Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 19-я по Пятидесятнице. Поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
Прор. Осии (820 г. до Р. Х.); прмч. Андрея Критского (767).
Сщмч. Ирона, епископа Антиохийского (II; Греч., Серб, РПЦЗ); прп. Антония Леохновского, Новгородского, игумена (1611); мчч. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303); вмц. Шушаники (Сусанны) кн. Ранской (Грузинской) (V); Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, друга Божия, епископа Китийского (898); мчч. Этельреда и Этельберта Истрийских, Кентских (640-670; Кельт. и Брит.); мч. Козмана, в Картли убиенного (Груз.); свт. Иосифа (Джандиери), католикоса-патриарха Грузинского, чудотворца (1770; Груз.).
Сщмчч. Неофита Любимова, Анатолия Ивановского, пресвитеров, прмчч. Иакинфа (Питателева), Каллиста (Опарина), монахов (1918); сщмч. Александра (Щукина), архиепископа Семипалатинского (1937); блж. Параскевы Старобельской, Христа ради юродивой (1942; Укр.).
Икон Божией Матери: «Избавительница»; «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».
Святые дня, молите Бога о нас!
Пророк Осия
(пророк Осия, фреска Ватопедского монастыря, Афон)
Святой пророк Осия, сын Беериин, происходил из колена Иссахарова1. В то время многие из людей Израилевых отступили от истинного Бога и, забыв Его благодеяния и чудеса, покланялись идолам. Но Осия, будучи человеком Богобоязненным, служил Единому истинному Богу, сотворившему небо и землю и изведшему Евреев из Египта, рукою крепкою. Осия наставлял людей, отпавших от истины, и своими мудрыми увещаниями снова обращал их к отеческому благочестию.
По вдохновению от Святого Духа Осия много пророчествовал об Израильском народе. Обличая беззаконных жителей Израильского царства, он предсказывал ему великие бедствия от врагов, переселение их в плен Ассирийский и затем обращение их к Богу2. Он предсказал о распространении истинного Богопознания по всей земле (Ос. 2:20. Ср. Иер.31:34), прекращении Ааронова священства и ветхозаветных жертв (Ос.3:5.), а также о возвращении из Египта Младенца Иисуса3 и о Его тридневном Воскресении4, и о победе над смертью5. Все эти пророчества записаны Осиею в его книге, состоящей из 14 глав. Как изреченные чрез Святого Духа все пророчества сии находятся в числе других богодухновенных книг Священного Писания.
Пророк Осия прожил много лет6 и скончался в глубокой старости, за 820 лет до Рождества Христова, и погребен мирно в своей земле.
____________________________
Примечания
1 Пророк Осия жил в царстве Израильском и пророчествовал во дни Осии, Иоафама, Ахаза и Езекии, - царей Иудейских, и во дни Иеровоама II-го, царя Израильского (Ос.1:1). Из, так называемых, малых пророков его современниками были Михей и Амос; из больших - Исаия. По указаниям у свв. Ефрема Сирина, Дорофея и Епифания, пророк Осия был родом из Веельмофа, города в колене Иссахаровом.
2 В пророчествах Осии содержится: 1) обличение современного нечестия, идолопоклонства и нравственного развращения, также обличение союзов евреев с языческими народами в надежде на их силу, и призыв к покаянию и исправлению; 2) угрозы Ассирийским пленом; 3) утешение чрез предсказание об освобождении из плена и о наступлении Царства Мессии, которое сообразно с младенческим состоянием народа, изображается под образом земного величия.
3 Пророчество о возвращении Мессии из Египта находится в 11 гл. книги пророка Осии. Перечисляя милости Свои Евреям, Господь говорит: «Из Египта вызвал Сына Моего» (11:1). На это именно место указывает евангелист Матфей, когда говорит: «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф.2:16). Как вообще Еврейский народ был прообразом Мессии, так и частные события из жизни народа имели прообразовательное «Мессианское» значение. Евреи поселились в Египте, Спасаясь от голода при Иакове. Когда же эта опасность миновала, Евреи выведены были оттуда Богом для осуществления своего назначения в Палестине. Так и Мессия-Христос удалился, по определению Божию, в Египет спасаясь от злобы Ирода. Когда же опасность миновала, по смерти Ирода, Мессия вызван был Богом из Египта в Палестину, для исполнения здесь Своего назначения.
4 Пророчество о тридневном воскресении Мессии содержится в 6-й главе кн. прор. Осии. В 1-м послании к Коринфянам Апост. Павел относит сие пророчество к воскресшему Христу, когда говорит, что Христос «воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:4).
5 В 14 стихе 13-й главы у пророка Осии проводится мысль (в форме вопроса) о бессилии ада пред Богом: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Апостол Павел говорит: «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:54-55). Таким образом, исполнение пророчества Апостол относит к окончательному торжеству над смертью в день всеобщего воскресения мертвых.
6 Пророческое служение Осии продолжалось более 60 лет.
Тропарь пророку Осии
глас 2
Пророка Твоего Осии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак пророку Осии
глас 2
Правыми стезями последуя заповедем Господа твоего, пророче Осие, исполнився Духа Святаго и, прием дар пророчествия, провозгласил еси Израилю Христово, хотящее в последняя лета быти, пришествие, обличая заблуждшия люди от пути праваго и наставляя на путь, ведущий в Вышний Иерусалим, идеже ныне предстоя, молися непрестанно о всех нас.
Ин кондак пророку Осии
глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая, сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Осие славне.
Величание пророку Осии
Величаем тя, пророче Божий Осие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Преподобномученик Андрей Критский
Преподобномученик Андрей Критский (не путать со святителем Андреем Критским)
Жил при императоре иконоборце Константине Копрониме. Поводя на острове Крит строгую подвижническую жизнь, святой узнал о гонении на святые иконы. Воспламенившись ревностью о Боге, преподобный Андрей отправился в Константинополь и смело обличил императора в его нечестии. За это он был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу, где утверждал в благочестии приходивших к нему христиан. Мученическая кончина св. Андрея последовала во время жестоких истязаний в 767 г.
Преподобномученик Андрей Критский жил во время царствования императора-иконоборца Константина Копронима (741 - 775), который под страхом смерти приказал христианам убрать святые иконы из храмов и домов. Верующие, которые безбоязненно сопротивлялись нечестивому иконоборцу и твердо держались предания святых отцов, были заключены в темницы. Когда преподобный Андрей услышал, что император сажает в тюрьмы и мучает не воров и разбойников, а добродетельных и благочестивых христиан, то пришел в Константинополь и всенародно, в храме святого мученика Маманта, обличил еретика в гонении на истинную веру. В оправдание император сказал, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это преподобный ответил, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа.
Разъяренный иконоборец приказал немилосердно истязать святого Андрея. По пути к месту казни мученик отошел ко Господу. Через сто лет святому был написан канон преподобным Иосифом песнописцем. По молитвам преподобномученика Андрея исцеляются одержимые.
Тропарь преподобномученика Андрея Критского
глас 4
Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству/ мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Андрее, приснопамятне.
Кондак преподобномученика Андрея Критского
глас 8
Мужества тезоименитому благодарение,/ яко благочестия тайноглагольнику,/ похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне,/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ от всяких лютых ны спаси, да поем:// радуйся, отче приснопамятне.
Преподобный Антоний Леохновский, игумен
Преподобный Антоний, сын Тверских боярских детей Вениаминовых, родился около 1525 г. Люди богобоязненные, родители Антония воспитали сына в заветах строгого благочестия, и посеянное ими в юной душе семя страха Божия принесло свой добрый плод. Еще будучи отроком, Антоний обнаружил склонность к подвижничеству; с годами его ревность к благочестию возрастала все более и более, пока наконец не созрело в нем решение оставить мир с его соблазнами и поселиться где-либо в уединении, чтобы беспрепятственно служить Богу. Улучив подходящее время, Антоний тайно покинул навсегда родительский дом и, вверив себя водительству Промысла Божия, отправился искать желанного безмолвия. Он достиг пределов Новгородской области и остановился в урочище «Пустошь Рублево», Бурежского погоста, на юго-западном берегу озера Ильменя. Пустошь отстоит от Новгорода окольным, сухим путем верст на сто, а прямым, через озеро Ильмень, верст на 50.
Рублево лежало при речке Переходе и представляло собою горы, прорезанные оврагами и покрытые вековым лесом. Место это показалось Антонию удобным для уединенного пустынножительства. В одной горе он выкопал себе тесную пещеру и начал в ней спасаться: труд, молитва, пост и другие подвиги обуздания плоти были для отшельника средствами спасения. По заповеди Божией, преподобный Антоний вкушал свой хлеб «в поте лица» (Быт. 3. 19). Он расчистил лес под пашню и огород, сеял хлеб, сажал овощи; затем сам убирал созревшую ниву, сам и молотил хлеб на гумне, которое устроил недалеко от пещеры.
Добытый собственным трудом хлеб и служил пустыннику пищей; изредка он прибавлял к нему немного овощей. Но и этой скудной пищи преподобный вкушал лишь по столько, сколько необходимо для подкрепления изнемогающей плоти, один раз в сутки, по захождении солнца. Часто же преподобный и совсем отказывался от пищи, налагая на себя строгий пост. Пил он простую колодезную воду. Спал подвижник на сырой земле, заменявшей в его пещере пол, причем в изголовье себе клал ничем не покрытую деревянную колоду. Неоднократно в течение ночи он оставлял свое суровое ложе для молитвы. В молитве изливал он пред всевидящим Господом свою душу и ею ограждал себя от нападавших на него пустынных страхований.
Несмотря на полное уединение преподобного Антония, молва об его богоугодной жизни распространялась все далее и далее. Услышал о нем инок одного монастыря, по имени Нифонт, который и захотел посетить славного подвижника. От одного Новгородского купца Нифонт узнал, где находится Рублевская пустынь, и отправился к преподобному Антонию. Увидев его, инок сначала испугался, потому что изнуренная подвигами плоть пустынника была черна и груба. Но преподобный успокоил посетителя словами: «Чадо, не бойся вида моего тела!» Потом, назвав по имени Нифонта, с которым встречался первый раз в жизни, преподобный облобызал его и разделил с ним свою скромную трапезу. Целый день вели они душеспасительную беседу, прерывая ее по временам общей молитвой.
Заветным желанием преподобного Антония было облечься в иноческий образ. Об исполнении этого желания он усердно молил Бога, и Господь услышал его молитву. В праздник Вознесения Христова преподобному явился ангел Господень и сказал: «Антоний! Иди на место, называемое Леохново, на три поприща отсюда».
Повинуясь велению небесного вестника, преподобный Антоний оставил пустынное безмолвие и пришел в Леохново. Здесь он нашел священноинока-отшельника Тарасия, который и постриг его без перемены прежнего, мирского имени. (Пострижение преподобного Антония произошло в котором-нибудь из трех годов: 1555-1557). Общими усилиями и трудами преподобный Антоний и Тарасий построили в Леохнове храм, украсили его святыми иконами, снабдили книгами и другими предметами, необходимыми для богослужения. Когда постройка храма была окончена, сподвижники послали к Новгородскому архиепископу за благословением на освящение храма и за антиминсом. Узнав от посланного, от чьего имени он пришел, архиепископ охотно исполнил просьбу иноков - дал свое благословение преподобному Антонию и антиминс для церкви. Храм был освящен в честь Преображения Господня в самый день этого праздника (6 августа). Так положено было основание Леохновской пустыни.
(Церковь Спаса Преображения - Леохново - Старорусский район - Новгородская область)
Слава о преподобном Антонии, как великом подвижнике и чудотворце, распространилась по Русской земле, достигла и до Москвы. Царь Иоанн Васильевич Грозный, много слышавший об угоднике Божием, имел сильное желание его увидеть. Потому, когда преподобный Антоний прибыл по нуждам обители в Москву, царь призвал его к себе и просил молитв и благословения. Он вручил преподобному щедрую милостыню для его обители вместе с жалованными грамотами ей на земли и рыбные ловли на озере Ильмене.
Как заботливый хозяин, преподобный Антоний много потрудился и позаботился о благосостоянии своей обители. В 1587 г. обитель получила пустоши - Рублево и Леохново, затем в конце XVI века и начале XVII-го были пожалованы ей другие, близлежащие угодья. В 1606 г. преподобный бил челом о пустоши Иваново, причем, жаловался, что «монастырские животины выпустити негде», а между тем эта пустошь, не населенная, заросшая лесом, подошла к монастырю близко. Пустошь дана была обители из оброка, другие же угодья безоброчно.
Пятьдесят шесть лет подвизался преподобный Антоний в иноческом образе и, будучи уже глубоким старцем, приблизился к блаженной кончине, встретить которую Промысел Божий судил ему вне стен родной обители. В 1611 г. шведы вторглись в пределы Новгорода и начали опустошать его окрестности. Тогда митрополит Новгородский Исидор (Исидор управлял Новгородской епархией с 1603 по 1619 гг.), чтобы уберечь уважаемого старца от опасности, вызвал преподобного Антония с несколькими учениками к себе в Новгород. Здесь престарелый подвижник заболел и, чувствуя приближение своей смерти, стал с радостью готовиться к ней.
В день Воздвиженья Честнаго Креста Господня старец приобщился святых Христовых Таин и преподал последнее благословение окружавшим его смертный одр. Затем он велел позвать к себе Корнилия, пономаря церкви святого Евангелиста Луки, и обратился к нему с такими словами: «Брат Корнилий! Пусть будет тебе знамение, чтобы мне быть положенным в созданном мною монастыре благолепного Преображения».
В этот же день, 14-го сентября, преподобный Антоний мирно почил на восемьдесят шестом году от рождения. (Так передается в древнем житии преподобного. По древним источникам, подвижник скончался 17 октября.) Время кончины святого старца относится к 1611, 1612 или 1613 году.
(Митрополит Новгородский и Старорусский Лев перед ракой с мощами Антония)
Тропарь преподобному Антонию Леохновскому
глас 1
Пустынный житель и в телеси ангел, богоносец показался еси, пощением и бдением отче наш Антоние, небесный дар приял еси: исцеляеши недужныя и души притекающих с верою к раце честных мощей твоих. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобному Антонию Леохновскому
глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Антоние преподобне: монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские и братья их Леонтий, Анфим и Евтропий
Воспоминаемые церковью 17 октября, мученики и бессребреники Косма и Дамиан были современники бессребреникам римским. Родина их - Аравия. Подобно соименным бессребреникам, они занимались врачебною наукой, но наука немного помогала им при врачевании болезней. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа-Спасителя.
Как скоро слух о чудесах и учении их достиг до игемона Лисия. тотчас приказано было взять их. Приведенные в Киликию, они были представлены игемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, игемон приказал им принести жертву идолам. Когда же они не хотели исполнить приказание его и даже дерзновенно исповедали свою веру во Христа, он велел бить их без милосердия. а потом связанных бросить в море.
Но Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству.
- Скажите мне - вопрошал их игемон, - каким это чародейством вы спаслись от моря? И я хочу подражать учению вашему.
- Мы христиане - отвечали мученики, - никаких чарований не знаем, имеем одну только силу Христову, которая спасает нас от всех бед.
Раздраженный игемон не хотел более говорить и велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.
Но Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их.
Игемон дивился, но, не познав Спасающего их, испытал над ними новые казни, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от тел их, как от стен, и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, игемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.
Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их страданий с достоверностью неизвестно; несомненно только, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана. Вот, все, что известно об этих святых бессребрениках.
Праведный Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ, перенесение мощей
Был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин. 11:3, 5, 11).
После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин. 11:17-45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).
После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин. 12:9-11), где впоследствии был поставлен епископом.
По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание и скончался на острове Кипре.
Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру.
(Вифания, Гробница Лазаря Четверодневного, фото 1893 года)
Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон!» Еще пять ступеней вниз - и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин. 11:1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, - тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.
(Вифания, Гробница Лазаря Четверодневного, современный вид)
А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX-Х вв., построенной над могилой Лазаря.
(церковь праведного Лазаря на Кипре, Ларнака)
Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35 х 17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру - большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера - гробница праведного Лазаря.Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6 х 12 м.
(гробница правелного Лазаря на Кипре под храмом, Ларнака)
Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь - друг Божий».
Тропарь праведного Лазаря Четверодневного
глас 4
Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.
Кондак праведного Лазаря Четверодневного
глас 8
Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.
Молитва святому праведному Лазарю
О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Великомученица Шушаника (Сусанна) Ранская (Грузинская)
Великомученица Шушаника, княгиня Ранская († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя - Вардандухт, в честь отца, а ласкательное - Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием.
Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви.
Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. «Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу». К темнице приходило много страждущих, «при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные - детей, больные - исцеление, слепые - прозрение». Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: «Прости нам вину нашу и благослови нас». Святая Шушаника простила и благословила, сказав: «Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет...».
Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице Католикос-Архиепископ Грузии Самуил I (474-502), епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: «Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула». Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября, в праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана, и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.
Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время перешел в ведение армянского епископа - монофизита, и Католикос-Архиепископ Грузии Самуил IV (582-591) перенес святые мощи Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской церкви, с южной стороны алтаря.
(Метехская церковь, Тбилиси (на переднем плане), на заднем плане строящийся собор Самеба)
Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники была перенесена с 17 октября на 28 августа.
Священномученик Ирон (Геро́н; греч. ῞Ηρων, лат. Heron, Herodion), епископ Антиохийский
Ученик святителя Игнатия Богоносца и преемник его на Антиохийской кафедре. Известен только по упоминаниям во фрагментах "Всемирной хроники" Секста Юлия Африкана (нач. III в.; сохранились в составе "Хроники" Георгия Синкелла, нач. IX в.), где указано, что Ирон занимал кафедру в течение 20 лет. Также Ирон упомянут в "Церковной истории" Евсевия Кесарийского (IV 20), который заимствовал информацию у Африкана. К некоему диакону Ирону обращено одно из писем, приписанное рукописной традицией свт. Игнатию Богоносцу, но наукой признанное псевдоэпиграфическим сочинением IV века.
Сербский месяцеслов датирует кончину святого 128 годом, что согласуется с окончанием 20-летнего срока пребывания его на Антиохийской кафедре после кончины священномученика Игнатия Богоносца, последовавшей около 107 года.
В современных греческих календарях память сщмч. Ирона 17 октября отсутствует.
Икона Богородицы «Избавительница»
Икона Божией Матери «Избавительница» до того, как была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана (+ 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от подвижника Феодула. Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи.
Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона 20 июля 1889 года была передана Ново-Афонской обители, и было установлено празднество в честь ее 17 октября. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые совершилось празднество в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы. На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Богомладенца, благословляющего десницей.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница
глас 4
Яко пресветлая звезда,/ просил Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость.
Кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Избавительница»
глас 8
Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавшии с верою притекше, заступлением Твоим избавитися от злых, но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице наша от всех бед.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Избавительница»
О, Мати Божия, помоще и защита наша, егда попросим, буди избавительнице наша, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем: умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наши скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши, успокой и обрадуй нас, любящих твоего Безначального Сына и Бога нашего. Аминь.