16 (29) октября 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Oct 28, 2024 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 19-я по Пятидесятнице.

Мч. Лонгина Сотника, иже при Кресте Господни (I).
Прп. Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV); прп. Галла Ирландского, просветителя Щвейцарии (630/640; Кельт. и Брит.); блгв. кн. Евпраксии, игумении, Псковской (в миру Евфросинии) (1243); прп. Лонгина Яренгского (1544-1545); свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского, обретение мощей в 1914 году; блж. Домны Томской (1872; Сибир.); прп. Мала отшельника.

Сщмч. Георгия Троицкого, пресвитера (1931); сщмч. Евгения Елховского, пресвитера (1937); сщмч. Алексия Никонова, пресвитера (1938); сщмч. Иоанна Заседателева, пресвитера (1942).

Святые дня, молите Бога о нас!

Мученик Лонгин Сотник



Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа. великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину - это Сын Божий» (Мф. 27:54). (По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.)



После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу.

Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома - тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа.



Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города. Спустя некоторое время одна слепая женщина пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.

Тропарь мученика Лонгина сотника
глас 4
Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Лонгина сотника
глас 4
Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.

Молитва мученику Лонгину Сотнику

О, святый мучениче Лонгине! Пилатом повелено тебе было с воинами стать на страже при кресте Господа Иисуса. Ты же, недуговав очима и исцелев от капли крови Господа, капнувшей тебе в очи, обрел и духовное прозрение и, видя чудеса, при распятии Господа происходившие, и трус, и солнечное затмение, и мертвых из гробов воскресение, исповедал явно Иисуса Христа Сыном Божиим. И с кустодиею у гроба Господня находясь, и Воскресение Христово в трепете зря, сребренники, даваемые синедрионом за скрытие воскресения, ты отверг и, Христа проповедав, во главу усечен быв. И по усечении главы вдове некоей, очима недуговавшей, во сне явившись, и ей, обретшей честную главу твою, прозрение даровал еси. Молим тя, святый мучениче Христов Лонгине, болящим очима яви скорую помощь твою и исцели их, дабы, освободившись от недуга своего, не захотели они видеть ничего, распаляющаго сластолюбие, но к созерцанию духовной красоты устремились, славя Бога. Аминь.

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит, обретение мощей



Об этом угоднике Божьем я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/915755.html

Преподобный Лонгин Печерский



Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. О жизни его известно только то, что он нес обязанности привратника и славился великим послушанием и святостью жизни. Погребен в Дальних пещерах.
Надпись на пещерной доске гласит: «…свято и праведно проходя монастырское послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенныя…»

Тропарь преподобному Лонгину, вратарю Печерскому, в Дальних пещерах
глас 1
Преподобне и Богоблаженне отче Лонгине, врат монастырских опасный хранителю, опаснейший же и неусыпный своих чувствий от всякаго мирскаго суетствия затворителю, моли нарекшаго Себе дверь Господа славы, да отверзет нам дверь милости Своея.

Кондак преподобному Лонгину, вратарю Печерскому, в Дальних пещерах
глас 8
Вратом земным приседя и оным с послушания внешнима очима наблюдая, Небесная врата присно умными своима очима наблюдал еси, преподобне Лонгине, в ниже уже вшед и тамошния красоты сподобився, молися Господеви, да и мы получим вход Царствия Небеснаго.

Преподобный Лонгин Яренгский



(прпп. Лонгин и Иоанн Яренгские)

Об этом угоднике Божьем я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/582691.html

Блаженная Домна Карповна, Томская



Память 16 октября (Сибир.), в Соборах Сибирских и Полтавских (Укр.) святых

Родилась в начале XIX века в дворянской семье в Полтавщине. Рано осиротев, жила и воспитывалась в доме своей тетки. Получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости была красивой девушкой и к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали в Полтаве. По решению суда под именем Марии Слепченко она была сослана в Сибирь, в Каинский округ.

Поселившись в Томске, она и восприняла на себя подвиг юродства. Постоянного жилища не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. В узлах этих были некуда не годные тряпки, старое мочало, веревки, ремни, обувь, битые стекла, камни, опилки и многое другое. Сверху этих узлов навешено было много мешочков - с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами, кислой капустой и т.д. Все это имело весьма внушительный вес, который сопровождал Домну Карповну всю ее жизнь. Домна часто перебирала их вместо четок, таким образом скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву. Когда сердобольные люди в трескучие морозы дарили ей шубу, она с благодарностью принимала, но через несколько часов отдавала её другому бедняку, продолжая страдать от мороза.
Домна делала вид, что не любит нищих, и весьма редко кто видел ее им помогающей, но между тем собирать всякую ветошь и вообще все ненужные вещи она очень любила и заставляла своих знакомых беречь все это, непременно в ящиках. Потом через руки этих хранителей все вещи переходили к нищим. Особо Домна заботилась о странниках, для которых выпрашивала хлеб, булки, молоко и тому подобное и отдавала им, как называла она странников - "слепеньким".
Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам. Когда наступало время ее освобождения, товарищи по заключению "в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму."

Помня слова Священного Писания: "Праведник милует душы скотов" (Притч 12, 10), святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего лая, её молитвенные возгласы: "Пресвятая Богородице, спаси нас!"
Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. По одному свидетельству: "Заглянула я однажды в придел храма, - смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз." Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.
Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу земной жизни получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних.



(Свв. Петр, Феодор и Домна Томские)

Преставилась 16 октября 1872 года и была погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре города Томска. В 1984 году была прославлена как блаженная при установлении празднования Собора Сибирских святых. Её захоронение было разорено в советские годы, но впоследствии близ того места была воздвигнута часовня её имени.

Святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская



Память 16 октября, в Соборах Белорусских и Псковских святых

16/ 29 октября Святая Церковь вспоминает прпмц. Евпраксию Псковскую. В храме Рождества Иоанна Предтечи на подворье Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря в г.Пскове престольный праздник.

Святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская, в миру Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка святого благоверного князя Довмонта-Тимофея (память 20 мая), была женой Псковского князя Ярослава Владимировича. Князь Ярослав бежал из Пскова в Ливонию и женился там на немке. Вместе с немецкими рыцарями он не раз нападал на русские земли, в 1231 году захватил Изборск. После ухода мужа Евфросиния обратилась к подвигам благочестия. В 1243 году она построила на берегу реки Великой монастырь во имя святого Иоанна Предтечи и стала его первой игуменией. Приглашенная в Ливонию для свидания с бывшим мужем в городе Оденне (Медвежья Голова), была убита (8 мая 1243) пасынком, вероятно, сыном Ярослава от немки. Погребена в соборе устроенного ею монастыря. Через десять дней после смерти святой Евпраксии над ее гробом совершилось чудо: от иконы Спасителя излилось миро. Икона была названа "Спаситель Мироточивый". Лик праведной княгини сохранился на двух иконах. На одной она изображена молящейся со святым Иоанном Предтечей и святым апостолом Андреем Первозванным. Другая икона с ее изображением находилась рядом с чудотворной иконой Спасителя.

Преподобный Галл Ирландский, отшельник и проповедник на Боденском озере



Святой Галл (Gallus) родился в Ирландии, ориентировочно в 550 году. Его благочестивые родители, дворяне, отдали его в монастырь Бангор (Bangor) для получения образования. Вместе с Колумбаном, который рукоположил его в священники, и 11 попутчиками он отправился приблизительно в 590 году из Ирландии во Францию. Отсюда он вместе с Колумбаном отправился приблизительно в 610 году к Алеманнам.
Сначала попытки проповеди в Швейцарии терпели неудачу. Галл разрушал бесовские капища. Так на Цюрихском озере во время проповеди Колумбана языческое капище было сожжено. Ожесточенные язычники напали на Галла и Колумбана, но им удалось спастись, после чего они прибыли в Брегенц (Bregenz). После трехлетней проповеди, когда Галл снова бросил идолов в Боденское озеро, они опять были изгнаны.

Галл тяжело заболел. Колумбан расценил это как трусость и двинулся без него через Альпы в северную Италию. Согласно преданию, Галл находился на пути в Арбон (Arbon), что на Боденском озере, к священнику Виллимару (Willimarus), диакон которого Хильтибальд (Hiltibald) знал подходящие для отшельника места. Он послал Галла вместе с Магнальдом (Magnaldus), одним из трех своих капелланов, на гору, из которой обильно текла целительная вода. Это были источники Штейнбах (Steinach). Предания рассказывают, что выдра помогала Галлу с рыбой и получала за это половину улова. После молитвы и поста Галл и Магнальд отправились в путь, который, как казалось, не будет иметь конца для изможденных путешественников, и столкнулись со множеством препятствий. Тем не менее, с постом и молитвами они продолжали свой путь. Когда Галл падал, он смотрел на это как на знак, подаваемый его посохом, на котором находился мешочек со святыми мощами. Они ложились спать, так как Галл объяснял, что не надо бояться дикаких зверей, приводя в пример Даниила, который и мало не потерпел ото львов.

Ночью приходил медведь и угощался остатками ужина. Галл приказал ему, чтобы тот достал древесину для огня и строительства кельи. За это он все оставшиеся дни получал хлеб, как, впрочем, и все другие дикие животные. Другие предания упоминают, что Галл вынул из медвежьей ноги колючку, после чего медведь стал слушаться его. После того, как началось строительство, оказалось, что балки слишком коротки. Галл попросил всех строителей собраться в келии, чтобы принять участие в молитве и в трапезе святым хлебом. Вернувшись, они обнаружили, что балки достигли требуемой длины. Так в 612 году был возведена молельня в Штейнбахе, на месте которой в 719 был построен большой известный монастырь святого Галла.

Галл теперь жил в уединении на Боденском озере. Своим словом, своим благочестием, и, прежде всего, любовью к людям и природе, а также исцелениями от болезней он покорил диковатых алеманнов. Постепенно около него собралась группа последователей, жизнь которых была обусловлена более строгой дисциплиной покаяния, молитвы и изучением Писаний. Кроме того, они заботились о науках - в ту пору Средняя Европа была развивающимся краем.
В 615 году ему предложили стать епископом Констанца (Konstanz), однако Галл отказался. Делегация монастыря Люксёй (Luxeuil) прибыла к нему в келью, чтобы пригласить его в качестве игумена. От этого предложения он также отказался. Будучи уже в возрасте, Галл еще поучал в Арбоне. Он видел смерть Колумбана в 615 году и отслужил по нему панихиду.

После его смерти в его келии нашли окровавленную цепь с шипами, которую он носил при себе. Раны на его теле соответствовали этой цепи: ею он препоясывался для истязания плоти. Эту цепь положили в могилу наряду с алтарем из его кельи.

Святой Галл скончался 16 октября 640 года в Арбоне в Швейцарии.
Из кельи Галла возник монастырь, позже там возник город Сан-Галлен (St. Gallen). Помимо города в честь Галла назван и кантон Сан-Галлен. Могила Галла стала местом паломничества.

Преподобный Мал Отшельник

С юности был отшельником. За свои дивные подвиги он сподобился дара чудотворения. Скончался мирно.

Священномученик Евгений Елховский, пресвитер



(Протоиерей Евгений Елховский с сестрами и воспитанницами приюта Никольской обители)

Митрофорный протоиерей Евгений Андреевич Елховский родился 26 февраля 1869 года в селе Пустоша Судогодского уезда Владимирской губернии, ныне Шатурского района Московской области и происходил из семьи псаломщика. В возрасте 5 лет он лишился матери, воспитывался няней Матреной Прокофьевной. Евгений Андреевич окончил Владимирское Духовное Училище (в 1885 году) и Владимирскую Духовную Семинарию (в 1891 году), после чего в 1891-1895 годы был учителем в народной школе при Уршельской хрустальной фабрике (территория современного поселка Уршельский Гусь-Хрустального района Владимирской области).

19 ноября 1895 года Евгений Елховский был рукоположен во диакона, а 21 ноября - во иерея к храмам в Рыбной слободе города Переславля-Залесского - Введенскому и Сорокасвятскому (во имя Сорока мучеников Севастийских), находившимся по обеим берегам устья реки Трубеж. Отец Евгений был законоучителем в местных церковноприходских школах, а также членом уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета. С октября 1907 года по ходатайству игумении отец Евгений служил в переславль-залесском во имя свт. Николая Чудотворца женском монастыре и был законоучителем в монастырской церковноприходской школе. В 1920 году он был арестован, но вскоре отпущен. В 1923 году, после закрытия монастыря, будущий священномученик служил в ставшем приходским Благовещенском храме бывшего Никольского монастыря, а с апреля 1924 года- одновременно в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского. После их закрытия служил в церкви во имя митрополита Петра. В июле 1924 года Патриархом св. Тихоном посвящен в сан протоиерея, позднее награжден митрой. Отец Евгений был знатоком и любителем церковного пения, во всех храмах, где служил, создавал прекрасные церковные хоры. Еще семинаристом в родном селе Пустоша он, обучив крестьян пению, составил церковный хор.

В сентябре 1930 года протоиерей Евгений Елховский был арестован, находился в тюрьме города Александрова, в декабре того же года был освобожден. 18 октября 1937 года Переславским райотделом НКВД арестован по делу благочинного города Переславля-Залесского протоиерея Л. И. Гиляревского. Был отправлен в тюрьму в Ярославль. Отца Евгения обвинили в принадлежности к «антисоветской церковно-монархической организации». Вины за собою он не признал. 27 октября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Ярославской области протоиерей Евгений Елховский был приговорен к расстрелу и 29 октября расстрелян.
Места расстрела и погребения батюшки точно неизвестны, скорее всего они находятся близ деревни Селифонтово Ярославского района. Священномученик Евгений был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.

Священномученик Алексий Никонов, пресвитер



Священномученик Алексий родился 15 октября 1881 года в Москве. Отец его Михаил Никонов работал землемером. В 1902 году Алексей Михайлович окончил Московское коммерческое училище и с 1903 года служил в армии. В 1905 году Алексей Никонов оставил службу и поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1910 году.
С 1911 по 1914 год Алексей Михайлович был учителем в городе Данкове Рязанской губернии. С началом Первой мировой войны он был призван в армию и служил в Могилевской губернии прапорщиком в 11-ой Сибирской стрелковой дивизии 43-го Сибирского стрелкового полка. В 1917 году его перевели в 712 й полк, который располагался в Пинских болотах.

С декабря 1917 года по июль 1918 года Алексей Никонов командовал взводом караульной роты в городе Данкове и был помощником военного руководителя. С 1918 года Алексей Михайлович возобновил учительскую деятельность. В 1921 году он стал псаломщиком и через год, в конце августа 1922 года, был рукоположен во священника и служил в Успенской церкви подмосковного города Клин.

В мае 1922 года возник обновленческий раскол. Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал незаконное обновленческое ВЦУ и тем самым уклонился в раскол. На его место Патриархом Тихоном был назначен епископ Гавриил, который выступил против раскола и антицерковной деятельности его представителей. В этом ему помогал благочинный города Клин священник Алексий Воробьев. Священник Алексий Никонов вместе со священником Алексием Воробьевым были арестованы 26 сентября 1924 года по обвинению в том, что они «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия».

6 октября отец Алексий Никонов был вызван на допрос.

- Скажите, гражданин Никонов, принимали ли вы участие в нелегальном собрании, устроенном по инициативе гражданина Воробьева? - спросил следователь.
- Собрания такого не было, а священник Воробьев, созвав священника Успенского, диакона Щедрова и председателя церковного совета Еремеева, объявил им и случайно собравшемуся народу, что собрания как такового нет, а будет объявление резолюции епископа Гавриила, - ответил священник.
- Что заставило вас распространять провокационные слухи о связи ВЦУ с ОГПУ и советской властью?
- Таких слухов я не распространял.

До вынесения приговора отец Алексий находился в Бутырской тюрьме в Москве. Поскольку вины священников следствие доказать не могло, их держали несколько месяцев в тюрьме не допрашивая. 27 февраля 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника Алексия Никонова к высылке в Нарымский край на два года.

После отбытия срока ссылки отцу Алексию было три года запрещено проживать в шести крупных областях страны. Отец Алексий поселился в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области и стал служить здесь в Преображенском храме, стараясь строго исполнять богослужебный устав, во всем проявляя себя преданным пастырем Церкви Христовой.



(Церковь Спаса Преображения - Спас-Дощатый - Зарайский район - Московская область - в такой вид пришел храм за годы советской власти, фото 1989 года)



(в наши дни Преображенский храм восстановлен)

Некий коммунист написал уполномоченному ОГПУ заявление, в котором просил «принять срочные меры для выяснения личности священника села Спас-Дощатый, который работает около двух лет в церкви попом, ведет контрреволюционную работу. Главным образом обрабатывает молодежь, рассказывает проповеди каждую службу, не по одной, а по две или по три проповеди… Я, как человек партийный, заявляю, что необходимо принять срочные меры о высылке его».

По обвинению в антисоветской деятельности отец Алексий в феврале 1930 года был арестован и заключен в Зарайском административном отделе. 10 февраля священника допросили. На вопросы следователя он ответил: «В проповедях против советской власти не выступал, говорил в отношении духа неверия, что если человек не верит, то жизнь сама обязательно приведет его к вере, но, однако, советской власти не касался. В проповедях я говорил, что в школах детей учат читать и писать, а дома верующие могут учить Закону Божьему. Против коллективизации я никогда не выступал, и это не мое дело. Виновным себя в антисоветской агитации не признаю. Могу добавить, что я болен туберкулезом легких с утратой восьмидесяти процентов трудоспособности, на что имеется свидетельство».

Прокурор Коломенского округа, которому дело было послано на утверждение, вернул его, посчитав, что «оснований к привлечению священника Никонова к ответственности собрано недостаточно, так как показания свидетелей… не могут служить основанием для привлечения к ответственности по статье 58/10, а посему полагал бы: дело производством прекратить и Никонова из-под стражи отпустить».

Старший уполномоченный Коломенского окружного отдела ОГПУ Чесноков, ввиду вынесенного прокурором заключения о прекращении дела, решил направить его на рассмотрение тройки ОГПУ. 30 апреля 1930 года на заседании тройки было принято решение зачесть отцу Алексию в наказание срок предварительного заключения и из-под стражи освободить.

После освобождения отец Алексий продолжал служить в Преображенском храме. С августа по ноябрь 1936 года Московским управлением НКВД были арестованы несколько священников и мирян. Среди них был и отец Алексий Воробьев, которого арестовали 25 сентября 1936 года. Власти обвинили его в том, что он «среди населения ведет контрреволюционную агитацию против существующего строя советской власти».

20 января 1937 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Алексия к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет.
Священник Алексий Никонов был отправлен этапом в Севжелдорлаг и, находясь в заключении, скончался 29 октября 1938 года. Тело отца Алексия было погребено на отведенном кладбище поселка Кылтово Княжпогостского района Коми области на расстоянии от поселка 2,5 километра на юг.

Священномученик Георгий Троицкий, пресвитер



Священноисповедник Георгий Александрович Троицкий родился в 1873 году в селе Дарищи Коломенского уезда Московской губернии. Окончил Московскую Духовную семинарию и учительствовал в церковноприходской школе Николо-Угрешского монастыря. В 1898 году рукоположен во священника. Отец Георгий до 1903 года служил в различных селах Серпуховского района Московской области.

В 1903 году священноначалие назначило его в Спасский храм села Рай-Семеновское Серпуховского района. Каменная церковь в этом селе строилась за два периода с 1765 по 1783 год, нижний придел был посвящен святителю Димитрию Ростовскому. В Спасском храме священник Георгий Троицкий прослужил до 1930 года и был последним в нем настоятелем. После ссылки священника храм был закрыт и разорен. Богослужения возобновились в нем в 90 х годах ХХ века.



(Спасский храм села Рай-Семеновское в наши дни, восстанавливается)

Жители сел Рай-Семеновское, Станково и ряда других, входивших в приход Спасского храма, в 1929 году приняли решение о закрытии церкви. 18 летний комсомолец, председатель кружка местных безбожников, на заседании сельсовета поставил вопрос о вовлечении крестьянства в союз безбожников. Тогда же и был поставлен вопрос о закрытии церкви.

На Рождество Христово 1930 года сельсовет запретил отцу Георгию ходить по домам прихожан. «На Рождественские праздники, - как рассказал впоследствии отец Георгий на допросе, - после службы я сообщил своим верующим о том, что есть слухи о закрытии храма, а также сообщил им, что есть постановление сельсовета, чтобы я на праздниках не ходил по приходу. Означенное сообщение я делал, чтобы поставить верующих в известность. Также мною было сказано о налогах, которые наложили на церковь, и как нужно поступить, так как в церкви денег нет. На мои сообщения верующие мне сказали, что как же могут закрыть церковь, когда есть верующие… просили меня, чтобы я ходил по приходу. Но боясь, чтобы не получилось какой неприятности, я их просил, чтобы они написали заявление. Здесь же заявление было написано и подписано верующими».

В этих действиях священника власти увидели антисоветское выступление и начали расследование обстоятельств случившегося.

Председатель Рай-Семеновского сельсовета, вызванный 22 января на допрос, засвидетельствовал, что «со стороны нашего священника антисоветских выступлений не наблюдалось».

Несколько свидетелей сказали, что отец Георгий призывал оказать сопротивление намерениям власти закрыть в селе храм. На допросе отец Георгий виновным себя не признал, заявив, что «антисоветской деятельности не вел».

2 февраля 1930 года священник Георгий Троицкий был арестован и заключен в Серпуховский исправительно-трудовой дом.

В результате расследования было составлено обвинительное заключение, в котором вина священника была сформулирована так: «В январе 1930 года священник Троицкий в Рай-Семеновской церкви с амвона произнес речь, в которой жаловался на плохое житье, что церковь задавили налогами и т.д. Зажигательные слова Троицкого настолько подействовали на присутствующих, что последние учинили шум и делали всевозможные выкрики против отдельных представителей власти. Ввиду того, что по делу не собрано достаточно доказательств для предания виновного суду, дальнейшее следствие прекратить, но, принимая во внимание усилившуюся активность и сопротивление классовых врагов и социальную опасность обвиняемого, в порядке постановления ВЦИК от 20 марта 1924 года, объявленного в приказе ОГПУ № 142 от 2 апреля 1929 года, дело по обвинению Троицкого Георгия Александровича направить в Особое Совещание при коллегии ОГПУ для внесудебного разбирательства».
23 февраля 1930 года был вынесен приговор: выслать через ОГПУ в Северный край на три года.

После этапа в августе 1930 года отец Георгий вместе со священником Александром Державиным, также высланным ОГПУ в Северный край, поселились на жительство в деревне Усть (верст 35 от Усть-Цильмы).
По приезде оказалось, что храма в селе нет, живут раскольники старообрядцы. Квартира, в которой поселились священники, приглянулась местному учителю, поэтому духовенство заставили с нее съехать и искать новую.

Работать устроиться было негде, тяжелую физическую работу по возрасту отец Георгий выполнять не мог. Жили в большой нужде и тесноте. Порой есть было совсем нечего. На присылаемые деньги купить что-либо было негде.

6 августа 1931 года отец Георгий заболел. Прошло несколько дней, болезнь усилилась: открылась сильная рвота, боль в животе. Отец Георгий перестал есть и пить. В таком состоянии он пролежал несколько дней. Отец Георгий медленно угасал, и 29 октября 1931 года он умер, предположительно от брюшного тифа.

Похоронили его в селе Усть. Все время болезни за ним ухаживал священник Александр Державин, который и позаботился о его погребении. Чтобы рассчитаться за гроб, пришлось продать местным жителям подрясник и сапоги отца Георгия. Отец Александр отпевал его, в дни памяти ходил служить панихиду на его могилу. Место погребения священноисповедника Георгия теперь неизвестно.

12 марта 2002 года определением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Священномученик Иоанн Заседателев, пресвитер



Священномученик Иоанн Заседателев родился в 1867 году в Саратовской губернии в крестьянской старообрядческой семье. Женился в 16 лет. В 1885 году его отец и сам Иван присоединились к Православной Церкви. Иван не просто отошел от старообрядчества, а посвятил свою дальнейшую жизнь миссионерской деятельности среди старообрядцев, он сблизился со священниками-миссионерами, разъезжал с ними по деревням и участвовал в беседах со старообрядческим населением. В 1896 году он был рукоположен во иерея и назначен служить в единоверческой церкви села Корнеевка в Самарской губернии.

В 1920 году он перешел в единоверческую церковь города Николаевска (потом город стал называться Пугачев). В 1932 году отец Иоанн был вынужден перейти служить в село Сулак, где смог прослужить только 3 месяца. В 1934 году священник был арестован Пугачевским Районным отделом НКВД в селе Корнеевка, где он прослужил 24 года.

Его обвинили в «составлении и распространении рукописей антисоветского содержания с целью восстановить отсталые массы против Советской власти». На допросе отец Иоанн сказал: «Основной целью жизни считаю борьбу с атеизмом, занимаюсь сочинением богословских трактатов. Написал трактаты: «Генеалогия человека», «Всемирный потоп», «Мозг, душа и дух», «О Душе» и другие».

Священника приговорили к 3 годам ссылки в Казахстан, вернулся он из ссылки только в 1939 году. Поселился в городе Пугачеве, но служить там было негде. Один человек принял отца Иоанна у себя в доме, и многие люди стали обращаться к священнику с просьбами крестить младенцев и отпевать покойников. Отец Иоанн обратился в Пугачевский горсовет за разрешением открыть молитвенный дом, но ему отказали. В сентябре 1941 года на квартиру, где жил священник, пришли с обыском. Нашли 24 церковных предмета, в том числе антиминс, копие, священное облачение. Выездная сессия Саратовского Облсуда в городе Пугачеве приговорила отца Иоанна к расстрелу, который заменили на 10 лет лагерей. 25 октября 1942 года отец Иоанн Заседателев прибыл в Карлаг НКВД в Карагандинской области, а 29 октября он скончался в лагере от правосторонней пневмонии и истощения.

По архивному уголовному делу за 1934-35 гг. Заседателев И. И. реабилитирован постановлением президиума Саратовского областного суда от 10 октября 1988 года, а по архивному уголовному делу за 1941-42 гг. - прокуратурой Саратовской области 24 марта 1994 года.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up