Сегодня Православная Церковь чтит память:
Неделя 19-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Киприана, епископа, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304); блж. Андрея, Христа ради юродивого, Константинопольского (936); прав. воина Феодора Ушакова (1817).
Блгв. кн. Анны (в иночестве Евфросиньи) Кашинской (1368); прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504); сщмч. Леодегария Отонского (679/680; Галл.); мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740) (Груз.) вмч. Феодора Гавраса, Атранского, Халдейского (1098; Греч.); блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого (1622); мч. Георгия Филадельфийского (1794; Греч.); свт. Паисия Яневца, патр. Сербского (ок. 1646-1648; Серб.); Казанских мучеников Иоанна (1529), Стефана, Петра (1552), Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия (1552-1553).
Мц. Александры Булгаковой (1938).
Собор святых Челябинской митрополии.
Святые дня, молите Бога о нас!
Священномученик Киприан и мученица Иустина, мученик Феоктист
В III веке в царствование Декия (римский император с 249 по 271 г.) жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователь Киприан, родом из Карфагена.
Происходя от нечестивых родителей, он еще в детстве посвящен был ими на служение языческому богу Аполлону. Семи лет он был отдан чародеям для научения волхвованию и бесовской мудрости. По достижении 10 лет, он был послан родителями для приготовления к жреческому служению, на гору Олимп. До 30 лет Киприан обучался в крупнейших центрах язычества - на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним, отдал ему во власть всего себя и получил от него полк бесов в услужение. Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы. Киприан мог прельстить слушателей вдохновенной речью, мог потрясти воображение неискушенных антиохийцев удивительными фокусами. Его яркие черные глаза горели каким-то странным воодушевлением, пронзали душу человека, подчиняли ее воле мага. Многие обращались к нему в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой. Много людей он совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством.
Обратился к нему однажды юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Однажды увидел он девушку Иустину и поразился ее красотой, и стал с тех пор искать ее расположения и любви, она же отвечала ему отказом: «Жених мой - Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту».
Иустина была дочерью жреца по имени Едесий, а мать ее звали Клеодонией. Все они были язычниками. Однажды, сидя у окна в своем доме, девица Иустина, случайно услышала слова спасения из уст проходившего мимо диакона, по имени Праилия. Он говорил о вочеловечении Господа нашего Иисуса Христа, - о том, что Он родился от Пречистой Девы и, сотворив многие чудеса, благоизволил пострадать ради нашего спасения, воскрес из мертвых со славою, вознесся на небеса, воссел одесную Отца и царствует вечно. Эта проповедь диакона пала на добрую почву, в сердце Иустины, и начала скоро приносить плоды, искореняя в ней терния неверия.
Иустина захотела лучше и совершеннее научиться вере у диакона, но не осмелилась искать его, удерживаемая девическою скромностью. Однако, она тайно начала ходить в церковь Христову и, часто слушая слово Божие, при воздействии на ее сердце Святого Духа, уверовала во Христа. В скором времени она убедила в сем и свою мать, а затем привела к вере и своего престарелого отца. Видя разум своей дочери и слыша ее мудрые слова, Едесий рассуждал сам с собою: “Идолы сделаны руками человеческими и не имеют ни души, ни дыхания, а потому - каким образом они могут быть богами”. Размышляя о сем, однажды ночью он увидел во сне, по Божественному соизволению, чудесное видение: видел он великий сонм светоносных ангелов, а среди них был Спаситель мира Христос, Который сказал ему: "Приидите ко Мне, и Я дам вам царствие небесное".
Встав утром, Едесий пошел с женою и дочерью к христианскому епископу, по имени Онтату, прося его научить их Христовой вере и совершить над ними святое крещение. При сем он поведал слова дочери своей и виденное им самим ангельское видение. Услышав сие, епископ возрадовался обращению их и, наставив их в вере Христовой, крестил Едесия, жену его Клеодонию и дочь Иустину. Когда же Едесий укрепился в Христовой вере, то епископ, видя его благочестие, поставил его пресвитером. После сего, пожив добродетельно и в страхе Божием 1,5 года, Едесий во святой вере окончил свою жизнь. Иустина же доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних и, возлюбив Жениха своего Христа, служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием, постом и воздержанием великим.
Когда юноша Аглаид, сын богатых и знатных родителей, предложил Иустине стать его супругой, то святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству. Но как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни диавола. Вооружившись тайными знаниями и призвав на помощь нечистых духов, Киприан 3 раза посылал их соблазнить Иустину. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но Иустина побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и посрамленные и устрашенные крестом Господним, они бежали с позором. Вознегодовал тогда Киприан и стал мстить Иустине за свой позор. Он наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось.
(искушение мч. Иустины)
Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа - молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан прозрев, отрекся от дел диавола, взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу Анфиму. Упав к ногам епископа, он отдал на сожжение все свои книги и умолял крестить его. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.
Через 7 дней после Крещения Киприан был поставлен во чтеца, на 20-йдень - в иподиакона, на 30-й - в диакона, а через год рукоположен во пресвитера. Киприан вполне изменил свою жизнь, с каждым днем увеличивал он свои подвиги и, постоянно оплакивая прежние злые деяния, совершенствовался и восходил от добродетели к добродетели. Скоро он был поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми; при сем, он ревностно заботился о вверенном ему Христовом стаде. Святую Иустину девицу он поставил диакониссою, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игумениею над другими девицами христианскими. Своим поведением и наставлением он обратил многих язычников и приобрел их для церкви Христовой.
Видя строгую жизнь святого Киприана, заботы его о вере Христовой и о спасении душ человеческих, диавол скрежетал на него зубами и побудил язычников оклеветать его пред правителем восточной страны в том, что он богов посрамил, многих людей отвратил от них, а Христа, враждебного богам их, прославляет.
При императоре Диоклетиане во время гонения на христиан епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и подвергнуты лютым мучениям. Киприану строгали тело, а Иустину били по устам и очам; затем их бросали в кипящий котел, но он не причинил им никакого вреда, и они, как бы в прохладном месте, прославляли Бога. Затем они были осуждены на усечение мечом.
Тогда они были приведены на место казни, то Киприан попросил себе несколько времени для молитвы, ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, чтобы Иустина не испугалась, при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась к Жениху своему, Христу.
Видя неповинную смерть сих мучеников, некто Феоктист, присутствовавший там, очень сожалел о них и, воспылав сердцем к Богу, припал к святому Киприану и, лобызая его, объявил себя христианином. Вместе с Киприаном и он тотчас был осужден на усечение. Так они предали свои души в руки Божии; тела же их лежали 6 дней не погребенными. Некоторые из бывших там странников тайно взяли их и отвезли в Рим, где и отдали одной добродетельной и святой женщине, по имени Руфине, родственнице Клавдия кесаря. Она похоронила с честью тела святых Христовых мучеников: Киприана, Иустины и Феоктиста. Кончина свв. Киприана, Истины и Феоктиста последовала около 304 года. При гробах же их происходили многие исцеления притекавшим к ним с верою Молитвами их да исцелит Господь и наши болезни телесные и душевные!
Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.
На Кипре, в деревне Менико близ Никосии есть храм священномученика Киприана и мученицы Иустины, где почивают их святые мощи. Мощи были принесены на Кипр из Сирии в 1298 году.
(храм священномученика Киприана и мученицы Иустины в Менико, Кипр)
Тропарь священномученика Киприана и мученицы Иустины
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Киприане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Киприана и мученицы Иустины
глас 1
От художества волшебнаго обратився, богомудре,/ к познанию Божественному,/ показался еси миру врач мудрейший,/ исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною:/ с неюже молися Человеколюбцу Владыце// спасти души наша.
Молитва святым Киприану и Иустине
О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имя рек). Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобный Кассиан Грек, Угличский
Память 21 мая в день тезоименитства, 2 октября в день кончины, в Соборе Ростово-Ярославских святых.
В миру Константин, происходил из рода князей Мангупских. Константин получил значительное, по своему времени, образование. В 1478 году он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь на служение Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе великого князя, не принял «городов и областей в прокормление и земли в обдержание», и поселился у Ростовского архиепископа Иоасафа. Когда епископ удалился на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал Константин.
В обители преподобный проводил строгую подвижническую жизнь. Монашество он принял после чудесного ночного видения преподобного Мартиниана, побуждавшего принять постриг.
Через некоторое время святой Кассиан оставил монастырь и недалеко от города Углича, при слиянии Волги и Учмы, водрузил крест и поставил себе хижину.
Слава о преподобном широко распространилась, и "начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним". Святой Кассиан всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения "тихими словесы".
С разрешения князя Андрея он основал здесь иноческую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с несколькими монахами, пришедшими с ним из Ферапонтова монастыря, он построил в этом месте Успенский храм, положивший начало Учемской обители.
Впоследствии, во время сильного паводка, когда Волга вышла из берегов, храм получил значительные повреждения. Тогда преподобному Кассиану на помощь вновь пришел князь Угличский Андрей, с которым преподобного связывала не только личная дружба, но и узы духовного родства, ибо он был восприемником княжеского сына Димитрия. Монастырь с храмом были перенесены на другое место, неподалеку от прежнего, но более безопасное. Новый храм был освящен во имя святого пророка Иоанна Предтечи и стал приходским для близлежащих селений. Преподобный Кассиан в течение долгого временя подвизался в основанной им обители, а затем, в глубокой старости, с миром отошел ко Господу 2 октября 1504 года. Святые мощи его были погребены в том же монастыре.
Почитание
После своей блаженной кончины преподобный Кассиан был прославлен многочислен-ными чудесами, о чем свидетельствуют записи Угличской летописи, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609-1611 годах. Служба преподобному Кассиану была написана и передана в дар обители 17 мая 1686 года благочестивым сыном московского священника Михаилом Пименовым, о чем сообщается в рукописи, сохранившейся в Угличе.
Чудесным образом была написана икона святого Кассиана. Некто иерей Симеон, художеством живописец, дал обещание написать ее, но впал в тяжкую болезнь и до двух лет не мог исполнить своего обета. Пришел он наконец к игумену Гермогену и спрашивал его: «Как начертать образ преподобного?» Игумен дал ему хартию, на которой написано было как изображать блаженного Кассиана; размышляя о том, чтобы исполнить предпринятое им дело, священник заснул и увидел во сне лик святого старца, начертанный на приготовленной им доске; ему казалось, что и у одра его стоит инок, совершенно подобный этому образу.
Являлся многим другим блаженный Кассиан, не забывал и своей обители, даруя ей не только блага духовные, но и временные, через то свидетельствуя о непрестанном своем покровительстве собранной им братии.
В годы лихолетия в бывшем Учемском монастыре расположился Волголаг. Храмы были разрушены, и после завершения строительства Рыбинского водохранилища и разлива Волги, высокий берег, на котором они стояли, превратился в узенькую косу на мелководье. На холме из разбитого кирпича, оставшевогося от Успенской соборной церкви, вблизи места, где покоятся мощи Святого Преподобного Кассиана, в 1989 году был установлен поклонный крест, а в 1993 - памятная часовня.
(Часовня, крест и остатки кладбища на месте Кассиановой пустыни)
Тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца
глас 4
Днесь град Углеч тобою хвалится в концех бо его пресветло, яко велие солнце возсиял еси и чудесы твоими вся озарил еси, и ныне молися Господеви, Кассиане преподобне, за град Углеч и обитель сию, и всяк град, и страну, и люди, иже верою тебе почитающия, и о спасении душ наших.
Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца
глас 4
Днесь пресветло красуется славнейший Углеч град, церковь же Божия Матере вельми радуется, имеющи многоцелебныя в себе мощи великаго чудотворца, преподобнаго Кассиана, возсиявшаго от Рима, якоже солнце, всему миру, издалече просвещающаго верных сердца, имже украси Бог церковь Матере Своея. Темже ныне молим тя: буди покровитель и заступник непобедимый от всяких бед граду нашему и всем верным хранилище, притекающим в дом Божия Матере и кланяющимся тебе, преподобне угодниче Христов Кассиане, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца
глас 8
Яко светозарная звезда пришел еси от востока на запад, оставль отечество и княжение твое Христа ради, и в царствующий град Москву пришел еси, и, промышлением Божественнаго разума направляемь, Углеча града достигл еси, и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився, обитель сотворил еси, и церковь созда, и созва монахов во спасение; с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, преподобне отче Кассиане.
Праведный Феодор Ушаков
О нашем прославленном полководце и святом угоднике Божьем праведном воине Феодоре Ушакове я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/605947.html Молитва праведному воину Феодору Ушакову
О, преславный защитниче земли русския и веры православныя усердный поборниче, непобедиме воине Феодоре!
Никая благодарственная словеса, ниже изящная витийства довлеют, во еже прославити праведное и дивное твое житие, понеже из млада крепкую веру во Христа и любовь ко Отечеству стяжав, благоплодное прозябение честных родителей явился еси. Сего бо ради, Божию дару тезоименит, стране своей в скорбная времена браней противу иноплеменных показался еси. Ибо, праведным воеводам подражая, не числом и умением токмо, но паче верою враги побеждал еси, силу благочестия истиннаго показуя. Темже любовию к тебе распаляеми, воспеваем многия добродетели твоя: велию любовь ко Господу и ближним, зане тех ради живот полагал еси: чистоту ангелоподобную, яко вся воздержанием удивил еси: нестяжание истинное, ибо благая и красная мiра сего презрел еси. Ей, преблаженне Феодоре, угодниче Божий и благоверный болярине царей православных, призри на убогое моление наше, из греховнаго плена к тебе возносимое. Приклони на милость Господа нашего Иисуса Христа, да не воздаст по делом нашим, но обаче дарует грехов оставление, избавит от злых, находящих на ны и подаст властем нашим о народе усердное попечение, воинству мужество в рате, народу благочестие трезвенное. И сподобит нас достигнути безмятежнаго пристанища во Царствии Небеснем, идеже со всеми святыми прославляти будем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Блаженный Андрей Константинопольский
Однажды на невольничьем торге богатый житель Константинополя по имени Феогност купил молодого раба-славянина. Юноша выделялся среди прочих рабов умом, честностью и добрым нравом, поэтому очень скоро хозяин сделал его своим доверенным слугой и отправил в духовное училище. Этим юношей был Андрей, которого впоследствии Церковь прославит в чине блаженных.
Решение о принятии на себя подвига юродства Андрей принял после особого откровения от Бога, полученного во сне. Наутро, помолившись, он взял нож и отправился к колодцу, где снял с себя всю одежду и изрезал ее в клочья. Пришедшие за водой слуги увидали его за этим занятием и доложили о его странном поведении хозяину. Тот очень расстроился, сам пошел к Андрею и «…нашел его как бы несмыслящим и говорящим неразумно», как об этом сказано в житии святого. Феогност решил, что его любимый слуга сошел с ума или стал одержимым. Он продолжал держать его при себе, надеясь, что Андрей выздоровеет. Но тот вовсе не был болен: по ночам он тайно молился, а днем - изображал из себя сумасшедшего. Спустя четыре месяца хозяин отпустил его, и Андрей стал городским юродивым.
Он ходил по городу …терпя недостатки, скорби, озлобления… (Евр 11:37). Одни издевались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как вонючим бродягой, некоторые считали его за одержимого бесом, а столичные подростки часто избивали юродивого. Он же по ночам молился обо всех своих дневных обидчиках.
Если же кто-либо подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но тут же отдавал другим нищим. Впрочем, делал это так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, а нищие их подбирали. Иногда по трое суток он ничего не ел, иногда же голодал и целую неделю, а если не находилось никого, кто бы подал ему ломоть хлеба, то он проводил без пищи и вторую неделю. Одеждою Андрею служило никуда не годное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону Эмесскому, он днем бегал по улицам и юродствовал, а ночью пребывал на молитве.
Совсем немногие жители столицы видели в этом странном человеке святого. Кому-то его прозорливость открывалась через обличения в тайных грехах. Так, Андрей однажды пытался остановить вора-гробокопателя, собиравшегося ограбить очередную могилу. Описав готовящееся им преступление, юродивый сказал, что если вор его совершит, то ослепнет. Тот рассмеялся в ответ, и сказал, что теперь уже нарочно пойдет «на дело», чтобы проверить истинность слов Андрея. В эту же ночь он разрыл могилу недавно похороненной богатой девушки, попытался снять с умершей украшения и одежду и - ослеп. Остаток жизни незадачливый вор провел, выпрашивая милостыню на церковной паперти, вспоминая предупреждение святого Андрея и проклиная себя за легкомысленное к нему отношение.
Обличал он и людей духовного звания. Один монах пользовался у жителей столицы большим уважением. Люди давали ему значительные суммы для раздачи нищим, но монах присваивал деньги себе. Андрей духовным зрением увидал, как за душу этого монаха его ангел-хранитель сначала спорил с демоном, а после - отошел от своего подопечного. Юродивый схватил вороватого монаха за руку и начал умолять раздать беднякам все собранное им. По молитве Андрея тот сам смог увидать овладевшего им демона и пришел в ужас от этого зрелища. Святой пообещал молиться за него, если монах прекратит присваивать чужие деньги. «…После того инок пошел и роздал нищим все свое золото и еще более был впоследствии прославлен Богом и людьми; многие приносили к нему золото, чтобы он раздавал его бедным. Но он приказывал жертвователям раздавать его своими руками, говоря:
- Какая для меня польза заботиться о чужом соре?»
Но самые поразительные факты духовной жизни Андрея стали известны после его кончины. В Константинополе было всего два человека, с которыми святой общался, не юродствуя. Один из них, его друг Никифор, по рассказам блаженного составил его подробное житие. А другой - его ученик Епифаний, также принявший на себя подвиг юродства, сподобился вместе с Андреем увидеть во Влахернском храме Пресвятую Богородицу, держащую свой омофор над молящимися людьми. Этот случай послужил основанием для одного из самых великих церковных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы.
Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого
Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ:/ мы юроди Христа ради,/ раб Твой, Андрей, юрод бысть на земли/ Тебе ради, Христе Боже./ Темже ныне память его почитающе,/ Тебе молимся, Господи, спаси души наша.
Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого
глас 4
Во юродство претворився волею,/ мира сего красоты отнюд возненавидел еси,/ плотская мудрования увядил еси постом и жажд ею, и зноем,/ и студению мраза,/ от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився,/ очистил еси себе, яко злато в горниле,/ Андрее блаженне.
Мученики Давид и Константин, князья Арагветские
Святые мученики Давид и Константин, князья Арагветские, с детства воспитанные в православной вере, были не только достойными правителями и мужественными военачальниками, но и благочестивыми христианами. Храбро защищали святые братья Грузию от мусульманских завоевателей. Но силы были неравными. Арабский военачальник Мурван-Абдула-Касим, захватив братьев-князей в плен, пытался льстивыми обещаниями склонить их к принятию мусульманства. Но они твердо исповедали Христа. Тогда Мурван-Кру («кру» - глухой) с помощью чародеев хотел добиться отречения их от православной веры. Но святые братья Давид и Константин все ухищрения языческого суемудрия преодолели молитвой. Видя непреклонность святых исповедников, магометанин приказал подвергнуть их жестоким мучениям, а затем утопить в реке Риони (в 740 году). Река вынесла тела братьев, освещенные тремя столпами света. Христиане взяли тела святых мучеников из реки и погребли в пещере горы Цхалцители в городе Кутаиси.
В XII веке, во время охоты царя Баграта Великого (1072 - 1117), нетленные мощи святых братьев были обретены в пещере, осиянной светом. Царь выстроил в их честь церковь Мучеников (Моцамети) и основал Моцаметский монастырь. Мощи святых братьев прославились многочисленными исцелениями.
(Моцаметский Давидо-Константинов монастырь, конец XIX века)
О современном состоянии монастыря интереснейший рассказ (и множество фотографий) вы можете узнать тут:
http://vartumashvili.livejournal.com/63097.html (За фотографии Спаси, Господи,
http://vartumashvili.livejournal.com/ !)
(Моцаметский Давидо-Константинов монастырь)
(главный храм монастыря внутри)
Тропарь мученикам
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Благоверная княгиня Анна (в иночестве Евфросинья) Кашинская
О святой Анне (Евфросинии) Кашинской подробно можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/603515.html Мученица Александра (Булгакова)
Мученица Александра - Александра Иоакимовна Булгакова - родилась в 1886 году в деревне Кобловатка Козловского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Она была человеком религиозным, часто посещала святые места и тех многих священников, которых знала; три года она прожила в монастыре. Всю себя посвятив Богу, она старалась и с неверующими людьми сохранять мирные отношения. После того как в 1936 году была принята конституция и всех стали приглашать на выборы, она пошла вместе со всеми. По возращении домой у нее опухли ноги и открылись на ногах язвы; Александра связала начавшуюся болезнь с этим поступком и решила, что нет ей благословения избирать власть безбожников - ходи или не ходи она на выборы представителей власти, которой она не сочувствует и не может сочувствовать, потому что та ставит своей целью разрушение храмов и истребление в душах людей всего святого, а переменить ее не может.
В самый день выборов, 26 июня 1938 года, агитатор сообщил членам избирательной комиссии, что Булгакова отказалась идти на выборы и разорвала приглашение. Члены комиссии, посовещавшись, решили пойти к ней домой, чтобы снова пригласить в избирательной участок, а если она больна, то довезти на машине. Войдя в квартиру, они подошли к ее двери и стали стучать. Уполномоченный по избирательному участку стал ее уговаривать, чтобы она шла голосовать, но на это она твердо им заявила: «Я не пойду, я верую в Бога, а когда я ходила в первый раз, то после голосования у меня опухли ноги и открылись на ногах язвы - так наказал меня Господь за то, что я Ему изменила. Я не с вами, я с Богом, я против вас, и голосовать я не пойду, потому что там все люди чужие».
Три четверти часа представители властей пытались уговорить Александру участвовать в выборах, но она не соглашалась.
После этого 13 июля была выписана справка на арест Александры, 26-го - дан на арест разрешение, а 27-го - выписан и самый ордер, срок действия которого истекал 30 июля. Но, по-видимому, после всего происшедшего Александра уехала, и сотрудники УНКВД арестовали ее только 2 сентября.
После ареста сразу же начались допросы, но Александра, дав ответы на вопросы анкеты, отказалась давать далее какие бы то ни было показания.
28 сентября распорядился отправить ее в больницу Таганской тюрьмы и вспомнил о ней только 5 января 1939 года, когда подошел к концу срок, отведенный законом для следствия. Тогда он испросил у начальника УНКВД по Московской области разрешение на продление следствия до 20 марта 1939 года Разрешение это ему было дано, однако следствие уже не могло быть продолжено.
Мученица Александра Булгакова скончалась от голода в больнице Таганской тюрьмы около пяти часов вечера 15 октября 1938 года и была погребена в безвестной могиле.
Блаженный Киприан Суздальский, юродивый Христа ради
Память 22 июля, 2 октября и в Соборе Владимирских святых
Согласно житию святого, «блаженный Киприан, Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе на Увоти реке, Суздальский чудотворец, преставися в лето 7130 октября». Из этого следует, что блаженный Киприан вплоть до 1622 года, когда наступила его праведная кончина, жил и подвизался на небольшом острове при устье рек Клязьмы и Уводи (в Ковровском уезде). В воскресные и в праздничные дни святой старец приходил молиться в храм села Воскресенского, близ города Коврова (ныне - Владимирской епархии).
Сегодня то место, расположенное в семи верстах от Воскресенского, где в безмолвии и иноческом подвиге подвизался блаженный Киприан, известно под именем пустыни Киприановой; а углубления в той местности называются пещерами Киприана.
Многим людям, проживавшим рядом с Киприаном, святой казался он малоумным или простаком, так как он принял на себя крест юродства ради Господа Иисуса Христа. О его юродстве писал в своем Тактионе еще преподобный Никон Черногорец, преподобный же Кирилл Белозерский записал это в своем сборнике так: «О юродстве и прежние отцы говорили, что это путь не обязательный, а дело благорассуждения, оно может служить даже соблазном и во вред. В житии св. Симеона, юродивого ради Христа, пишется, что он молился за соблазняющихся, да не вменится им в грех». «Не погрешим, - говорит архиепископ Филарет, - если прибавим к сему, что самое вредное для нас дело - страсть к просторной жизни. Пусть боятся более всего этой страсти на всяком пути. А простота - верный вождь для праведных, - говорит премудрый (Притч. 11, 3)».
По преставлении 22 июля 1622 года тело угодника Божьего было погребено при храме в селе Воскресенском. В 1751 году усердными почитателями блаженного Киприана над его гробом был пристроен придел к храму в честь Покрова Божией Матери.
В иконописном подлиннике о блаженном говорится: «22 июля преставление святого праведного Киприана, иже Христа ради юродивого в селе Воскресенском, Суздальского чудотворца; подобием рус исчерна, власы с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя».