01 (14) марта 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Mar 13, 2024 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

3-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица cырная (мясопустная) - сплошная.

Прмц. Евдокии Илиопольской, игумении (ок. 160-170).
Прп. Мартирия Зеленецкого (1603); сщмчч. Нестора епископа и Тривимия диакона (ок. 250); мц. Антонины Никейской (III-IV); мчч. Маркелла и Антония; прп. Домнины Сирийской (ок. 450-460); свт. Давида, еп. Валлийского (VI; Кельт. и Брит.); прп. Свитберта Кайзервертского (713; Нидерл. и Герм.); прп. Льва-Луки Корлеонского, Сицилийского (ок. 900; Итал.); прп. Агапия Ватопедского, Афонского и четырех его сподвижников (XIII); мч. Параскевы Трапезундского (1659; Греч.); блж. Марфы Московской, Христа ради юродивой (1638; Моск.); прп. Ши́о Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).

Сщмчч. Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского, пресвитеров, прмч. Антония (Коржа), иеродиакона, прмцц. Анны Макандиной, Дарии Зайцевой, Евдокии Архиповой, Ольги Жильцовой, послушниц, мч. Василия Архипова, прмцц. Александры Дьячковой, послушницы, Матроны Макандиной, мц. Надежды Аббакумовой (1938); сщмч. Александра Ильенкова, пресвитера (1942); сщмч. Василия Константинова-Гришина, пресвитера (1943).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобномученица Евдокия Илиопольская, игумения



Была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (89-117). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей.

Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде.
Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни. Слова монаха пали на добрую почву. Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре.
Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игуменьи своей обители. Приняв начальственную должность, Евдокия направила свои силы на добрые дела. Она кормила и одевала странников, посещавших ее обитель, исцеляла больных своими молитвами.

Так Евдокия 56 лет подвизалась в добрых делах и иноческих подвигах. В 152 году она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и обезглавили.

Тропарь преподобномученицы Евдокии
глас 8
Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленных, и красных, и временных забытием претекла еси,/ яко Слова ученица:/ пощением страсти первее умертвивши,/ страдальчески второе врага посрамила еси./ Тем Христос сугубых венца сподоби тя,/ славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобномученицы Евдокии
глас 4
Во страдании твоем добре подвизавшися,/ и по смерти нас освящаеши чудес излиянии, всехвальная,/ верою прибегающия в Божественную церковь твою,/ и, торжествующе, молим тя, преподобная мученице Евдокие:// да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем.

Мученица Антонина Никейская



Древность веков стерла следы и детали христианской жизни святой Антонины. Известно только, что она жила в городе Никее Вифинской области (на северо-западном берегу Малой Азии, ныне на территории Турции. В 302 году во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане святая Антонина за отказ принести жертву идолам подвергнута мучениям. После долгих истязаний ее завязали в мешок и утопили в озере.

Святая мученица Антонина пострадала в III веке при Диоклитиане (284 - 305) в городе Никее. Ее всячески истязали - жгли огнем, клали на раскаленную сковороду, просверлили раскаленными прутьями руки и ноги и бросили в темницу, где она томилась два года. Мучения не сломили дух святой Антонины, она до самой кончины исповедовала свою веру во Христа. Святую мученицу бросили в море.

Преподобный Мартирий Зеленецкий



Родом из Великих Лук, Псковской губернии, святой с юных лет подвизался в Великолуцкой Сергиевой обители. Желая уединенных подвигов, он поселился на острове Зеленом и основал там монастырь. Преподобный Мартирий прославился даром чудотворения. Скончался он в глубокой старости в 1603 г.
Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.
Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирий. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.
Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.
Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастыря - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.



(Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь, восстанавливается)

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.
Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкого
глас 2
От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого
глас 8
Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

Святитель Давид Валлийский, епископ



Родился на юге Уэльса. Мать св. Давида - святая Нонна Валлийская.

Основал монастырь в Меневии (Mynyw, Menevia) на крайнем западе. Стал первым епископом местности, которая ныне называется Сент-Дэвидс (St Davids). Монахи вели крайне аскетический образ жизни, и из их монастыря вышли многие святые. Он принимал участие в соборе в Брефи (Brefi) прибл. в 545 году. Основание дюжины монастырей и многие чудеса связаны с его именем.

Сохранились его мощи. Его почитают святым покровителем Уэльса.

Священномученик иерей Александр
(Ильенков Александр Александрович, +14.03.1942)



Священномученик Александр родился 9 апреля 1896 года в поселке Судак Таврической губернии в семье священника Александра Иоакимовича Ильенкова. Александр окончил Таврическую Духовную семинарию и уехал к отцу, который после 1917 года вместе с семьей переехал в село Черниговку Бердянского уезда. Здесь Александр познакомился со своей будущей женой Параскевой. В семье у них впоследствии родилось трое детей. Александр Александрович решил принять сан священника в то время, когда уже начались жестокие гонения на Русскую Православную Церковь. Узнав об этом, его жена воспротивилась и стала отговаривать от неосмотрительного, по ее мнению, шага, но тот был непреклонен, и в 1924 году епископ Сергий (Зверев) рукоположил его во священника и направил служить в село Новопавловку. Своим истовым и благолепным служением отец Александр быстро завоевал авторитет среди прихожан, для которых церковная служба оставалась в то время зачастую единственным утешением в горестной жизни.

В 1930 году пьяные комсомольцы попытались разгромить дом священника. Подойдя к дому вплотную, угрожая и крича, они выстрелили в окно. Пуля попала в самовар. Некая женщина, видя происходящее, закричала: «Батюшку убили, ироды!» Комсомольцы испугались шума на улице и разбежались.
В тридцатых годах под видом раскулачивания началось разграбление крестьянских хозяйств. Крестьяне и в эту трудную пору, когда было тяжело им самим, не оставили священника и привозили к нему домой продукты и зерно. Вскоре к отцу Александру пришли в дом с обыском и, найдя два мешка зерна, стали их забирать, но священник воспротивился этому, заявив, что у него большая семья. Тогда представители властей стали его бить и таскать за бороду. Отец Александр не выдержал, бросил мешки, зерно высыпалось на землю, и священника обвинили в том, что он рассыпает и гноит колхозное добро; он тут же был арестован и на неделю посажен в тюрьму. Через полгода после случившегося храм в селе был закрыт, и священнику с семьей пришлось уехать в Бердянск. Служил отец Александр вместе с другими оставшимися без мест священниками в Покровской церкви, зарабатывая на пропитание семьи то в качестве сторожа, то разнорабочего, то грузчика. Иногда он нанимался на поденную работу, которая заключалась в чистке общественных туалетов.

Летом 1937 года все священники, объединявшиеся вокруг Покровского храма, были арестованы, и вместе с ними отец Александр Ильенков. Первое время он вместе с другими священниками сидел в тюрьме в Бердянске, где на допросах его жестоко избивали следователи, добиваясь, чтобы он подписал лжесвидетельства. Но на все вопросы отец Александр отвечал односложно, что виновным себя не признает. После допросов и завершения следствия отца Александра перевели в тюрьму в Запорожье. 29 октября 1939 года тройка НКВД приговорила отца Александра к пяти годам заключения в лагерь, и он был отправлен в Усольлаг, находившийся неподалеку от города Соликамска Пермской области. Священник Александр Ильенков скончался в заключении 14 марта 1942 года и был погребен в безвестной могиле. В это время его дочь находилась в немецком концлагере, ничего не зная о судьбе отца. В ночь с 13 на 14 марта она увидела сон, будто на небе распустился красивый бутон и из него появился лик Спасителя, а рядом был ее коленопреклоненно молящийся отец в голубом облачении с розовыми переливами. Много лет спустя она узнала, что это сновидение совпало с днем смерти отца.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Блаженная Марфа Московская, схимонахиня, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря на Кулишках, Христа ради юродивая, блаженная



(Блж. Марфа Московская. Фрагмент иконы "Избранные святые Русские жены" работы П. Басалаева (Москва, ок. 2007 г.))

Память 1 марта (Моск.) и в Соборе Московских святых

В девичестве Дарья, о ее жизни известно очень мало. Она стала схимонахиней Иоанно-Предтеченского монастыря на Кулишках.

Спала схимонахиня Марфа на простом голом камне. И этот камень стал ее посмертным изголовьем. Она не пользовалась обувью - ходила босиком, не надевала теплых одежд, терпела голод. Блаженная Марфа чуралась мирской славы и желала скрыть эти подвиги своей благочестивой жизни. Поэтому она и принимает вид юродства: что с юродивой возьмешь! Ходит куда-то, где-то пропадает, где-то молится. Но молва о ее подвигах все же достигла и царских чертогов. Царица Евдокия Стрешнева, благочестивая и набожная женщина, полюбила бывать у Марфы в Ивановском монастыре. Со своей свекровью, старицей Марфой Романовой, царица не очень ладила. Великую старицу не устраивало и не очень знатное происхождение Евдокии, и то, что сын сам выбрал себе невесту. В убогой келье Марфы царица находила любовь, понимание и утешение, чего ей так недоставало в богатом царском дворце. Почитал блаженную старицу и царь Михаил Федорович.

Скончалась схимонахиня Марфа 1 марта 1638 года. Гроб с телом блаженной не зарыли по обычаю в землю. Его поставили в каменной гробнице в главном монастырском храме прямо на полу, обложили кирпичом и украсили надгробием из белого камня с надписью: "В 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая". Такой чести удостаивались тогда только князья и епископы.

В 1860 году, когда разбирали старый храм, возник вопрос: как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы.

Митрополит Филарет (Дроздов) решил: "Более двухсот лет она почивает в храме; кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом". Святитель приказал сделать ящик наподобие гроба, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особенной осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время реставрации перенести в монастырскую часовню. И оказалось, что крыша гроба и боковые стороны сгнили, но нижняя доска цела. Косточки блаженной старицы сохранились полностью и были светло-желтого цвета; голова лежала на камне, некогда служившем ей подушкой; руки сложены прямо на груди; ниже пояса сохранилась и одежда. Останки блаженной Марфы перенесли в часовню. А в 1875 году они вернулись в новый храм и с благоговением были положены в новую мраморную гробницу, отделанную резьбой и орнаментами.



(Гробница святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой ( + 1638 г.))

В 1918 году за монастырскими стенами на основной территории обители был размещен концлагерь. Однако Иоанно-Предтеченский собор вместе с домовой церковью прп. Елизаветы Чудотворицы действовал до конца 1926 - начала 1927 года. После закрытия собора и выселения игумении и более ста насельниц монастыря из обители община верующих обратилась к властям с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы на Ваганьковском кладбище, разрешение было получено. Современное местонахождение мощей неизвестно.

В 2004 году восстановлена гробница на месте бывшего погребения блаженной с подлинной мраморной плитой на ней.



(Собор Иоанно-Предтеченского монастыря)

Тропарь
глас 1

Взыску́я вы́шняго ра́зума,/ ни́жний презре́ла еси́,/ блаже́нною Христа́ ра́ди нарече́ся,/ Ма́рфо, ста́рице богому́драя,/ сего́ ра́ди ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду стяжа́вшая,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак
глас 8

А́ще и житие́ твое́ неве́домо ми́ру,/ и мо́щи твоя́ от челове́к сокры́ты,/ но ду́хом близ есть всем чту́щим тя,/ ско́ро слы́шиши и во вся́ких ну́ждах на́ших помога́еши:/ па́че же Бо́га люби́ти и вся терпе́ти Его́ ра́ди науча́еши:/ те́мже вопие́м ти:/ ра́дуйся, блаже́нная Ма́рфо,// све́том ра́зума Боже́ственнаго нас просвеща́ющая.

Молитва святой блаженной Марфе Московской

О, святая блаженная мати Марфо, скорая наша помощнице и заступнице, и неустанная о нас молитвеннице!
Предстояще чистому образу твоему и тя , яко живу сущу, зряще, припадающе молим тя:приими прошения наша и принеси я ко Престолу милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая; испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша, тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы нужды наша духовныя и житейския, призри на ны матерним оком, и твоими молитвами отврати от нас колебания всяким ветром учения, злых и богопротивных обычаев умножение; утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да всем, и Его словесы, и писании, и делы, славится посреде нас всесвятое имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого Бога в Троице поклоняемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

Преподобный Шио Мгвимский



Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский родился в Антиохии Сирской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание. Любовь к Слову Божию так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио, что он постоянно держал его в уме своем и даже всегда носил при себе Евангелие, послания Апостола Павла и Псалтирь. И уже в ранние годы был одарен способностью толкования Слова Божия.
Узнав о святом подвижнике Иоанне Зедазнийском, Шио тайно покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн возвратил юношу родителям, предсказав, что и они станут иноками. Предсказание скоро исполнилось: Шио убедил их провести остаток их жизни в иночестве, а сам, употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество, пришел к преподобному Иоанну, сиявшему в то время в Антиохии и, получив от него пострижение в иночество, сделался его учеником.
Спустя 20 лет преподобный Шио, в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для проповеди Слова Божия.
Послужив этому делу, распространения веры Христовой преподобный Шио пожелал жить отшельником. И по благословению Католикоса Евлалия и своего учителя преподобный Шио направил свой путь на запад от Мцхета в непроходимые дебри лесные. Здесь в пустыне, защищенной отвесными и совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского, Шио поселился в тесной пещере, им самим высеченной в скале, едва достаточной, чтобы укрыться в ней. И за суровый аскетический подвиг Шио удостоился чудных видений. В скале открылся родник, источающий для отшельника воду, а с пищей прилетал к нему голубь. Этот-то голубь, по изволению Божию, определившему не оставлять под спудом благодатный светильник, открыл людям жилище Шио.
Некто - Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Курой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашел его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками. Он был так поражен встречей с этим укрывшимся от мира человеком молитвенно предстоящим в пустыне пред лицем Единаго Бога, что, пленившись этим, внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал просить дивного отшельника взять его под свое руководство и подвизаться в пещере, всецело предавшись Богу.
С этих пор о Шио стало известно и другим людям в окружности, которые стали селиться близ него, и таким образом собралось до 25 добровольных пустынножителей. На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей - Иоанна Крестителя. Молва о святом подвижнике распространялась, и место его уединенной жизни и подвига стало превращаться в обитель. Когда царь Парсман VI навестил бывшего любимого своего Евагрия в пустыне, то с благоговением отнесся к подвижнику Шио и подарил ему землю под монастырь, доставив значительные средства для построения храмов. Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери; второй - в честь Рождества Иоанна Крестителя, где впоследствии и почивали останки преподобного Шио. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Таким образом, преподобный Шио устроил обитель, которая некогда включала в себя множество иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимскою (в 30 верстах от Тифлиса). Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков.
Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поручений и, прервав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую жизнь в темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. Кто может постичь и исчислять несказанные подвиги этого ангела в человеческом теле! Предузнав по откровению час кончины и приобщившись Святых Тайн, преподобный Шио 9 мая кончил свое земное житие. Тело великого затворника, при напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в основанной им обители. Святые мощи его и доныне служат ограждением обители, которая одна из немногих уцелела посреди опустошений Грузии.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up