29 февраля (13 марта) 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Mar 12, 2024 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

3-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица cырная (мясопустная) - сплошная.

Прп. Иоанна Кассиана Римлянина (435); прп. Германа Дакийского (сер. IV в. - нач. V в.; Рум.); прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V в.); присп. Феостирикта Пеликитского (VIII в.); свт. Освальда, архиеп. Йоркского (992; Кельт. и Брит.).

Прп. Кассиана, затворника и постника Киево-Печерского (XIII-XIV вв.).

Иконы Божией Матери: Девпетерувская (1392).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин



Преподобный Иоанн Кассиан родился в 360 г. в богатой семье. Уже в юности он принял монашество в Вифлееме. Затем он предпринимает путешествие по самым известным монастырям Востока, побывав, в том числе и в Скитской пустыне и Фиваиде, где знакомится с лучшими образцами подвижничества. В 397 году он отправляется в Египет, где проводит жизнь отшельника.
В 400 году Иоанн Кассиан оказывается в Константинополе, где становится учеником св. Иоанна Златоуста, через несколько лет, когда святитель оказался под угрозой изгнания, он отправился в Рим в поисках защиты у папы Иннокентия.

В 415 году Иоанн принимает сан пресвитера и устраивает два монастыря близ Марселя по восточному образцу. Спустя несколько лет он записывает свой опыт жизни в монастырях Палестины и Египта, чтоб познакомить западных читателей с их духовным опытом. Известно, что в 431 году он пишет сочинение против Нестория.
Иоанн Кассиан оказал большое влияние на становление монашеской жизни на Западе, но его мысли, расходившиеся с богословием бл. Августина в вопросе участия воли человека в деле спасения, часто воспринимались как еретические. Именно поэтому этот западный отец оказался более почитаем на Востоке, чем на своей родине, где скончался в 435 году.

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 книг "Собеседований египетских отцов", чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге "О постановлениях киновий" речь идет о внешнем виде монаха; во второй - о чине ночных псалмов и молитв; в третьей - о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой - о чине отвержения от мира; в восьми остальных - о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов "не еже хощу, сие творю".

В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что "благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона".
По словам преподобного Иоанна Лествичника, "великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно".



Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину
глас 8
Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину
глас 4
Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Преподобный Герман Дакийский



Родился в середине IV века, вероятно на границах Кассиана и Пещер, в окрестностях Том, в Дакии Понтийской (Dacia Pontica; также Малая Скифия). Был родственником святого Иоанна Кассиана. Герман был старше Иоанна и принял постриг в одном из местных монастырей, когда был еще очень молод. Возможно что его духовным наставником был святитель Феотим Томийский.

Впоследствии Герман сделался наставником и другом святого Иоанна. Недолгое время они вместе подвизались в одном из монастырей Дакии Понтийской, а затем трудились в Вифлееме в 380-385 годах. Затем, узнав о славе святых отец из пустыни Скитской, отправились в Египет, в Нитрийскую пустыню и на Синай. Их встречи с тамошними святыми отцами описаны Иоанном Кассианом.
В 399 году Герман и Иоанн отправились в Константинополь, чтобы находиться рядом с любимым ими святителем Иоанном Златоустом. Тогда же преподобный Герман принял пресвитерский сан. По изгнании Златоуста с кафедры, товарищи отправились в Рим с письмами в его защиту, адресованными папе Римскому Иннокентию I.

Неизвестно, где преподобный Герман провел свои последние годы - остался ли он в монастыре основанном Иоанном Кассианом в Марселе, или вернулся в одну из обителей в Дакии Понтийской. Предположительно он скончался в течении первых двух десятилетий V века.
Преподобный Герман был причислен к лику святых Румынской Православной Церковью в 1992 году.

Преподобный Иоанн Дамасский

Преподобный Иоанн, нареченный Варсонофием, был родом из Палестины, 18-ти лет воспринял он святое Крещение, а вскоре н иноческий постриг. За свою подвижническую жизнь преподобный Иоанн был рукоположен во епископа города Дамаска. Однако, любя жизнь уединенную, преподобный Иоанн оставил епископию и тайно ушел в Александрию, наименовав себя Варсонофием. Затем он удалился в Нитрийскую пустыню, пришел в монастырь и просил игумена принять его в обитель, чтобы служить старцам. Это послушание он добросовестно исполнял днем, ночь же проводил в молитве.
Через некоторое время преподобного увидел святой Феодор Нитрийский, знавший о том, что он епископ, тогда святой Иоанн вновь скрылся и ушел в Египет, где подвизался до конца своей жизни (V век).

Преподобноисповедник Феостирикт Пеликитский , игумен

Память 29 февраля, 17 февраля (Греч.), 17 марта (Греч.)

Родился в начале VIII века в Вифинии.

Поступил в Пеликитский монастырь, где принял монашество, а позднее стал игуменом монастыря.
Пострадал за иконопочитание при нечестивом императоре Константине Копрониме. Вместе с ним были подвергнуты пыткам святой Стефан Новый и другие благочестивые иноки. Святой Феоктирист был обожжен кипящей смолой.
Скончался мирно в глубокой старости.

Известен как духовный писатель и автор Канона молебного к Божией Матери "Многими содержим напастьми".
Иногда его ассоциируют с Феостириктом, иже в Символех.

Святитель Освальд, архиепископ Йоркский



Родился в Англии в семье зажиточной благочестивой семье новокрещенных датчан, которые были в ту пору у власти в стране. Был племянником святого Одо Доброго, епископа Кентерберийского и Оскитела, епископа Йоркского. Одо был его наставником.

Принял священство и обосновался в Винчестере. Однако светский образ жизни тяготил его. Святой Одо отправил его во Францию и поступил в монастырь Флёри для научения монашеской жизни. Там выучил все монастырские службы наизусть. Однажды видели, как ангел явился в алтаре, в то время как там служил литургию святой Освальд.
Возвратился в Англию в 959 году, а в 961 или 962 году, вслед за святым Дунстаном, был хиротонисан во епископа Вустерского.

Имя Освальда, наряду с именами святителей Дунстана и Этельвольда связаны с востановлением монашества в Англии. В Вустере святой Освальд прежде всего выстроил новый большой собор-монастырь во имя Пресвятой Богородицы, заменивший прежний, который был слишком мал. Святитель устроил при соборе монашескую жизнь так, как был научен во Флёри.

В 962 году святитель заново учредил монастырь в Сент-Олбанс и основал новый монастырь в Уэстбери-на-Триме. В 971 году святой положил начало самому любимому им монастырю за пределами своей епархии - в Рамси (Ramsey) графства Хантингдоншир. Затем он основал еще два монастыря в долине реки Северн - в Ившеме (Evesham) и Першоре (Pershore), а также возродил обители в Диерхесте и Уинчкоме в Глостершире. В Рамси строительство продолжалось много лет, и наконец здесь поднялась великолепная церковь, имевшая в плане крест, с большой северной и меньшей западной башнями. Эти труды привели к возрождению монашеской жизни в Кроуленде, расположенном в болотистой местности Фенс. Также, как и святители Дунстан и Этельвольд, принимал участие в работе над документом, упорядочившим монашескую жизнь, который был принят в 970 году.

В 971 или 972 году стал архиепископом Йоркским, сохранив за собой также и Вустерскую епархию. Причинами совмещения кафедр стали слабая церковная жизнь на севере Англии после датских завоеваний, а также то обстоятельство, что сам святой Освальд был датчанином по происхождению. В Йорке святитель также делал все возможное, чтобы возродить здесь монашество, особенно в городе Райпон, где уже давно существовал монастырь.
Уделял внимание и земным делам: имел практический склад ума и был вхож к королю, что позволило ему приобрести значительные земли для основанных им монастырей.

До конца земной жизни был деятельным епископом, строил церкви и часто посещал свои монастыри. Заботился о повышения уровня духовенства. В редкие свободные от архипастырских дел часы его можно было найти среди молящихся в Вустерском Богородицком монастыре.
В 991 году святитель в последний раз совершил поездку в свой любимый монастырь Рамси. Здесь он со слезами на глазах благословил иноков, облобызал их с миром и сказал: "Да соберет нас вместе Господь в Царствии Небесном!" Следующую зиму он провел в Вустере, а затем, 29 февраля 992 года, отслужил свою последнюю службу. С пением 15 степенных псалмов омыл ноги двенадцати беднякам, как он делал всегда во время Великого поста, после чего преставился стоя на коленях, со словами: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу".

Почитание

По преставлении братия монастыря надели на него новые облачения. Весть о его кончине быстро разнеслась по городам: "Торговцы оставили свои лавки, жены - свои станки; все поспешили к нему - сироты и вдовы, монахи, странники, крестьяне и клирики; все рыдали от горя". Когда тело святителя несли к месту погребения в Вустерском монастыре, белый голубь парил над шествием.

Святителя помнили и любили за святую жизнь и ученость, гостеприимство и усердие, за честность и кроткое великодушие. Скромный сердцем и украшенный талантами, имевший красивый голос, сострадалец бедным, он почитался святым сразу по преставлении. В 1002 году его преемник Адульф перенес его мощи и поместил в раку. Позднее его мощи были перенесены в Йорк.
В римо-католической традиции святого Освальда изображают прогоняющим диавола молитвою, а также омывающим ноги беднякам.

Тропарь
глас 4
O glorious Oswald, thou rule of faith and model of meekness, splendour of Worcester and luminary of York, like a tree in the midst of paradise Didst thou bear the fruit of the virtues for thy Lord, and therewith thou enlightenest all who cherish thine honoured memory and ever cry out to thee in prayer: Intercede, O holy bishop, that our souls may be saved.

Преподобный Кассиан Затворник, Печерский

Память 29 февраля, 27 февраля (Укр.), 24 ноября, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских

О прп. Кассиане известно то, что он был затворником, постником и чудотворцем, который "святым послушанием заставил бесов поведать, как много есть в Печерском монастыре иноков, которые могли бы бесов изгонять, и как бесы боятся святых печерских".

Его мощи покоятся в Дальних пещерах. Иногда этого Кассиана связывают с известным автором двух редакций Патерика XV в., хотя никаких оснований, кроме совпадения имен, для этого нет.

Икона Божией Матери Девпетерувская



Происхождение столь необычного названия этой иконы неизвестно. По преданию, Девпетерувский образ Божией Матери был келейной иконой святителя Питирима, Тамбовского чудотворца (память 10 августа по новому стилю). Особенно стали чтить эту икону с 1833 года, после одного чудесного события. Одна женщина, у которой муж вследствие ложного обвинения был заключён в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, повелевшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима (икону Божией Матери Девпетерувскую) и перед ней отслужить молебен.

После того как перед иконой отслужили молебен, действительно, в скором времени муж этой женщины был освобожден из тюрьмы. В настоящее время список этой иконы постоянно лежит на аналое слева от мощей святителя Питирима в кафедральном соборе Тамбова. Сама же икона выносится для поклонения верующих в большие праздники при службе архиерейским чином. Считается, что этот образ и есть келейная икона святителя Питирима, которая чудом сохранилась до наших дней. Икона представляет собой оплечный образ Божией Матери, Которая нежно обнимает Младенца Иисуса, и относится к типу «Умиление».
Существует предположение, что происхождение такого образа произошло из-за ошибочного прочтения надписи на Днепрской иконе Божией Матери, после чего её список назвали Девпетерувским. Совершенно противоположное мнение утверждает, что именно Днепрскую икону назвали ошибочно, делая список с Девпетерувского образа, надпись на котором была традиционно написана сокращённо.

Предположения эти - попытка объяснить, почему согласно авторитетным источникам Девпетерувский образ был совсем другой иконографии: «на иконе изображается Божия Матерь со стоящим Младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Иисуса покоится правая рука Богоматери». Древний образ с такой иконографией по свидетельству Е. Поселянина находился в Николаевской церкви села Батюшкова (или Бататкова) Дмитровского уезда, Московской губернии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать два вывода: либо изначально существовали две совершенно разные иконы под названием Девпетерувская, либо оплечный образ был когда-то назван ошибочно, и впоследствии за Девпетерувским образом закрепилась именно такая иконография.

Святые дня, икона Божьей Матери Девпетерувская, Православие

Previous post Next post
Up