Филипьев Н.А.
Часть 3. Архетипы культуры. Государство и Корпорация в Постиндустриальном Переходе.Как было сказано раньше, позитивные архетипы русской культуры можно выразить в виде системы императивов:
1. Жить - по Совести.
2. Бороться - за Правду.
3. Говорить - по-русски.
4. Всемерно поддерживать и развивать русскую культуру, искусство, науку и образование.
5. Своими ближними считать тех, кто надежно соответствует пп. 1-4, всячески помогать им, и поддерживать их начинания.
После революции 1917 года и гражданской войны Россия вынуждена была построить новое государство и новую культуру, обеспечивающую индустриальный рост. Для этой цели, опираясь на достижения эпохи МОДЕРН, на ее передовые идеи, выраженные в трудах К.Маркса и В.Ленина была проведена ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, и построено СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ общество. Построенное общество и государство стало называться СССР. Во внешнем мире его характеризовали как РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ,или РУССКИЙ проект МОДЕРНа Это отражает тот факт, что СССР реализовал актуальные достижения МОДЕРН, опираясь на своеобразие и особенности своей национальной культуры.
Но дальнейшее развитие СССР в 80-х - 90-х годах прошлого века столкнулось с предсказуемыми, но все равно, как бы неожиданными вызовами новой ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ эпохи, называемой также эпохой . Изначально эти вызовы назывались успокаивающим термином НТР (научно-техническая революция) которая, как бы, шла по плану непрерывного перехода от социализма к коммунизму.
Никаких неожиданностей от НТР наивно не ждали, несмотря на тревожное слово "революция". А неожиданности начались! Наука - это овладение заранее НЕИЗВЕСТНЫМИ знаниями и возможностями. А "плановая экономика" социализма была уверена, что может планировать это НЕИЗВЕСТНОЕ, и более того, самонадеянно пытаться "руководить"им. Нужно ли было удивляться тому, что НЕИЗВЕСТНОЕ повернется неожиданной стороной и предъявит НОВЫЕ требования к устройству жизни!
Как следствие сверхвысокой производительности труда все в большей степени иждивенчество становится социальной нормой, а паразитизм - социальным злом.
В этом вопросе Постмодерн в своей начальной, грубой, форме Корпоратократии начинает противостоять Государству, как системе организации и управления.
СССР был первой госкорпорацией - Корпорацией, построенной в рамках государства.
В.И. Ленин говорит об этом так: “Государственный капитализм, как мы его установили у нас, является своеобразным государственным капитализмом… Наш государственный капитализм отличается от буквально понимаемого государственного капитализма тем, что мы имеем в руках пролетарского государства не только землю, но и важнейшие части промышленности” (В.И. Ленин, ПСС, т.45 с.289).
Конкуренция, или соревнование двух различных политических систем - космос, ядерное противостояние, успехи советской науки - заставили «буржуев» учиться у социализма.
Первые подключились японцы Они оценили быстроту советского послевоенного восстановления, отмену карточной системы и снижение цен Отнесли это за счет социалистической системы, принатой в сталинские времена- МПЭ -
Методики Повышения Эффективности и полностью скопировали ее у себя в гигантских нвциональных корпорациях. Отсюда выражение, которое часто произносят эмигранты:
"Здесь в каждой Корпорации своя Советская власть". Результат "японское эеономическое чудо" За японцами подтянулись южно-корейцы, за ними американцы и Западная Европа.
В чем же преимущкства Корпоративного Социализма?
.
Что дает корпорация тому, кто на нее работает?
1. Работу и зарплату.
2. Медицинскую страховку - реально это означает бесплатные услуги качественной медицины.
3. Пенсию, зависящую от «выслуги лет».
4. Повышение квалификации, учебу и карьерный рост.
5. Охрану труда, комфортные условия на рабочем месте
. Надо отдать "буржуям" должное - они оказались хорошими учениками. Иначе не разработали бы современного оружия. И построили они Советскую власть в отдельно взятых корпорациях.
Но прототип корпоративного сообщества был все же взят из СССР.
Это создало проблемы. Интересы корпорации и государства не всегда совпадают, и иногда вступают в непримиримые, антагонистические противоречия
Государство кормит ВСЕХ, кто живет на его территории. В том числе, откровенных паразитов. Чиновников - взяточников, заключенных, отбывающих наказание, продажных журналюг, распильщиков и откатчиков.
Корпорация старается кормить только ПОЛЕЗНЫХ, и кормить хорошо.
Судьба паразита корпорацию не волнует.
А вот иждивенцев она- терпит, хотя и со скрипом. От иждивенцев все же есть малая польза. Точнее четыре.
1. Иждивенец- покупатель. Создает рынок сбыта продукции
2. Иждивенец - зависимый человек от сотрудников Корпорации, чей-то родственник, например, помощь ему, создает для Корпорации привлекательный образ.
3. Иждивенец может дать потомство, или выздороветь, если болен и стать полезным для Корпорации в будущем.
4. Иждивенец мог иметь заслуги перед Корпорацией в прошлом и помощь ему - подтверждение гарантий для сегодня работающих сотрудников Корпорации.
А что делать с паразитами? Корпорация «переселяет» их в Государство! Государство, в отличие от Корпорации, привязано к территории.
Оно на своей территории создает законы для своих граждан. За исполнением законов следят чиновники. Закон поделен на территории «кормления». Над каждой территорией - свой феодал - чиновник. Вот самое место для паразита!
Может ли феодал-чиновник противостоять Корпорации? Нет, не может! Корпорация делает ему «предложение, от которого невозможно отказаться» - взятку, откат, такую, что на всю жизнь хватит. Если закон не позволяет - платит в обход закона, или платит за лоббирование новых законов, в свою пользу. Если кто-то сильно мешает - его ликвидируют физически. Таким образом, у Корпорации нет государственных границ, нет законов, есть только намерения, планы и интересы. Зато есть "корпоративная этика", то есть этика для внутрикорпоративного применения.
Государство для Корпорации «прозрачно», управляемо, но… слишком накладно.
Коллективная цель сообщества Корпораций - Корпоратократии - устранение государства, по крайней мере, с властной территории.
9. Технологии Постиндцстриала имеют очевидные преимущества в военнной области, что чрезвычайно важно в условиях борьбы с устаревшем образом жизни эпохи Модерн.
9.1. Информационно-идеологические войны. Создание у противника негативного образа себя и позитивного образа оппонента. Для этой цели применяются искажения истории, очернение действительности и внедрение деструктивных идей.
Советский Союз в момент распада имел мощную армию, способную противостоять любой агрессии и практически автономную от внешнего рынка экономику, способную противодействовать любым санкциям. Поражение Советского Союза было информационно-идеологическим.
9.2. Сетевые и сетецентрические войны. Глобальные коммуникации позволяют создавать нужное "общественное мнение" с помощью внедрения агентов влияния через социальные сети. Происходит внедрение дискурсов типа "Украина не Россия", "толерантность - это норма", "выборы - это демократия", "референдум-лучшее оружие" . Постиндустриал, опирающийся на авторитет проверенных, высоко компетентных аналитиков, с легкостью может этому противостоять.
9.3. Война приборов. Во время войны Англии и Аргентины за Фольклендские острова исход дуэлей определялся тем, кто первый увидел противника. Самолет увидел корабль - выпустил торпеду и ушел за горизонт. Корабль увидел - выпустил ракету и самолет дальше не полетит. Все решает высокий уровень ИТ и совершенство приборов Постиндкстриала.
9.4. Создание продвинутой автоматизированной техники, робот - сапер, стреляющий робот, беспилотный самолет (дрон). В пилотируемом самолете значительная часть аппаратуры -это система жизнеобеспечения пилота. Поэтому он имеет большие размеры, большую массу и потребляет много горючего.
Беспилотники-дроны лишены этих недостатков. Кроме того оператор дистанционного управления беспилотником не подвергается опасности и может выполнять более рискованные маневры.
Опытный пилот истребителя с легкостью справится с одним беспилотником. Но десяток легких , дешевых и бесстрашных аппаратов его обязательно достанут.
9.5. Частные Военные Компании (ЧВК). На ранних стадиях Постиндустриала - во время его столкновения с Модерном и связанными с ним структурами, в частности с государством, на стадии Корпоратократии, Постмодерн чрезвычайно агрессивен. Столкновения между конкурирующими корпорациями носят гораздо более жесткий характер, чем межгосударственные войны эпохи Модерн.
Корпорации обрастают охранными структурами, вооружением, используют все методы разведок, промышленного шпионажа, внедряют агентов и функционеров в структуры управления конкурента.
Постепенно идет процесс легитимации ЧВК и методов их работы. Государственные структуры выполняют при этом чисто медийные функции, озвучивая договоренности, уже достигнутые корпорациями. На территории Украины сейчас работают западные ЧВК Akademi, Vangard, и ЧВК RSB
http://rsb-group.ru/.
Все выше сказанное указывает на то, что старая картина мира, характерная для эпохи Модерн, переживает острейший кризис. Постиндустриал выдвигает новые варианты стиля жизни и новые системы ценностей, которые уже не укладываются в прежние рамки.
Продвижение Модерна было н начале агрессивно, так как старый мир все еще пытается защитить себя, подавляя ростки нового.
Сопротивление Модерна Постиндустриалу вначале принимает информационно - идеологический характер
. Модерн предлагает себя как высшую стадию развития человечества, пытаясь встроить Постиндустриал внутрь себя , как свою, пусть и продвинутую, подсистему. Это называют Постмодернизмом Возникла, в частности парадигма "конца истории", объявляющая достигнутый в Модерне стиль жизни, наилучшим из возможных.
Но ценности Постмодерна, особенно те, которые касаются мотивации к труду и потреблению, разительно отличаются, и не могут быть совмещены с экономической и денежной концепцией Модерна.
Постмодерн ищет новые, более адекватные решения.
СССР проиграл в "холодной войне". В то время, как он обладал очень сильной армией, способной защитить страну, и самообеспечивающие автономной экономикой. Поражение не было военным и не было экономическим.
Поражение СССР было информационно-идеологическим.
Но проиграть сражение в войне, которая только начинается, еще не значит проиграть войну.
Западное сообщество умело использовало в информационной войне архетипы русской культуры. Зная, что в природе русских бороться за правду стали финансировать диссидентское движение, акцентируя внимание на скрываемые недостатки советской системы и всячески выпячивая преимущества Западного Модерна.
"Голос Америки", "Радио Свобода" "Немецкая волна" стали Библией для диссидентов. Движение за "Права человека" - новым Интернационалом.
Но за этой полуправдой Запад скрыл главную ЛОЖЬ, главный ОБМАН.
РАЗВИТЫЕ СООБЩЕСТВА ДАВНО УЖЕ НЕ ЖИВУТ ПО СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ПОЗДНЕГО МОДЕРНА. Эти ценности стали искаженными, перевранными, МАНИПУЛЯТИВНЫМИ и используются для "опускания" так называемых "развивающихся стран" - по существу колоний западных ТНК, закрывая для них Постиндустриальный путь развития.
Как младшенький братишка донашивает ветхие вещи старшенького - в таком качестве нам сбрасывают устаревшие, обветшалые ценности Модерна.
Но Запад совершает роковую ошибку. В русской культуре борьба за правду - это не жалобная обида зависимого,
это еще и искусство найти правду, разоблачить обман, и обезвредить того, кто обманывает доверяющего.
Информационная война разделяет людей на четыре группы
1. Обманутые иллюзорной романтикой Западного Модерна 60- х годов или русским Модерном (социализмом) 50-х
2. Обманывающие, рассчитывающие за счет обмана въехать на белом коне в то, что останется от Западного Модерна,
а также обманутые и поверившие обманщикам, и распространяющие обман, не разобравшись в нем.
3. Самостоятельно мыслящие, чувствующие обман, но не находящие адекватного ответа,
обычно примыкающие к влиятельным лидерам - "сектанты"
4. Самостоятельно мыслящие, адекватно понимающие природу обмана,
для них характерны опора на факты, логику, интуицию и на надежно проверенные авторитеты.
Только четвертая группа готова адекватно принять вызовы Постиндустрмального Перехода.
Она пока малочисленна. Но день за днем, используя сетевые информационные инструменты Постмодерна, эта группа растет.
Боевая задача времени, стоящая перед каждым
- присоединиться к этой группе и помочь ей расти.
Возможно создание, в противовес либеральной ВШЭ, Начальной Школы Лидеров Посиндустриального Перехода.
В свое время Модерн наступал в три волны.
1. Агрессивная - расчистка предыдущего строя-феодализма, революции, ликвидация феодальных монархий.
2. Объединительная - создание империй - Британской, Австро-Венгерской, Российской, США.
3. Гуманизация, распад империй в Первой мировой войне, создание буржуазных демократий в Европе и новых социалистических стран в Германии, Швеции, Югославии, образование СЭВ.
Заглядывая в будущее Постмодерна, видимо, следует, по аналогии, предположить похожие три волны.
1. Агрессивная - видимо сейчас ее контуры просматриваются в Корпоратократии. На этом этапе Корпорация - это полувоенная организация с жесткой иерархической структурой.
Если в корпорации этого времени начальник топает ногами, ругает и обливает кофе, окружающие завидуют. Успех, воспитывает, значит увольнять не собирается!
2. Объединительная - обычно считается, что это просьюмеризм - тема требует отдельного рассмотрения - хороший пример - Cоrporated Farmers на Среднем Западе США.
3. Гуманизация. Здесь мы приходим к сближению идей Постмодерна с русским Коммунизмом. Футуристические модели(утопии) Коммунизма разработаны как теоретиками коммунизма, та и научными фантастами Иваном Ефремовым, Станиславом Лемом, и братьями Стругацкими.
Как работают архетипы русской культуры на различных волнах - этапах Постмодерна?
Первая волна - агрессивная. Здесь жесточайшая конкуренция корпораций друг с другом, и Корпоратократии с государством. Побеждает тот у кого лучше организация и более совершенное оружие.
Организация - это сотрудничество. "Жить по Совести" и "бороться за Правду" означает создать высочайший уровень взаимного доверия. Укоризна каждому, кто не оказал помощи в беде или опасности.
Укоризна тому, кто обманул доверяющего.
Укоризна, значит, на этом этапе, исключение из круга доверия корпорации.
Высокий уровень доверия, и совесть как ориентир обеспечивают эффективно работающую корпаративную этику и, как следствие, эффективное сотрудничество. Это серьезное Конкурентное Преимущество.
Ориентир на развитие науки и культуры дает высокий технологический уровень разработок, и в том числе в системах безопасности и вооружения.
На втором, объединительном этапе Постмодерна возникнут объединения не по территориальному признаку, как в Модерне, а по культурно-языковому.
А.И.Фурсов назвал такие объединения "квази-имперскими".
Культурная общность, общие архетипы культуры позволят легко находить взаимопонимание и сотрудничать.
Поскольку средства коммуникации создают глобальный доступ ко всем территориям, люди станут объединяться не по территориям, а по интересам. А общая культурно-языковая среда объединит эти интересы и создаст широкие круги доверия.
К третьему этапу, гуманизации Постиндустриала русская культура подготовлена в наибольшей степени, теми интеллектуальными наработками, которые связаны с проектом коммунистического общества, начиная с морального кодекса строителя Коммунизма, и кончая футуристическими моделями Станислава Лема в "возвращении со звезд". Нужно ли говорить, что эти модели построены на упомянутых выше архетипах.
Выводы.
1.Потеря инициативы в "холодной войне" не является окончательным поражением в Мировой Войне по переходу мирового сообщества от эпохи Модерн к Постиндустриалу. Дальнейшие прогнозируемые события дают архетипам русской культуры серьезные конкурентные преимущества.
2. На данном этапе боевая задача в информационной войне - доказательно, аргументированно развеять ОБМАН о разваливающемся устаревшем Модернистском проекте западного капитализма как об идеальном образце справедливого и преуспевающего общества.
3. Работать над созданием экспертного сообщества, адекватно и самостоятельно мыслящих людей, для изучения вызовов Постиндустриального Перехода, и для подготовки достойных ответов на эти вызовы, основанных на конкурентных преимуществах позитивных архетипов русской культуры.