Продолжение...
Пророк Самей
Святой пророк Божий Самей родился в Силоме в царствование Соломона . При сыне и преемнике последнего, Ровоаме , царство еврейское разделилось, причем колена Иудино и Вениаминово остались верными Ровоаму, а прочие десять колен признали царем Иеровоама, сына Наватова. Тогда Ровоам собрал многочисленное войско, намереваясь силой возвратить под свою власть отторгнутые Иеровоамом колена Израилевы. И было откровение от Господа Самею, человеку Божьему:
- Скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу. Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой ибо от Меня это было.
Царь и народ повиновались повелений Господню и братоубийственная война была предотвращена (3Цар. 12:21-24; 2Пар.11:1-4).
На пятом году царствования Ровоама, за то, что он отступил от Господа, царство иудейское подверглось нашествию Сусакима , царя египетского; многочисленное войско фараона взяло все иудейские крепости и подступило к Иерусалиму. Тогда пророк Самей пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, спасавшимся от неприятеля в стенах столицы, и объявил им:
- Так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакима.
Услышав это, царь и вожди Иудейского народа смирились и сказали:
- Праведен Господь!
После того Самею, человеку Божьему, было новое откровение, ибо Господь сказал ему:
- Они смирились; не истреблю их и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима; однако же они будут слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служит царствам земным.
Пророческое слово исполнилось. Сусаким разорил Иерусалим и ушел в Египет, а Ровоам царствовал еще двенадцать лет и отвратился от него гнев Господний (2Пар. 12). Святым пророком Самеем ведены были и записи о царствований Ровоама.
Святитель Петр Севастийский, епископ
(святая Емилия со святыми детьми...справа от нее святитель Петр Севастийский, епископ)
Был братом святителей Василия Великого и Григория Нисского. В воспитании его принимала большое участие старшая сестра, благочестивая Макрина Каппадокийская.
Святитель Василий Великий посвятил святого Петра во пресвитера, а после смерти святого Василия он был поставлен епископом Севастии в Армении. Святитель Петр присутствовал на II Вселенском Соборе в 381 году, созванном в Константинополе против ереси Македония.
Мученица Маркиана Мавританская
Христианка, обвинённая в разрушении статуи языческой богини Дианы, была брошена к разъярённому быку, который забодал её насмерть.
Есть древние акты мученичества Маркианы, ее память отмечена Иеронимовым мартирологом.
Преподобный Евстратий Тарсийский, игумен
Происходил из города Тарса. 20-ти лет он тайно ушел из дома родителей и поселился в Авгаровской обители (на Олимпе в Малой Азии). Там он проводил строгую подвижническую жизнь, питаясь только хлебом и водой, ночи же проводя в молитвах. Спустя некоторое время он был избран настоятелем обители. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 - 820) преподобный Евстратий, скрываясь от преследования, скитался в горах и пустынях, а после смерти царя возвратился в монастырь. Молитва не сходила с его уст, он непрестанно повторял слова: "Господи, помилуй!"
Перед смертью он дал наставление инокам: не привязываясь к земным благам, постоянно думать о будущей жизни. Осенив себя святым крестом, он произнес: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой" и скончался мирно, 95-ти лет от роду.
Преподобный Василий и Григорий Агавровские, чудотворцы
Василий и Григорий были дядями преподобного Евстратия Чудотворца. Подвизались в Агавровском монастыре, обоим от Бога был дар чудотворения. Скончались мирно.
Преподобный Адриан Кентерберийский, игумен
Происходил из Африки. Адриан стал игуменом монастыря Нерида (Nerida), близ Неаполя в Италии, когда был ещё очень молод. Римский папа Виталиан намеревался поставить его архиепископом Кентерберийским после святителя Деусдедита (Deusdedit), скончавшагося в 664 году. Но Адриан счёл себя недостойным и упросил папу назначать вместо него греческого монаха Феодора. Папа уступил, но при условии, что Адриан будет сопровождать Феодора в Англию и станет его советником в управлении епархией.
Они покинули Рим в 668 году, но Адриан был задержан во Франции мажордомом Эбруаном (Ebroin), который подозревал, что тот отправлялся к Английским королям с секретной миссий от императора Константа II. Лишь через два года мажордом нашел, что его подозрение было необоснованным, и разрешил Адриану отправиться в Англию.
По его прибытии в Англию, архиепископ Феодор назначил его игуменом монастыря святых апостолов Петра и Павла в Кентербери. Адриан сопровождал Феодора в его апостольских поездках по Англии и помогал ему благоразумным советом в деле приведения местных церковных обычаев и правил в согласие с Римскими. Так, Адриан ввел традицию римского григорианского пения в Английских церквах.
Один из самых образованных людей Запада той эпохи, Адриан много сделал для развития науки в Англии, преподавал греческий и латинский языки, переводил на староанглийский. Под его началом Кентерберийская школа стала центром образования в Англии, много других школ было основано в других частях страны. В этих школах получили образование многие святые, ученые и проповедники, которые в течение следующего столетия поддерживали свет Веры и учения во Франции и Германии. Одним из его учеников был святитель Альдгельм.
После тридцати девяти лет трудов в Англии Адриан отошёл ко Господу 9 января 709 года, и был похоронен в Кентербери.
Преемником Адриана стал его ученик Альбин.
В 1091 году были обретены нетленные и благоухавшие мощи святого.
Святитель Бритвальд (Бертвальд, англ. Brithwald, Bertwald), архиепископ Кентерберийский
Получил образование в Кентерберийской епископальной школе, имел репутацию знатока Священного Писания, церковных наук и монашеских правил. Согласно Уильяму из Малмсбери, был другом и соучеником святителя Альдгельма Шерборнского. Приняв постриг, Бритвальд в 670 году стал аббатом бенедиктинского монастыря Ракульф (позже Рекалвер) в графстве Кент, а до этого, вероятно, управлял монастырем в Гластонбери.
В 692 г. был избран и на следующий год - рукоположен во архиепископа Кентерберийского митрополитом Галлии Годвином в Лионе.
Святой Бритвальд продолжил начинания своего предшественника. При нем были открыты Шерборнская и другие епархии, распространилось христианство в последнем языческом королевстве Англии - Сассексе (Королевстве южных саксов). В 703 году председательствовал на Соборе в Остерфилде. Собор низложил святителя Вилфрида, епископа Йоркского, отказавшегося признать предпринятое святителем Феодором разделение Йоркского епископства. В 705 году на Соборе на р. Нидд по инициативе Бритвальда было принято компромиссное решение, согласно которому Вилфрид получил Хэксемскую кафедру, а Йоркская осталась за его преемником святителем Иоанном из Беверли.
Бритвальд переписывался с Альдгельмом Шерборнским, священномучеником Вонифатием Германским и Вилфридом Йоркским - великими святыми своего времени.
Скончался в январе 731 года и был похоронен в церкви святых апостолов Петра и Павла (позже - монастырь святого Августина) в Кентербери.
Преподобный Филлан Шотландский (Фоеллан; Fillan, Foellan, Foilan)
Память 9 января (Кельт. и Брит.), 26 августа (Кельт. и Брит.)
Родился в Ирландии, его матерью была преподобная Кентигерна, а дядей - преподобный Комган. Возможно, воспитывался в монастыре преподобного Финтана Мунну в Тамоне, в нынешнем иргандском графстве Уэксфорд. Позднее (вероятно, ок. 717 года) вместе с матерью и другими родственниками переехал в Шотландию. Там святой Филлан принял монашество и подвизался до конца жизни. Известно, что некоторое время он проповедовал Евангелие вместе со святыми Кентигерной и Комганом, а потом вёл отшельническую жизнь в пещере на месте нынешней деревни Питтенвим ("место пещеры") в шотландском графстве Файф (позднее это селение стало одним из важнейших центров почитания святого). Со временем преподобного Филлана назначили игуменом монастыря в графстве Файф, но через несколько лет подвижник оставил управление обителью и удалился в местечко Глен-Дохарт в Пертшире, где снова вёл жизнь отшельника, а также основал церковь.
Ещё при жизни святой Филлан молитвой исцелял от многих болезней приходивших к нему страждущих. Творил он и другие чудеса. Однажды, когда он, ещё будучи игуменом, работал в поле, волк загрыз одного из его волов. Тогда преподобный велел волку вспахать ту часть поля, которую не успел вспахать съеденный им вол, что волк тут же исполнил.
Преподобный скончался и был похоронен в Стратфиллане.
Святого глубоко чтили в Ирландии и Шотландии. Почитание было столь велико, что в 1314 году шотландский король Роберт Брюс взял реликварий с его честной рукой в битву при Бэннокберне. Сражение с англичанами, как верил король Роберт, закончилось победой благодаря молитвенному заступничеству преподобного Филлана.
Много чудес исцеления, особенно умалишённых, происходило на протяжении веков в Стратфиллане. Существовал обычай приводить сюда душевнобольных в оковах, окунать в воду местного целебного родника и оставлять на ночь в углу разрушенной часовни в честь святого Филлана. Если на утро больные сами собой освобождались от оков, то считалось, что чудо исцеления произошло. Такая практика существовала вплоть до начала XIX века.
В деревне Питтенвим сохранилась пещера, в которой подвизался святой. После его смерти она стала местом паломничества, а рядом с нею на протяжении веков бил целебный источник. Со временем, однако, про неё забыли. Около 1900 года пасшаяся на лугу лошадь внезапно провалилась в заросшую яму. Когда её расчистили, оказалось, что это давно заброшенная келья святого Филлана. Чудом частично сохранился источник. В 2000 году пещера и источник были освящены и вновь открыты для посещения.
(Преподобный Филлан Шотландский - пещера преподобного)
Личные колокол и посох святого Филлана находятся сегодня в Национальном музее Шотландии.
Святитель Василий, епископ Сурожский и Фульский
Скончался 9 января 1289 года.
Упоминается в греческом синаксаре XIII века, где сказано, что память ему совершается 9 января.
Священномученик Павел Никольский, пресвитер
Память 9 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 8 сентября 1896 года в городе Зарайск Рязанской губ. в семье диакона Дмитрия Павловича Никольского и его супруги Анастасии.
Окончил Рязанскую духовную семинарию в то время, когда началась Первая Мировая война, и в 1916 г. он был взят на фронт и служил в чине прапорщика. В 1918 г. вернулся из армии к отцу, служившему диаконом в Богоявленском храме в с. Плахино Михайловского уезда Рязанской губ.
Он приехал к отцу в момент крестьянского восстания и, хотя Павел в нем участия не принимал, после подавления восстания он был арестован и полтора месяца просидел в тюрьме. После признания его невиновным он был призван в Красную армию, где, как грамотный человек, стал учителем и секретарем военкома.
В 1922 году рукоположен в сан священника к Ильинскому храму с. Лобково Михайловского уезда Рязанской губ.
В 1928 году переведен в храм вмч.Димитрия Солунского с. Тросна Зарайского района Московской области.
В июне 1930 г. о.Павел по решению обшего собрания местного земельного общества получил разрешение на выделение земли в аренду. Это привело безбожников в гнев и они обвинили священника в подкупе крестьян и оказании на них морального давления.
(В годы лихолетия храм в селе Тросна (Трасна) был разорен и разрушен. В начале XXI века на месте разрушенной Димитриевской церкви в деревне Трасна установлен Поклонный крест)
5 января 1930 был арестован в с. Тросна и 3 февраля был приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ к трем годам лагерей за "к/р агитацию с целью вызвать массовое недовольство по поводу обложения духовенства налогом". На допросах виновным себя не признал и опроверг все обвинения.
Был отправлен в распоряжение Управления северных лагерей особого назначения.
Освободился в 1932 году, проживал в г. Серебряные Пруды Московской обл.
В 1938 году переехал в Зарайск.
В 1940 г. ему, как бывшему ранее в заключении, было предложено покинуть Зарайск, и он переехал в Рязань. В храме он не служил, но молиться ходил в Скорбященскую церковь.
30 июня 1941 года был арестован по доносу в НКВД, 22 сентября был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых работ за "антисоветскую агитацию". Виновным себя не признал.
17 октября 1941 г. был отправлен этапом в Вятлаг, куда прибыл 9 мая 1942 г. Тяжелые условия жизни и работы в лагере стали непосильны для больного, истощенного заключением священника.
22 января 1943 г. скончался от голода, похоронен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага.
Причислен к лику святых новомучеников 6 октября 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии.