Самый конец сентября 1943 года. Три немецкие подводные лодки типа VIIC (U-601, U-703 и U-960 - группа «Viking») выслеживают в Арктике советский конвой ВА-18, идущий от пролива Вилькицкого на Архангельск. Видимость ни к чёрту (обычный для Арктики ослизлый туман, низкая облачность), поэтому ни о каких обсервациях и речи не идёт, только приблизительный контроль по глубинам с помощью эхолота, причём где - в малоизученном отмелом районе Арктики. И да, нельзя сказать, что немецкие эхолоты «Atlas» были верхом совершенства, а в Арктике и в нынешние дни на карте полным-полно белых пятен, где промеры глубин не проводились вообще никогда и никем... где магнитные компасы врут почём зря, а с гирокомпасами тоже определённые проблемы...
В общем, 30 сентября командир U-960 обер-лейтенант Гюнтер Хайнрих пишет в своём боевом журнале следующую фразу:
22.10. Согласно нескольким сериям измерений глубин, невязка 98° - 20 миль.
Обалдеть. Но это так, для иллюстрации. Потому что уже на следующие сутки (в надводном положении):
05.35. Касание грунта на банке Ермака. Таким образом, невязка 91° - 37 миль.
Минимальные глубины на банке Ермака - 8-10 метров. Осадка лодки типа VIIC - чуть менее 5 метров, в позиционном положении - метра на три с копейками больше (плюс-минус, зависящий от умений инженер-механика). Ну, а величину невязок штурмана оценят.
Успешная обсервация методом кратковременной посадки на мель в ходе атаки конвоя - это таки заслуживает бурных и продолжительных аплодисментов. Слабо?
Обер-лейтенант Гюнтер Хайнрих.