Продолжение...
Святитель Феодосий Черниговский, архиепископ, обретение и перенесение мощей
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов XVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в числе наставников - иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик), которые были просвещеннейшими людьми того времени. Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.
По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосии, в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).
Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году - настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь.
В 1688 году святой Феодосии был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось, главным образом, по желанию Преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие Преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же Патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало) (будущий митрополит Ростовский), святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от Преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения. 11 сентября 1692 года святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.
Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и поддержание в пастве духа истинно христианского благочестия. С этой целью он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году, по его благословению, был основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года - величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества.
1696 год был последним годом земной жизни святителя.
Мирно почив о Господе, святитель возлег своим нетленным телом у входа своего кафедрального храма (ПРИМ. в то время - Борисоглебский собор. - В.), настраже вечного спасения своей паствы.
Святитель Феодосий, пастырь при жизни своей, по блаженном преставлении своем не только не оставил своей паствы, но, как истинный угодник Божий, стал небесным покровителем ее в обильных чудесных исцелениях, низводя благодать Божию на всех, с верою притекающих к нему.
Двести лет почивали в пещере Борисоглебского Черниговского собора нетленные мощи святителя. Общее убеждение православной паствы его давно видело в них великую святыню не Чернигова только, но и всей земли русской, а в самом святителе, с первых дней по преставлении его, видело угодника Божия, преудобреннаго архиерея, яко ангела восхищенна на небо, в Серафимской пастве пребывающаго. Из разных весьма отдаленных мест стекались к нему богомольцы, с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом.
Двухсотлетний период со дня блаженной кончины святителя богат многочастными и многообразными знамениями и чудесами, которыми, сам Господь засвидетельствовал святость мощей своего угодника: исцеления расслабленых, глухих,немых, слепых, есть такие, относительно которых даже иноверцы и инославные, с презрением ко всему православному относящиеся, прямо говорили: это истинное чудо.
Многочисленные проявления милости Божией в чудесных исцелениях по молитвенном призывании благодатной помощи святителя Феодосия, из которых многие, совершившиеся в близкое к нам время, тщательно, по поручению Св. Синода, обследованы, а также сохранение нетленным тела его, послужили основанием горячо желанному и давно жданному определению Св. Синода:
Рака с мощами святителя Феодосия в Черниговском Свято-Троицком кафедральном соборе (сегодня).«Во блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя (ПРИМ. т. е. соответственно 18 февраля и 22 сентября н. ст. - В.), а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 года». (ПРИМ. Святитель Феодосий Черниговский был первым святым, прославленным в царствование Царя-Страстотерпца Николая II. - В.)
(Свято-Троицкий кафедральный собор, Чернигов)
Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.
В наши дни храм Бориса и Глеба превращен в музей Национального архитектурно-исторического заповедника "Чернигов древний".
(Собор Бориса и Глеба, Чернигов, ныне музей)
Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
глас 4
Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.
Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
глас 4
Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.
Величание святителю Феодосию архиепископу Черниговскому
Величаем тя, святителю отче Феодосие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Собор преподобных отцев Глинских
Собор преподобных отцев Глинских, празднование Украинской Православной Церкви в честь святых Глинской пустыни
Установлено решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2008 года; вновь прославленные святые были включены в список решениями Синода УПЦ от 25 марта 2009 года.
Торжественное прославление Собора Глинских святых было совершено 16 августа 2008 года в Глинской пустыни священноархимандритом обители Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.
В Собор входят:
• Прп. Василий (Кишкин), иеросхимон. (+ 1831)
• Прп. Филарет (Данилевский), игум., настоятель (+ 1841)
• Прп. Феодот (Левченко), мон. (+ 1859)
• Прп. Макарий (Шаров), иеросхимон. (+ 1864)
• Прп. Мартирий (Кириченко), мон. (+ 1865)
• Прп. Евфимий (Любимченко), схимон. (+ 1866)
• Прп. Досифей (Колченков) Благоговейный, мон. (+ 1874)
• Прп. Илиодор (Голованицкий), схиархим. (+ 1879)
• Прп. Иннокентий (Степанов), архим., настоятель (+ 1888)
• Прп. Лука (Швец), схимон. (+ 1894)
• Прп. Архип (Шестаков), схимон. (+ 1896)
• Прп. Иоанникий (Гомолко), схиархим., настоятель (+ 1912)
• Прп. Серафим (Амелин), схиархим., настоятель (+ 1958)
• Прп. Андроник (Лукаш), схиархим. (+ 1974)
• Прп. Серафим (Романцов), схиархим. (+ 1976)
• Прп. Серафим (Мажуга), схимитр. (+ 1985)
Тропарь
глас 4
Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Гли́нстии, / уче́ньми дре́вних отце́в ста́рчество в оби́тели утверди́вшии, / моли́твою, кро́тостию, посто́м и смире́нием / в послуша́нии любо́вь Христо́ву стяжа́вшии: / во дни́ гоне́ния в разсе́янии за ве́ру правосла́вную, / я́ко зве́зды на небесе́х, всю́ вселе́нную просвети́вшии / и ко Христу́ приве́дшии, / моли́теся ко Го́споду // поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак
глас 4
Дне́сь лику́ет оби́тель Гли́нская, / в прославле́нии преподо́бных отце́в, в по́двизе до́брем просия́вших ,/ и вси́ лю́дие возвесели́шася, / я́ко исто́чник благода́ти чудесы́ излива́ется. / Те́мже у́бо, святи́и печа́льницы ду́ш на́ших, / умоли́те щедролюби́ваго Бо́га // моли́твами Богоро́дицы небе́снаго Ца́рствия на́м сподо́битися.
Мученик Севериан Севастийский
Святой мученик Севериан (+320) пострадал за Христа в Севастии Армянской от правителя Лисия во время гонения на христиан императора Ликиния (307 - 324). Еще до своего мученического подвига святой Севериан проявил искреннее сострадание к 40 воинам-христианам, пострадавшим за исповедание Имени Христа. Он посещал узников в темнице, укрепляя их дух, призывая к мужеству и стойкости. Через полгода после страдальческой кончины мучеников на озере Севастийском (память 9 марта) Севериан был также привлечен к суду за исповедание христианской веры и подвергнут жестоким истязаниям.
Глубоко преданный Воле Божией, святой Севериан во время мучений призывал Господа, испрашивая у Него крепости переносить страдания и до конца пройти свой мученический подвиг. После изощренных истязаний, несломленный в своей вере, святой мученик был повешен с камнем на шее вниз головой на городской стене и так преставился. Тело его было перенесено севастийскими христианами к его дому, куда стекались местные жители проситься с ним и просить его святых молитв. При этом воскрес умерший, но еще непогребенный слуга святого Севериана, который, встав со смертного одра, пришел проводить в последний путь своего хозяина. Он прожил потом еще 15 лет, никуда не отлучаясь от места погребения святого мученика.
Мученики Харитон и Стратор (Стратоник)
Святой Стратоник пострадал так: Вифанийский правитель велел привязать его после многих мучений к двум пригнутым ветвям дерева; затем отпустили эти ветви, св. мученик был разорван на две части и так предал Богу дух свой.
О мученичестве св. Харитона сведений нет.
Преподобный Онуфрий Воронский
Преподобный Онуфрий Воронский прославился святостью своей жизни и иноческими подвигами во славу Господа Бога. Скончался он в 1789 году. Его прославление было совершено Румынской Православной Церковью, а 21 августа 2007 года его имя было внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви.
Подвизался преподобный Онуфрий в монастыре Воронец.
(Монастырь Воронец, Румыния)
Монастырь Воронец (рум. Mănăstirea Voroneț) - один из монастырей Южной Буковины, расположенный в деревне Воронец около города Гура-Гуморулуй. Монастырь известен своим кафоликоном - церковью Георгия Победоносца, расписанной как с внутренней, так и с внешней стороны. и занесённой в 1993 году в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО (объект «Церкви исторической области Молдова»).
(Фрески - как снаружи, так и изнутри)
Монастырь был основан правителем Молдавского княжества Стефаном III Великим в честь победы в Васлуйской битве и строился с мая по ноябрь 1488 года. По легенде, Стефан в один из неблагоприятных для него моментов войны с Османской империей пришёл к жившему в Воронце монаху Даниилу Отшельнику за советом. После победы в битве он сдержал данное Даниилу обещание и основал в Воронце монастырь, посвятив главную церковь святому Георгию, принёсшему победу в битве. О том, что церковь была построена в 1488 году менее чем за четыре месяца, сообщает надпись над её входом.
Церковь святого Георгия включает три апсиды, алтарную часть, целлу с башней и портик. В 1547 году митрополит Молдовы, Григорие Роща, пристроил с западной стороны церкви притвор. Церковь - единственное сохранившееся историческое здание монастыря.
Фрески Воронца характерны преобладанием синего цвета. Наиболее ярким проявлением этого синего тона считается выполненная на внешней стене в 1547 году фреска Страшного Суда.
В монастыре похоронен святой Даниил Отшельник. При коммунистической власти монастырь был закрыт, и восстановлен лишь в 1991 году как женский.
Преподобная Вильфрида Вильтонская (Wilfrida, Wulfritha, Wulfthryth)
Была послушницей в женском монастыре Вильтон (Wilton), когда на неё обратил внимание король Эдгар Мирный, который был отвергнут её двоюрной сестрой, святой Вульфхильдой (Wulfhilda). Она принесла ему вне брака дочь, cвятую Эдиту Вильтонскую (Edith).
Вскоре после рождения Эдиты, Вильфрида возвратилась в Вильтонский монастырь со своим ребёнком. Там она приняла постриг от руки святого Этельволда (Ethelwold). За связь с Эдгаром на Вильфриду была наложена епитимия. Позднее она стала игуменией монастыря.
Преподобная Вульфхильда Баркингская (Wulfhilda), игумения
Память 9 сентября, перенесение мощей 2 сентября
Выросла в монастыре Вильтон (Wilton). Когда она была ещё на послушании, король Эдгар Мирный просил её руки, но у неё было иное призвание. Ее тётя Уэнфледа (Wenfleda), игумения Уэрвела (Wherwell), пригласила молодую послушницу стать её преемницей, но это было только уловкой, чтобы выманить её из Вильтона.
Когда Вульхильда достигла Уэрвела, она нашла там ожидавшего её короля и свою тётю, желавшую позволить ему соблазнить её. Вульфхильда убежала по канавам, не взирая на товарок внутри и охраны снаружи женского монастыря. Король преследовал её до самого Уилтона и настиг её в монастыре, но ему не удалось её схватить, и она обрела убежище среди святых алтарей и мощей. После того Эдгар отказался от своих требований и взял вместо неё в любовницы её двоюрную сестру, святую Вильфриду (Wilfrida).
Вульфхильда продолжила свою благочестивую жизнь и стала первой игуменией женского монастыря в Хортоне (Horton), что в Дорсетшире. Позже она была назначена игуменией женского монастыря в Баркинге (Barking), который был восстановлен королём Эдгаром и обеспечен несколько церквями в городах Уэссекса. В течение этого периода ей были явлены несколько чудес, включая умножение напитков, когда король Эдгар, святой Этельволд (Ethelwold), и морской офицер из Сэндвича (Sandwich) посетили монастырь.
После смерти Эдгара его овдовевшая королева Эльфтрита (Aelfthryth) сговорилась с некоторыми из монахинь Вульфхильды, чтобы изгнать ее из Баркинга. Она удалилась в Хортон и оставалась там 20 лет, пока она не была вновь послана в Баркинг королём Этельредом. В течение последних семи лет своей жизни Вульфхильда окормляла оба монастыря - и в Хортоне, и в Баркинге. Госелин (Goscelin) написал ее житие не позднее 60 лет после её кончины.
Её мощи, вместе с мощами святых Хильделиты (Hildelith) и Этельбурги (Ethelburga) были перенесены 2 сентября прибл. 1030 года.
Блаженный Никита Хартуларий, Константинопольский, тайный (сокровенный) угодник Божий
Блаженный Никита жил в Константинополе и занимал должность письмоводителя (хартулария). Называют его "сокровенным" потому, что, живя в миру, среди городской суеты, тайными подвигами благочестия он достиг духовного совершенства и был великим угодником Божиим.
Его святая жизнь открылась при необыкновенных обстоятельствах. Два друга, некий священник и диакон Созонт, поссорились. Священник умер, и диакон очень скорбел, что они не успели помириться. Опытному старцу-подвижнику он рассказал о терзавшем его совесть грехе. Тот подал ему письмо и велел отдать его первому, кого Созонт встретит в полночь у храма Святой Софии, Премудрости Божией. Им оказался святой Никита-хартуларий. Прочитав письмо, он заплакал и сказал, что на него возлагается то, что превышает его силы, но молитвами старца, пославшего Созонта, он постарается это исполнить. Сотворив поклон перед церковными дверями, святой Никита сказал: "Господи, открой нам двери милости Твоей", - и двери храма сами собой открылись. Оставив диакона на пороге, святой Никита стал молиться, и Созонт видел, как его осиял чудный свет. Затем они вышли из храма, и двери закрылись. Подойдя к церкви Влахернской Божией Матери, святой Никита снова помолился и опять перед ними отверзлись двери. В храме стало светло, и из алтаря вышло два ряда священников, среди которых диакон Созонт узнал своего умершего друга. Святой Никита тихо сказал: "Отче пресвитер, побеседуй с братом твоим, и прекратите вражду, которую вы имеете между собой". Тотчас священник и диакон Созонт поклонились друг другу, с любовью обнялись и примирились. Священник ушел обратно, и двери сами собой затворились.
Блаженный Никита сказал диакону: "Брат Созонт, спаси душу свою для себя и для моей пользы. Отцу же, пославшему тебя, скажи, что чистота его святых молитв и его упование на Бога могут и мертвых воздвигнуть". После этих слов блаженный Никита стал невидим для Созонта. Вернувшись к своему старцу-духовнику, диакон со слезами благодарил его за то, что, по его молитвам, великий сокровенный угодник Божий Никита-хартуларий снял грех с живого и мертвого.
Священномученик Захария, архиепископ Воронежский
(Лобов Захар Петрович, +21.09.1937)
Архиепископ Захария (Лобов Захар Петрович) родился 23 марта 1865 года в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника, не принадлежавшего к дворянскому сословию. Избрав духовную стезю, он окончил духовное училище в Павловске и духовную семинарию в Новочеркасске (1888).
С сентября 1888 году отец Захария служил в Новочеркасском кафедральном соборе, стал протоиереем и ключарем храма. В его семье было четверо детей: Ольга, Вера, Гавриил и Алексей. Последний принял монашеский постриг под именем Антония и в 1930-е годы, будучи архимандритом, находился в ссылке под Архангельском. Правнук Захарии, Олег Николаевич Лобов, в начале 1990-х годов жил в Новочеркасске.
5 октября 1923 года овдовевший З.П. Лобов, после принятия монашеского чина с сохранением прежнего имени, хиротонисан епископами Аксайским Митрофаном (Гриневым; † после 1917) и Иннокентием во епископа Нижнечирского, викария Донской епархии (его предшественник, владыка Николай (Орлов; †1922) скончался в царицынской тюрьме). В 1924 году Захария арестован и приговорен ростовскими чекистами к двухлетней ссылке на Соловки. После него Нижнечирская кафедра больше никем не занималась. На Соловках в тот момент находилось больше епископов, чем на свободе. На лагерных фотографиях рядом с Захарией запечатлены митрополит Евгений (Зернов; †1937), позднее митрополит Горьковский (с 1934 года), архиепископы Митрофан (Гринев), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929), Серафим (Мещеряков), епископы Моршанский Павел (Введенский; †1937), Богородский Платон (Руднев; †1936), Винницкий Амвросий (Полянский; †1931).
На Соловках в числе двадцати четырех иерархов Захария подписал 7 июня 1926 года “Памятную записку Соловецких Епископов, представленную на усмотрение Правительства”, в которой предполагалось, что Церковь и государство будут неуклонно соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести Поместный Собор, избрать Патриарха и свободно осуществлять богослужения. Правительство эту записку ответом не удостоило.
В 1926-1929 годах епископ Захария был викарием Тверской епархии, жил в Торжке и Бежецке.
24 апреля 1929 года Захария возведен в сан архиепископа и назначен главой Воронежской епархии (носил титул архиепископа Воронежского и Задонского). В Воронеж он прибыл в Пасхальные дни 1929 года. В приветственном слове к пастве он сказал: “Усерднейше прошу принять меня как архипастыря и отца и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будем едины, ибо в единении спасение наше и небесное, и земное”.
Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенской церкви, затем снимал квартиры по адресам: улица Щемиловская, 21 (ныне улица Короленко), переулок Комарова, 47. До марта 1932 года совершал богослужения в Троицком Смоленском кафедральном соборе, затем, в связи с его закрытием, перенес кафедру в Успенскую церковь. И сюда к нему по-прежнему тянулись жители города и окрестных деревень, лишившиеся храмов и пастырей за пастырским словом, советом, наставлением.
Митрополит Мануил (Лемешевский) привел такую характеристику Захарии: “Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить”.
В тяжкие годы воинствующего атеизма архиепископ Захария с Божией помощью сохранял и укреплял православную веру среди своей паствы.
В 1931 году архиепископ Захария участвовал в заседании Временного патриаршего Священного собора. 19 апреля 1932 года он был награжден правом ношения креста на клобуке. Он изначально стал на позицию митрополита Сергия (Страгородского), Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола, и поддерживал его во всех деяниях.
23 мая 1935 года архиепископ Захария (Лобов) был арестован, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и церковные деньги.
19 июля 1935 года владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации “с использованием религиозных предрассудков масс”, в распускании провокационных слухов. Обвинение строилось на показаниях причта Успенской церкви - священника И.С. Котова, псаломщиков П.И. Долгополова и И.Л. Назарченко, церковного старосты И.Н. Скрипицына, занявших негативную позицию по отношению к своему владыке.
По показаниям священников Успенской церкви упор делался на враждебное отношение Лобова к Советской власти, на якобы (или в действительности имевшие место) высказывания о бедственном положении крестьян в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает церкви, репрессирует священников. Единственный конкретный случай, который приводили они - проповедь Захарии в канун Пасхи 1935 года, где он будто бы сравнивал первые века христианства и современную Россию в плане гонения на верующих и их пастырей.
Показания других свидетелей - ктитора церкви села Манино Калачеевского района Ф. Анипкина, бывшего псаломщика М. Меркулова, владельца дома, где квартировал Захария, М. Гурова, отрицавших факты контрреволюционной пропаганды, во внимание следствием приняты не были.
В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября 1935 года Захарию (Лобову) был вынесен обвинительный приговор - пять лет лагерей. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария отправлен в лагерь. В последние годы ослеп, началась водянка, от которой он и скончался в 1937 году. Реабилитирован 30 июня 1992 года.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года архиепископ Захария (Лобов) причислен к лику российских новомученников и исповедников.
Тропарь
глас 5
Памяти Господней добрый хранителю, / истинный евангелия служителю / священномучениче Захарие преславне, / душу свою за Истину положив, / не престай за ны отче молите Владыку Христа: / даровати нам крепость духовную // мир и велию милость.
Кондак
глас 2
Предтечева родителя соименника, / и ревности онаго о Бозе подражателя, / священномученика пречуднаго Захарию восхавалим вернии, / сей бо попечения о пастве Христовой не остави в горьких работах / и по кончине тепле молит Христа Бога, / во еже избавити ны от прелести лукаваго // и верность Церкви сохранити
Преподобномученик Андроник (Суриков)
Преподобномученик Андроник родился 5 октября 1885 года в селе Огрызково Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ивана Сурикова и в крещении наречен был Андреем. Образование Андрей получил в церковноприходской школе; в 1902 году он поступил в Можайский Лужецкий монастырь, где подвизался на различных послушаниях, но главным образом на клиросном. В 1916 году Андрей был призван на фронт и служил рядовым в 52-м пехотном полку. В 1917 году воинское начальство отпустило его на полевые работы, в 1918 году он был демобилизован и вернулся в Лужецкий монастырь и был пострижен в монашество с именем Андроник.
В 1920 году монах Андроник был переведен в Московский Симонов монастырь и 20 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. В 1924 году он был награжден двойным орарем. В 1928 году в том же монастыре он был рукоположен во иеромонаха. После закрытия в 1929 году Симонова монастыря, отец Андроник был переведен в Успенскую, что в Крутицах церковь, где прослужил до 28 декабря 1930 года. Тогда в Москве было арестовано более трехсот священнослужителей, монахов, монахинь и православных мирян, и среди них иеромонах Андроник. Их обвинили в «активной антисоветской деятельности, выражающейся в организации нелегальных антисоветских “братств” и “сестричеств”, оказании помощи ссыльным единомышленникам, произнесении проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения...»
31 декабря следователь допросил священника, и тот, отвечая на его вопросы, сказал: «В политических партиях я никогда не состоял и не состою. Знакомых членов антисоветских партий у меня нет... Знакомства я ни с кем не веду, веду замкнутый образ жизни, так что я ни к кому не хожу, и ко мне никто не ходит».
Тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Андроника к трем годам ссылки в Северный край, и он был выслан в город Пинегу Архангельской области и работал здесь на лесоповале. После окончания ссылки, в 1934 году он поселился на родине в селе Огрызково, которое вошло тогда в состав Шаховского района Московской области. 27 ноября 1935 года епископ Волоколамский Иоанн (Широков) определил отца Андроника на должность псаломщика к Николаевской церкви села Холмец Шаховского района.
Это небольшая деревянная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней. Первоначально была сооружена в 1785 в селе Ивойлово (Рузский р-н), в 1871 перенесена в Городково, затем в 1897 в Холмец, где была несколько перестроена. Не сохранилась, сломана в середине XX века.
24 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей - председателя и секретаря колхоза, и председателя сельсовета, которые показали, что священник в религиозные праздники собирает верующих на беседы и тем самым разлагает трудовую дисциплину, так как верующие в этот день на работу не выходят. В дни празднования Пасхи он организовал пение церковных песен «Христос воскресе», которые стали петься на улице в селе Холмец, а также жаловался, что советская власть задушила налогами духовенство, так что не на что стало существовать, и говорил прихожанам, что одна надежда на их помощь и поддержку.
На основании подобного рода показаний 27 ноября 1937 года была выписана справка на арест отца Андроника, и на следующий день он был арестован, заключен в волоколамскую тюрьму и на другой день допрошен.
- Следствие располагает данными, что вы ведете контрреволюционную агитацию против налоговой политики советской власти в отношении служителей культа. Дайте показания по этому вопросу.
- Действительно, я неоднократно среди верующих вел разговоры о том, что советская власть берет большие налоги со служителей культа, эти разговоры я считаю враждебными советской власти, но вел я их без всяких целей.
Следователь задал еще несколько вопросов, в которых содержались дополнительные обвинения, но все их иеромонах Андроник отверг, и следователь потребовал:
- Следствие располагает данными о том, что вы дискредитируете советскую власть и восхваляете жизнь при царизме. Дайте показания по этому вопросу.
- Никакой дискредитацией советской власти я не занимался и не восхвалял жизнь при самодержавии.
В тот же день следователь составил обвинительное заключение. Следствие было завершено, и иеромонах Андроник был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в 19-е отделение Бамлага НКВД, куда прибыл в то время, когда еще продолжал действовать сталинский указ о массовых репрессиях.
В марте 1938 года помощник по культурно-воспитательной работе 188-й колонны лагеря, помощник по труду колонны и начальник колонны, являвшиеся одновременно секретными осведомителями, отправили агентурные донесения уполномоченному 3-й части 19-го отделения Бамлаг, и 9 марта 1938 года подписали характеристику на отца Андроника, что «Суриков считает, что гонения на него в 1930 году, а равно и теперь, совершенно незаконны, так как он до управления и порядков страны никакого отношения не имел, и иметь не хочет, ведет себя на колонне скрытно, избегает разговоров с членами штаба. Будучи хорошо обутым и одетым, на работу не выходит, и если был случай выхода, то при большой активности членов штаба, чем зека Суриков оставался особо недоволен, выражая свое недовольство во всеуслышание».
15 марта те же люди были допрошены, но уже в качестве свидетелей, они показали, что заключенные барака, где находится Суриков, говорят, что их забрали ни за что, из честных, ни в чем неповинных людей сделали контрреволюционеров. Суриков сказал, что его забрали только за то, что он священнослужитель. Своими действиями и поведением, утверждали свидетели, они действуют на остальных заключенных, и те не выходят на работу.
27 марта была составлена и утверждена в виде обвинительного заключения справка об отце Андронике, причем сам он ни разу не был допрошен. Следствие, допросы дежурных свидетелей, составление обвинительного заключения и предъявление обвинения были проведены заочно. 31 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Андроника к расстрелу. После приговора он еще почти полгода ходил на общие работы вместе с другими заключенными.
Иеромонах Андроник (Суриков) был расстрелян 22 сентября 1938 года и погребен в общей безвестной могиле, только перед расстрелом, по-видимому, узнав приговор.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000г. Определение Священного Синода от 6 октября 2005г.
Об этих и других Новомученниках и Исповедниках Российских вы можете подробнее узнать тут:
http://pstgu.ru/news/martir/2014/09/22/55271/