Продолжение...
Святитель Мелетий (Якимов), епископ Рязанский и Зарайский
Память 14 января (Рязан., Иркут., Якут., Вят., 5 июня (память обретения мощей в 1998 году) (Рязан., Вят.), в Соборах Липецких, Рязанских и Сибирских святых
В миру Якимов Михаил Козьмич, родился 29 октября 1835 года в с. Нема (Введенское) Нолинского уезда семье священника Вятской епархии Космы Павловича Якимова (+ 18 октября 1837 года).
В первые годы своего детства, лишившись отца, он вместе с другими детьми-сиротами остался на попечении матери, испытывая, конечно, все тяжелые условия сиротской жизни. Несмотря на бедность и слабость здоровья, в 1850 году с большим успехом прошел курс Елабужского духовного училища и окончил в 1856 году Вятскую духовную семинарию.
Стремясь к уединенной жизни, он не захотел продолжать учение в высшей богословской школе, но непосредственно, по окончании семинарии, поступил в число братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря, где 28 (26?) марта 1857 года был пострижен в рясофор без перемены имени и определен сначала проповедником и библиотекарем, а затем (с 1 сентября) учителем по священной истории и нотному пению и надзирателем в Вятском духовном училище.
В таком скромном звании монастырского послушника, учителя и воспитателя духовного юношества молодой рясофорный инок оставался более года, пока советы его товарища-друга (впоследствии кафедрального протоиерея в Вятке Ф.Г. Кибардина) не привели его к решимости продолжать далее богословское образование в академии.
16 августа 1858 года он поступил в Казанскую духовную академию, где 1 февраля 1859 года был пострижен в монашество с именем Мелетия, а 16 марта того же года рукоположен во иеродиакона епископом Никодимом.
9 декабря 1861 года из высшего отделения академии, еще не окончившего 4-й курс, его сослали (уехал 31 марта 1862 г.) в Посольский Преображенский монастырь (на Байкале) для участия в деятельности миссии в наказание за служение "политической панихиды" по Бездненским крестьянам, убитым при усмирении их волнения.
Смиренно и безропотно покоряясь воле Божией, он отправился в маловедомую суровую страну Сибири с верой в свое призвание и христианской решимостью служить вверенному ему делу.
23 июня 1862 года он прибыл на место своего служения и определен миссионером в Селенгинское бурятское ведомство и 3-ю конную бригаду Забайкальского казачьего войска. С 1 ноября - миссионер при Кударинской степной думе.
30 декабря того же года рукоположен во иеромонаха.
20 июня 1865 года был удостоен степени кандидата богословия.
На миссионерском поприще он вступил в дружеское общение с епископом Селенгинским Вениамином, которое продолжалось между ними во всю последующую их жизнь.
С 1862 по 1867 гг. вместе с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек.
В Кударинском стане построил и освятил храм во имя свв. апостолов Петра и Павла.
С 1 июня 1867 г. - миссионер в Тунгуйской степи.
С сентября 1872 года он был назначен для проповеди слова Божия бурятам и тунгусам почти на самых границах Монголии (в Цаган-Усунском стане и Цикаре).
20 (30?) августа 1873 года определен начальником Иркутской духовной миссии и управляющим Ниловой пустынью в Саянских горах, а 27 сентября того же года - настоятелем пустыни.
2 февраля 1874 года возведен в сан архимандрита.
Миссионерское его служение с этих пор получает более широкую постановку, в особенности с того момента, когда новый начальник Иркутского отдела духовной миссии был вызван в Казань для ознакомления с методами переводов на инородческие языки книг, содержащих учение христианской веры. Эта поездка в Казань, общение его здесь с незабвенным Н.И. Ильминским и другими сподвижниками последнего имела - без сомнения - весьма важное значение в дальнейшей миссионерской деятельности о. архимандрита Мелетия: "Учение о святой православной христианской вере - в беседах с бурятами" - появлялось тогда в печати на их родном языке, а это, - конечно, - было хорошим началом, за которым следовало продолжение в том же направлении, обеспечивающее верный успех православному миссионерскому делу среди бурят и других жителей Сибири. Об успехах православной миссии среди этих народов в пятилетнее управление Иркутской миссией о. архимандрита Мелетия свидетельствует тот факт, что при нем обращено было в православную веру более одиннадцати тысяч язычников.
В мае 1875 года возвратился в Иркутск.
5 ноября (по др. свед.: 5 августа) 1878 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии и назначен управляющим Забайкальской духовной миссией в звании ее начальника.
Областной город Чита стал центром, откуда святитель-миссионер неустанно, в особенности в 1881 году (когда исполнилось 200-летие со времени основания Забайкальской миссии миссионерами Феодосием и Макарием), обходил с проповедью слова Божия все Забайкалье, прилагая все старания к просвещению своей паствы и устройству церковно-гражданского быта новокрещенных с целью слияния их с русским оседлым населением.
Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосв. Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч.
5 июля 1889 года назначен епископом Якутским. Прибыл в Якутск 16 сентября.
С 14 октября 1896 года - епископ Рязанский и Зарайский. 27 ноября отбыл из Якутска и прибыл в Рязань 17 февраля 1897 года.
С 1897 года - почетный член Казанской духовной академии.
Скончался 14 января 1900 года. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского Кремля.
В 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена Мелетий был причислен к Собора Сибирских святых. Местночтимый святой Рязанской, Иркутской и Красноярской епархий.
18 июня 1998 года обретены мощи святителя Мелетия. 18 сентября 1998 года мощи были перенесены в Рязанский Троицкий монастырь.
Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири. В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван "Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибири и Азии".
Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике.
Брат святителя был иереем в с. Верховойском.
Тропарь
глас 4 (употребляется в Якутской епархии)
Це́ркви Христо́вой свети́льниче, / земли́ Яку́тской и Ряза́нской украше́ние, / пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем бы́л еси́, / бде́нием же, посто́м, моли́твою и труда́ми благове́стническими просия́л еси́ / и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́. / Святи́телю Меле́тие, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь
глас 5 (употребляется в Рязанской епархии)
Це́ркве Христо́вы свети́льниче, / земли́ Ряза́нстей и Сиби́рстей украше́ние, / святи́телю Меле́тие, / Влады́це все́х моли́ся, / ми́р вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак
глас 4 (употребляется в Якутской епархии)
Ду́х ми́рен и кро́ток стяжа́в, / тве́рдое упова́ние на милосе́рдие Бо́жие име́я, / служи́тель ве́рный Це́ркви Христо́вой / и пропове́дник ве́ры во язы́цех яви́лся еси́, / святи́телю Меле́тие, / при́сный о на́с пред Бо́гом предста́телю // и моли́твенниче о душа́х на́ших.
Кондак на обретение мощей
глас 3 (употребляется в Рязанской епархии)
Дне́сь Собо́р Ряза́нских и Сиби́рских святы́х предстои́т в Це́ркви, / и неви́димо за ны́ мо́лится Бо́гу. / Дне́сь Це́рковь небе́сная и земна́я ликовству́ет, / А́нгели и святи́и ра́дуются, / ку́пно па́ства с ни́ми весели́тся, / прославля́я обре́тение моще́й святи́теля Меле́тия, // на́с бо ра́ди мо́лят вси Преве́чнаго Бо́га.
Преподобномученики Раифские и Казанские : иеромонаха Иосиф (Гаврилов), иеромонах Сергий (Гуськов), иеромонах Антоний (Чирков), иеромонах Иов (Протопопов) и послушник Петр (Тупицын), насельники Раифской Богородичной пустыни
27 января 1930 года в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действующую на место разгромленной в 1928 году обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. Еще накануне - ко всенощной - прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. После всенощной кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега, по благословению настоятеля общины иеромонаха Иосифа расположились прямо в церкви.
А на утро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. Удивительно трогательная, печальная, и вместе с тем, торжественная была в тот день служба. В последний раз причащалась братия Святых Таин, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. И было что-то особенно пронзительное в том, что служили в тот день не в зеленых, а в красных облачениях, как бы провидчески облекшись в цвет мученических риз.
После Литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных. И, воистину чуден Промысел Твой, Господи! Пока братия молилась небесным своим покровителям, окружившие храм новые варвары, сами не ведая того, повторяли уже бывшее много веков назад, готовя Раифским инокам венцы мученические. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали в грузовики и отправили в Казань.
Тут, в тюремных узах и явили новомученики Раифские образ нелицемерного стояния за Христа. Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили мужества иноков. Напротив, чем очевиднее становилось, что придется пострадать за Христа, тем тверже монашествующие держались на допросах.
Иеромонах Иосиф, принявший сан иеродиакона в 1920, а иеромонаха - в 1923, и избранный (хотя в монастыре были иеромонахи много старше по хиротонии) после закрытия обители настоятелем приходской церкви, на допросе свидетельствовал: “Ни в каких политических партиях не состоял и не состою. К Советской власти я отношусь как во власти, данной от Бога, но власть от Бога должна исполнять Божию волю, советская же власть не исполняет волю Бога, а потому - не Божья власть, а сатаническая. Она закрывает храмы, надругивается над святыми иконами, учит детей безбожию и т.д., т.е. исполняет сатаническую волю... И лучше умереть с верой, чем без веры. Я являюсь настоящим верующим, и вера меня спасала в боях, и надеюсь, что в дальнейшем вера меня спасет от смерти. Я твердо верую в Воскресение Христа и Его Второе Пришествие. Против налогов я не шел, так как в Писании сказано: “Кесарево - кесарю, а Богов - Богу”. Виновным себя признать не могу. Никакой антисоветской агитации не вел и не веду”.
Иеромонаха Сергия, как ризничего закрытой обители, к тому же неоднократно исполнявшего обязанности настоятеля, допрашивали с особым пристрастием, применяя для этого пытки (рассказывали, что когда о.Сергия вывели из камеры для приведения приговора в исполнение, т.е. на расстрел, то, прежде крепкий, о.Сергий не мог самостоятельно двигаться и его волокли под руки два конвоира).
Многие еще раифские монахи и послушники были арестованы и допрошены. Все они мужественно держались на допросах, не отрекаясь от веры. Иеродиаконы Иероним (Сорокин) и Порфирий (Советников), монахи Геласий, Нестор (Никитин) - с Афона, Савватий (Агафонов), послушники Александр Себельдин, Петр Ранцев, Иоанн Балякин, Иоанн Хорьков, а также 19 инокинь из трех закрытых в конце 20-х годов женских монастырей и несколько крестьян - явили собой образ христианской кротости и мужественного стояния за православную веру.
Но особенное внимание чекистов привлек молодой, двадцати трех летний послушник Петр (Тупицин). Простодушный и откровенный, он на допросе изумил даже следователей. Его готовность пострадать за Христа, открытое и даже радостное исповедание православной веры, обличение антихристианской власти, и ныне не может оставить равнодушным всякое верующее сердце. Послушник Петр родился в 1906 г. в д.Еланбуй Осиновского уезда Пермской губернии в доброй крестьянской семье. Окончив сельскую школу и будучи уже в юном возрасте глубоко религиозным, ушел он скитаться по святым местам, желая найти тихую обитель для уединенной монашеской жизни. Был Петр в разных монастырях, но почти повсюду находил их либо закрытыми, либо в разоренном состоянии и под угрозой закрытия. Посетил он и Саровский монастырь и часто слышал, что есть-де под Казанью Раифская пустынь, которая не закрыта, и которую очень поддерживают крестьяне окрестных сел. Сюда Петр и пришел. Архимандрит Феодосий ласково принял нового послушника и до закрытия святой обители Петр нес различные послушания.
По закрытию обители юный послушник вновь пустился в странничество, проживая - где день, где - два, но в основном -- при д.Бело-Безводной, где часто приходил к иеромонахам Сергию и Иову за наставлениями в духовной жизни и советом, готовился Петр и к принятию монашества. Отсюда ходил Петр в Казань, а позже - около 1,5 лет прожил в д.Чурилино, летом работая в поле, а зимой - когда прирабатывал черными работами (год был голодный, да и “церковникам” работы особенно не предоставляли), а когда - и добывая себе хлеб Христовым именем. В начале Филиппова поста 1929 года Петр вернулся в д.Бело-Безводную. С этого времени он часто посещал монастырь. По поводу своего отношения к положению Церкви в СССР, Петр сказал на допросе: “Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Это гонение не новость. Его нужно было ждать, т.к. об этом предсказано в Священном Писании. Для православных христиан наступят времена еще более ужасные, и встретить их надо быть готовым, и переносить их с радостью”.
Следствие продолжалось всего 23 дня, и 20 февраля 1930 года, в день, когда Православная Церковь чтит память 1003 мучеников Никомидийских, заседание Судебной Тройки ГПУ ТАССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицина) и двух мирян - Василия Гаврилова и Абрамова Степана - к ВЫСШЕЙ МЕРЕ социальной защиты - расстрелу. Другие иноки и инокини, арестованные в д.Бело-Безводной и в Раифе, были сосланы в концлагерь и в Севкрай на 5 лет.
Духовным утешением и укреплением перед принятием мученической смерти было для священномучеников Иосифа, Иова, Варлаама, Антония и мученика Петра то, что Господь сподобил их принять венец мученический в день Благовещения Пресвятой Богородицы - 25 марта/7 апреля 1930 г. Священномученика же Сергия терзали еще несколько месяцев, пытками добиваясь от него “признания”, где спрятана монастырская ризница, но так ничего и не узнали от него. И 10 августа н.ст., в день, когда установлено празднование Смоленской иконе Божией Матери, был казнен и священномученик Сергий.
(Раифский Богородицкий мужской монастырь, Татарстан)
Другие раифские монахи тоже пострадали: кто-то был расстрелян, кто-то сослан в концлагерь, кто-то умучен в заключении. их прославление, верим, еще грядет.
Прошло много лет. В Раифской пустыни, разоренной безбожниками, была и тюрьма, и колония малолетних преступников. Но вот недавно святая обитель вновь была передана Русской Православной Церкви, и в этом месте вновь стала возрождаться монастырская жизнь. Постепенно прежнее благолепие возвращается монастырю, и одиннадцать позолоченных крестов уже возвещают миру о свершившемся в который раз Торжестве Православия. Три храма - Грузинской иконы Божией Матери (где находится монастырская святыня), Раифских мучеников (с приделом, освященным в память новомучеников Российских) и Троицкий - уже действуют. Святая обитель живет и возрождается небесным покровительством и предстательством новых мучеников Раифских.
Сподоби же и нас, Господи святыми молитвами единовсельников преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных - новомучеников Раифских Иосифа, Сергия, Иова, Варлаама, Антония и Петра, Небесного Твоего Царствия! Аминь.
Полное Житие преподобномучеников вы можете почитать тут:
http://www.tatarstan-mitropolia.ru/mesyaceslov/raifa/ Мученик Райко-Иоанн Болгарский, Шуменский
Память 14 января (Греч.), 14 мая (Болг., Греч., ПЦА)
Был весьма красив лицом, чист душою и всем сердцем веровал во Христа. Примерно 18 лет от роду был ювелиром, жил и работал в городе Шумене Силистрийского эялета Османской империи (ныне в Болгарии). Его мастерская была расположена в самом центре города, а напротив был дом некоего турка, чья незамужняя дочь прельстилась красотой юноши и сгорала от страсти. Не имея возможности достигнуть своей цели иным путем, она решила прибегнуть к коварству. Однажды она вышла из дому и, отойдя немного от ворот, позвала Райко якобы для того, чтобы снять мерку с пальца для перстня. Когда Райко приблизился, развратница схватила его изо всех сил и попыталась втащить в дом. Юноша вырвался и оттолкнул ее, так что она упала на спину. Тогда она стала кричать и звать на помощь, а затем оклеветала Райко, обвинив его в том, что он покушался на ее девическую честь.
Разъяренные турки схватили юношу и привели к судье, который постановил: либо Райко примет ислам и возьмет девушку в жены, либо его будут бить, пока он не умрет. Святой ответил, что отречению от Христа предпочитает смерть. Судья и все присутствовавшие уговаривали его согласиться. Отец девицы обещал простить Райко, сделать его своим зятем и любить как собственного сына, сделав наследником всего своего имения, лишь бы он принял ислам. Но святой отвечал одно: "Я христианин, христианином и умру". Его били немилосердно, но не смогли склонить к принятию мусульманства. Тогда мучители связали и подвесили Райко, и так он провел остаток дня до вечера. Потом мученика отвязали и вновь принялись убеждать то ласками, то угрозами, но напрасно. По наступлении вечера его бросили в темницу и дали сроку на раздумье два дня.
Спустя два дня Райко вывели из темницы, и поскольку он оставался непоколебимым, он был опять подвешен на крюках и провисел так до вечера, после чего был брошен в затвор. На следующий день всё повторилось снова, но блаженный не принял ни ласк, ни обещаний и не испугался угроз. Единственным его ответом были слова: "Я христианин! Не потурчусь!"
Его подвесили в третий раз, а потом поставили под него разожженный мангал. Поворачивая тело мученика, они жгли и коптили его, не переставая уговаривать. Затем они привели врача, который сказал Райко, что полученные раны можно вылечить. Турки также обещали ему: "Скажи, что потурчишься, и будешь свободен, а мы сделаем тебя великим агой!" Но мученик был тверд: "Верую во Христа. Я христианин, им и останусь".
Посрамленные мучители придумали еще более суровое истязание: разрезали Райко кожу на животе и вырезали из нее ремень, а затем - такой же ремень на спине. Потом они обильно посыпали его раны солью, а после жгли горящими свечами. Когда изобретательность мучителей иссякла, муфтий распорядился перестать истязать его и обезглавить. Райко-Иоанн принял мученическую смерть 14 мая 1802 года.
Что сталось с его многострадальным телом, сведений не сохранилось. Очевидцем всего этого был иеромонах, который и передал рассказ о нём. Житие святого было написано иеромонахом Никифором Хиосским. Православные греки сохраняли память о его подвиге. Не сумев перевести его имя на греческий, они называли его Иоанном Болгарином, Хрисохским.
Святитель Деусдедит (Адеодат) (лат. Deusdedit, Adeodatus - посвящённый Богу), архиепископ Кентерберийский. Первый предстоятель Английской Церкви из англосаксов
Память 14 июля (Кельт. и Брит.), 14 января (Кельт. и Брит.)
Родился в Англии, происходил из западных саксов. В крещении получил имя Фритона (Frithuwine, Frithonas, Frithona).
К служению его подготовил святитель Гонорий Кентерберийский.
Избран шестым архиепископом Кентерберийским в 655 году "с просрочкой в год и шесть месяцев" после смерти святителя Гонория. Рукоположен Итамаром, епископом Хрофским (Рочестерским). Святой взял себе имя Деусдедит, что значит "посвящённый Богу".
О предстоятельстве Деусдедита сведений почти не сохранилось. В 656 году вместе с короролем Мерсии Вулфхером и его семейством участвовал в строительстве монастыря в Медесхамстеде (совр. Питерборо, графство Кембриджшир). Рассказ об этом, текст королевской жалованной грамоты 664 года и подтверждение папы Римского Виталиана приводятся в Англосаксонской хронике. Также основал монастырь на острове Танет (графство Кент).
Скончался в 664 году во время эпидемии чумы. Святой Беда Достопочтенный сообщает, что он умер 14 июля - в тот же день, что король Эрконберт Кентский, но эта дата оспаривается. Историк Фрэнк Мерри Стентон (1880-1967) считал, что святой Деусдедит умер 28 октября.
Святитель был погребён в Кентербери в монастырском храме святых апостолов Петра и Павла (позже Святого Августина). В 1091 году рака с его мощами, вместе с мощами его предшественников по кафедре, была перенесена к алтарю главного храма. Она находилась там до Реформации, во время которой мощи были уничтожены.
Его имя впервые встречается в церковных календарях на рубеже X и XI вв. (Босвортская Псалтирь). Память святителя Деусдедита Кентерберийского, ранее отмечавшаяся 14 января, в римо-католическом календаре впоследствии была перенесена на 14 июля - один из предполагаемых дней его кончины. В Православной энциклопедии указана западная память 15 июля. В римо-католическом календаре также отмечена память перенесения мощей 13 сентября 1091 года.
О нем рассказывает Беда Достопочтенный в "Церковной истории народа англов"; Житие Деусдедита, приписываемое Госцелину, основано на сообщении Беды.