11 (24) марта 2024 года. Торжество Православия. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Mar 23, 2024 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (639); прп. Иоанна Мосха (622); прп. Феодоры, царицы Арты (ок. 1275; Греч.); свт. Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца (1458).
Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII); прп. Георгия Синаита (VI); сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250); прп. Энгуса Кульдея, игум. и еп. Клоненахского (ок. 824/830; Кельт. и Брит.); сщмч. Евлогия, митр. Кордовского (859; Ибер.); перенесение мощей мч. Епимаха Александрийского, Пелусийского (ок 250); свт. Софрония, епископа Врачанского (1813) (Болг.); прп. Алексия Голосеевского, Киевского (1917; Укр., Греч.).

Прписп. Патрикия (Петрова), иеромонаха (1933); сщисп. Василия Малахова, пресвитера (1937).

Икона Божией Матери: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Леушинская).

Святые дня, молите Бога о нас!

Торжество Православия

Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю окончательной победы над иконоборцами.



Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.



В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской.»



В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы:
Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901);
«творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918);
несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году;
те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994);
монах Филарет (Денисенко) (1994);
Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997).

В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.
(по материалам: http://hram-stolypino.cerkov.ru/2014/03/chin-torzhestva-pravoslaviya/)

Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский



Святитель Евфимий, в Крещении Иоанн, родился по горячим молитвам пресвитера Михея и его супруги Анны. Долгие годы у них не было детей, и они дали обет: если родится ребенок, посвятить его Богу. Чтение священных книг, частое посещение богослужений, за которыми мальчик прислуживал своему отцу - священнику небольшого новгородского храма во имя святого Феодора, - освятили душу юного Иоанна. В возрасте пятнадцати лет, в 1411 году, Иоанн ушел из родительского дома в монастырь.
В двенадцати верстах от Новгорода, в пустынном месте, именуемом Вяжище, среди лесов и болот поселились три инока - Евфросин, Игнатий и Галактион. Вскоре к ним присоединился священник Пимен, который принял постриг с именем Пахомий. Здесь подвизались они в полном уединении при построенной ими деревянной часовне во имя святителя Николая в непрестанной молитве и в тяжелой борьбе с суровой северной природой.

К этим подвижникам и пришел искавший спасения юноша Иоанн. Игумен Пахомий принял его с любовью и вскоре постриг в монашество с именем Евфимий. Пострижение в столь раннем возрасте указывает на выдающиеся духовные качества юного подвижника, увиденные прозорливым Пахомием. В то время Новгородскую архиерейскую кафедру занимал архиепископ Симеон, поставленный на архиерейство из простых иноков. Архиепископу стало известно о добродетельной жизни инока Евфимия. Святой Евфимий был вызван в Новгород и после продолжительной беседы с Владыкой назначен архиерейским экономом. Новгородские архиепископы занимали в то время совершенно особое положение: независимые от княжеской власти, они избирались непосредственно вечем и принимали большое участие в светских делах; в частности, на них лежало управление огромными вотчинами. И архиерейский эконом в этих условиях должен был сочетать административный талант с полнейшим бескорыстием и глубоким христианским смирением. Усердно просил архипастыря святой Евфимий отпустить его снова на Вяжище, но потом покорился Святителю.

В новой должности святой Евфимий вызывал всеобщее изумление и уважение тем, что, занимая столь высокое положение, будучи в центре деловой жизни огромного торгового города, он нес иноческие подвиги так же усердно, как и в дремучих лесах. В 1421 году скончался архиепископ Симеон. При новом архиерее Евфимии I святой Евфимий снова удалился в свою обитель. Вскоре иноки обители на Лисичьей горе избрали святого своим игуменом. По преставлении архиепископа Новгородского Евфимия I в 1429 году игумен Евфимий был избран архиепископом своего родного города и 29 ноября вступил в храм Святой Софии. В течение четырех лет святитель управлял Новгородской епархией, оставаясь нареченным архиепископом, и только 24 мая 1434 года был посвящен в Смоленске. Архиерейскую хиротонию возглавлял митрополит Герасим. В течение 29 лет мудро правил своей епархией святой Евфимий, ревностно исполняя свой архипастырский долг. Много потрудился святой Евфимий для построения и возобновления храмов, особенно после опустошительных пожаров 1431 и 1442 гг. Богато был украшен святителем Софийский собор, а в Новгородском Кремле построено несколько новых храмов. "Если хочешь, - пишет Пахомий Логофет, - видеть немногое из числа великих дел его, иди к храму Святой Софии. Там увидишь созданные им храмы святых, стоящие подобно горам. Не голосом, .а делом открывают они разнообразную красоту свою. Это даровал мне архиепископ Евфимий, - говорит одна церковь; другая говорит - таким благолепием он украсил меня; третья поведает - меня воздвиг он с основания. Храм великого Иоанна Златоустого, высокий и красивый, рукою Златоустого благословляет его и от его лица говорит: "Поелику ты воздвиг мне храм, и я умолю Творца приготовить тебе храмину на Небе". Соборный храм Премудрости Божией, обветшавший от времени и возобновленный им, вещает: "Он возвратил мне прежнее благолепие мое, украсил меня святыми иконами, он - хвала и красота моя"".

Святитель Евфимий построил церковь в честь своего Ангела Хранителя, в 1438 году в Вяжицкой обители - каменный храм в честь Святителя Николая, а в следующем году - каменный храм в честь святого Иоанна Богослова с трапезою и службами. Ревностный к славе Божией святитель Евфимий заботился об умножении духовных книг. До сих пор целы многие богослужебные книги, переписанные "по велениям господина архиепископа Владыки Евфимия". Несмотря на обилие дел святитель всегда неукоснительно выполнял иноческое правило: то, что он не успевал сделать днем, - довершал ночью. За час до утрени вставал святитель на келейную молитву. Часто всю ночь проводил он без сна; носил вериги, но о них никто не знал до самой кончины его. Первую неделю Великого поста проводил святитель в Вяжицкой обители в безмолвной молитве, ничего не вкушая. В 1446 году великокняжеский престол был захвачен Шемякой, который вступил в сношения с Новгородом. Политическая ситуация в Новгороде резко обострилась. Святитель Иона (память 31 марта) в 1451 году в особом послании убеждал новгородцев прекратить беспорядки и слушаться своего архипастыря - "будьте во всем послушны нашему сыну и брату, а вашему отцу и учителю, Боголюбивому архиепископу Евфимию".

В глубокой старости святитель Евфимий, беспокоясь в душе, что деятельность Шемяки могла бросить тень на его отношение к Первосвятителю, которого он глубоко чтил, посылает святому Ионе письмо. Предчувствуя близость кончины, святитель Евфимий испрашивал себе молитв и прощения. Святой Иона в ответном письме - прощальной грамоте писал: "Напоминаем тебе, сын мой, что ты стал было поступать слишком просто: того, кто отлучен был нашим смирением за преступления, вы принимали у себя, того удостоивали своего благословения. И ты, сын мой, принеси покаяние в том пред Богом". При этом святитель Иона повелел: если прощальная грамота прибудет после блаженной кончины новгородского архипастыря, прочитать ее над его гробом. Святитель Евфимий преставился 10 марта 1458 года. Посланный святителем Ионой с прощальной грамотой духовник Евмений прибыл в Новгород спустя 16 дней после кончины святого Евфимия, гроб которого, по его завещанию, стоял в храме Вяжицкой обители. Когда гроб открыли, чтобы прочитать прощальную грамоту, то увидели, что тление не коснулось тела святого. Святитель Евфимий лежал, как спящий, персты его были сложены для благословения. "Еще хранит Бог Новгород, за него молится святитель Евфимий", - громко сказал Евмений и, прочтя грамоту святого Ионы, положил ее в руку почившего святителя.



(Николо-Вяжицкий монастырь)

Вскоре после кончины святителя Господь прославил его благодатными дарованиями тем, кто прибегал к его молитвенной помощи. Высоко почитая святителя, благодарные иноки Вяжицкой обители воздвигли церковь в честь святого Евфимия, которая отмечена в переписи 1500 года. Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года. Житие святого Евфимия написано по поручению святителя Ионы, архиепископа Новгородского (+ 1470; память 5 ноября) Пахомием Логофетом.

Тропарь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца
глас 4
Избран быв Богови от юности,/ святителю Евфимие,/ и, сего ради архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси люди, иже тебе Богом врученный;/ темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси/ исцеляти различный недуги./ Того моли о нас,/ совершающих честную память твою,/ да тебе вси непрестанно ублажаем.

Кондак святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца
глас 8
Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие,/ не престай сохраняя отечество твое,/ град же и люди, иже тебе верою почитающия/ и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вси вопием:/ радуйся, святителю Богомудре.

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский



Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, родился в Дамаске. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам. Особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он прибыл в Иерусалим, в обитель святого Феодосия, и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом. Он стал его духовным сыном и отдался ему в послушание. Праведники вместе путешествовали по монастырям, записывали жития и поучения подвизавшихся в них. Из этих записей позже составилась их знаменитая книга «Лимонарь» или «Луг духовный», которую высоко оценил Седьмой Вселенский Собор.

Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления святого Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой Патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов. В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников.
Когда варвары стали угрожать Александрии, святой Патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме преподобный Иоанн скончался († 622). Тело его было перевезено святым Софронием в Иерусалим и похоронено в обители святого Феодосия.

В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609 - 633). После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой МодестЖитие.. Святитель Модест, а по кончине святителя Модеста Патриархом был избран святой Софроний. Святитель Софроний много потрудился на благо Иерусалимской Церкви как ее Предстоятель (634 - 644).
В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились наконец открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святой Патриарх Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.

До нас дошли сочинения патриарха Софрония по догматике, а также «Объяснение на Литургию», Житие преподобной Марии Египетской, около 950 тропарей, стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил «Устав» монастыря преподобного Саввы Освященного. «Трипеснцы» святителя на Святую Четыредесятницу входят и в состав современной Триоди.
Труды патриарха Софрония собраны в 87-ом томе Patrologia Graeca.

Тропарь святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому
глас 8
Иже Божественною ревностию подвигся / и истинных повелений устне распростер, / церковная основания благоузаконив / и тамо сущим монашеским составом предав, / премудрый в Патриарсех Иерусалимский Софроние, / всемудрая словеса во свет извел еси, / имиже наставляемы, зовем ти: // радуйся, светлая православных похвало.

Священномученики Пионий и Лин, пресвитеры Смирнские, святые мученицы Савина и Македония и святой мученик Асклипиад


Священномученики Пионий и Лин, пресвитеры Смирнские, святые мученицы Савина и Македония и святой мученик Асклипиад пострадали во время гонения на христиан в царствование Декия (249 - 251) в Смирне, знаменитом в древности торговом городе, расположенном на восточном берегу Эгейского моря. Смирнская Церковь была основана святым апостолом Иоанном Богословом (память 8 мая и 26 сентября) и прославилась стойкостью исповедников веры Христовой.
Приуготовляя себя к страданиям, уже узнав о начале гонения, святой Пионий с Савиной и Асклипиадом пребывали в строгом посте и сугубой молитве. Святой Пионий взял три сплетенные вериги и возложил их на себя и своих товарищей.

Святые мученики были схвачены гонителями 23 февраля, вдень памяти святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (+ 167) - праздничный для всех смирнских христиан. После краткого допроса святых исповедников отвели в тюрьму. В темнице святой Пионий с товарищами встретили пресвитера соборной церкви Смирны Лина и женщину по имени Македония из села Карины, также заключенных в узы за исповедание Имени Господа. Многие верующие посещали святых исповедников в темнице, принося им кто что мог, но святые раздавали все тюремным сторожам. Приходили к святому Пионию и те, кто прежде были христианами, но из-за страха перед мучениями согласились принести жертвы идолам, и просили молитв. Горько плакал святой Пионий о малодушных и увещевал их: "Не отчаивайтесь, братья, хотя вы и сделали тяжелый грех, но покайтесь истинно и обратитесь опять всем сердцем ко Христу". После многих истязаний II марта 250 года святого мученика распяли на кресте. Крест обложили дровами и зажгли. Когда костер догорел, все увидели тело святого совершенно невредимым; даже волосы на его голове не сгорели. Лицо его было светло, сияло Божественной благодатью.

Священномученик иерей Василий
(Малахов Василий Яковлевич, +24.03.1937)



Память 11 марта, в Соборах Волынских святых и Новомучеников и Исповедников Российских.

Родился 30 января 1873 года в деревне Дуброво Тиостянской волости Городокского уезда Витебской губернии в семье белорусского крестьянина.
По окончании Витебского духовного училища поступил в Витебскую духовную семинарию, которую окончил в 1894 году.
Для продолжения духовного образования ему нужно было выйти из крестьянского сословия. 10 июня 1894 года в волостном правлении состоялось собрание крестьян Щелбовского общества, которое постановило выдать ему увольнительное свидетельство. В свою очередь он дал подписку в том, что по прибытии в Московскую духовную академию не откажется "от вступления в нее, а по окончании академического курса - от вступления на духовно-училищную службу". В том же году был принят магистрантом LIII курса в Московскую духовную академию, которую окончил в 1898 году со званием кандидата богословия. В это же время написал научный труд "Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии" где дал подробный обзор истории возникновения и распространения термина "пресуществление," а также глубокое богословское исследование святоотеческого учения о таинстве евхаристии.
Поскольку обучался за казенный счет, был обязан за четырехлетнее обучение прослужить шесть лет в духовно-учебном ведомстве, откуда не мог быть уволен без особого разрешения Святейшего Синода.

В 1899 году назначен преподавателем по кафедре сравнительного богословия и истории и обличения русского раскола в Волынскую духовную семинарию. В связи с недостатком средств не мог за свой счет проследовать к месту службы, и поэтому ему были выданы деньги на проезд и жалованье на месяц вперед, за что дал обязательство прослужить еще два года в штате учебно-духовного ведомства. В семинарии пользовался большим уважением как широко просвещенный и глубоко верующий человек. В 1903 году исполнял обязанности инспектора семинарии. В 1906 году был перемещен на кафедру общей и русской истории.
Имел чин статского советника, избирался делегатом от мирян Волынской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов.
В 1919 году семинария была закрыта пришедшими к власти большевиками, и он был приглашен в качестве преподавателя в Житомирское училище пастырства, но в ноябре 1922 года оно также было закрыто.

Мечтая о принятии сана и церковном служении у себя на родине в мае 1923 года выехал в Дуброво, но там выяснилось, что все священнические вакансии в ближайших приходах заняты, и он вернулся в Житомир.
4 августа 1924 года был рукоположен во священника к Иаковлевской церкви в Житомире и вскоре возведен в сан протоиерея.
В 1926 году стало известно, что священник храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тиосто, в двух верстах от Дуброва, отказался от служения Церкви, и отец Василий в ноябре того года вернулся на родину, где по избранию прихожан был назначен настоятелем этой церкви. Жил вместе с супругой Марией и престарелым отцом в Дуброве, а служил в Тиосто. Поскольку селения были разделены озером, вечерни служил дома, а утрени и литургии - в храме.

В июле 1927 года помощник лесничего Степановического лесничества направил донос начальнику 10-го районного отделения милиции:
"...в июне месяце... я... пошел на хутор в деревню Дуброво к Малахову Якову за подводой... по служебным делам. Пришел вечером часов в десять... В доме сидел сын Василий Малахов… В то время когда я только пришел в хату, этот самый поп кончал какую-то речь, я ее не понял, а после этой речи стал говорить другую, что вот, дорогие граждане... у нас настал такой свет, как когда-то был в Америке. Жили там индейцы, владели они озерами, лесами, ловили рыбу... а когда пришли европейцы, то отняли у них все и превратили в своих рабов. Так же и у нас настал такой свет... пришли большевики... отняли у нас все... Факт этот действительный, и не первый и не последний... этот поп является контрреволюционером, которому не только нельзя жить в тайном углу Меженского района... а и в пределах СССР".

Этого доноса и некоторых показаний оказалось достаточно для ареста священника, и 13 декабря 1927 года он был арестован сотрудниками ОГПУ. Обыск в квартире и сообщение, что он арестован, встретил спокойно, заявив:
"Я принял сан священника недавно, но я принял его совершенно сознательно, хорошо понимая, что я этим самым подписал себе ордер ГПУ на право у меня обысков и ареста, а возможно и ссылки".

Одновременно вместе с ним были арестованы и заключены в витебскую тюрьму благочинный, священник и церковный староста одного из ближайших приходов.
В начале февраля 1928 года сотрудники ОГПУ составили обвинительное заключение:

"Принимая недостаточность собранных по делу доказательств для передачи дела в общесудебном порядке, но усматривая их социальную опасность... настоящее дело направить... на внесудебное разбирательство Особого Совещания при Коллегии ОГПУ...".

19 марта 1928 года прокурор в своем заключении написал:

"...несмотря на отсутствие в деле достаточных улик для предания обвиняемых суду... пребывание их... в пограничной полосе, а равно и на свободе вообще, является в настоящее время социально опасным, а посему полагал бы настоящее дело направить в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для внесудебного рассмотрения и заключения... обвиняемых в концлагерь на сроки по усмотрению Особого Совещания".

После шести месяцев заключения в Витебской тюрьме, 18 мая 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Василия Малахова к трем годам ссылки в Сибирь, после чего он два с половиной месяца следовал по этапу в назначенное место ссылки - село Катарбей Тулунского округа. 12 декабря 1930 года срок ссылки закончился в городе Нижнеудинск в Восточной Сибири.

30 мая 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к лишению права проживания в двенадцати крупных городах с областями, а также в Чите и в Омском районе, и после окончания срока ссылки он уехал в село Абрамово Арзамасского района Нижегородской области, где поселился вместе с сопровождавшей его в ссылке супругой. Крестьяне его хорошо приняли, увидев в нем ревностного и просвещенного пастыря, и многие из них стали приходить к нему с вопросами и побеседовать на духовные темы.
Живя в Абрамове, ходил молиться в местную церковь, где сослужил приходскому священнику.
После того, как кончился срок ограничений в месте проживания священник с супругой уехали в местечко Усвяты, расположенное неподалеку от деревни Дуброво.

Вторая ссылка и мученическая кончина

Из Усвят священник с супругой довольно часто ездили в Москву, останавливаясь у родственников. Бывая в Москве, иногда заходил в храм святых мучеников Адриана и Наталии, где настоятелем служил священник, знакомый ему по Волынской духовной семинарии, у него он по благословению Патриархии брал святое миро, чтобы совершать таинство крещения.
8 февраля 1936 года отец Василий также зашел в этот храм, где встретил диакона Михаила Толузакова, который был секретным сотрудником НКВД. Отец Василий немного побеседовал с ним и ушел, но уже на следующий день он и его супруга были арестованы и после первого же допроса заключены в Бутырскую тюрьму в Москве.

25 марта следствие было закончено. Священник и его супруга были обвинены в том, что, будучи враждебно настроены против советской власти, систематически проводили антисоветскую агитацию, организовывали тайные моления и распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР.
16 апреля 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило их к пяти годам ссылки в Северный край, и они были отправлены сначала в Архангельск, а затем в город Каргополь Архангельской области, где, предполагалось, они пробудут все время ссылки.
Скончался 24 марта 1937 года в городе Каргополе. Погребен в безвестной могиле.

Архиепископ Аверкий (Кедров) писал в 1937 году из Бирской ссылки: "Вчера получил письмо с известием о смерти Малахова Василия Яковлевича, бывшего сослуживца по Семинарии, а затем и у Престола Божия. Умер в Каргополе - было что-то подобное тифу."

Реабилитирован 7 мая 1992 года прокуратурой Витебской области на основании постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 6 июня 1991 года.
Причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских определением Священного Синода от 27 декабря 2005 года для общецерковного почитания.

Преподобноисповедник иеромонах Патрикий
(Петров Павел Петрович, +24.03.1933)

Преподобноисповедник Патрикий родился 5 марта 1877 года в деревне Дьяконово Архангельской волости Кологривского уезда Костромской губернии в семье крестьянина Петра Петрова и в крещении был наречен Павлом. В 1899 году он окончил ротную школу в Шадропольском полку. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, Павел 25 сентября 1904 года поступил в Валаамский монастырь и 2 июня 1910 года был принят послушником. 25 июня 1915 года он был пострижен в монашество и наречен Патрикием. В монастыре он проходил послушание плотника. С 1917 года монах Патрикий подвизался при монастырской часовне на Васильевском острове в Петрограде; он был рукоположен во иеромонаха.

С 1929 года советская власть усилила гонения на Русскую Православную Церковь и принялась за повсеместное уничтожение монастырей.

Среди других 18 февраля 1932 года был арестован и иеромонах Патрикий. Допрошенный следователем 11 марта, отец Патрикий сказал, что он занимается воспитанием своих прихожан в послушании Православной Церкви. Несмотря на все мероприятия безбожников, верующих и сейчас очень много, храм посещает около двухсот человек, а в первое время после революции было еще больше. В настоящее время целью его деятельности является удержание хотя бы этого числа верующих и духовное воспитание их в соответствии со словом Божиим. На эту тему и говорятся проповеди, «но кто говорит, я не знаю и не помню, - заявил отец Патрикий следователю. - В общежитии-монастыре нас пять человек монахов, жили все в одном доме, была общая кухня, где собирались вместе обедать и толковали о неизбежности падения советской власти в скором времени. Но кто этот разговор начинал, я не помню, а также кто был инициатором этого, я не знаю».

22 марта 1932 года Коллегия ОГПУ приговорила иеромонаха Патрикия к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Курданский район Алма-Атинской области. Иеромонах Патрикий (Петров) скончался в ссылке 24 марта 1933 года и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.

Праздники, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up