Продолжение…
Святой мученик Аврамий Болгарский
Этот богатый и знатный купец жил в Волжской Булгарии в конце XII-начале XIII вв. Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, - Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения). По Крещении святой евангельским словом, а - главное - христианским образом жизни несет апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31). Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии - Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.
В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Его соотечественники не только не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа, но даже раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру. Они стали Авраамия первоначально, как любимого всеми, уговаривать, чтоб оставил Христову веру. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику). Пытались заставить его замолчать, отречься от Христа, но было тщетно. Тогда болгары, рассвирепев, как звери, на исповедника много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но укрепляемый благодатию Божиею, еще больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность в вере, злобные изуверы отвели за город и у колодца, недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу. Так 1 апреля 1229 года с исповеданием истинной веры на устах отошел к своему Небесному Отцу этот милосердный и искренний человек Божий. Муромские купцы, бывшие тому свидетелями, погребли мученика на особом кладбище, «где погребались все христиане». Господь вскоре наказал жителей Великих Булгар за кровь Своего угодника страшным пожаром «... вскоре выгорел оный град Великий со многим и неисчисленным богатством!»
При гробе очень скоро начались знамения, послужившие поводом к почитанию святого, слух о которых распространился по всей Православной Руси. В 1230 году к благоверному владимирскому князю Георгию Всеволодовичу явились послы от волжских булгар просить мира (после шестилетней войны с Русью).
Князь Георгий согласился на их желание и, едва заключен был мир, послал в Булгары посольство для перенесения мощей мученика Христова. 9 марта 1230 года его мощи были перенесены во Владимир, в Княгинин монастырь (где и поныне хранится уцелевшая частица).
(Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире)
Незадолго до революции в с.Болгары были переданы древний образ святого с частицей его мощей и старая деревянная рака. Эти святыни были утеряны в период безбожного лихолетья. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, в безбожное время сберегавшаяся с благоговением жителями города по домам, ныне же находящаяся в Свято-Авраамиевском храме г. Болгара. Господь прославил Своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях, сохранились записи об исцелении больных. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.
Тропарь мученика Авраамия Болгарского
глас 4
Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.
Кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 8
Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.
Ин кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 3
Укрепився, славне, любовию Господнею/ и Того честный Крест на рамо взем, иго Господне,/ посрамил еси диаволя коварствия/ и пострадал еси даже до смерти,/ и сего ради, досточудне, явися страдалец велик, Авраамие,/ и оружником храбротаинник/ и участник Божия благодати.
Преподобный Пахомий Глединский, в схиме, вероятно, Пимен, епископ б. Романский
Память 14 апреля (Рум.), 1 апреля (Укр.) и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/865908.html Преподобный Геронтий Печерский
Преподобный Геронтий подвизался в ХIV веке. Он был иноком Киево-Печерского монастыря и исполнял послушание канонарха. Всю свою жизнь он провел в обители, в подвигах воздержания, послушания и молитвы. Преподобный Геронтий был погребен в Дальних пещерах. Память его празднуется также с Собором преподобных Дальних пещер 28 августа.
Тропарь преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах
глас 3
Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Ин тропарь, общий, преподобным Геронтию и Леонтию канонархам, в Дальних пещерах почивающим
глас 3
Двоице святая,/ правилоначальная, бывшая в церкви/ и в правиле иночестем возсиявшая светло,/ всечестнии канонарси,/ молите Христа Бога,/ да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.
Ин кондак, общий, преподобным Геронтию и Леонтию канонархам, в Дальних пещерах почивающим
глас 1
Канонаршествующе, честнии канонарси,/ и пение церковное поющим предводительствующее в церкви,/ подобистеся воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже житию подражавше, / и, с ними ныне ликующе, / поминайте ны, любовию хвалящих вас.
Преподобный Макарий Пеликитский, игумен
Преподобный Макарий, игумен Пеликитской обители, родился в Царьграде. Еще в отрочестве он лишился родителей. Святой с усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Он поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии, где в то время игуменом был прославленный подвижник преподобный Иларион (+ ок. 754, память 28 марта). После смерти настоятеля преподобный Макарий был единодушно избран братией игуменом. В царствование византийских императоров Льва V Армянина (813 - 820) и Михаила II Косноязычного (820 - 829) преподобный Макарий пострадал как исповедник за почитание святых икон. Он был сослан на остров Афусию, где и скончался около 830 года.
Мученики Геронтий и Василид
Мученики Геронтий и Василид претерпели мученическую смерть за Христа в III веке; их усекли мечом.
Тропарь мученикам
Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.
Праведный Ахаз
Время жизни неизвестно. Отождествление с иудейским царём Ахазом возможно, но маловероятно - ввиду известных нечестивых дел последнего.
Память праведного Ахаза без жития включена под 1 апреля в греческие рукописные стишные синаксари и печатные Минеи. В Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь праведному Ахазу. Память и стих святому также были включены в славянские списки Стишного Пролога и помещены в Великие Минеи Четьи.
Преподобный Иоанн Шавтели, епископ Гаенатский, выдающийся грузинский гимнограф, философ и ритор
(Преподобный Иоанн Шавтели и Евлогий юродивый)
Память 1 апреля, 9 июня
Преподобный считается выходцем из Шавшети - Шавтели на одном из диалектов грузинского языка означает "из Шавшети".
В молодости св. Иоанн получил превосходное образование в Гелатской академии в Западной Грузии, где изучал творения святых отцов, античную и арабскую историю, философию и литературу. Впоследствии он принял монашество и долгие годы подвизался в знаменитом пещерном монастыре Вардзия на юге Грузии, в уединенной келии. Здесь, прилагая труды к трудам, преподобный Иоанн вел жизнь сурового подвижника, постоянно предаваясь молитвенным размышлениям о Творце, мироздании, назначении человека и глубоко проникая в смысл Священного Писания.
В постоянном подвиге он достиг высокого духовного совершенства и получил замечательный дар слова, раскрывшийся в его поэтическом творчестве, из которого особенно выдающимся произведением является ода "Абдул-Мессия" ("Раб Христов"). В оде преподобный именует себя самого "странником" и "рабом Христовым".
Когда в 1204 году грузинское войско, под предводительством царя Давид-Сослана направилось на Басианскую битву с султаном Рукн-эд-Дином, святая царица Тамара с многочисленной свитой, состоящей из высших иерархов Грузинской Церкви, отправилась молиться в Одзрхийскую обитель. Среди сопровождавщих Царицу был и преподобный Иоанн Шавтели. Во время литургии в Одзрхе произошло чудо: наделённый Господом даром предвидения, юродивый Евлогий пал ниц и прославил Бога, а преподобный Иоанн истолковал это как указание на счастливый исход битвы. Так и случилось - победа грузин, выступивших из Вардзийского монастыря против четырехсот-тысячной армии мусульман, позволила Грузии сохранить независимость и остаться оплотом Православия на Среднем Востоке, что содействовало и укреплению единоверной Византии. Преподобный Иоанн Шавтели в честь победы Грузии в Басианской битве написал "Песнь Вардзийской Богородице".
Скончался в глубокой старости. Память его издревле чтится Грузинской Православной Церковью.
Сочинения
Преподобный Иоанн написал свою знаменитую оду "Абдул-Мессия" ("Раб Христов") в 1210-1214 годах, в Вардзийском монастыре. В ней он воспел образ христианина, верного канонам Святой Православной Церкви. Много молитвенных строф посвящено в ней святым благоверным грузинским правителям - царю Давиду Возобновителю и царице Тамаре Великой, которой и посвящена ода. Богословская значительность оды особенно очевидна в тех строфах, где поэт возносит молитвы во Имя Пресвятой Троицы, благодарит Творца-Вседержителя и Благого Промыслителя, даровавшего людям спасение во Христе. Говоря об установленном Богом мироздании, преподобный Иоанн пишет, сообразуясь с трудами святого Дионисия Ареопагита, о Небесной и церковной иерархии. Шота Руставели, литературным предшественником которого был преподобный Иоанн Шавтели, восклицал: "Про Абдул-Мессию пели строфы звучные Шавтели, - он в искусстве преуспел!"
Евлогий Пророк, Христа ради юродивый
Память 1 апреля (Груз.)
Под видом юродства Евлогий скрывал Божий дар предвидения. О нём сохранилось лишь одно известие, в связи с Басианской битвой. Когда в 1204 году грузинское войско, под предводительством царя Давид-Сослана направилось на битву, святая царица Тамара со свитой молилась в Одзрхийском монастыре. Во время литургии здесь юродивый Евлогий трижды пал ниц, а затем, воздев руки к небу, воскликнул: "Славен Бог! Всемогущ Христос!.. Не бойтесь персов!.. Милость Божия снизошла на дом Тамар!" Собравшимся стало ясно, что слова Евлогия были откровением Господним.
Тогда же преподобный Иоанн Шавтели, бывший при царице, заверил её что "Всевышний устами юродивого объявляет нам о счастливом исходе!" Евлогий доверил тайну своей жизни и прозорливости преподобному Иоанну, но при этом избежал людского возвеличения и скрыться с глаз.
Святитель Мелитон Сардийский, епископ
Был епископом г. Сарды (Малая Азия). Упоминания о святителе Мелитоне в "Церковной истории" Евсевия Кесарийского и у других древних христианских авторов показывают, что сочинения святого Мелитона в III-IV в. считались образцовыми в плане раскрытия православной христологии, и ими широко пользовались для защиты православного учения от ересей.
Так как епископ Мелитон был почитаем во всех Церквах Асии за мудрость и святость жизни, верующие вопрошали его о значимости книг Ветхого Завета и о порядке, в котором они должны быть расположены. Тогда святитель предпринял паломничество в Палестину, дабы черпать сведения из первоисточника. Составленный им список богодухновенных книг стал первым каноном Священного Писания.
Из-под пера св. Мелитона вышли многие сочинения, из которых до нас дошло лишь несколько фрагментов. Исключение составляет сочинение "О Пасхе", полный греческий текст которого был открыт в 1940 году К. Боннером. Оно является выдающимся памятником христианской богослужебной поэзии. По богатству образов, лаконизму и поэтичности выражения оно не знает себе равных среди дошедших до нас произведений отцов Церкви этой эпохи. Вероятно, оно читалось в церкви на Пасху непосредственно после ветхозаветных чтений из книги Исход (на это указывают первые слова сочинения: "Писание об исходе евреев прочитано, и слова таинства изъяснены"). Некоторые учёные предполагают, что оно читалось не в Великую Субботу, а в Великую Пятницу, ибо Великая Пятница - день, посвящённый воспоминанию страданий и крестной смерти Иисуса Христа - с глубокой древности называлась христианами Пасхой распятия, в отличие от Пасхи воскресения, празднуемой в "день Солнца". Образ Христа страдающего и распинаемого был неотделим в сознании ранних христиан от образа Христа воскресшего, и Великая Пятница являлась началом пасхального торжества. Сравнение этого сочинения святителя Мелитона с богослужебными текстами Страстной седмицы показывает, что его проповеди, возможно, были одним из источников составленных впоследствии антифонов Великой Пятницы.
Святитель Мелитон мирно скончался, по разным данным, в 177 году или около 190 года. Тело его было положено в Сардах.
Преподобные Кайдок и Фрикор, иначе Адриан, миссионеры Валлийские
Память 1 апреля, а также в Сентуле 24 января, 31 марта и 30 мая
Ирландцы Кайдок и Фрикор (Caidoc et Fricor) проповедывали Благую Весть в районе Моран (Morins), что в Пикардии, на севере Франции приблизительно в 622 году. Среди тех, кто пошёл за ними ко Христу, имелся дворянин Рикье, впоследствии - святой Рикарий (Ricarius), или Рикье (Riquier; память 26 апреля), который вмешался, когда несколько человек из-за угла грубо прервали их наставление. Он их пригласил к себе. Рикье стал пламенным христианином-аскетом, и в конечном счете он был рукоположен. В 625 году Рикье основал монастырь Сентула (Centula), по правилу другого ирландца - святого Колумбана.
Их святым мощам всегда поклоняются церкви прихода Сан-Рикье (Saint-Riquier) в епархии Амьен, хотя они оставались в Сентуле до 17-ого века. Святые Кайдок и Фрикор присоединились к братству Рикье и остались там, до тех пор, покуда не были похоронены в церкви святого Рикье.
(источник: Избранные жития святых, в Европейских землях просиявших. К. М.:2005-2013 . Составление и перевод А.А.Бурова)
Священномученик иерей Сергий
(Заварин Сергей Константинович, +14.04.1938)
(протоиерей Сергий Заварин с супругой и внучкой)
Сергий родился 10 сентября 1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника Константина Заварина. По окончании Ярославской Духовной семинарии Сергей Константинович был рукоположен во священника и служил в селе Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в село Вознесенское. За безупречную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея.
В 1927 году священник, служивший в храме в селе Троица‐Закулжье Любимского района Ярославской области, проявил малодушие и публично отрекся от сана, и отец Сергий был назначен служить на его место. Власти сразу же стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать: в 1927 году суд присудил его к выплате штрафа, обвинив в потраве овса, в 1930 году - к штрафу за непоставку молока государству; в 1931 году власти предложили отцу Сергию уплатить культсбор на сумму 735 рублей, но священник отказался платить за неимением денег - в тот же день представители властей произвели в его доме опись имущества. Отец Сергий вынужден был пойти по домам прихожан просить о помощи и в результате собрал и уплатил 400 рублей.
(Церковь Троицы Живоначальной - Троица - Любимский район - Ярославская область, не действует)
После приезда отца Сергия в село Троица‐Закулжье сотрудники ОГПУ стали собирать о нем сведения, в которых надеялись найти предлог для ареста. В 1932 году они писали о священнике, что он, как личность антисоветская, «по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза поп служил большую обедню и на вопрос, почему у него так много сегодня народа, ответил: “может быть, уж служу в последний раз”».
Один из осведомителей доносил 3 марта 1932 года в ОГПУ: «Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью говорил: “Коллективизация Церкви не касается: коллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе; отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет, возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования согласно слов Христа: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее”. Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два‐три человека, ибо сказано: “где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них”».
Во второй половине тридцатых годов отца Сергия все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в церкви, - в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение.
В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение. «Довожу до вашего сведения, - писал он, - что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего‐то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям по миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает».
28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии. «Весной 1937 года, - заявил он, - в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: “Православные миряне, лен не сейте - эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца - метр за большие рубли”». Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 года во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру». И отец Сергий поклонился прихожанам, благословил их и был выведен сотрудниками НКВД из храма. Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и их на некоторое время приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.
- Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? - спросил отца Сергия следователь.
- Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, - ответил священник.
- Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?
- Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю, поэтому и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова.
Следствие было закончено за один день, и 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно‐трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Заварин скончался в заключении 14 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Реабилитирован 19 мая 1989 года прокуратурой Ярославской области.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.