прочность.
- Справа. Люди, которые, под влиянием критики слева, пытаются разобраться в сути, уточнить и дополнить миф, укрепляя его.
Сейчас наблюдается некоторая путаница - кого считать "правыми", а кого "левыми". Правые - консерваторы, левые - критики. Тогда почему КПРФ - левые? Они как раз консерваторы Советского проекта ! Понятие социально-идеологического мифа позволяет внести ясность. Правая и левая позиция определяется по отношению к тому или иному социальному мифу.
Позиция КПРФ левая по отношению к капиталистическому мифу.
Миф может быть ДОБРОСОВЕСТНЫМ или МАНИПУЛЯТИВНЫМ.
Законы метамифологии
1. Миф имеет ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, последовательно проходя стадии:
- Фантастическая - «возвышенная мечта» недостижимый идеал, сказка о лучшей жизни - Возникновение социального проекта и его мифологизация «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» - как првило, это подвижническая, кропотливая и добросовестная работа - иначе миф не выживет.
- Атака слева, или «демонизация» устоявшегося предыдущего социального мифа «весь мир насилья мы разрушим до основанья»
- Создание структур и инструментов реализации мифологически обозначенных целей
- Сакрализация структур, и представлений мифа как единственно верных и безошибочных, раз и навсегда данных,
- Создание манипулятивных схем использования (получения выгоды и преимуществ) от сакрализованных структур, злоупотребление социальными шаблонами и нормами
- Ослабление мифа под ударами слева,
- Разрушение, или демонизация мифа и приход нового.
В процессе прохождения ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА миф последовательно опускается по шкале ДОБРОСОВСЕТНЫЙ-МАНИПУЛЯТИВНЫЙ.
2. Никогда в истории не было случая РЕСТАВРАЦИИ старого мифа, прошедшего полный жизненный цикл вплоть до его демонизации.
При попытке восстановить его вместе с ним восстанавливаются и его МАНИПУЛЯТИВНЫЕ структуры. Но новый миф возникает на обломках старого, через глубокое переосмысление его реальностей, с привлечением понятий, совершенно НОВЫХ, отсутствующих в старом мифе.
3. Нужно быть очень осторожными при оценке исторически оформленных иеологических мифов прошлого. Поскольку демонизация является последней стадией эволюции любого мифа, в истории сохраняется лишь негативная его оценка, а изначальная, добросовестная его составляющая, как правило, теряется. Непростая задача историка -восстновить изначальный положительный смысл мифов прошлого. Иногда в истории прогресс заменяется иллюзией прогресса, так как мифы прошлого демонизированы, а мифы настоящего еще фантастичны.
4. Добросовестная составляющая мифов прошлого крайне важна, так как она определяет архетипы сознвния, а они, в свою очередь, являются конкурентными преимуществами или недостатками в соревновании цивилизаций.
Из множества отдельных мифов складывается культура. Важной частью культуры являются образование и наука. Образование складывается из ступеней, по степени сложности и глубины изучаемых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ мифов. Например, есть школьная и институтская физика - это, строго говоря разные науки, разные дисциплины мышления.
Роль мифов очень велика, особенно роль их фантастической, мечтательной составляющей. Мечта о реванше создает легенды о фантастических подвигах предков - и следующее поколение возвращается с реальной победой