"Секретный фарватер": на пороге Винеты-3

Oct 13, 2024 23:08

       Итак, Винета, сиречь тайная база-стоянка «Летучего голландца». Одна из.
       По тексту романа известно три «винеты»:
       - Винета-2 на корабельном кладбище в порту Пиллау;
       - Винета-3 в шхерах на севере Финского залива;
       - Винета-5 на речке Аракаре, затерянном в джунглях притоке Амазонке.
       Нумерация «винет» позволяет предположить наличие, как минимум, ещё двух: Винеты-1 и Винеты-4. И в самом деле, в романе упоминаются тайные стоянки в Германии, причём не в единственном числе. Возможно ли такое? Вполне. Достаточно вспомнить гамбургский бункер «Эльба II», который был обнаружен в 1987 году вместе с тремя лодками типа XXI (U-2502, U-3004 и U-3506), которые до того считались пропавшими без вести. Для одной-двух лодок такое устроить было вполне реально (а вот для так называемого «конвоя фюрера», об который до сих пор стачивают свои перья иные борзописцы и которого в природе не существовало, организовать тайные базы было, конечно, невозможно). Поэтому можно считать Винету-1 и Винету-4 базами-стоянками где-то в самой Германии, всё равно это предположение почти ни на что не влияет.
       Выбор места для Винеты-3 (карельские шхеры) вообще-то несколько обескураживает. С точки зрения специфики действий «Летучего голландца» куда более выгодными являлись бы Аландские острова. Те же шхеры, только раз в десять «шхернее» (акватория 100×60 миль вмещает в себя более 6000 островов и островков!), а ещё они лежат на ключевом месте - на входе в Ботнический залив, - и через них проходит всё судоходство, везущее из Швеции и Финляндии в рейх сырьё стратегического значения. Да и финского «господина советника» там было бы сподручнее забирать или высаживать… Но нет «винеты» на Аландских островах, не упоминается. А упоминается та, что в карельских шхерах. Которая не имеет никакого ключевого значения, которую трудно снабжать, которую надо прикрывать зенитками от русских и до которой приходится идти по очень малым глубинам - не маршрут, а одна сплошная навигационная опасность.
       Однако по тексту романа следует, что Винету-3 сделали, когда она ещё не была Винетой-3, а когда стала, Германия всё ещё уповала на победу в войне. Так что ладно, чёрт с ней, пусть будет там, где есть. По-видимому, ни о какой дозаправке и ни о каком таком снабжении «Летучего голландца» в Винете-3 (в отличие от прочих «винет») речь даже не идёт. Там бы команду самой Винеты-3 как-то прокормить… Эта тайная база чисто для небольшого отдыха, для временного отстоя и вынужденного ожидания, для мелкого ремонта. По большому счёту, в восточной части Балтики «Летучему голландцу» вообще делать нечего, но…
       Но, тем не менее, летом 1944 года он там ошивался постоянно. Сначала Шубин с экипажем видели его одновременно с обнаружением светящего фарватера с фонариками на вешках. Потом при взятии на борт «господина советника» - и посадили его на камни, это всё возле Винеты-3. Потом он что-то делал между Кронштадтом и Лавенсаари - когда Шубин летел из Ленинграда на Ла-5 и после гибели самолёта попал на борт лодки. Потом «Л.Г.» зачем-то планировал идти к финской Хамине. Затем была встреча с ним у притопленного судна с грузом шведских подшипников (возле Вентспилса), но это уже не восточная Балтика, а ближе к центральной.
       Что интересно: согласно Платову, не «Летучий голландец» смотался в Киль или во Фленсбург за кофрами фюрера, а наоборот ­- кофры фюрера привезли на борт в Пиллау. В Пиллау! Накануне нового 1945 года. И это странно. Фронт стремительно надвигается, конец Третьего рейха всё явственней, но фюрер свою любимую подводную лодку почему-то держит не поближе к себе в ближайшей «винете», а чёрт те где в Пиллау; ещё и приказывает свои сверхсекретные кофры туда отвезти… Вот бы узнать, прикидывал ли Платов место возможного взятия фюрера на борт (ну, для романа, по планам самого фюрера).
       А ведь последняя перехваченная радиограмма Цвишена могла быть и враньём. Жаль, в тексте романа нет пояснения, когда именно она была подана. Датские проливы в апреле 1945 г. действительно были блокированы, через эти узкие щёлочки и в мирное-то время протискиваться непросто, однако U-977 всё же как-то смогла в том же апреле просочиться из Киля в датский Хортен, а оттуда Каттегатом и Скагерраком в норвежский Кристианссан. Жаль, Хайнц Шэффер не счёл нужным уточнить, шли они Бельтами или Зундом. По идее, всё-таки Бельтами; однако в итоге-то всё равно в Каттегат выйдешь, где противолодочные корабли и самолёты союзников ждут с распростёртыми объятиями, и где тоже не очень-то спрячешься. И да, U-977 не единственная просочившаяся; это к вопросу о блокировании Бельтов, на которые пожаловался фон Цвишен (интересно, кому?).
       Всё, хватит тыкать пальцем в небо. Есть предложение уже рассмотреть устройство Винеты-3. Точнее, не столько рассмотреть, сколько попробовать оценить её размеры, потому что устройство в тексте романа более-менее освещено. Оценив размеры Винеты-3, можно прикинуть и размеры острова, который в романе проходит как остров Змеиный.
       Для рассуждений возьмём всё ту же лодку типа XB - ввиду её размеров, чуть меньших, чем размеры лодки фон Цвишена, но увеличим её длину до 100 м. И получается примерно следующая картина:




Вспоминаем осадку лодки типа XB (4,7 м) и высоту ограждения рубки (3 м) при высоте надводного борта 1 м. Под килем пусть будет 2 м (знаменитые 7 футов). А у «Голландца» высота ограждения рубки и того больше - 5-6 м. Вот и получается, что вход в Винету-3 должен иметь глубину места метров 25, иначе не удастся поднырнуть под свод. (Каменный потолок Винеты-3, конечно, на картинке слишком тонкий, показан очень условно; вообще-то ему полагается состоять из нескольких природных каменных массивов, наползших друг на друга и вставших «в распорку».)
       Ну и где в шхерах (да ещё и у материкового берега) такие глубины? Там кораблики почти исключительно по фарватерам ходят, справа-слева камни и мели, глубины смешные… Кто бы там дноуглубительными работами занимался, когда и как? А даже если занимался - осенними штормами приглубую часть входа непременно замывало бы и в итоге за пару лет замыло. В такую яму около острова как-то не очень верится… ну не может такого быть.
       Однако роман «Секретный фарватер» написан - значит, может. И нечего спорить :)
       И таки да: думаю, не надо пояснять, почему уровень воды в Винете-3 равен уровню воды на окружающей акватории. Или всё же надо?
       Теперь величина самой внутренней стоянки - пирсы, подсобные помещения с энергоузлом, складами, жилыми и подсобными помещениями. В длину метров 150, в ширину поменьше. Становится ясно, что весь остров должен иметь размеры порядка ну никак не менее 300-400 метров, а то и куда больше. И возвышаться из воды остров должен метров на 20-25 и даже 30 (над собственно Винетой).
       Прикинули? Хорошо. Теперь можно смело открывать карту и ползать по ней. Искать, находить, анализировать, отбрасывать и искать снова. Это весьма увлекательное занятие, скажу я вам.

проза, Секретный фарватер, история, подводные лодки

Previous post Next post
Up