02 (15) апреля 2018 года. Антипасха. Святые дня, молите Бога о нас!

Apr 15, 2018 06:01

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы.

Прп. Тита чудотворца, иеромонаха (IX).
Мчч. Амфиана и Едесия (306); мч. Поликарпа Александрийского (IV); свт. Никиты Лионского (573; Галл., Греч.); прмцц. Эббы, игум. Колдингэмской, Младшей и с нею других монахинь (870/874/880; Греч); прп. Георгия Ацкурского (IX-X; Груз.); прп. Григория Никомидийского (1240; Греч.); свт. Саввы, архиеп. Сурожского (XII).

Икон Божией Матери: «Ключ разумения», Озерянская, «Сладкое Лобзание» («Гликофилуса»).

Святые дня, молите Бога о нас!

Антипасха. Воспоминание уверения апостола Фомы.

Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавше. (Ин. 20: 29)




Седьмой день Светлой седмицы, второе воскресение после Пасхи по календарю Русской Православной Церкви имеет и другое название Антипасха (Полное официальное название Недѣ́лѧ а҆нтїпа́схи, е҆́же е҆́сть ѻ҆сѧза́нїе свѧта́го сла́внаго а҆по́стола ѳѡмы́, др.-греч. Κυριακή τοῦ Ἀντίπασχα ἤτοι ἡ ψηλάφησις τοῦ ἁγίου Ἀποστόλου Θωμᾶ).

Событие, которому посвящена Антипасха, было в восьмой день по Воскресении. Апостол Фома отсутствовал при первом явлении Спасителя ученикам. По-видимому, его не было в городе. Апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о Воскресении Учителя. Можно предположить, что они рассказали и о том, что Иисус дал им осязать руки, ноги и ребра. Поэтому понятно его желание: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20:25). Неверие апостола Фомы не имеет ничего общего с той затвердевшей невосприимчивостью к чуду Воскресения, которое мы видим у иудейских вождей. Это было вполне естественное желание утвердить веру на явных и очевидных свидетельствах.

Воскресший Иисус в восьмой день обновил для апостолов Свое явление, представ перед ними в горнице, двери которой были затворены. На сомнение апостола Фомы Спаситель отвечает его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои (Ин. 20:27). Именно поэтому, наверно, Фома не воспользовался приглашением Учителя осязать Его руки, ноги и ребра, а тут же поверил и исповедал Иисуса Христа как Бога: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28). Люди, упорно отрицающие Божество Спасителя мира, обходят это место Евангелия.

Первая неделя по Пасхе называется неделею Новой или неделею Антипасхи (греческое слово «анти» значит «вместо»), т.е. обновление Пасхи. В этот воскресный день Своим новым явлением для всех одиннадцати апостолов Господь повторил и обновил явление, бывшее в первый день по Воскресении. Но так как обновление явления Спасителя было особенно ради апостола Фомы, то восьмой день по Пасхе называется неделею св. Фомы. Непосредственно следуя за Пасхальной седмицей, она завершает наиболее торжественную часть величайшего праздника. Поэтому иногда Фомино воскресение называют восьмым днем Пасхи. Святитель Григорий Богослов пишет: «Древен и с доброю целью установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодения. Но разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а этот день воспоминания спасения» (Слово 44-е в неделю Новую).
(Иеромонах Иов (Гумеров). http://www.pravoslavie.ru/6915.html)

Слово святителя Филарета Московского в Неделю о Фоме вы можете почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/473920.html

Преподобный Тит чудотворец, иеромонах



Преподобный Тит чудотворец жил в конце VIII - начале IX века. С самого раннего детства возлюбил он Господа Иисуса Христа, отвергнув суету мирскую и презрев похоть плоти. Достигнув отроческого возраста, преподобный Тит поступил в общежительный монастырь - киновию, где был сначала послушником, а потом иноком. Он проходил тесный и трудный, но благодатный монашеский путь, с терпением и смирением очищая душу посредством добродетелей, постепенно восходя к духовному совершенству. Студийский монастырь близ Константинополя, где провел долгие годы в монашестве преподобный Тит, основан был еще в середине V века прибывшим из Рима в Константинополь вельможей по имени Студий.

Монастырь был знаменит многими подвижниками благочестия, мужественным противостоянием иконоборчеству, строгим общежительным монастырским уставом. Впоследствии именно студийский устав ввел на Руси преподобный Феодосии Печерский. Уступив настоятельным просьбам братии монастыря, преподобный Тит был рукоположен во пресвитера и руководил братией. Великая кротость, любовь и милосердие снискали преподобному Титу достойную его имени славу подвижника.
Господь наделил преподобного Тита даром чудотворения. Во время неоднократно возобновлявшихся гонений на святые иконы и их почитателей преподобный Тит явил себя твердым и непоколебимым исповедником и защитником иконопочитания. Оставив своим ученикам достойный образец молитвенного и постнического жития, преподобный Тит отошел ко Господу в глубокой старости.



(Студийский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в Константинополе (Μονή του Αγίου Ιωάννη του Προδρόμου εν τοις Στουδίου, Μονή του Στουδίου), известнейшая обитель Константинополя, ныне руины Имрахор Джами ("Мечеть Имрахор"))

Тропарь преподобному Титу чудотворцу
глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Тите, дух твой.

Кондак
глас 4

Жития молву оставил еси, и тихо все житие твое пожив, мудре, к Богу прешел еси, чудоносче отче наш, Тите преподобне.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Тите, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Мученики Амфиан и Едесий



Эти мученики жили на рубеже III-IV вв. и происходили из богатой семьи гор. Гаги Ликийские. Святой Амфиан (иначе Аффиан) учился праву в Бейруте и там перешел в христианство. Возвратившись на родину, он недолго продолжал вести мирскую жизнь, которую ему предназначали, но вскоре тайно бежал, всецело доверившись Промыслу Божию. Придя в Кесарию Палестинскую, Амфиан познакомился со святым Памфилом (16 февраля), будущим мучеником. Своей умудренностью в Священном Писании и в добродетелях, ведущих к совершенству, святой Памфил возбудил в сердце Амфиана желание посвятить жизнь Христу.

В правление Максимина Дайи поднялась волна нового гонения (306). Глашатаи ходили по улицам всех городов, повелевая жителям явиться в языческие храмы, чтобы принести жертвы идолам. Страх объял всех христиан. Когда Урбан, правитель Кесарии, готовился принести языческую жертву, Амфиан незаметно миновал стражей и предстал перед Урбаном. Он схватил правителя за правую руку, обращаясь к нему смиренным, но исполненным божественного дерзновения тоном: «Не дозволено отвращаться от Бога истинного, чтобы приносить жертвы бездушным идолам и бесам». Воины, сначала сбитые с толку, при этих словах набросились на юношу как дикие звери и стали бить по лицу, бросили его на землю, топтали ногами и изрезали ему рот и губы. Затем они бросили христианина в мрачную темницу, крепко заковав ноги в кандалы.

На следующий день Амфиан был приведен на суд Урбана. Правитель велел терзать его ребра железными крючьями, пока не показались кости и внутренности. Под пыткой святой мученик, укрепляемый благодатью Божией, со спокойствием повторял в ответ на вопрос о своей вере: «Я раб Христов». Приведенный в бешенство непреклонностью святого, тиран решил прибегнуть к изощренной пытке. Он велел обернуть ноги мученика промасленными тряпками и, подвесив Амфиана над землей, поджечь их. Но даже превратившись в живой факел, так что плоть его таяла от огня и стекала вниз, как воск, святой оставался чужд страданиям. Господь укреплял мученика, являясь ему в виде света, недоступного плотскому естеству. Святой Амфиан исполнялся все большего дерзновения и твердым голосом исповедовал веру. Он свидетельствовал о Христе Иисусе, Который пребывал в нем, а Христос в ответ засвидетельствовал через Своего раба Свое всемогущество, даровав ему эту превосходящую человеческое естество твердость. Язычники в это время скрежетали зубами от ярости.

Когда палачи утомились и лишились мужества, Амфиан был вновь отведен в темницу. На следующий день, после нового допроса, Урбан повелел бросить святого в море, привязав к ногам камни. Но как только он был брошен в морские волны, разыгралась буря, а в городе произошло землетрясение, приведя в ужас всех жителей. Тело мученика было выброшено волнами на берег к городским воротам. Туда сбежались все жители, исповедуя христианского Бога и громким голосом восхваляя имя Иисуса Христа. Святой Едесий обратился в христианскую веру намного раньше Амфиана. Так же как и брат, он был учеником святого Памфила.

Через некоторое время после мученической кончины Амфиана Едесий в свою очередь исповедал Христа перед судом и после пыток был сослан в Палестину на медные рудники. Во время всех испытаний он вел себя, как подобает истинному богодухновенному мудрецу. Отпущенный на свободу, он однажды направился в Александрию. Правитель города Иерокл преследовал христиан в нарушение всех законов и отдавал в дома терпимости дев, посвятивших себя служению Богу. Узнав об этом, Едесий, не в силах сдержать гнева, устремился к Иероклу и нанес ему такую сильную пощечину, что сбил с ног. Немедленно схваченный, христианин бестрепетно перенес ужасные мучения. Святой Едесий, как и его брат, был брошен в море.

Мученик Поликарп Александрийский

Святой мученик Поликарп пострадал за смелое обличение императора Максимиана (305 - 313) в пролитии невинной христианской крови в городе Александрии. Он открыто исповедал себя христианином и пошел на добровольные мучения. После тяжелых страданий мученик был обезглавлен.

Святитель Никита (Никетий, Низье), епископ Лионский



Сын сенатора, воспитывался в благочестии. Исцелился от опухоли на лице после явления святого Мартина Милостивого, епископа Турского.
В 30 лет был рукоположен во священника, при этом не оставляя заниматься ручным трудом, чтобы было чем помогать бедным. Очень большое внимание уделял образованию молодых людей, стараясь показать им, сколь благотворны плоды целомудрия. С особым вниманием относился к своему племяннику, святому Григорию Турскому, который впоследствии составил его жизнеописание.

Его дядя, святой Сакердос, епископ Лионский, во время визита в Париж при короле Хильдеберте тяжело заболел. В качестве последнего желания он попросил правителя о том, чтобы его племянник Никита стал его преемником. Король ответил: "Да исполнится воля Божия!" Так с одобрения духовенства и народа Лиона, утверждённого королевским решением, святой Никита стал 28-м епископом на Лионской кафедре.

Истинный подражатель Христу, он в каждом деле являл необыкновенное милосердие. Всякий раз, когда святитель чувствовал себя обиженным, он всеми силами старался в тот же час простить виновного или найти кого-нибудь, кто выступил бы в защиту последнего, чтобы получить возможность простить его. Однако эта мягкость совмещалась с достоинством властности и иногда уступала место праведному гневу. Так, однажды, увидев, что диакон, запрещённый в служении, презрел церковное решение и служит утреню, святитель воскликнул: "Пусть он умолкнет!" Тотчас диакон упал наземь с громкими криками, покуда он не был освобождён от беса по молитве епископа.

Святой управлял Лионской митрополией около 20 лет. Принимал участие в работе многих Соборах, в том числе Лионского Собора в 567 году, в ходе которого внёс значительный вклад в восстановлению порядка в Галльской Церкви.



(Лион. Церковь Св. Низье (Никиты))

Святитель Никита почил в мире 2 апреля 573 года. Был похоронен, как и другие епископы Лионские, в старинной базилике святых апостолов Петра и Павла. Впоследствии чудеса, явленные на его могиле, привлекали огромное число паломников, и церковь стали именовать церковью святого Никиты.

Преподобномученица Эбба Колдингэмская, Младшая (Aebbe the Younger, Ebba, Ebbe; греч. Εὔα), игумения



Память 23 августа (Кельт. и Брит.), 2 апреля (Греч.)

Просходила из рода королей Нортумбрии. О мученичестве святой Эббы известно благодаря свидетельству средневекового хрониста Матвея Вестминстерского.
Была игуменией в основанном преподобной Эббой Старшей двойном монастыре Колдингэм (Coldingham) в Бервекшире, крупнейшей шотландской обители того времени.

Когда монастырь был атакован викингами, Эбба собрала монахинь и благословила их спасти себя от попадания в пиратские руки, добровольно изувечив самих себя. Она подала пример, отрезав себе нос и верхнюю губу, остальные монахини сделали то же самое. Когда викинги ворвались в монастырь, они ужаснулись увиденному и разгневались тому, что женщинам удалось таким образом избежать надругательства. Монахинь заперли и сожгли заживо 2 апреля 870 года. По другим данным, мученичество святой Эббы и колдингэмских инокинь случилось около 874 года или около 880 года.

Преподобный Георгий Ацкурский, епископ



Жил на рубеже IX-X веков. Он происходил из аристократической семьи Шуарткели и получил образование при знаменитой Опизской обители в Кларджети.
Через четыре года после смерти владетельного Георгия Чорчанели, святой Георгий унаследовал ему как правитель области Самцхе. В то время бушевал ожесточенный спор о наследии Чорчанели.

Приняв мирскую власть, преподобный Георгий также долго и мудро управлял древнейшей Ацкурской епархией. Как известного писателя и церковного деятеля, его хорошо знала современная ему Грузия, хотя литературные сочинения не сохранились.
Георгий Ацкурский был близок с преподобным Серапионом Зарзмским - он присутствовал при его похоронах и активно содействовал созданию агиографической повести о его жизни и деятельности в Зарзмской обители.
В своем "Житии святого Григория Хандзтийского" Георгий Мерчуле также отмечает что преподобный Геогрий Ацкурский внес большой вклад в описание подвигов этого святого.
Скудные сведения о преподобном Георгии Ацкурском сохранились благодаря сочинениям известных грузинских писателей-агиографов X века святого Георгия Мерчуле и Василия Зарзмского.

Святитель Савва Сурожский, архиепископ

Память 2 апреля и в Соборе Крымских святых

Жил в Крыму (ранее XII века). Известие о нем сохранилось в записи на полях греческой Минеи XII века. В пяти верстах от бывшего города Сурожа (ныне г. Судак) существует гора, называемая Ай-Савва (святой Савва), где сохранились остатки храма и пещера, в которой, по-видимому, скончался и был погребен святитель. В 1872 году найдена была икона святителя Саввы Сурожского.

Преподобный Григорий Никомидийский , иеромонах

Родился около 1190 г. в Вифинии, недалеко от Никомидии, рос и воспитывался в знатной и богатой семье, родители дали ему хорошее образование. Изучая церковные книги, он почувствовал склонность к монашеской и аскетической жизни и поселился в одном из монастырей в своей провинции. За короткий срок благодаря усердию и молитвам, он сподобился всех добродетелей монашеской жизни.

Часть братии монастыря, позавидовав этим добродетелям, обвинила его в присвоении церковной утвари, и Григорий был вынужден бежать в одну из расположенных неподалеку обителей, где подвизался его родной брат.
Слава о его аскетической жизни быстро распространилась, и игумен вместе с монахами стали принуждать его принять сан. После некоторых колебаний Григорий был рукоположен во иерея, но, проведя в монастыре 3 года, попросил отпустить его в более уединенное место.
Сначала он подвизался вместе с братом в окрестностях одной из деревень, затем поднялся на близлежащую гору, где решил остаться навсегда. Он построил маленькую хижину и настолько преуспел в духовных подвигах, что ему была дарована способность предсказывать будущее, исцелять больных и совершать др. чудеса.

Скончался в 1240 году в возрасте 50 лет.

Память прп. Григория не отмечена в древних синаксарях Греческой Церкви. Никодим Святогорец включил его в собрание житий святых Νέον ᾿Εκλόϒιον под 2 апреля.
Житие преподобного написано в сер. XIV в. Иосифом Калофетом (+ 1355).

Икона Божьей Матери "Ключ разумения"



Образ Божией Матери «Ключ разумения» достаточно редкий, его нечасто можно встретить в православных домах и храмах.
Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения».
Обычно иконы этого типа (также как и близкие им по значению «Прибавление ума» ) являются обетными - то есть написанными во славу чудотворной помощи православных святых. Наиболее древний подобный образ пребывал в кладбищенской церкви города Балахны, который расположен в Нижегородской области.
Образ этот чтится местно и находится ныне там же, в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской губернии.

История иконы Пресвятой Богородицы «Ключ разумения» тесно связана с историей очень схожего образа «Прибавления ума» , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето, о чём существует множество доказательств. Несмотря на смысловую схожесть, внешне иконы «Ключ разумения» и «Прибавление ума» совершенно различны: на последней Богоматерь изображается в далматике - длинном плаще без рукавов (как и статуя Девы Марии из Лорето) и с Младенцем Иисусом на руках, ключ же на композиции образа отсутствует.

Однако существует несколько фактов, которые свидетельствуют об общих истоках этих двух икон. Сегодня в Лорето, подле знаменитой статуи, можно купить икону Девы Марии (внешне соответствующую образу «Прибавление ума») с такой надписью: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: "Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости». Примечательно, что на образах с именем «Ключ разумения» важной частью композиции является арка, под сводом которой разворачивается сюжет иконы. Обитель статуи Пречистой Девы из Лорето - резная ниша, где хранится святыня - также имеет форум арки.



(статуя Девы Марии в Лорето)

На территории России иногда встречаются иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума», содержащие в себе надписи «Прибавления ума и ключ разумения». А в Романовской Покровской церкви пребывает икона «Прибавление ума», в композиции которой уже более отчетливо прослеживаются особенности, присущие образу «Ключ Разумения» - 2 пары ангелов внизу извода, корона над головой Богоматери и Её облачение.
Все это позволяет предположить, что «Ключ разумения», «Прибавление ума», а также католическая версия иконы, именуемая «Дева Мария. Ключ Мудрости» являются различными интерпретациями одного и того же источника - статуи Пречистой Девы из Лорето.

Тропарь
глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиренний, и припадем, в покаянии зовущие из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества погрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Молитва перед иконой Божией Матери «Ключ разумения»

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Икона Богородицы Озерянская



Недалеко от Харькова, в Преображенском Куряжском монастыре хранился чудотворный образ Божией Матери Озерянской. По преданию, образ был явлен в конце XVI века возле села Озеряны - отсюда и название иконы; впоследствии на этом месте возникла обитель, также получившая название Озерянской.

Рассказывают, что некий украинский крестьянин косил траву и рассек образ Божией Матери косой пополам... Осознав, что его поступок, пусть и не преднамеренный, страшен для него и для окружающих, человек поднял две половины иконы, с благоговением поместил у себя в молитвенном углу, зажег перед нею свечу, а утром обрел икону целой, остался лишь тонкий след от рассечения.

В 1794 году Озерянская икона была перенесена в Куряжский монастырь, а после его закрытия 8 лет находилась в харьковской Покровской церкви. В начале XIX столетия монастырь был восстановлен, и святую икону Божией Матери по просьбе братии возвратили в обитель.

На поклонение этому чудотворному образу стекалось множество богомольцев из Харькова и окрестных селений, от нее по горячим молитвам верующих происходили многочисленные исцеления страждущих.

30 сентября каждого года (начиная с 1843-го) чудотворный образ Пресвятой Богородицы крестным ходом переносился в г. Харьков, где находился всю зиму, а 22 апреля таким же путем возвращался в монастырь.

Озерянская икона была украшена дорогой ризой из червонного золота старинной работы, написана на холсте древним малороссийским письмом.

В годы богоборчества Озерянская икона Божией Матери, которая считается покровительницей Харькова и всего Слободского края, была утеряна. Сохранился лишь список, сделанный по всем церковным каннам и обладающий, как утверждают священнослужители, такой же чудотворной силой, как и оригинал.



(Церковь Озерянской Иконы Божией Матери - Нижняя Озеряна - Харьковский район, построен на месте разрушенного монастыря)

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Озерянская»

От суеты житейския возникше и ума своего помыслы во едино собравше, ко Твоей, Богородице, иконе очи душ и телес наших воздвизаем, и Тебе взываем сице: не остави, Пречистая, нас немощных во гресех наших растлетися, не попусти злому демону души наша от Сына Твоего в дебри страстей отгнати, но помози нам Того заповеди присно памятовати, да ниже блудным возбешением себе предаем, ниже друг друга злобою угрызаем, но якоже днесь, святыни Твоей предстояще, о исправлении жития нашего ревностию распаляемся, тако и от храма Твоего в дома своя отшедше, сие доброе намерение сохранити потщимся. По сих же и телесныя наша нужды утоли, и горести Твоею молитвою исцели, Всепетая. Вемы, яко подобаше нам паче вся сия благодушне претерпевати и точию о терпении в скорбех Господа просити: но понеже изнемогают в печалях душы наша и помыслы уныния нашу колеблют веру, сего ради в сокрушении сердец к Тебе сице взываем: якоже безчисленныя болящыя страдальцы исцелила еси и скорбящыя утешила еси, тако и нас пред чудотворною Твоею иконою припадающих и в скорби Тебе молящихся услыши, и всех прошения во благое исполни, болящым здравие, скорбящым утешение подающи, во вражде сущым мир от Бога низпосылающи, сомнящымся же веры утверждение. Услыши грешныя рабы Твоя, Пречистая, воздвигни нас на благодарственное Ти славословие, да умножится вера людей Твоих, да прославится в них Твое заступление, да тако Царствие Сына Твоего посреди нас утвердится. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы «Сладкое лобзание» («Гликофилусса»)



Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829-842).
Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа.
Она пустила ее в море.

Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.
Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя один богомолец. Здесь в обители он случайно заговорил с экклесиархом. Последний в искренней беседе рассказал богомольцу о различных чудесах Божией Матери и сообщил также о том, каким образом явилась на берегу моря пред Афонской Филофеевской обителью Ее икона Сладкое лобзание.
Богомолец с любопытством о всем расспрашивал экклесиарха, внимательно выслушивал его рассказы и, по-видимому, все близко принимал к сердцу. Экклесиарх шел навстречу его желаниям. Но каково же было его изумление, когда его собеседник в конце концов выразил свое сомнение в истинности всего рассказанного, а повествование инока о чудесном явлении иконы Божией Матери Гликофилуссы счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок.
Экклесиарх задумался. Он не ожидал ничего подобного. Несомненно, что в душе богомольца были посеяны злые семена, и они отравляли его христианское настроение. Может быть, он был уже близок к полному падению. Ведь от отрицания благодеяний, оказанных роду человеческому Богоматерью, и от сомнений в чудесном явлении Ее святого образа всего лишь один шаг к сомнению и в чудесах вообще, а в частности, и чудесах Спасителя рода человеческого...

Видя близкую гибель своего собеседника, экклесиарх пытался рассеять его дух сомнения, но богомолец упорно отрицал все его слова и доводы. Так глубоко он пал.
И не доводы инока убедили богомольца: он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной.

В тот же день над ним самим совершилось чудо, и из него он мог убедиться в чудесной силе Пречистой Девы. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» и спустился на землю без всякого вреда...
Икона Сладкое лобзание прославлена и другими чудесами. Она стоит в соборном храме обители и изображает Богоматерь лобзающей Предвечного Младенца. Икона имеет в высоту 1 аршин 12 вершков, а в ширину 1 аршин 3 1/2 вершка. Есть церковное предание, что она одна из 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой.

В скиту русского афонского Пантелеймоновского монастыря есть снимок с чудотворной иконы «Гликофилусса».

Тропарь Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Сладкое лобзание»
глас 7
Одержащей ереси,/ о честней иконе Твоей, Дево,/ яве промышлявши:/ морешествием Твоей обители/ яко дар достоин приношаеши./ Сию же мы Сладколюбящую праве нарицающе,/ Тя ублажаем.

Кондак Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Сладкое лобзание»
глас 8
Иже в храме и обители Твоей приходящий Ти/ и богоугодно спасительная гонящия/ и почитающия Твой святый образ,/ сим даруй, Дево, Твоя милости,/ от всяких избавльши сих скорбей, Тебе вопиющия:/ радуйся, Едина Богоневестная.

икона Божьей Матери Озерянская, икона Божьей Матери Ключ разумения, Святые дня, икона Божьей Матери Гликофилусса, апостол Фома, Праздник, Православие

Previous post Next post
Up