Художник Н. В. Неврев. Смотрины. 1888
Восторга у меня картина не вызывает в силу некой нарочитости и ущербной композиции. Обратите внимание на массивную фигуру стула справа, спинкой. Уж больно он доминирует и его следовало бы, как пристенную кушетку, безжалостно "обрезать" (но тогда бы не вписалась картина, а она нужна, как я покажу ниже).
Рассмотрена мною нехитрая композиция данной живописной работы. Это чередование пятен, белых-светлых и чёрных-тёмных. Пять таких и пять других. В принципе, это бесхитростная и формальная схема, и предполагает рассматривание предлагаемого ряда слева направо, по задумке автора. Поэтому и геометрический центр формата зрительно пуст, а фигура главного персонажа, невесты, сопряжена с фигурой предполагаемого папеньки, зрительно, опять же, они слиты и от невесты внимание отводят влево и вверх (на портрет хозяина). Интрига незамысловата: зритель начинает тут же сопоставлять изображённого человека и его же портрет, и это всё в рамках, так сказать, действительного группового портрета, как бы отражение в зеркалах, которое всегда загадочно. А теперь представим жанровую сцену без показанных героев, просто комнату. Чёрная картина, практически в углу и на очень светлой стене -- абсолютный нонсенс.
Есть ещё ряд "неживое-живое", эта характерная уловка, поскольку предмет пред нами -- лишь имитация живости, живопись. Но таким образом подведена иллюзия живого. Например, номер 1 -- это абсолютно невыразительное пятно, одежда. Но фигура необходима для ритмики, к тому же, вершина её начинает нисходящую диагональ тёмных фигур, из которой немного выбивается портрет сверху и в центре, номер 4.
Можно было провести анализ искусствоведческий, разобрать природу данных сверхконтрастных силуэтов. Это конец 19го века и есть свои тенденции там, конечно. Но я не искусствовед.