Архетипы русской культуры - прошлое, настоящее и будущее. Постиндустриальный переход

Mar 07, 2015 23:58




Филипьев Н.А.
Архетипы русской культуры - прошлое, настоящее и будущее.
Часть 2.
Постиндустриальный переход и его вызовы
Как было сказано раньше, позитивные архетипы русской культуры можно выразить в виде системы императивов:
1. Жить - по Совести.
2. Бороться - за Правду.
3. Говорить  - по-русски.
4. Всемерно поддерживать и развивать русскую культуру, искусство, науку и  образование.
5. Своими ближними считать тех, кто надежно соответствует пп. 1-4,  всячески помогать им, и поддерживать их начинания.
После революции 1917 года и гражданской войны Россия вынуждена была построить новое государство и новую культуру, обеспечивающую индустриальный рост. Для этой цели, опираясь на достижения эпохи МОДЕРН, на ее передовые идеи, выраженные в трудах К.Маркса и В.Ленина была проведена ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, и построено СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ общество. Построенное  общество и государство  стало называться СССР. Во внешнем мире его характеризовали как  РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ, или РУССКИЙ проект МОДЕРНа  Это отражает тот факт, что СССР реализовал актуальные достижения  МОДЕРН, опираясь на своеобразие и особенности своей национальной  культуры.
Но дальнейшее развитие СССР в 80-х - 90-х годах прошлого века столкнулось с предсказуемыми, но все равно, как бы неожиданными вызовами новой индустриадизации - ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ эпохи, неизбежно следующей за разрушительным временем ПОСТМОДЕРНизма.
Изначально эти вызовы  назывались успокаивающим термином НТР (научно-техническая революция) которая, как бы, шла по плану непрерывного перехода от социализма к коммунизму.
Никаких неожиданностей от НТР наивно не предполагали, несмотря на тревожное слово "революция".
      А неожиданности начались! Наука - это овладение заранее НЕИЗВЕСТНЫМИ знаниями и возможностями. А "плановая экономика" социализма была уверена, что может планировать это НЕИЗВЕСТНОЕ, и более того, самонадеянно пытаться "руководить"им. Нужно ли было удивляться тому, что НЕИЗВЕСТНОЕ повернется неожиданной стороной и предъявит НОВЫЕ требования к устройству жизни!
По существу, потуги планирования НЕИЗВЕСТНОГО означали, что НТР не воспринималась всерьез. Признаком конца "русского модерна" звучало крылатое выражение Стругацких "все великое и значительное происходит в наших министерствах и ведомствах". Реальность показала полную неготовность встретить те неизвестные сюрпризы, которые реально предъявила НТР.

Это:
 1. Ожидаемое, желаемое, но все равно застигшее врасплох,как иногда снег зимой или гроза летом, значительное увеличение производительности труда, благодаря, последовательно, механизации, автоматизации, станкам с Числовым Программным Управлением, (ЧПУ) роботам, гибким автоматизированным производствам, 3-Д принтерам.
В развитых индустриально странах общественно-необходимый труд для производства материальных благ уже не превышает 10 часов в неделю.
Обычно это с запасом решает проблему эксплуатации за счет присвоения прибавочной стоимости, характерную для капиталистического общества эпохи раннего Модерна.  Работающие в производстве обычно зарабатывают достаточно, чтобы обеспечить себя всем необходимым, иметь здоровый организованный досуг, и содержать нескольких иждивенцев.
Наоборот, всячески преследуется работа сверх нормы рабочего времени - работающий лишний час отнимает 1/8 рабочего места у безработного. Ограниченным ресурсом становится не время трудовых усилий, а, наоборот, экономические ниши для приложения этих трудовых усилий (рабочие места).
Очевидным следствием увеличения производительности труда является опасность перепроизводства и трудности сбыта произведенной продукции. В связи с этим эффективность экономики начинает измеряться не в количестве произведенной продукции, а в объеме продаж.
Важно, не сколько могут "сделать руки", а сколько смог "переварить желудок"  Происходит смена приоритетов потребление становится важнее производства. Общество становится все более потребительским.

2. Резко, скачкообразно, меняется характер труда. Если в раннем Модерне труд - это тиражирование материальных предметов, обработка деталей не станках, конвейерная сборка, выплавка металлов. Рабочий этого времени -  квалифицированный оператор станка. В постмодерне основной труд - это разработка программ для роботов, станков ЧПУ, 3-Д принтеров, и для универсальных компьютеров разного типа.
Разработка программ дело трудоемкое, медленное, требует особой специальной культуры и знаний в прикладной области, а также умения встраивать программное управление в различные механизмы и устройства. Люди, владеющие этим, так называемые специалисты по информационным технологиям  (ИТ), составляют ЯДРО производительных сил. Это люди очень высокой квалификации, от которых требуется, в частности, способность к самостоятельному мышлению и быстрому освоению новых знаний.
А тиражирование продукта,  в отличие от эпохи Модерн, требует минимальных усилий. Загрузить программу - и нажать кнопку.
Автомат сам начнет работать по заданной программе -человек только сопровождает процесс, нисколько не утомляясь.
3. Изменился основной продукт труда. Если в эпоху Модерн основным продуктом труда был материальный объект  - устройство, деталь, машина, то в Постмодерне основным продуктом  труда  является объект нематериальный  - такой  как компьютерная программа. Хотя программа обычно находится на материальном носителе, на диске, флешке или на карточке, ценность носителя не составляет заметной доли от ценности программы. Тиражирование программ, и перенос с носителя на носитель вообще не составляет никакого труда.  Устройства и машины по-прежнему применяются, но они со временем становятся все более многофункциональными и набор их функций опять таки определяется загруженными в них программами.   Основным продуктом труда является программа.

4. Массово доступны глобальные коммуникации и развитая информационная техника.  Это приводит к пересмотру понятия "территория деятельности". В эпоху Модерн территория деятельности ограничивалась возможностью физического перемещения, и потому особым спросом пользовались средства транспорта, что привело к массовому производству автомобилей.
А в Постмодерне средства коммуникаций обеспечивают эффект присутствия на любой территории в глобальном масштабе.
Пример. С появлением общедоступной сотовой связи в Израиле резко упал спрос на автомобили. Люди от них стали отказываться, потому, что самым надежным и дешевым транспортом стали маршрутные микроавтобусы с единой диспетчерской службой. Чтобы добраться из любой точки Израиля в любую другую достаточно позвонить диспетчеру. Диспетчер сам проложит самый быстрый маршрут, если нужно, создаст новый, обозначит пункты пересадок, даст задание водителю. Водитель   найдет пассажира, если нужно, свяжется по телефону, отвезет в нужное место или на пересадку. Все очень быстро и удобно.
6. Меняется характер мотивации к труду и к потреблению. Для Модерна характерен наемный труд и мотивация к труду через вознаграждение преимущественными правами на потребление "кто не работает, тот не ест". Наоборот в Постмодерне потребление в большей степени нормировано социальными стандартами общественной гигиены, а труд становится все более освобожденным, подвижническим.
Разработчик продвинутой ОС LINUX   Линус Торвальдс выполнил эту титаническую разработку, вообще не имея никакого финансирования. Но его разработка оказалась более продвинутой, чем многомиллиардная по финансам Microsoft Windows.
Деньги больше не отражают вклад человека в «общий котел» экономики. Понятие «интеллектуальная собственность» также как и деньги, не является уже адекватным регулятором, стимулирующим человека к «подвигу мысли». А ведь именно от «подвига мысли»  зависит реальный прогресс производства,  а от него зависит эффективность оружия, а от него - победа в будущей войне. Право на востребованный труд все более становится не для всех доступной почетной привилегией, а потребление обременительной обязанностью, мотивированной общественным здоровьем.
 7. Медленно и мучительно меняется роль финансов и способ работы финансовых механизмов.
Модерн создал мощнейшую систему правил и понятий, регламентирующих работу финансовых механизмов, типа - "деньги - это овеществленный труд" для того, чтобы надежно работал счетчик - кто сколько положил в "общий котел" экономики, тот столько же может из него и брать".

Но манипулятивное развитие этих правил привело к тому, что на практике деньги так не работают.
Счетчик в виде золотых монет, потом бумажных купюр, потом банковских счетов или пластиковых карточек представляет из себя всего лишь Информационную Технологию, разработанную еще в глубокой древности. Для поддержки этой технологии надежного и защищенного счетчика были созданы банки - наиболее влиятельные структуры Модерна. Продвинутые в тогда англичане даже сделали  Исака Ньютона "мастером монетного двора", не пожалев  его могучего интеллекта для организации денежного обращения.
«Дайте мне контролировать финансовые потоки внутри страны - и мне плевать, кто и как устанавливает ее законы» -самодовольно заявляют финансисты.
Постиндустриал силен как раз именно своими продвинутыми Информационными Технологиями.

Может ли он предъявить здесь нечто кардинально новое, качественно изменяющее характер финансовой системы Модерна, ее роль и место в экономике?
Может.        Уже предложил. Пока в тестовом режиме. Надежный банк,  выполняющий поручения вкладчиков. Финансовый проект называется БИТКОИН.
Это всего лишь программа. Вы можете бесплатно скачать ее из интернета и установить на ваш компьютер, планшет или даже на сотовый телефон. Что она делает? Все то же, что и обычный банк. Нужен только интернет. Сервер не требуется. Вся информация в распределенной базе на таких же клиентских компьютерах.
Но! В отличие от банка эта программа НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ и НЕ РАССЧИТАВАЕТ на свою ПРИБЫЛЬ.
Поэтому, в частности.
-         комиссия при переводе со счета на счет по всему миру - 0%,
-         любая транзакция - покупка, продажа, оплата услуг - 0%,
-         кредитная эмиссия и связанная с ней инфляция полностью отсутствуют,
-         банк всегда у вас в кармане, доступен в любое время суток и готов вас обслуживать без вашего выхода из дома,
-          полностью исключен контроль со стороны третьих лиц и отсутствует централизация - невозможен какой-либо внешний центр управления - ему некуда встраиваться,
-         благодаря современным криптографическим технологиям обеспечена полная  конфиденциальность транзакций.
  8. Как следствие сверхвысокой производительности труда все в большей степени иждивенчество  становится  социальной нормой, а паразитизм - социальным злом.
В этом вопросе Постиндустриал в своей начальной, грубой, форме Корпоратократии начинает противостоять Государству, как системе организации и управления.
            СССР был первой госкорпорацией -  Корпорацией, построенной в рамках  государства.
В.И Ленин говорит об этом так: “Государственный капитализм, как мы его установили у нас, является своеобразным государственным капитализмом… Наш государственный капитализм отличается от буквально понимаемого государственного капитализма тем, что мы имеем в руках пролетарского государства не только землю, но и важнейшие части промышленности” (В.И. Ленин, ПСС, т.45 с.289).
Это создало проблемы. Интересы корпорации и государства не всегда совпадают, и иногда вступают в непримиримые, антагонистические противоречия   Конкуренция, или соревнование двух различных
политических систем - космос, ядерное противостояние, успехи советской науки - заставили «буржуев» учиться.   Надо отдать им должное - они оказались хорошими учениками. Иначе не разработали бы современного оружия. И построили они Советскую власть в  отдельно взятых корпорациях. Но прототип корпоративного сообщества был все же взят из СССР.

Государство кормит ВСЕХ, кто живет на его территории. В том числе, откровенных паразитов. Чиновников - взяточников,заключенных, отбывающих наказание, продажных журналюг, распильщиков и откатчиков.
Корпорация старается кормить только ПОЛЕЗНЫХ, и кормить хорошо.
Судьба паразита корпорацию не волнует.
А вот иждивенцев  она- терпит, хотя и со скрипом. От иждивенцев все же есть малая польза. Точнее четыре.
8.1. Иждивенец- покупатель. Создает рынок сбыта продукции.
8.2. Иждивенец - зависимый человек от сотрудников Корпорации, чей-то родственник, например,  помощь ему, создает для Корпорации привлекательный имидж.
8.3. Иждивенец может дать потомство, или выздороветь и стать полезным для Корпорации в будущем.
8.4. Иждивенец мог иметь заслуги перед Корпорацией в прошлом и помощь ему - гарантия для сегодня работающих сотрудников Корпорации.
 А что делать с паразитами? Корпорация «переселяет» их в Государство! Государство, в отличие от Корпорации, привязано к территории.
Оно на своей территории создает законы для своих граждан. За исполнением законов следят чиновники. Закон поделен на территории «кормления». Над каждой территорией - свой феодал - чиновник. Вот самое место для паразита!
О Корпортократии и государстве в Постиндустриальном переходе здесь:
http://filipiev.livejournal.com/15792.html

доверие, государство, постиндустриальный переход, деньги, Корпоратократия, идеология, модерн

Previous post Next post
Up