Продолжение…
Преподобный Иоаким Шартомский, монах Николо-Шартомского монастыря
(Прп. Иоаким Шартомский. Икона работы Л. С. Узловой. 2005 г. Шартомский Никольский монастырь)
Память 9 сентября (местн. в Шуе и Суздале) и в Соборе Ростово-Ярославских святых
До начала 1620-х годов подвизался в Борисоглебском на Устье монастыре Ростовского уезда, стал учеником преподобного Иринарха Ростовского (+ 1616): "Сего ж Илинарха ученицы… затворник Иаким, иже у Николы в Шартомском монастыре бысть в Суздалском уезде. Сей сослан бысть в Соловецкой монастырь Суздалским архиепископом Иосифом киевлянином".
Вероятно именно он около 1623 года написал Вязниковского списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В Сказании о Казанской иконе Божией Матери из Воскресенской церкви в Суздале ("Месяца ноемвриа в 23 день воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския, списанное с истории, сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами во граде Суждале"), включенном в соч. А. Фёдорова "Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале" (сер. XVIII в.), рассказывается, что прп. Иоаким
"...в обители святаго Николая Чудотворца, яже на Шархме реце… житие проходя затворническое, пребывая присно в келлии своей, никамо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше... непрестанно же в вечер, утро и полудень на молитве пребываше... Бе же сей… изряден художник иконнаго писания… Иконы же, яже написоваше, не за цену продаяше, но туне, без всякия мзды святым Божиим церквам и многим обителем… на благолепие отдаяше".
Поскольку святой не брал денег за написанные им образы, Господь наделял иконы благодатью чудотворения. Чудотворным почитался написанный им образ Пресв. Богородицы, хранившийся в Шуе (свящ. Н. Миловский считал, что это была Кипрская икона из Спасской церкви, которая была построена над братской могилой жителей Шуи, убитых в 1619 при нападении на город поляков и "воровских людей"). Некий иерей Иоанн из с. Воскресенского (первоначально в Суздальском, с кон. XVIII в. в Ковровском у.), много слышавший о Шуйской чудотворной иконе, с корыстным помыслом пришел к прп. Иоакиму просить о создании для его церкви образа: "Многи будут богомолия ради и к нашей церкви приходити и молебная пения совершати, и сим образом имамы стяжати и мы себе приобретение богатства". Однако преподобный обладавший даром прозорливости, отказался писать икону, но предсказал, что вскоре близ церкви в Воскресенском будет обретено "сокровище великое" (впоследствии рядом с храмом были обретены мощи блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого (+ 1622)). По повелению явившейся ему Пресвятой Богородицы преподобный написал Ее Казанскую икону, которую послал из Шартомского монастыря в Воскресенскую церковь в Суздале (в описании Воскресенской церкви Фёдоров сообщает, что Иоаким сам принес образ в Суздаль). 23 ноября 1625 г. жители Суздаля торжественно встречали написанный Иоакимом образ. В память об этом событии был учрежден местный праздник сретения Казанской иконы, от которой происходило множество чудес. По повелению патриарха Филарета Суздальский архиеп. Арсений Элассонский провел "испытание чудес", после чего их описание было послано в Москву.
(Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь, фото Тубарева Романа, 2017 год)
Вышеупомянутую ссылку прп. Иоакима можно датировать временем пребывания на Суздальской кафедре архиеп. Иосифа (Курцевича) - 1626-1634 гг. Е. Е. Голубинский считал известие о ссылке "нелепым", поскольку архиерей "мог ссылать только в монастыри своей епархии". Историк видел в данном сообщении "пересочинение того, что сам Иосиф в 1634 г. сослан был в Соловецкий монастырь". Однако Суздальский архиеп. Иосиф был сослан не в Соловецкий, а в Антониев Сийский Троицкий монастырь.
По свидетельству Фёдорова, прп. Иоаким поселился близ Воскресенской церкви и был похоронен рядом с ней, "на месте весьма незнаменитом" (т. о., сообщение архим. Леонида (Кавелина) о погребении прп. Иоакима в Шартомском монастыре, по-видимому, неверно).
В 1728 году при Воскресенской церкви началось строительство каменного теплого Казанского храма. При закладке фундамента был найден гроб Иоакима, "в земли глубоко, цел сущь". По распоряжению Суздальского епископа Иоакима гробницу подвижника обложили каменными плитами, "...сам бо преосвященный епископ о житии помяненаго монаха при... Воскресенской церкви от родителей и прародителей своих добре ведяше рождением бо сый и воспитанием того града Суждаля". Возможно, тогда же состоялась местная канонизация святого.
Имя прп. Иоакима включено в «Описание о российских святых». Канонизация подтверждена включением имени прп. Иоакима в Собор Ростово-Ярославских святых и в Собор Ивановских святых, однако из последнего в 2015 году память прп. Иоакима была исключена, в числе святых, "сведения о канонизации которых отсутствуют".
Основным источником биографических сведений о прп. Иоакиме является уникальное известие в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина). Знакомство Симона (Азарьина) с биографией прп. Иоакима может объясняться, в частности, тем, что до пострижения Симон был служилым человеком княжны Ирины Мстиславской. Княжна Ирина и вдова ее брата - князя Феодора Мстиславского - Домникия были заказчицами Вязниковской Казанской иконы Божией Матери, в 1623 году прославившейся чудотворениями в Вязниковской слободе Владимирского уезда (с 1778 - Вязники), авторство которой приписывают прп. Иоакиму. Хотя Симон (Азарьин) не упоминает об Иакиме в качестве иконописца, о преподобном как о создателе Вязниковской иконы сообщается, в частности, в "Сказании о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казаньские, Михайлова моления Обросимова": "В лето 7155 впадшу ми, многогрешному Михаилу, в тяжку болезнь… По обету же своему и по радении супруги своей отвезен убо бых я на Вязники к образу Пречистые Богородицы к чюдотворной иконе, юже Иоаким старец написал".
Иконография
На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 года Иоаким представлен вместе с прав. Григорием Китовским на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. Иоаким - старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское.
(Прп. Иоаким Шартомский. Фрагмент литографии по рис. С. Морозкина. 1892)
На иконе Л. С. Узловой Иоаким показан в рост, вполоборота влево, на фоне монастыря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ прп. Иоакима помещен в нише сев. стены в росписи церкви Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском монастыре (2008).
Преподобный Иоаким Опочский, игумен
Память 19 апреля (перенесение мощей), 9 сентября и в Соборе Псковских святых
Ученик преподобного Евфросина Псковского. По рукописным святцам, «преподобный отец Иоаким, игумен Опочского монастыря св. пророка Илии на реке Шелоне, преставися месяца сентября в 9-й день» (около 1550 г.). Этот монастырь был в 20 верстах от г. Порхова Псковской епархии.
Мощи преподобного почивали в приходской (прежде бывшей монастырской) церкви пророка Илии под спудом.
Собор Алтайских святых
Собор Алтайских святых, празднование Русской Православной Церкви в честь святых, в земле Алтайской просиявших. Празднуется в первое воскресенье после 20 сентября (н.с.).
Собор Алтайских святых был утвержден в 2015 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). Впервые на Алтае прошло празднование 24-25 сентября 2016 года.
В состав Собора включены:
Прп. Макарий (Глухарев), архим. (+ 1847, память 18 мая)
Свт. Макарий (Невский), митр. Московский (+ 1926, память 16 февраля)
Прмч. Киприан (Нелидов), иером. (+ 1934, память 3 июня)
Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский (+ 1937, память 16 июля)
Сщмч. Иоанн Можирин, прот. (+ 1937, память 16 июля)
Сщмч. Петр Гаврилов, прот. (+ 1937, память 16 июля)
Прмч. Феодор (Никитин), мон. (+ 1937, память 16 июля)
Сщмч. Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа)
Сщмч. Никита (Прибытков), еп. Белевский (+ 1938, память 21 декабря).