10 (23) января 2022 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jan 22, 2022 22:00

Продолжение…

Преподобный Маркиан Константинопольский, пресвитер



Маркиан (+ ок. 472 - 474), пресвитер и эконом Великой церкви (в Константинополе), преподобный.

Родился в Риме и в юности получил начальное образование в Константинополе. После смерти родителей преподобный Маркиан употребил богатое наследство на строение, обновление и украшение храмов. Так, он построил церковь во имя святой мученицы Анастасии, богато украсив ее, и перенес в нее святые мощи мученицы. Построил также церковь святой мученицы Ирины. Нравственная чистота, строгая подвижническая жизнь обратили на него внимание патриарха, который рукоположил преподобного Маркиана во пресвитера и поставил экономом Великой (патриаршей) церкви в Константинополе.

Преподобный Маркиан раздавал из своего имения щедрую милостыню, а сам отличался нестяжательностью, отказывая себе во всем. Согласно заповеди Спасителя, он не имел двух одежд, так что нечем было заменить промокшую от непогоды одежду.
Получив дар чудотворения, преподобный Маркиан исцелял больных, изгонял бесов. Скончался святой Маркиан в 472 - 474 гг. и был погребен в монастыре святого Иоанна Предтечи в Константинополе.

Блаженная Феосевия (Феозва), диакониса



Блаженная Феозва диакониса была родной сестрой святых Василия Великого, Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского. Она была девственницей и служила Святой Церкви диакониссой, ухаживала за больными, раздавала пищу странникам, воспитывала сирот и готовила женщин ко святому крещению. Когда брат ее, святой Григорий Нисский, был в изгнании три года, святая Феозва находилась при нем и разделяла все невзгоды скитальческой жизни. Скончалась святая Феозва в 385 году, святитель Григорий Богослов почтил память ее похвальным словом.

Преподобный Де́рмот (Дирмит, Диарм, Диармайд) Справедливый (Dermot, Diermit, Diarmis, Diarmaid), игумен

Память 10 января (Кельт. и Брит.), 18 января (Кельт. и Брит.)

Родился в Коннахте, был княжеского происхождения. Его прадедом был Дубтах мокку Лугарь, один из первых поэтов Ирландии, обратившихся в христианство благодаря святителю Патрику.

Около 530 года Дермот основал монастырь на острове Инис Клотранн (Innis-Clotran Island, соврем. Инишклохранн) на озере Ри в епархии Арда (Ирландия). Когда молва о монашеских подвигах святого распространилась, к нему стали собираться ученики. Среди них был, в частности, преподобный Киеран Клонмакнойский. На острове были построены семь церквей, остатки шести из которых сохранились доныне.

Прп. Дермот скончался в 542 году.
Основанная им монашеская школа славилась ещё течение шестисот лет после его кончины.

Святитель Фомиан (Фома, Томиан, Тойман, Тоймен, Томмен) (Thomian, Thomianus, Thomas, Tomian, Toiman, Toimen, Tómméne), архиепископ Армахский

Поставлен архиепископом Армахским в Северной Ирландии в 623-660 годах. Был одним из авторов письма группы ирландских епископов папе Римскому по поводу споров о дне празднования Пасхи.

Преподобная Сетрида (Сэтрита) (Sethrid, Sæthryth), игумения Фармутьеская

Была одной из шести детей (все прославлены как святые) - приёмной дочерью - благочестивого короля восточных англов Анны (363-654). С юных лет воспитанная в благочестии, она стремилась к монашеству. Однако в то время в Англии ещё было мало женских обителей, и потому она уехала в Галлию, где приняла постриг в двойном монастыре двойном монастыре Фармутье, женской половиной которого управляла преподобная Бургундофара. После её кончины (в 643 или 655 году) игуменией женской общины стала святая Сетрида и возглавляла её до своего отшествия ко Господу в 660 году.

Священномученик Зиновий Сутормин, пресвитер



Память 10 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и новомучеников и исповедников Казахстанских.

Родился 30 октября 1864 года в крестьянской семье. Окончил Омскую центральную фельдшерскую школу. Служил старшим фельдшером 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска.
С 14 февраля 1899 года - псаломщик. 21 февраля этого же года рукоположен во диакона братом жены - епископом Омским и Семипалатинским Сергием (Петровым), к Воскресенскому храму города Семипалатинска (ныне Семей). Состоял диаконом-фельдшером при Центральном стане (Заречная Слободка, г. Семипалатинск) Киргизской духовной миссии Омской епархии.
11 июля 1911 года рукоположен в сан священника к церкви свт. Николая Чудотворца села Ульбинского (Согра) Змеиногорского уезда (ныне в черте г. Усть-Каменогорска). Завершил строительство сельского каменного храма, освящение которого состоялось 30 июня 1913 года.
После смерти супруги в 1912 году воспитывал один четверых младших детей. К отцу Зиновию часто обращались люди за медицинской помощью, в которой он никому не отказывал.
После 1917 года Ульбинский храм был закрыт.

В 1919 году отец Зиновий согласился перейти на бедный приход в село Георгиевка Семипалатинской области, поскольку обремененный большой семьей священник, служивший там, просил перевести его на более богатый приход.



(в наши дни в честь священномученика воздвигнут Свято-Зиновьевский храм в г.Усть-Каменогорске, на месте его служения)

В январе 1920 года гостил у сына Ивана в селе Шемонаиха. 23 января село было занято отрядом красноармейцев, после чего сразу же начались обыски и аресты. Вместе с другими жителями села был арестован и отец Зиновий. Все арестованные были приговорены к смерти и вывезены за село. Отцу Зиновию отрубили голову, когда он снимал сапоги, и погребли в общей безвестной могиле в бору под Шемонаихой. Вместе со священником был убит его сын с женой и их 5-летний ребенок.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Священномученик Петр Успенский, пресвитер



Память 10 января, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Рязанских святых.

Родился в 1863 году в селе Меньшие Можары или Меньшины Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского.
В 1884 году окончил Рязанскую духовную семинарию и в течение десяти лет работал учителем начального народного училища в школах сел Князево-Займище, Юраково и Панкино Пронского уезда Рязанской губернии.
В 1894 году был рукоположен во священника к церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Маково Михайловского уезда.
В 1903 году был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда. Законоучитель и заведующий местной церковно-приходской школы. В состав прихода входили деревни: Машоново, Пенкино, Широкобоково, Титово. Работал также законоучителем соседнего Пенкинского земского училища.
В 1914 году назначен благочинным Первого Зарайского благочиннического округа.
В 1915 г. он уже являлся протоиереем.

В октябре и декабре 1925 г. его вызывали на допросы, где расспрашивался о деятельности своего епископа, Бориса (Соколова). Поскольку сам архиепископ жил в это время не в Рязани, а под Москвой, то управлял епархией с помощью посылаемых в адрес канцелярии, находившейся в Рязани, циркуляров.
Из показаний о.Петра на этих допросах:

"Против существующего ничего от него не замечал. Незаконного в деятельности епископа Бориса я ничего не видел. Циркуляры епископа Бориса я распространял среди духовенства подведомственного мне округа... Виновным себя в совершении каких-либо преступлений не признаю; что касается епископа Бориса, то последний был не политичен в своих действиях".

22 декабря 1929 года один из священников Зарайского района отправил открытку, которая служащим почты показалась подозрительной и была передана в ОГПУ. После этого на квартире священника был произведен обыск и найдено много церковной переписки: посланий покойного Патриарха Тихона, распоряжений как архиерея, так и самого благочинного протоиерея Петра Успенского; все это было воспринято властями как доказательство наличия контрреволюционной организации и проведения антисоветской работы.

4 декабря в разговор находившихся в чайной агентов уголовного розыска вмешался некий неизвестный, который стал защищать Церковь и духовенство. Это показалось им подозрительным, и неизвестный был задержан. Им оказался староста храма села Радушино, в котором служил протоиерей Петр Успенский. Вслед за этим был произведен обыск в доме отца Петра. У него обнаружили много разного рода переписки, в т.ч. с бывшим правящим епископом Борисом (Соколовым), черновики его благочиннических отчетов в епархию и циркуляры, полученные от правящего епископа Иувеналия (Масловского).
26 декабря 1929 года, передавая дело в ОГПУ, агент уголовного розыска сопроводил его следующим комментарием:

«Был произведен обыск у благочинного села Радушино Успенского, у которого обнаружено громадное количество разной переписки, отчеты священников, черновики его отчетов митрополиту, много разного рода циркуляров митрополита и епископа, которые все отобраны. Кроме того, произведенным расследованием было установлено, что вообще священники деревень, расположенных недалеко от города Зарайска, все связаны между собой и при обходах определенно ведут агитацию контрреволюционного характера, а также такую же агитацию ведут и члены церковного совета их приходов».

3 января 1930 года отца Петра арестовали и заключили в Коломенский Домзак. Началось следствие.
Из показаний о.Петра на допросе по поводу изъятой у него переписки и документах:

"Рязанским архиереем Борисом по благочинным были разосланы циркуляры, устанавливающие порядок нашей деятельности при современном строе. Таковые циркуляры были получены мною, по приходам я их не рассылал, но приходившим ко мне священникам читать давал. Хранил их до сих пор, теперь они изъяты при обыске. Отчеты от приходских священников я потребовал о состоянии прихода, количестве верующих и неверующих, на основании епархиального начальства. Некоторые священники в числе неверующих указывали коммунистов и комсомольцев. В связи с районированием, которое производилось по гражданской линии, у нас в Рязанской епархии архиепископом Иувеналием также применительно к этому стало проводиться районирование. По его требованию я в ноябре 1929г. доставлял сведения о состоянии своего округа. Один из циркуляров о нравственности и влиянии на молодое поколение в религиозном духе и о сохранении их от соблазнов и пороков я читал на заседании церковного совета. Был также циркуляр об организации при церкви библиотеки с книгами против дарвинизма, атеизма, материализма, о чем я передавал священникам своего округа, но, за отсутствием средств, библиотека не была организована. Со священником Иоанном Лебедевым, служащим в селе Пронюхлово, я, как сосед приходами, нахожусь в более близких отношениях, бываем друг у друга, но он у меня бывает чаще..., разговоры [о притеснениях Церкви] происходили между нами, среди крестьян мы ничего об этом не говорили..."

Из показаний свидетеля об о.Петре:

"...Летом 1929 г. он часто говорил в церкви проповеди, разъяснял о неверии, призывал народ не поддаваться соблазнам...".
15 января 1930 г. состояние здоровья о.Петра сильно ухудшилось. Содержание в Коломенском доме заключения обострило болезнь сердца. Он был доставлен в больницу в тяжелом состоянии. В больнице врач констатировал, что у о.Петра "воспалилась нижняя доля правого легкого, наблюдается сердечная слабость вследствии миокарда и расширения сердца".

Скончался 23 января 1930 года в тюремном отделении больницы. Его тело было отдано родным для погребения. Место погребения неизвестно.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

Анатолий (Грисюк) (1880 - 1938), митрополит Одесский и Херсонский, священномученик



Память 10 января, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Радонежских, а также в Соборах Самарских и Одесских святых.

В миру Грисюк Андрей Григорьевич, родился 20 августа 1880 года в городе Ковель Волынской губернии в семье уездного казначея. С детства мальчик привык к труду, простому образу жизни, поскольку семья жила очень бедно. Было у Андрея ещё две сестры: Раиса и Мария, впоследствии во многом разделившие его жизненные испытания. Благочестиво пожив, родители Андрея скончались: отец - в предгрозовом 1905 году, мать - в мятежном 1917 году.
В 1900 году Андрей окончил Волынскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. Здесь окрепло в нём желание послужить Богу в иноческом чине. В 1903 году его постригли в монашество с именем Анатолий. В этом же году он был рукоположен в иеромонаха.

В 1904 году отец Анатолий окончил Киевскую духовную академию, став профессорским стипендиатом. В 1908 году он успешно защищает научную степень магистра богословия, с 1911 года - становится доцентом академии и возводится в сан архимандрита. Его научный интерес сосредоточился на изучении истории сирийского монашества до арабского нашествия.
В течении двух лет он работал с древнейшими рукописями в Патриаршей библиотеке в Константинополе, а знание французского, немецкого, английского, греческого и латинского языков позволило ему ознакомиться с новейшими исследованиями на эту тему. В 1912 году архимандрита Анатолия назначают экстраординарным профессором Киевской духовной академии. В том же году он был переведён в Москву и назначен инспектором духовной академии.

В 1913 году архимандрит Анатолий был призван к епископскому служению: состоялась его хиротония во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. При совершении таинства посвящения присутствовавшии на нём были удивлены чудесным явлением: в момент посвящения на главу новорукополагаемого откуда-то упал сноп света, образуя дивное сияние вокруг головы.

Вскоре епископ Анатолий был назначен на должность ректора Казанской духовной академии. И хотя последовал указ от богоборческой власти закрыть все духовные учебные заведения, Владыка лишь формально подчинился ему. Академия, сохраняя учебную программу и прежнюю структуру, занималась как бы частным порядком, как частное учебное учреждение. Но через полтора года чекисты вскрыли присланный епископом Анатолием патриарху Тихону пакет с отчётом о учебной деятельности академии. Вскоре в марте 1921 года святитель Анатолий был арестован. И хотя формально закон нарушен не был, его осудили на год тюремного заключения.
С 1922 года святитель назначается епископом Самарским и Ставропольским. Не терпя безкомпромиссного и безбоязненного служения святителя Анатолия Господу, богоборцы 24 февраля 1923 года вновь заключили его в узы, но 4 августа вновь освободили.

После выхода из заключения владыка возводится в сан архиепископа. Всего через полмесяца, 18 сентября, за сопротивление обновленческому расколу его снова арестовали. В застенках Г.П.У. святителя жестоко избивали, у него была повреждена челюсть, сломаны два ребра. С тюремной больницы, где он перенёс тяжёлую операцию, его отправили в 1924 году на три года сначала в Полторацк (ныне Ашхабад), а затем в Красноводск (Туркмения). Несмотря на свои страдания, он всегда печалился прежде всего о судьбах Церкви, о чем свидетельствовали его письма из Красноводска, в которых он постоянно интересовался состоянием церковных дел и церковной науки. Претерпев, помимо бесчеловечного режима заключения, тяжелую операцию, архиепископ Анатолий после окончания тюремного срока в 1927 году поселился в Москве.

В своём стоянии за истину он не отошёл от митрополита Сергия (Страгородского) после выхода его «Декларации» 1927 года и оставался его ближайшим помощником.
Одесский владыка
С 1928 года владыка назначается архиепископом Одесским и членом Временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя, митрополите Сергии (Страгородском).
21 октября 1932 года он был возведён в сан митрополита. Он выдвигался тогда даже на пост экзарха Украины, но, по смирению своему, от этого высокого поста уклонился.

С 1934 по 1935 годы святитель временно управляет ещё и Харьковской епархией. Есть свидетельства, что в 1934 или 1935 году владыка, присутствуя на совещании у епископа Варфоломея (Ремова), вместе с митрополитом Арсением (Стадницким) признал дальнейшее следование завещанию старца Алексия Зосимовского - поминать предержащие власти и не отходить от митрополита Сергия - губительным. На глазах у владыки были уничтожены многие одесские храмы. Сам он преимущественно служил в Успенском соборе. Вокруг него собиралась религиозно настроенная молодёжь из интеллигенции. Святителю желалось подготовить молодых юношей к иерейскому сану. Владыка по характеру своему был очень мягок, сердечен, добр. Жил он очень скромно, «убогенько». К службе, когда еще можно было, ездил на дрожках, часто без сопровождения, а в последнее перед арестом время он ходил пешком, опустив глаза и сосредоточенно молясь. Всегда он был спокоен, сохранял мир души. Когда святитель совершал Божественную литургию, все у него было просто, проникновенно и сосредоточенно. Присутствие святителя в алтаре и храме производило во всех благочестивую перемену: люди умиленно взирая на него, освобождались от тревожных переживаний и забот времени, умиротворяясь душой, укреплялись во благом уповании.

Последние годы и мученическая кончина

Последним местом служения святителя стала Свято-Димитриевская церковь, последний открытый храм Одессы. После ареста в 1931 году почти всех одесских священников, Владыка ходил в советские учреждения с просьбою об их освобождении. Его всячески унижали, а затем и самого стали вызывать на ночные допросы в Н.К.В.Д. Бывало, что даже во время архиерейского богослужения прямо в храм являлись агенты с требованием немедленно пройти на допрос. Всегда кроткий и смиренный, святитель Христов умел в эти моменты, разжегшись Божественной любовью и ревностью, ответить строго и со властью, Богом ему данною, так, что посыльные,чувствуя силу и величие духа его, с трепетом до времени отступали. По окончании продолжительной службы владыка, прибыв по вызову в Н.К.В.Д., просиживал до самого вечера в приемной, и наконец, уже поздней ночью ему приходилось переносить крики, оскорбления и издевательства.

В последние дни перед арестом последовал запрет облачать митрополита Анатолия посреди церкви, а накануне ареста ему вообще запретили совершать богослужения. В ночь с 27 на 28 июля 1936 года владыку арестовали в Одессе. Власти поспешили вывезти его в Киев. Там его продержали в тяжелейших условиях в тюрьме в течении полугода. В декабре для дальнейшего «следствия» он был отправлен в Москву. В начале 1937 года Н.К.В.Д. объявило приговор: заключение в лагерь сроком на пять лет.

Перед ссылкой на север владыка был уже почти лишён возможности владеть ногами. Но его отправили общим этапом вместе с уголовными преступниками, которые в дороге обворовывали беспомощного старца. От стоянки до стоянки его гнали пешком, подталкивая в спину прикладами. Когда он терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. Так святитель оказался в Кылтовском Ухто-Печёрском лагере (республика Коми). Здесь его, хронически больного язвой желудка, миокардитом, с больными лёгкими принудили к тяжёлому труду. В документах лагеря о заключённом митрополите значилось: «Работает добросовестно, к инструментам относится бережно. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительно». В июле владыка заболел воспалением лёгких, но жестокий режим работ не смягчился. Запись охранника сообщает: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается». Ещё позднее сообщается, что заключённый «к физической работе не пригоден».



(Сщмч. митрополит Анатолий (Грисюк). Бутырская тюрьма, 1936 г.)

В конце 1937 года святитель почти потерял зрение. К нему приехала его родная сестра Мария, чтобы хоть чем-то помочь страдальцу. Он просил разрешить ему увидеть её родное лицо хотя бы перед смертью, но и эту малость не разрешили.
Несмотря на жестокую атмосферу заключения, священномученик сохранил у себя Евангелие. Он пребывал в спокойствии духа, в глубокой молитве. В узах он веселился надеждой небесной свободы. Перед кончиной к владыке пришли, чтобы отнять нательный крест и Евангелие. Евангелие палачи вырвали, но крест Владыка не отдал и, защищая его хладеющими руками, отошёл ко Господу 23 января 1938 года в больнице Ухто-Печерского концлагеря.

Почитание

Останки святителя были благоговейно погребены в вечной мерзлоте бывшими с ним в заключении православными, на его могиле они сделали маленький крест из веточек. Один из них, впоследствии подвижник Одесского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Пимен (Тишкевич), свидетельствовал, что во время кончины святителя Анатолия над лагерным бараком засветилось сияние.

О блаженном состоянии, в коем пребывает святой священномученик Анатолий, поведал его бывший иподиакон Георгий, рассказавший следующее. Со времени прибытия митрополита Анатолия в Одессу и до самого его ареста Георгий прислуживал ему. Когда приблизилось время ареста, святитель, по-отечески жалея юность Георгия, говорил ему: "Георгий, меня могут арестовать. Не приходи больше ко мне." Но верный иподиакон неизменно отвечал: "Владыко, я ничего не боюсь. Я буду Вам служить до последней минуты." Так он был до конца верен своему архипастырю.

И вот в 1959 году Георгий, уже будучи в летах, тяжело заболел. В этом тяжелом состоянии с ним произошел инфаркт. Врачи тщетно боролись за его жизнь. Он умер. В этот момент, как сам Георгий об этом свидетельствовал, к нему явилась его покойная сестра Анна, которая была при жизни очень благочестива. Георгий вместе с ней был восхищен на небеса. Там он увидел прекрасные палаты, а в них - сидящего на престоле священномученика Анатолия с золотым венцом на голове, окруженного множеством стоящих возле его престола архиереев и иереев. Георгий удостоился благословения и беседы святителя Анатолия и наслаждался небесным покоем. Георгию было предложено остаться в блаженном месте райских обителей, но он вспомнил о своих еще юных детях и, руководствуясь родительским долгом, стал проситься назад. После этого Георгий ожил и прожил еще около 5 лет. Он часто благодарно со слезами говорил: "Я служил архипастырю до последней минуты и владыко не забыл меня. В мою последнюю минуту он вымолил мне у Господа жизнь".



В 1997 году святитель Анатолий был прославлен как местночтимый святой Херсонской епархии Украинской Православной Церковью. Затем он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Тропарь
глас 5
Во святителях благочестно пожил еси, и мучения путь скончав, богоборцев ярость посрамил еси, поборник Христову стаду был еси, богомудре. Темже тя почитаем ныне, вопиюще: священномучениче Анатолие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
глас 5
Апостолов сопрестольниче и святителей украшение, православным щит и утверждение был еси, просвещая безбожия нощь глубокую. Сего ради явился еси священнострадалец за Христа. От бед избави нас твоими молитвами, священномучениче Анатолие.

Молитва

О священномучениче святителю отче Анатолие! К тебе, молитвеннику теплому и пред Богом предстателю усердно притекаем. В лютую годину гонений и испытаний земли нашея, внегда безбожныя врази предаша смерти верныя рабы Божия и храмы святыя сокрушиша, явил тя Господь Церкве своея аки столп непоколебим и людем Божиим пастыря добра, душу свою за овцы полагающа и волки душепагубныя далече отгоняюща. Ныне убо призри на нас, со умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающих. Крепость бо наша в нас оскуде и вражия ловления и сети окружиша нас. Молися за нас, да не погибнем до конца со беззаконьми нашими, но да обратит нас Господь на стезю покаяния и спасения, да простит нам вся согрешения наша и ниспошлет мир на грады и веси наша, избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроений. Утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадах Православныя Церкве, испроси нам от Господа мужества дар, да явимся наследницы Царствия Небеснаго, сохраняя верность до конца жизни нашея Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up