10 (23) марта 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Mar 23, 2024 06:01


Продолжение…

Праведный Александр Вологодский (Баданин), пресвитер



О. Александр Баданин родился в 1846 году в г. Никольске, Вологодской губернии, находящемся вдали от губернского города, от железных дорог. И теперь Никольский уезд отличается патриархальным бытом своих жителей. Такая простота и патриархальность чувствовалась в городе, особенно среди духовенства в детские годы жизни о. Александра. Родитель его был диакон Сретенского собора г. Никольска, доживший до глубокой старости. По отзывам знавших его, диакон Николай Баданин отличался набожностью, смирением и удивительной простотой; равно благочестива и проста была и мать о. Александра. В такой семье воспитался он.

Первою школою для о. Александра был клирос его родного храма, где он становился во время богослужения со своим отцом, затем учился он в духовном училище и в Вологодской духовной семинарии, курс которой окончил с званием студента в 1868 году. По окончании образования началась служба Александра Николаевича в духовных училищах сначала в качестве преподавателя Солигаличского (Костромской губ.), Вологодского и Тотемского духовных училищ, затем помощника смотрителя Тотемского духовного училища и учителя приготовительного класса Вологодского духовного училища.
В посещении классов Александр Николаевич был весьма исполнителен; приходил в класс заниматься сразу после звонка. Бывало преподаватели старались задержать его в учительской комнате на 10 минут, но напрасно: одним только останавливали его - просили спеть какое-нибудь песнопение церковное, особенно любимое им: «Чистую славно почтим». Он становился пред иконою и с умилением пел, и так задушевно и хорошо, что все замолкали и с удовольствием слушали пение своего коллеги, который, исполнив песнопение, спешил в класс.

В дни святительства в Вологде преосвященного Израиля, в 1883 году, Александр Николаевич был рукоположен во священника с назначением его к кафедральному собору на четвертое место.

О. Александр не похож был на других священников, он казался странным, постоянно погружен был в свою духовную жизнь. Замечались за ним и случаи юродства. Верующим народом о. Александр был понят правильно. Народ сердцем почувствовал, кто это, почувствовал, что в душе этого странного, с мирской точки зрения, батюшки таится великое сокровище - глубокая вера, что он своею молитвою близок к Богу. И народ потянулся к нему на службу. Когда о. Александр служил молебны пред чудотворным образом Царицы Небесной, из уст его неслись вопли, просьбы к Матери Божией, как бы тут пред ним стоящей, и его вера невольно передавалась всем присутствующим, которые проникались молитвой священника и получали истинное утешение. Сохранившиеся после о. Александра проповеди, составленные во дни служения в кафедральном соборе, обнаруживают в нем богослова и знатока внутренней, духовной жизни человека.

Однажды в Вологду по делам службы приехал тогдашний обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев. По своему обыкновению, встав рано утром, он отправился ходить по городу, посетил церкви во время служения ранней литургии. Около Рыбнорядского моста сановника встретил о. Александр Баданин и вступил с ним в разговор; о. Александр говорил горячо и долго, говорил искренно, не страшась за слова правды, говорил и о непорядках церковной жизни, указывал недостатки во взглядах и действиях самого Победоносцева. После беседы, встретившись с преосвященным, обер-прокурор сообщил ему содержание своего разговора и просил о. Александра не наказывать. Но все-таки батюшка был наказан - на две недели послан в монастырь на богомолье.

О. Александр показался священником для собора неподходящим и был переведен в феврале 1891 г. к Вознесенской г. Вологды церкви. Назначение о. Александра к храму Вознесения было ударом для семьи его, состоящей кроме жены из трех дочерей. Вознесенский храм прихода не имел, доходы священнические настолько тогда были малы, что жена о. Александра не без основания говорила мужу: «Мы с тобой на этом доходе с голоду пропадем». Действительно, например в октября месяце о. Александру у Вознесения досталось из кружки 3 р. 70 коп. Вышел он из храма, одна бедная женщина попросила у него подаяния, батюшка отдал все, что получил, сказав: «Не стоит такую малость домой нести». Но не так думал о. Александр. Всегда покорный промыслу Божию, он и в новом назначении своем увидел волю Божию благую, совершенную.

Народ стал посещать Вознесенский храм. О. Александр служил ежедневно и всегда в храме было достаточно богомольцев. В каждую пятницу совершал он позднюю литургию. Вологжане и жители разных деревень наполняли храм. После обедни служился молебен Животворящему Кресту и читался акафист Страстям Христовым, а в воскресенье, после ранней литургии, о. Александр служил молебен пред образом Божией Матери Троеручицы, который он особенно чтил. По окончании богослужения богомольцы просили служить батюшку частные молебны. И он отправлял молебны каждому святому, который в тот день воспоминался, и служил панихиды, поминая всех, имена коих записаны были в поминаньях. О. Александру поздно приходилось выходить из церкви, но он и не торопился, ибо так любил храм и так любил молиться, что если было бы возможно, он тут оставался бы всегда. Кончалась служба, в храме никого не было, а он долго молился в алтаре, прикладывался ко всем иконам в храме.
Господь за смирение и благочестие даровал о. Александру дар видеть мысли и намерения людей, с верою приходивших к нему, как к молитвеннику, Богу угодному.

О. Александр учил не словом только, но и делом. Раз в пасхальную неделю он стоял с крестом, к которому прикладывались богомольцы. В числе других подходит женщина, обезображенная болезнью, без носа, народ гнушается ею, отстраняется от нее. Когда женщина приложилась ко кресту о. Александр говорит ей: «Христос Воскресе!» и целует ее в уста трижды. Все были изумлены, получив такой полный урок, а больная заплакала от неожиданной радости.

Господь внимал молитве Своего верного раба. Вологжанин Александр Парменов рассказывает, что жена его приютила одну женщину с трех- летней девочкой, не видевшей на один глаз, жена посоветовала сходить женщине к о. Александру в церковь Вознесения. О. Александр велел женщине приходить ежедневно в храм в продолжении двух недель и заметил: «У твоей девочки есть глаз». Нужно сказать, что у нее в действительности от рождения глаза не видно было - была лишь одна ямка, все это видели. Посему женщина возразила ему на это. Но о. Александр настаивал, что глаз у девочки есть: «Ты только усердно молись Богу». Женщина исполнила повеление батюшки, приходила с девочкой к Вознесению. О. Александр после службы выносил из алтаря святой воды и помазывал ребенку глаз. В один вечер семья пила чай, была тут и женщина с ребенком. Парменов видит, что у девочки глаз немного открылся, посмотрели все и заметили, что это, действительно правда. Велели матери закрыть здоровый глаз девочки и дать ей сахару, девочка увидела кусочек сахару и с того времени стала видеть и на тот глаз, вместо которого была только ямка. Такова была сила молитвы о. Александра, плод его глубокой веры.

Нельзя не упомянуть об одном случае, который говорит о том, что Господь по молитвам о. Александра, любившего всех истинно-христианскою любовию, всем благожелавшего оказывал благодеяние людям, избавляя их от бед и напастей. У о. Александра был родственник, занимавший место, доставлявшее ему достаточно средств для существования. Постепенно он втянулся в пьянство, и страсть эта возобладала им с такой силой, что из человека порядочного и зажиточного он дошел до совершенной нищеты. Если когда случалось ему достать копейку, он неизменно нес ее в кабак. Опускаясь все ниже и ниже, он дошел до такой степени, что не имел ни крова, ни пищи, ни одежды порядочной. Он сделался представителем бродячей Руси. Однажды, на Пасхальной неделе, приходит он в Вологду и направляется в Вознесенскую церковь с мыслью - попросить у о. Александра несколько копеек. Батюшка еще не выходил из храма. Заметив шедшего в храм своего родственника, он подходит к нему, христосуется и дает ему пасхальное яйцо. Тот без внимания всунул яйцо в свою сумку и тотчас же забыл о нем. Прошло после того три месяца. Бедняга странствовал по Русской земле. На этот раз было у него полбутылки водки. Утомившись, он сел на пригорок, вынул склянку с водкой, хлебнул из горлышка горькой влаги, и обшарив свой мешок в поисках какой-нибудь закуски, находит забытое яйцо, данное в храме о. Александром, он очищает его и к великому своему удивлению находит его совершенно свежим, как бы только испеченным, ест его и засыпает тут же, где сидел. Проснувшись, не чувствует ни малейшего расположения к оставшейся водке. С омерзением отбрасывает в сторону бутылку с пагубным напитком и бодро шагает вперед. С этого момента совершилось полное его перерождение: водка опротивела ему настолько, что даже случайное воспоминание о ней вызывает у него чувство тошноты. Теперь он занимает приличное место и радуется казавшемуся невозможным исправлению, которое приписывает силе молитв о. Александра.

Рассказывают, что о. Александр деньги, даваемые ему за славу, раздавал попадавшимся ему беднякам. Вообще он денег никогда на руках не имел, что получал, то и раздавал, так что жена его принуждена была, дабы не умереть с голоду, сама забирать в церкви приходившиеся на долю ее мужа доходы. Впрочем, подобно ему она была очень добрая и все, что могла, отдавала бедным.
Квартиру о. Александр имел все время жизни в Вологде одну - маленький флигелек во дворе у купчихи Дмитриевой. На месте его квартиры был когда-то курятник, его и переделали для жилья о. Александра. «И посадили меня сюда петуха», - шутливо говорил он, вспоминая о бывшем курятнике. Квартира была убого обставлена; чего много было в ней, так это св. икон и священных изображений. Но в комнатке о. Александра чувствовалось уютно и хорошо. Семья о. Александра была небольшая, кроме жены было три дочки; в одно время членом семьи был еще племянник его, семинарист, юноша удивительно благочестивый А. К. Сергиевский. «Многому я у него хорошему научился», - говорил иногда про своего племянника о. Александр, а тот в свою очередь всегда благодарил своего дядю за его духовное окормление и влияние.



Деятельность исключительная, пастырская, стяжавшая любовь и уважение народа, не могла не привлечь внимания собратьев. Кажется, никто его не осуждал, зная, кто есть о. Александр. Епархиальное начальство отметило свое внимание к его деятельности награждением его наперсным золотым крестом, от Синода выдаваемым.
С глубоким смирением о. Александр отнесся к этой награде. Он сказал, что получил ее по ошибке, ибо он есть ничто, куча навоза, и повесил крест на келейный образ Царицы Небесной.

О. Александр никогда не отличался здоровьем, был человеком болезненным. Во время служения священником у Вознесения болезнь его так развивалась, что ему в тяготу стало и служить. Когда спрашивали о. Александра, он отвечал: «Представьте, что под кожу положили вам снега и вы немного поймете, что у меня за болезнь». Заметно, что страдания батюшки были сильны. Это заставило его уйти заштат, но не на покой, так как у о. Александра, со времени выхода заштат, начинался новый период его жизни, продолжившийся до смерти его, время старчества его.
Подобно Оптинским старцам Амвросию, Иосифу и др. о. Александр, прикованный болезнью к своему стулу, служил Церкви Христовой молитвою, утешением скорбящих, врачеванием душевных недугов народных масс. Его «курятник» - домик во дворе Димитриевского дома - делается известным всем, ищущим спасения. У него толпится народ. Ни одного дня не проходит, чтобы у батюшки не перебывало несколько десятков людей, а по временам и сотня-две.
Комнатка о. Александра была приемным покоем для духовных больных, для страждущих и обремененных грехами, которые нуждались в соответствующем врачевстве более, чем больные телесно.

Летом 1912 года о. Александр особенно сильно хворал, даже целый месяц лежал в постели. 27 июля в день памяти св. великомученика Пантелеимона совершилось нечто необыкновенное, чудесное. Утром, когда никого не было дома, он вдруг почувствовал в себе особенную силу, наскоро оделся и отправился в кафедральный собор, где ранее он служил. По окончании обедни в соборе он стоял при служении молебна рядом со священником и подпевал ему. Потом на глазах удивленного народа, много лет не видавшего на улицах о. Александра, и в сопровождении его, направился в любимую им церковь Вознесения, где так много пережито было им благодатных минут, помолился там со слезами, при ложился к святым иконам, обошел кругом храма и вернулся домой. Изумленной матушке он рассказал, где был. Посещение храмов он всецело преписывал помощи великомученика Пантелеимона, которому он молился. Такова была сила его веры. Все знавшие его уверены, что это было чудо. О. Александр простился с особенно дорогими для него святынями, а через полгода он скончался.

В последнее время батюшка часто приобщался св. Христовых Таин и соборовался. Недели за две до смерти он предсказал день своей кончины. Он говорил, считая по пальцам дни, что ко Господу отойдет 10 марта, а совсем его на земле не будет, конечно по телу, во вторник. И все знали предсказание о себе о. Александра. По случаю имеющего быть в Вологде исключительного, еще никогда в жизни Вологодской епархии не бывшего, торжества хиротонии во епископа, которая должна быть совершена над архимандритом Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Неофитом 10 марта, в Вологду съехались отовсюду из сел и городов Ярославской, Костромской, Новгородской губерний, соседних с Вологодской, множество народа, в том числе и духовных детей и почитателей о. Александра. Знали и чувствовали, что часы старца на грешной земле уже сочтены.

Действительно, в 6 часов вечера, когда, по- церковному, начался 10-й день Марта, о. Александр тихо скончался. Народ потек к одру, на котором лежал дорогой всем батюшка, молитвенник, утешитель и благодетель. Маленькая квартирка, и день, и ночь наполнена была народом, целыми толпами стояли люди около дома, где лежал он на смертном одре, и на дворе и на улице, ведущей к этому маленькому домику, так много говорившему сердцу народному. Пелись, почитавшим о. Александра духовенством, непрестанно панихиды. На подсвечниках горели пучки свечей, принесенных народом. Дивно хорошо чувствовалось у тела о. Александра. Всякий верил, что батюшка теперь, освобожденный от темницы тела, имеет дерзновенную молитву за всех, просивших его молитв. Там же в комнатке при чтении Евангелия, при пении панихид, лились тихие слезы из глаз почитателей, неслись искренние мольбы о вселении души доброго пастыря в селениях праведных.
Во вторник 12 марта, как сказал покойный, что его «совсем здесь не будет», совершено было погребение тела его. Отпевание тела происходило в кафедральном Воскресенском соборе, где находится чудотворный образ Царицы Небесной, Радости всех скорбящих, где начиналось священническое служение о. Александра.

На могиле батюшки поставлен его почитателями памятник, могилка обнесена железной решеткой, пред иконой на памятнике горит неугасимая лампадка.



(Могила святого праведного Александра Баданина на Горбачевском кладбище г. Вологды возле Лазаревской церкви)

Тропарь
глас 4
Яко к Богу молитвенник усердный/
и Духа Святаго стяжателю предивный,/
христоподражательного смирения
и кротости учителю/
и веры твердыя насадителю,/
Вологодский целебниче/
и к Богу усердный подвижниче,/
образ благодатныя духовныя жизни показал еси,/
и дивный прозорливец явился еси,/
отче Александре блаженнее,/
моли Всеблагого Бога/
спастися душам нашим.

Кондак
глас 8
Вышния красоты желая, земная блага оставил еси,/
во юродство претворився волею,/
мира сего красная отнюд возненавидел еси/
и добре Богу угодил еси;/
сего ради от Него чудесы прославися,/
всякие человеческие недуги и язи душ исцеляюще./
Сего ради твою память чтуще светло празднуем,/
отче Александре блаженне,/
вознеси наша воздыхания ко Владыке мира,/
мир всем испроси и душам нашим велию милость.

Молитва праведному Александру Вологодскому

О святый угодниче Божий Александре!
Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящым Его. Темже взирающее на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя престолу Божию, прими моления наша и ко всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славящее Единаго во святых своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

(Очень подробное житие святого можно почитать тут: http://afanasiyfeodosiy.cerkov.ru/svyatoj-pravednyj-aleksandr-badanin-vologodskij/; также много материалов об этом угоднике Божьем можно найти тут: http://www.booksite.ru/civk/Sw-4.html)

Икона Пресвятой Богородицы "Свято-Ильинская"



Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914].

Как место, так и время явления этой иконы неизвестны. Некоторые ошибочно отожествляют ее с Чернигово-Ильинской иконой Богоматери, празднование которой совершается 16 апреля. В действительности же изображения этих икон в гравюрах и книгах далеко не одинаковы. Так, например, на Черниговской Ильинской Богомладенец благословляет правой рукой, а левую держит на коленах, тогда как на иконе Свято-Ильинской обе Его руки простерты без благословения. Или еще: на Черниговском-Ильинском образе как Божия Матерь, так и Ее Предвечный Младенец изображены в венцах, а на Свято-Ильинском образе венцов совершенно нет.

икона Божьей Матери Свято-Ильинская, Святые дня, Православие

Previous post Next post
Up