Продолжение…
Блаженная Сидония
Иудейка из грузинской Мцхеты, сестра раввина Елеазара.
Услышав о Господе Иисусе, она от всего сердца поверила в Него как во Христа и Спасителя мира. Когда ее брат вместе отправлялся в Иерусалим, она умоляла его привезти со Святой Земли какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Елеазар, ставший свидетелем распятия Спасителя, купил Его Хитон у одного из воинов-совершителей казни и привез его во Мцхету. Святая Сидония встретила брата у ворот. Он рассказал ей, что произошло на Голгофе, и отдал Хитон. Сидония прижала Хитон к груди и от великой скорби о крестных страданиях Спасителя и великой благодати, исходящей от Хитона Господня, бездыханная упала на землю.
Память и почитание
Весь город собрался возле мертвой девы. Царь Амазаер (Адарнас) узнал о случившемся и захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него. Но никакая сила не могла разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в царском саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Дерево считалось целительным и пользовалось благоговейным почитанием народа, хотя многие забыли о том, что покоилось под ним. После пришествия в Грузию святой Нины с проповедью Христа в начале IV века, от чудесного кедра над могилой святой было явлено множество чудес и на этом месте был построен первый православный храм страны - в будущем главный собор Грузинской Церкви - Светицховели.
На иконах святую Сидонию изображают держащей в объятиях Хитон Господень. На образе Слава Грузинской Церкви её тело показано лежащим под Животворящим Столпом (Светцховели) с Христовым Хитоном на груди.
Собор Светицховели, где хранится Хитон, это сердце Грузинской Церкви, закованное в камень и гранит. Имя «Сидония» на финикийском языке значит «рыба». Рыба - символ христианина, так как в воде, при крещении, человек получает вечную жизнь.
Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви
Святитель Ремигий, епископ Реймса, "апостол франков"
Родился в 437 году, его рождение было предсказано его престарелым родителям святым отшельником по имени Монтан. В молодости мальчик-дворянин успешно изучал светские и божественные науки, затем он ушел в маленький дом около Лаона, чтобы вести одинокую жизнь. Его жизнь была столь свята, что как только освободилось место епископа в Реймсе, духовенство и народ города пришли к нему, чтобы изъять его из уединения и провозгласить епископом, несмотря на то, что ему было только 22 года.
Молодой прелат стал скоро наиболее знаменитым деятелем Бельгии и севера Галлии. Своей горячей проповедью он обращал язычников и приводил еретиков-ариан к раскаянию. Он создавал епархии, поставлял священников и вдохновлял жителей этих регионов, опустошённых недавними варварскими вторжениями, на любовь к врагам, на бескорыстие и желание небесных благ. Везде, где он проповедовал, являлись многочисленные чудеса, дабы подтверждать правду его учения. Во время трапез прилетали птицы и кормились с его рук. Он исцелял больных, отчитывал одержимых; и однажды, когда в городе начался пожар, он бросился в пламя и заставил его отступить.
В те годы, когда римский Запад агонизировал под вторжениями варварских народов, Юг Галлии был занят визиготами и бургундцами, сторонниками арианства; берега Рейна - аламанами; север - франками, остававшимися язычниками. После смерти своего отца Хильдериха в 482 году Хлодвиг I, которому было только 15 лет, стал во главе суровых воинственных франков. Он был еще идолопоклонником, но восхищался монахами и выражал большое почтение православным епископам, в особенности Ремигию, чьим разумным советам он следовал. В 493 году он женился на святой Клотильде, которая оказала на него благотворное влияние.
Столкнувшись с аламанами в битве при Тольбиаке, войска Хлодвига отступили. Правитель обратился тогда к Богу Клотильды и Ремигия и одержал яркую победу. Исполняя свой обет, он решился на обращение в их веру и попросил у святого Ремигия обучить его основам этой веры. Внимая епископу, который ему описывал события, сопровождавшие Страсти Христа, благородный воин воскликнул: "Эх, почему я не был там с моими франками, чтобы освободить Его!".
(Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi), Реймс, Франция)
Двумя годами позже (25 декабря 498 или 499 года) Хлодвиг I пригласил всех знатных людей как из своего королевства, так и из-за его пределов, чтобы те присутствовали на его крещении в Реймсе. В ночь, предшествующую таинству, Святой Ремигий привёл короля и его свиту в храм, чтобы произнести перед ними краткую речь о тщетности веры в языческих богов и о великих тайнах христианской религии. Тогда храм вдруг наполнился светом и небесным ароматом, и раздался голос свыше: "Да будет мир вам!" Во время погружения короля в воды нового рождения Ремигий сказал ему: "Склони голову, гордый Сикамбр, возлюби то, что ты сжег, и сожги то, что ты обожал". Но во время помазания новокрещёного святым миром Иерарх заметил, что мира недостаточно. Тогда он поднял глаза к небу, прося Бога о помощи, и белый голубь спустился от неба, неся сткляницу, полную чудесной жидкости. Две сестры правителя и ещё три тысячи человек крестились вместе с Хлодвигом, отметив окончательную обращение ко Господу этого варварского народа и рождение христианской французской нации. Под духовным руководством святого Ремигия Хлодвиг I, этот новый Константин, продолжил впоследствии унификацию варварского и галло-римского народонаселения в Галлии и утвердил свой народ в истинной вере.
(Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi), могила свт. Ремигия)
Достигнув преклонного возраста, святой Ремигий ослеп, но по его настойчивой молитве и надежде был чудесно исцелён и, отслужив в последний раз Божественную Литургию, с миром почил в 533 году.
Преподобный Баво или Бавон Гарлемский
В молодые годы проводил время в разбое и грабежах. Он возглавлял шайку буйных рыцарей и наводил ужас на обширный район, где как раз в это время подвизался свт. Аманд Маастрихтский. Епископу удалось обратить разбойника, который с тех пор стал его ближайшим другом и сподвижником. Его пример послужил к обращению множества людей, в том числе членов его шайки. Прп. Бавон пожертвовал награбленное добро на устройство монастыря, в котором принял постриг и предался умерщвлению своих страстей с таким же жаром, с каким прежде служил этим страстям. Впоследствии он ушел в строжайший затвор и еще при жизни прославился многочисленными чудотворениями.
(Святые, в земле Бельгийской просиявшие. На иконе - в нижнем ряду крайний слева)
Преподобный Иоанн Кукузель, Афонский
(Прп. Иоанн Кукузель. Фреска, зографы Корчинские братья Константин и Афанасий, 1744 г., Арденицкий Богородице-Рождественский монастырь)
Память 1 октября, в Соборах Болгарских святых и Афонских преподобных
Родился в Диррахии (ныне Дуррес, Албания). В детстве, оставшись сиротой, поступил в придворную константинопольскую школу. По чрезвычайно нежному голосу, по миловидности и отличным дарованиям, обратил на себя внимание императора и двора, скоро опередил всех школьных своих товарищей и наконец сделался единственным придворным певцом. Юного Иоанна осыпали ласками, лелеяли за трогательное его пение и скромность, но сердце его при всем этом томилось неизъяснимым для него чувством тайной скорби и пренебрежения ко всем удовольствиям жизни. Страдания его умножились, когда проведал он, что император думает принудить его ко вступлению в брак. Мысль, что ради временных наслаждений жизни можно потерять радости Царствия Божия, до того тревожила его, что он решился бежать и скрыться в какой-нибудь отдаленной пустыни.
Когда со Святой Горы Афонской прибыл в Константинополь по монастырским делам лаврский игумен, Иоанн открыл ему свои намерения. Когда старец благословил их, Иоанн, вслед почти за ним, скрылся из столицы и в виде странника явился на Святую Гору, у Лаврской Порты. Назвавшись пастухом, он был принят в братию, пострижен в монашество, и определен пасти на горных пажитях монастырское стадо. Любимым его занятием стало богомыслие и молитва.
Между тем, император, узнав о бегстве любимца, крайне огорчился и послал нарочных для отыскания певца, но Иоанн остался в совершенной неизвестности. Но однажды, думая что никто не слышит его, Иоанн начал петь Божественные песни-молитвы, которые сам составлял. Один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки растрогали отшельника до слез, и вдобавок он обнаружил что животные также окружили своего пастуха, неподвижно стояли пред ним и не сводили с него глаз. Пустынник отправился в Лавру и известил игумена о дивном пастухе и его пении. Иоанн был вызван из сокровенной пустыни и, нехотя, открылся игумену. По слезной просьбе скромного Иоанна настоятель оставил его при прежнем послушании. При этом, боясь царя, игумен отправился в Константинополь и испросил у государя позволения Кукузелю остаться в обители.
С той поры Иоанн остался спокоен - он выстроил себе келью с церковью во имя Архангелов и, уединяясь там шесть дней, в воскресенье и другие праздники приходил в собор, становился на правый клирос и умилительно пел в числе других певцов.
Однажды, пропев в субботу акафист, после бдения, он сел в форму - так называются братские седалища - напротив иконы Богоматери, пред которой читался акафист, и уснул. Вдруг он услышал кроткий голос: "Радуйся, Иоанн!" и увидел стоящую в сиянии небесного света Богородицу. "Пой и не переставай петь. Я за это не оставлю тебя" сказала Она, и, положив в руку Иоанна червонец, стала невидима. Потрясенный чувством невыразимой радости, Иоанн проснулся и увидел, что действительно в правой его руке лежит червонец (златница). В благодарность умиленный подвижник привесил червонец к Богоматерней иконе, и впоследствии поразительные чудеса совершались от иконы и от самой златницы.
С тех пор Иоанн усерднее прежнего начал проходить клиросное послушание. От его подвигов и стояний, ноги его отекли, на них открылись раны и завелись черви. Вскоре ему, как и прежде, в тонком сне, явилась Богоматерь и тихо произнесла: "Будь отныне здрав!" Раны исчезли, и признательный Иоанн остаток дней своих провел в подвигах созерцательной жизни.
Он удостоился провидеть час и день своей кончины. Умилительно простился он с собравшейся к нему братией и, заповедав похоронить свое тело в Архангельской, созданной им, церкви, с улыбкой на устах отошел ко Господу. Случилось это около 1341 года.
Икона Богородицы «Кукузелисса»
Свое наименование этот образ Богоматери получил по поводу явления Небесной Владычицы св. Иоанну Кукузелю, жившему в XII веке.
Иоанн, происходивший из Царьграда, в молодых летах готовился в придворные певчие. За свой прекрасный голос он был любимцем патриарха и царя, и все предвещало ему в будущем хорошее положение, но душа его жаждала духовных подвигов. И вот юный Иоанн тайно покидает Константинополь и избирает местом своих подвигов Афонскую гору, слава о подвижниках которой далеко была известна.
Придя на Афон, Иоанн направился в лавру св. Афанасия. Встретивший юношу привратник спросил его, кто он и что ему нужно.
- Я пастух и хочу быть иноком, - отвечал Иоанн.
Привратник доложил о пришельце настоятелю, и так как монастырю нужен был пастух, то Иоанн принят был с радостью. С великой благодарностью принял Иоанн от игумена иночество и стал пасти стада коз.
Между тем, опечаленный уходом Кукузеля царь послал гонцов во все страны искать своего любимца. Некоторые из посланных были и на Афонской горе, но не нашли его здесь, так как и сами лаврские иноки не знали, кто у них скрывается под званием пастуха. Но один случай открыл тайну Кукузеля.
Однажды, удалившись со стадом от обители, Иоанн запел одну церковную песнь. Даровитый певец, надеявшийся, что никого нет вблизи, с великим воодушевлением и искусством славил Господа. Но около того места подвизался один старец. Услышав чудное пение, он вышел из пещеры, и глазам его представилась дивная картина. Пастух пел свой гимн, а неразумные животные стояли вокруг певца и смотрели на него. Старец поведал обо всем игумену.
Настоятель призвал к себе пастуха и спросил у него, не он ли тот Кукузель, которого ищет царь. Иоанн пал к ногам игумена и со слезами просил у него прощения, говоря:
- Я грешный и недостойный раб твоей святыни; но молю тебя, оставь меня при этом послушании, которое дал ты мне сначала, и не допусти, чтобы царь взял меня отсюда силой.
Игумен, видя искреннее и горячее желание инока посвятить себя на служение одному Богу, внял просьбе Кукузеля. Он нарочно отправился в Царьград и умолял царя оставить Иоанна в обители. Когда царь выслушал дивную повесть игумена об Иоанне, он прослезился и воскликнул:
- Жаль мне единственного певца! Жаль мне моего Иоанна. Но если он уже постригся, то пусть остается в иночестве: спасение души дороже всего; пусть молится о моем спасении и о царстве моем.
Кукузель остался в лавре, но уже не в звании патуха; он назначен был певцом на клиросе.
(прп. Иоанн Кукузель, память его также чтим сегодня - о нем подробно в третьей части)
Жаждавшая уединения душа Иоанна стремилась к безмолвию и совершенному отшельничеству. Он упросил игумена позволить ему уйти в затвор. Получив настоятельское благословение, Кукузель удалился на юг от лавры, построил себе особую келью с церковью и здесь в уединении предался подвигу совершенного безмолвия. Только в воскресный день братия видели Иоанна в обители на клиросе, шесть же других дней седмицы Кукузель безвыходно подвизался в своем затворе.
Скоро после своего удаления из обители Иоанн сподобился чудесного видения Небесной Владычицы.
Однажды утомленный Иоанн задремал в храме против образа Богоматери, перед которым обычно совершался акафист. Во сне перед ним предстала Пречистая Дева, окруженная сиянием неземного света и держащая в руке золотую монету. Обращаясь к Кукузелю, Богоматерь сказала:
- Радуйся, чадо мое Иоанне! Продолжай петь Мне, и Я за это не оставлю тебя.
При этих словах Она передала Иоанну золотую монету. Пробудившийся инок с удивлением обрел у себя в руке златницу. Со слезами умиления и благодарности упал Кукузель перед образом Богородицы. Монету он отдал в церковь, и много чудес совершилось через нее. Исполняя веление Богоматери, Иоанн никогда с того времени не оставлял клироса и не переставал воспевать песнопения в честь Матери Божией.
От долгих стояний у Кукузеля заболела нога. Болезнь все усиливалась, и вскоре из ноги начал течь смрадный гной. Тогда явилась больному Богоматерь и сказала:
- Будь отныне здрав!
И тотчас Иоанн стал совершенно здоровым, и до самой смерти нога его уже не болела.
Исполняя послушание певца, Иоанн все остальное время посвящал подвигам поста, молитвы и глубокого смирения. О своей кончине Кукузель извещен был заранее в чудесном откровении. По завещанию преподобного, прах его был погребен в построенном им храме свв. Архангелов.
(Лавра святого Афанасия, Афон)
По имени этого подвижника и икона Богоматери, перед которой Иоанну было видение, называется «Кукузелисса». Богоматерь на ней изображена с Предвечным Младенцем, держащим в правой руке свиток, а в левой - державу. Перед пречистым образом Богородицы горят три неугасимые лампады.
Преподобный Григорий доместик, Глики́с (Глика, греч. Γρηγόριος ο Δομέστικος, Γλυκύς]), иеромонах, византийский мелург, доместик
Память 1 октября (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных
Вероятнее всего, согласно указаниям в рукописях, он был доместиком церкви св. Апостолов в Константинополе, а не служил в Великой церкви. В наиболее ранней рукописи он упоминается как «Григорий Гликис, иеромонах, доместик», но в более поздних его называют только «Григорий доместик» и реже «Григорий Глика». Некоторые исследователи считают, что Григория называли также Григорием Кукузелем, уподобляя его прп. Иоанну Кукузелю.
В некоторых рукописях песнопения, которые приписываются Григорию доместику, надписаны именем Григорий Агиорит (напр., стихира вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 4-го гласа) по той причине, что Григорий доместик подвизался в Великой Лавре на Афоне во время патриаршества Каллиста I. По преданию, когда Каллист I в первый раз занял Константинопольскую кафедру (1350-1353), он направил на Афон постановление петь на литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» «О Тебе радуется», но его преемник свт. Филофей Коккин отменил это нововведение, из-за чего на Афоне возникли разногласия. Во время второго пребывания на патриаршем престоле (1355-1363) Каллист возобновил свое постановление.
Григорию доместику приписывается сочинение мелоса «О Тебе радуется» 4-го плагального гласа с обозначением «древний» (ἀρχαῖον). Согласно преданию, накануне Богоявления Григорий спел «О Тебе радуется» и позже увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая поблагодарила его за песнопение в Ее честь и подарила золотую монету. С тех пор утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть».
Деятельность Григория доместика в качестве мелурга относится к периоду расцвета калофонического пения. Наиболее часто в рукописях встречаются его калофонические стихи полиелея λατρινός «Раби Господа» 1-го гласа, стихи полиелея Николая Кукумы 1-го гласа, а также полиелея Халивуриса (Χαλιβούρης) 1-го плагального гласа.
Также он составил мелосы:
• антифонов на Богородичные и Господские праздники «Слово благо» (Пс 44. 2a) 1-го гласа,
• стихов антифонов в дни памяти святителей «Блажен муж, бояйся Господа» 4-го гласа, иногда с указанием «фессалоникийские» (θεσσαλονικαία) или «городской» (πολιτικός),
• антифонов «Блаженни непорочнии» 2-го гласа.
Автор множества матим и кратим. Так, ему приписываются
• кратимы ὁμόνοια 4-го плагального гласа (Eεερετερε) в песнопении «Cвыше пророцы»,
• стихиры арх. Михаилу «Чиноначальник вышних сил» 1-го гласа,
• стихиры вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 2-го гласа,
• стихиры свт. Василию «Всех святых собрал еси добродетели» 1-го гласа,
• стихира вмч. Феодору Тирону ἔξω «Богодарованную благодать» (Τὴν θεοδώρητον χάριν) 2-го гласа.
Впоследствии калофонические стихи Григория доместика «Слово благо» были транскрибированы хартофилаксом Хурмузием в нотацию Нового метода.
(Лавра Святого Афанасия или Великая Лавра (греч. Ιερά Μονή Μεγίστης Λαύρας.), Афон)
Преподобный Григорий упоминается в службе, составленной прп. Никодимом Святогорцем в честь св. отцов, во Св. Горе Афонской просиявших (2-е воскресенье по Пятидесятнице). Мощи святого пребывают в Великой Лавре.
Собор Молдавских святых
Собор Молдавских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых, просиявших в Молдавской земле
Празднование Собора Молдавских святых было установлено в 2004 году согласно прошения митрополита Кишинёвского Владимира к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Днём праздника было избрано 1 октября - совместно с Покровом Пресвятой Богородицы и Гербовецкой иконой Божией Матери, главной святыней Молдавии. 25 мая 2011 года Синод Молдавской Церкви принял решение о создании комиссии по канонизации святых Молдавской земли для выявления пострадавших за Христа во время предвоенного голода в Молдове, когда нелояльных советской власти ссылали в концлагеря в Сибирь.
В лике Молдавских святых чтутся:
• Прп. Феодора Сихлская (+ XVIII, память 7 августа)
• Вмч. Иоанн Сочавский, Белгородский (+ 1330, память 2 июня)
• Блгв. Стефан Великий, господарь Молдавский (+ 1504, память 2 июля)
• Свт. Петр (Могила), митр. Киевский (+ 1646, память 31 декабря)
• Свт. Досифей Молдавский, митр. Азовский (+ 1701, память 13 декабря) [1]
• Прп. Паисий (Величковский) (+ 1794, память 15 ноября)
• Прп. Антипа Валаамский (Афонский) (+ 1882, память 10 января)
• Сщмч. Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский (+ 1937, память 11 декабря)
• Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской (+ 1938, память 8 августа)
• Прп. Иоанн Новый Хозевит (+ 1960, память 5 августа)
Икона Богородицы Касперовская
Небольшая икона Богородицы, написанная на холсте, наклеенном на доску, в Россию попала из Трансильвании (Румыния), откуда её в конце XVI века привёз серб, поселившийся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. В то время по приглашению русского правительства многие сербы переезжали на юг России для охраны её рубежей. Икона передавалась по наследству от родителей детям, пока в 1809 году не стала собственностью помещицы Касперовой. К тому времени Касперовская икона Богородицы обветшала, и живопись на ней просматривалась слабо.
В феврале 1840 года помещица Касперова в минуту скорби ночью молилась со слезами перед Касперовой иконой Божией Матери и вдруг увидела, как лик Богородицы просветлел, и икона обновилась. С тех пор от Касперовой иконы БогоМатери стали проистекать исцеления, и народ признал её чудотворной. Специально собранная беспристрастная комиссия официально признала действительность всех чудотворений. К Касперовой коне стали стекаться паломники. С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.
Во время Севастопольской войны 1853-1855 годов при осаде Одессы неприятельским флотом жители города крестным ходом принесли чудотворную икону из Касперова в город, и Одесса осталась невредимой. 1 октября осада была снята. С тех пор было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постояно. В 1936 году после уничтожения собора (был взорван) Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.
Касперовский образ схож с КОРСУНСКОЙ иконой Пресвятой Богородицы. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы.
Тропарь
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак
глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Божьей Матери Люблинская
Предание возводит историю этого образа ко временам жизни первоучителей славянских святых Кирилла и Мефодия, утверждая, что святые братья принесли эту икону с собой в Моравию в IX веке, а отсюда уже ученики их, спасавшиеся от преследования немецких миссионеров, перенесли Люблинскую икону Божией Матери в Россию.
Находилась в городе Люблине, в городском Спасо-Преображенском соборе. Пожертвована сюда эта икона ревнителями православия на Волыни князьями Острожскими Константином и Иваном.
Этот образ пользуется великим почитанием среди всего западного Православного населения. О нем сложены целые песнопения, содержащиеся в так называемых богогласниках, т.е. сборниках песней религиозно-нравственного содержания, очень распространенных на западе России.
В 1915 году в связи с эвакуацией икона была вывезена вглубь России и помещена в Московском Чудовом монастыре. В 1920 году православными Люблина точная копия иконы была куплена на базаре и помещена в Люблинский Преображенский собор.
Икона Божьей Матери Гербовецкая
Чудотворный образ, принесенный в Гербовецкий Успенский мужской монастырь Кишинёвской епархии около 1790 года. По преданию, игумен монастыря Пахомий был дружен с полковником Николаем Алексеевичем Албадуевым из Москвы. В 1790 году, накануне Рождества, Албадуев приехал в монастырь, где скончался после падения с лошади. Его похоронили 17 декабря "в старой церкви у иконы Николая Чудотворца". В дар монастырю жена (по другой версии, мать) покойного принесла икону, бывшую фамильной святыней. Вскоре от образа были явлены многочисленные исцеления больных и он стал почитаться окрестными жителями.
Монастырь трижды разоряли и сжигали турки, но каждый раз монахи находили Гербовецкую икону в пепле неповрежденной, обращенной лицом к земле. Холст обгорел лишь по краям, а краски на одеждах Богоматери и Младенца Христа потемнели и вскипели, однако лики и руки остались «совершенно чисты и прекрасного письма», что было отмечено в описи 1817 г., составленной при архим. Серафиме. Насельники неоднократно получали подтверждение тому, что Божия Матерь покровительствовала монастырю, особенно во время моровой язвы и холерной эпидемии.
Официальное признание Кишинёвской епархией Гербовецкой иконы чудотворной произошло в 1859 году. По многочисленным просьбам жителей города и по ходатайству Антония (Шокотова), архиеп. Кишинёвского и Хотинского, 17 января 1859 г. было принято постановление Святейшего Синода о ежегодном перенесении святыни из Гербовецкого монастыря на зимнее время в г. Кишинёв. С тех пор ежегодно к 1 октября чудотворный образ приносили крестным ходом из обители в Кишинёв, в Крестовую церковь, а 23 апреля возвращали в монастырь. В эти дни собиралось множество богомольцев из различных мест; отмечены случаи исцеления.
Известно, что перед Гербовецкой иконой молился сщмч. Серафим (Чичагов), назначенный в Кишинёвскую епархию в 1908 году. Каждую неделю он совершал перед иконой службу с чтением акафиста.
В настоящее время Гербовецкая икона зимой и весной (до Пасхи) пребывает в Гербовецком Успенском монастыре (вновь открыт 5 мая 1995), в остальное время - в церквах Кишинёва и окрестных сел. Даты переноса устанавливаются с благословения правящего архиерея.
В 2004 г. состоялся крестный ход с Гербовецкой иконой вдоль границ Молдавии, организованный по благословению митр. Владимира стараниями Молдавской митрополии.
Иконография
Богородица представлена поколенно, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукой и держащим в др. руке свиток. Изображение восходит к иконографическому типу «Одигитрия». Икона написана на холсте, наклеенном позднее на липовую доску.
Икона была украшена серебряной ризой Стефаном Лупу (впосл. схим. Серапион) и его женой Еленой Ивановой, принявшей постриг с именем Елпидия в тамбовском Успенском скиту. На ризе была сделана надпись: «1816 г. март 31». В 1858 г. при настоятеле архим. Иерониме, этот оклад усердием кишинёвских граждан был вызолочен, украшен драгоценными камнями, а для иконы был выполнен киот.
Икона Божьей Матери Псково-Покровская
Празднество Псково-Покровской иконе, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря.
Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ - в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых - равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасо-Елеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря. Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые со слезами умоляли Пречистую Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город "от належащия беды". Пресвятая Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ.
Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но, заступлением Богоматери и святых угодников, они так и не смогли ворваться в город.
После избавления от врагов благодарные жители Пскова поставили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для храма Покрова Пресвятой Богородицы в углу на проломе был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший также название "Явление Божией Матери старцу Дорофею". Явление Пресвятой Богородицы произошло 7 сентября, а празднование Псково-Покровской иконы установлено 1 октября. Празднику Пресвятой Богородицы составлена особая служба.
Тропарь
глас 4
Днесь светло красуется Богоспасаемый град Псков / и вся страна Российская / пришествием Матери Бога Вышняго / на избавление града сего от варварскаго пленения. / Услыша плач и слезы раб Своих, / скоро приклонися на мольбу к Сыну Своему и Богу нашему, / и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети, / и град сей от скорби на радость премени. / О, дивному знамению, / како Пресвятая Владычице прииде на воздусе в церковь Свою / и на забрало града Пскова / и призва угодников своих, благоверных князей, / и поноси в людех беззаконие, / и Своею пречистою рукою указоваше на поганаго злаго варвара / и его совет на разрушение. / Возвеселися, Богоспасаемый граде Пскове / и все Православие, имеюще такову Заступницу непобориму. / Днесь притецем, вернии, / в дом спасительный Владычицы Богородицы, / светло празднуя, / и ко святому Ея образу со слезами припадем, вопиюще и глаголюще: / О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородцие, / молися Сыну Своему, Христу Богу нашему, / спасти православныя люди и град сей избавити от огненнаго запаления / и от нахождения поганых и междоусобныя брани, / и спасти души наша, яко Милосердая.
Кондак
глас 8
Заступнице христиан, Предстательнице граду нашему Пскову, / услыши молитву раб Своих, Владычице Богородице, / и скорым Своим пришествием светолучными зарями раб Своих возвесели / и торжествовати устрои, в беде и в сетовании возвесели, / и завеща во граде молити Святую Троицу, / и Сама обещася молити Ю. / О, преславному чудесе, / како Небесная Царице к земным прииде избавити рабы Своя погибающия. / О, дивному знамению, / како вразумляюще рабы Своя, како бы умолити Святую Троицу. / О, Всемилостивая Владычице Богородице, / аще не бы Ты предстояла, молящи за ны, / кто бы нас избавил от толикия беды, / яко не имамы иныя помощи и надежды разве Тебе, Владычице. / Твои бо раби, да не погибнем, / и потщися на умиление раб Своих присно, / Богородице, чтущих Тя.