10 (23) января 2022 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Jan 22, 2022 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении.

Свт. Григория Нисского, епископа (после 394); прп. Дометиана, епископа Мелитинского (601); свт. Феофана Затворника Вышенского (1894); прп. Маркиана Константинопольского, пресвитера (V); прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429); прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882).
Прп. Макария Писемского (XIV); блж. Феосевии (Феозвы), диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385); прпп. Максима и Дометия Скитских (IV; Антиох., Греч.); прп. Аммония Долгого, Безухого, Скитского, монаха (ок. 403; Греч.); прп. Де́рмота Справедливого (542; Кельт. и Брит.); свт. Фомиана, ахиеп. Армахского (ок. 660; Кельт. и Брит.); прп. Сетриды Фармутьеской (ок. 660; Кельт. и Брит.).

Сщмч. Зиновия Сутормина, пресвитера (1920); сщмч. Петра Успенского, пресвитера (1930); сщмч. Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского (1938), прмч. Арсении (Добронравовой) в схиме Фомы, игумении Шуйской († 1939).

Святые дня, молите Бога о нас!

Святитель Григорий Нисский, епископ



Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам.

В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.
Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: "Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь". Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

Тропарь святителя Григория и преподобного Дометиана
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак святителя Григория
глас 1
Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре.

Преподобный Дометиан Мелитинский, епископ



Родился и жил в VI веке, при императоре Иустине Младшем. Был женат, но вскоре овдовел, принял монашество и проводил строгую и святую жизнь. В тридцатилетнем возрасте был избран во епископа города Мелитины в Великой Армении. Мудрый и ревностный в вопросах веры, сильный в слове и деле, святой Дометиан скоро стяжал славу доброго и ревностного пастыря. Он не раз выполнял государственные поручения в Персии для устранения столкновений с греками. Любимый всеми, преподобный Дометиан часто получал богатые дары, которые раздавал на содержание неимущих. Еще при жизни и после смерти, последовавшей в 601 году, святитель Дометиан был прославлен от Бога чудесами.

Святитель Феофан Затворник Вышенский, епископ



В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан - настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. - ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его - «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».



(Успенский Вышенский женский монастырь - Выша - Шацкий район - Рязанская область)

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

В июне 2002 года, 29 числа, состоялось перенесение мощей святителя Феофана Затворника в Свято-Успенский Вышенский женский монастырь. Во время атеистических гонений Вышенский монастырь был закрыт, мощи святого в эти годы безвременья сохранялись в храме соседней деревни Эммануиловки.

Подробно о перенесении мощей святителя Феофана Вышенского можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/562607.html

Тропарь святителя Феофана
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана
глас 4
Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Феофану, Затворнику Вышенскому

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым - истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся - смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем - боговедение и мудрость, учащимся - ревность и помощь Божию; и всем православным - утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Антипа Валаамский (Афонский)



В миру Лукиан Александр Георгиевич, родился в 1816 году в селе Калаподешти Текучского уезда Молдавии в семье диакона. С детства был набожным и кротким, проявлял большое усердие в учебе, в чтении духовной литературы. Рано лишился отца, мать после смерти супруга постриглась в монахини. Александр был отдан матерью в переплетную мастерскую, но, видя свое призвание в служении Богу, в 20 лет решил стать монахом.
После неудачной попытки поступить в Нямецкий монастырь был принят в небольшой монастырь в Валахии, стал духовным учеником затворника схим. Гедеона.

Был пострижен с именем Алипий архим. Димитрием в монастыре, называемом Браз, и по его благословению отправился на Афон (по др. данным, пострижен в румынском монастыре на Афоне). Поступил в греческий монастырь Эсфигмену. 4 года трудился в поварне, потом перешел к землякам - старцам-пустынникам Нифонту и Нектарию.
Принял схиму с именем Антипа и стал нести подвиг отшельничества, обрел чудотворную икону Божией Матери.
Через некоторое время по просьбе старца Нифонта поступил в строившийся Молдавский скит, был рукоположен во иеромонаха и назначен келарем, в отсутствие игумена управлял скитом, исполнял обязанности духовника. Назначен экономом на подворье скита в Яссах, стал духовником двух женских монастырей. Занимался сбором средств для скита в Москве и Санкт-Петербурге, где приобрел много учеников из разных слоев общества.
В 1865 г. прибыл на остров Валаам в скит Всех святых, где остался, найдя много общего с жизнью на Афоне. Принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до смерти преподобного чудотворный образ Божией Матери, принесенный им с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь.

Скончался 10 января 1882 года на Валааме. Погребен за стенами Всехсвятского скита Валаамского монастыря, близ часовни в честь Страстей Христовых, чтобы богомольцы могли беспрепятственно совершать по нему панихиды. В 1960-х годах могила старца была вскрыта местными жителями. Не найдя драгоценностей, они засыпали ее землей, оставив надгробную плиту сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения старца при обретении его мощей 14 мая 1991 г. после панихиды, совершенной на его могиле наместником монастыря игум. Андроником (Трубачёвым). От обретенных мощей исходило сильное благоухание. На воскресном всенощном бдении 28 июля 1991 г. мощи прп. Антипы были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, 24 сентября 1991 г. - в храм Сергия и Германа Валаамских, где и пребывают в настоящее время.



(Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Скит Всех Святых - Сортавала, о. Валаам, Карелия)

Преподобный Павел Комельский (Обнорский)



Память 10 января и в Соборе Радонежских святых.

Родился в Москве в 1317 году. С юных лет он отличался благочестием и милосердием к бедным и страждущим. Богатые родители готовили его к мирской жизни, но сын в двадцать два года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге (в Ярославской епархии). Оттуда Павел перешел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провел у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца.
С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келлии, где пробыл пятнадцать лет в затворе.

Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединенной жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошел много пустыней, был у преподобного Авраамия Чухломского и, наконец, остановился в Комельском лесу.

Над речкой Грязовицей, в дупле старой липы преподобный устроил себе маленькую келлию и прожил там три года в полном безмолвии, "не дая покоя телу, за еже получити будущий покой". Затем он перешел на реку Нурму, где построил себе хижину и выкопал колодец. Дни его проходили в бдении и молитве. Пять дней в неделю он пребывал без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Широко распространилась молва об отшельнике, и к нему стали приходить желавшие его духовного руководства. Не смотря на любовь к уединенной жизни, преподобный никогда и никому не отказывал в духовном утешении и наставлении.

Здесь его посетил преподобный Сергий Нуромский, который, также ища уединения, по благословению своего наставника преподобного Сергия, проводил свою подвижническую жизнь в тех местах. По благословению преподобного Сергия и с согласия митрополита Фотия, в 1414 году преподобный Павел построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого вырос монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Написав для братии строгий устав монастырской жизни, преподобный поручил управление новой обителью своему ученику Алексию, а сам по-прежнему продолжал жить в уединенной келлии на горе, оставаясь при этом чутким и добрым наставником для всех, кто нуждался в его целительной помощи. Преставился преподобный Павел в 1429 году, 112 лет от роду. Последние слова его были: "Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития".
Житие святого написано около 1546 года. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году.



(Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь, фото начала XX века, в натоящее время монастырь дейстует, восстанавливается)

Тропарь
глас 1
Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих.

Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)
глас 8
Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю.

Преподобный Макарий Писемский



Был сподвижником преподобного Павла Обнорского (+ 1429 г.). Иноческие подвиги святой начал в обители преподобного Сергия Радонежского, но по любви к уединению удалился в густой лес близ речки Письмы, где впоследствии основал монастырь и после своей кончины был там погребен.

При гробе преподобного Макария совершилось много чудес. Так, в конце XVIII столетия сгорела церковь, под которой был устроен деревянный сруб над могилой преподобного Макария. После пожара на том месте, где находился сруб, не было даже пепла: все это место было покрыто росой. Один любопытный зритель захотел вскрыть надгробие и посмотреть, что там находится. За свою дерзость он был наказан слепотой.

Преподобномученица Арсения (Добронравова)



Память 10 января, 7 июня (в Соборе Ивановских святых) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В миру Добронравова Анна Гавриловна, родилась в 1879 году в селе Шегарском Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии в семье священника.
Окончив епархиальное училище, в 1903 году поступила учительницей в детский приют при Шуйском Воскресенском-Феодоровском монастыре. В ее обязанности входило учить девочек грамоте и рукоделию. В этом монастыре она приняла постриг с именем Арсения.
в 1915 году избрана игуменией монастыря.

Усердная последовательница учения святых отцов о молитве и подвижнической жизни, она шла в горнюю страну долгим путем смирения и самоукорения, почитая себя ниже всех. Из современных церковных учителей она более всех пользовалась советами епископа Игнатия (Брянчанинова). Ризу христианского смирения, удобно закрывавшую ее от многих стрел лукавого, она не оставляла до конца жизни, до самой кончины почитая себя хуже всех. В монастыре она вела тихий, уединенный образ жизни; была усердным делателем Иисусовой молитвы.

После революции власти распорядились закрыть монастырь, но затем позволили не закрывать с тем, однако, чтобы монахини работали в совхозе. Странно это им было, но директор совхоза Иван Иванович Озарин уговорил их принять предложение. «Матушки, - говорил он, - не расстраивайтесь, идите ко мне все, я всем буду платить, а работать из вас будут только те, кто может, кому будет по силам». Насельницы, которых было тогда триста тридцать человек, согласились. Жили в монастыре, работать ходили в совхоз, но по праздникам не работали, пребывая на молитве в церкви.

В общем, все осталось по-старому, за исключением того, что теперь плодами сельскохозяйственных трудов пользовался не монастырь, а совхоз, который платил монахиням за труд. Мать Арсения осталась игуменией, и Озарин никого из насельниц не ставил на работу, не испросив у нее предварительно благословения. Это было особенно важно в тех случаях, когда намечался постриг, так как по правилам монастыря новопостриженные не выходили из церкви сорок дней. Другим строго соблюдавшимся правилом было то, что в мантию постригали только после сорока лет.

В 1929 году власти прислали распоряжение о закрытии монастыря и недопущении церковных служб и иноческой жизни ни под каким видом. Директор совхоза, не желая принимать участия в разорении монастыря и создании крепостных колхозов, уволился и уехал. Монастырь закрыли.

В апреле 1932 года игумения Арсения была арестована; ее обвинили в том, что она "проводила среди населения... агитацию, используя главным образом церковь, призывала к противодействиям..." Виновной себя мать Арсения ни в чем не признала.
В октябре Особое Совещание ОГПУ приговорило ее к трем годам ссылки в Казахстан. Первое время игумения жила в Алма-Ате, а затем была сослана в Каркалинск. Здесь она приняла схиму с именем Фома.

По окончании срока ссылки в 1935 году игумения приехала во Владимир.
В конце июня 1938 года снова была арестована; ее обвинили в том, что она «являлась активной участницей контрреволюционной организации духовенства и монашества».

В тюрьме она тяжело заболела, и с начала января следствие было приостановлено.
Скончалась 23 января 1939 года в больнице при Ивановской тюрьме № 1. "Смерть последовала вследствие падения сердечной деятельности на почве... полного истощения организма".

Вот, прочитал Жития святых дня сегодняшнего, а особая радость о председателе совхоза! И монахинь оберегал и монастырь не давал разорить... а когда обстоятельства превысили для него возможное (не по его трусости, а по невозможности), то уволился и уехал. И сейчас мало кто пожертвует своей работой, тем более успешной, а тогда это был самый настоящий подвиг! Господи, спаси раба Твоего, его же имя Ты веси и упокой в Своих Небесных Обителях молитвами преподобномученицы Арсении!

Преподобный Аммоний Долгий, Длинный, Безухий, монах

Один из египетских братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными (греч. οἱ Μακροί). Четыре брата (Аммоний, Евсевий, Диоскор и Евфимий) и две сестры удалились в Нитрийскую пустыню, где стали вести монашеский образ жизни. В «Лавсаике» Палладия Еленопольского об Аммонии Долгом, ученике аввы Памвы, сообщается, что он «достиг высот боголюбия» и не только знал наизусть Священное Писание, но и тщательно изучил творения Оригена, Дидима Слепца, Пиерия и папы Стефана I.

Прп. Аммоний прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности трапезу его кроме хлеба составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как Аммоний. Слава о нем распространилась по всему Египту, и жители одного города просили патриарха Александрийского Тимофея I рукоположить Аммония епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы патриарха настаивали, прп. Аммоний сначала пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда преподобный и получил прозвище Безухий - ὁ Παρώτης). Патриарх Тимофей, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: «Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу». Тогда прп. Аммоний поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык.

Патриарх Феофил против воли поставил брата Аммония Диоскора епископом Гермопольским, а двух других «Долгих братьев», Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской Церкви. Однако впоследствии, согласно Сократу Схоластику, они покинули патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов.

«Долгим братьям» пришлось бежать в Палестину, откуда они вместе с пресв. Исидором, также отлученным Феофилом, отправились в Константинополь и представили дело на суд патриарха Иоанна Златоуста (398-404). Свт. Иоанн, хотя и не принял в общение братьев, однако предоставил им убежище и написал патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинен во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, далеко не бесспорна.

Незадолго до Собора «при Дубе» (403), где был осужден патриарх Иоанн Златоуст, прп. Аммоний скончался и был похоронен в мартирии святых апостолов в Руфинианах, пригороде Константинополя, предсказав перед смертью великое гонение и церковный раскол. Гонитель Аммония патриарх Феофил горько оплакивал его кончину, с высочайшей похвалой отзываясь о монашеских добродетелях подвижника. На могиле преподобного стали совершаться исцеления. Возможно, память Аммонию, приводимая в синаксарях на 10 января, относится к этому подвижнику.

Память святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. внесена под 10 января в Великие Минеи Четьи.

Преподобный Максим и Дометий Скитские

Однажды к преподобному Макарию Великому, подвизавшемуся в Скитской пустыне, пришли два молодых чужестранца, по виду знатных, и стали просить разрешения поселиться рядом с ним. Старец ответил, что их тела не смогут выносить суровых условий жизни в пустыне. Юноши настаивали, и тогда святой указал им место, дал топор и корзину с хлебом и солью, приказал вырубить в скале камни и принести с болота палки, чтобы построить себе келью. Молодые люди безропотно повиновались, и, исполнив всё, попросили старца указать, какой работой им заниматься дальше. Макарий показал им, как плести корзины, чтобы еженедельно отдавать их приходящим людям и получать взамен хлеб на пропитание.
Они сделали всё, что им было сказано, и в течение трёх лет вели примерную подвижническую жизнь. В конце каждой недели юноши приходили в церковь, причащались и в глубоком безмолвии снова уходили, не вопрошая старца о своих помыслах, как это делали другие монахи, специально приходившие издалека. Тогда преподобный Макарий решил сам пойти навестить их.

Они приняли его в безмолвии, и после обычной молитвы старший, по имени Максим, сделал знак более молодому, Дометию, удалиться, а сам принялся за плетение, не говоря ни слова. Когда настал девятый час, он снова позвал товарища, тот принёс хлеба, соли и воды для трапезы.
Потом старец сказал, что хочет у них переночевать. Они постелили для него подстилку, а сами легли в противоположном углу. Макарий сделал вид, что заснул. Тогда Максим и Дометий встали и провели всю ночь в молитве, при этом вокруг них распространялось неземное сияние. Бесы, боясь нападать на старшего, одолевали младшего, пытаясь отвлечь его от пения молитвословий. На заре святые вместе прочли чин двенадцати псалмов, при этом изо рта преподобного Дометия вырывался язычок пламени, а когда за пение принимался преподобный Максим, из уст его к небу вздымалась огненная дорожка.
После этого преподобный Макарий покинул их, уверенный, что что святой Максим уже достиг совершенства, и только со святым Дометием враг ещё пытается бороться.
Через несколько дней старший из подвижников почил о Господе, а через три дня младший отошёл в обители праведных вослед за ним.

Впоследствии, когда посетители приходили к авве Макарию, он вёл их в келью преподобных Максима и Дометия со словами: "Идите, посмотрите на свидетеля подвигов юных странников".

Эти святые остались безымянными в рассказе преподобного Макария Великого. В некоторых православных мелкитских календарях они поминаются под 10 января.



(Коптский монастырь Дейр эль-Барамус в долине Вади Натрун, Египет)

Существует пространный коптский текст с многочисленными легендарными подробностями, приписываемый авве Псою Скитскому, в котором говорится, что двое юношей были сыновьями императора Валентиниана (363-364). В "Полном месяцеслове Востока" память "Максима и Дометия, детей Императора Валентиниана, монахов при Макарии авве" помещена в раздел "Восточные святые, не находящиеся в месяцесловах греко-русской церкви". Они почитаются в Коптской и Сирийской Церквах как основатели Барамусского монастыря ("монастыря римлян") в Вади Натруи.

Феофан Затворник, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up