отрывок из
интересной статьи у midnike После Первой Мировой фактическим стандартом для торпед надводных кораблей и подлодок во всём мире стал калибр 533-мм, то бишь 21 дюйм, но верные заветам дедушки Фрейда японские адмиралы скосили самурайский глаз на крайние немецкие разработки и сказали: «Маловато будет!» И в 1920 году завели для своих будущих линкоров торпеды калибром 610 мм. С линкорами этими из-за Вашингтонского соглашения вышел, правда, небольшой облом, но разве это повод отказываться от таких замечательных игрушек - самых мощных на планете торпед?
Лёгкий крейсер «Нагара» был первым японским кораблём, вооружённым 610-мм торпедами. Ещё в 1923 году.
Недолго думая, японцы начали вооружать ими все строящиеся крейсеры и эсминцы. И самоё смешное - в течении 20 лет никто на свете этого в упор не замечал! А между тем японские конструкторы не стояли на месте и с помощью лома и какой-то матери смогли сделать то, на чём обломались их «белые» коллеги: осилили торпедный парогазовый двигатель, который в качестве окислителя мог использовать не сжатый воздух, а гораздо более эффективный чистый кислород.
Так появились знаменитые «длинные копья», 610-мм кислородные торпеды обр. 93, как бык овцу крывшие все зарубежные аналоги уже не только по мощности боевой части, но ещё и по скорости и дальности. С 1936 года все строившиеся японские крейсера и эсминцы вооружали этими торпедами сразу, а уже построенные по мере сил на них перевооружали. И опять все разведки мира это дело доблестно прохлопали…
Хотя тут их трудно винить - что-что, а секретить всё и вся в Японии умели и любили не меньше, чем в краю родных осин. И в данном случае они оторвались по полной - в секретных инструкциях по эксплуатации новых торпед отсутствовало даже само слово «кислород»: он там изящно именовался дай-ни куки - «воздух № 2».
Лишь в самом конце 1930-х годов в германских справочниках появились, наконец, осторожные предположения, что четыре японских крейсера и пара десятков их эсминцев последних серий «возможно вооружены 609-мм торпедами». Хотя к тому времени японцы успели наштамповать уже 38 крейсеров и более 80 эсминцев, нёсших торпеды «для больших мальчиков» - как обычные, так и кислородные, про которые всё ещё никто ничего не знал.
Весной 1940 года у военно-морского атташе посольства США в Токио капитана 2 ранга Генри Смит-Хаттона появился шанс проверить эти слухи - его информатору удалось побывать на новейшем японском «суперэсминце». Он не только подтвердил, что калибр торпед на глаз «ближе к 25 дюймам», но ещё и пересказал хвастливые слова проводившего экскурсию офицера о самых крутых на свете кислородных торпедах.
Бесценная информация немедленно ушла в Вашингтон, где… благополучно легла «под сукно». Американские специалисты просто не поверили, что «отсталые азиаты» смогли реализовать то, что оказалось не под силу конструкторам из «цивилизованных стран». И не они одни…
Полтонны тротил-гексогена боевой части «длинного копья» - очень неприятная штука. Эти внезапно ставшие курносыми тяжёлые крейсера «Новый Орлеан» и «Миннеаполис» не дадут соврать. А ведь им ещё очень повезло.
Между тем началась война, и только за первый её год при активном участии «длинных копий» на дно отправились 10 крейсеров и 7 эсминцев союзников, а ещё 6 крейсеров получили тяжёлые повреждения. Доходило до курьёзов, когда корабли союзников начинали судорожно искать несуществующие подлодки. Им и в голову не приходило, что торпедный залп мог прилететь с японских кораблей, маячивших далеко на горизонте.
И только 20 апреля 1943 года в сводке разведуправления ВМС США было впервые упомянуто, что «часть японских эсминцев, возможно, вооружены 24-дюймовыми торпедами», но никаких сведений о кислородных двигателях они так и не нарыли. С момента «первого звоночка» от Генри Смит-Хаттона к тому времени прошло уже ровно три года.
Страница из «Руководства по опознаванию 41-42», вышедшего весной 1943 года. Все крейсера и эсминцы Японского флота в этом справочнике всё ещё вооружены 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами.
======
От себя.
Понятно, что точность выработки данных для стрельбы на таких дистанциях не могла быть приемлемой. Даже весьма совершенные и новаторские немецкие приборы управления торпедной стрельбой не обеспечивали нужную точность, плюс брак, неминуемый при изготовлении самих торпед. Поэтому платой за дистанцию неизбежно должно было стать несусветное увеличение количества торпед в залпе (я не специалист по морской войне на Тихом океане, так что поправьте, если я вру). А каждая торпеда стоит очень больших денежек... Но зато уже если попадёт, то... то дааааааааа.
Там в статье по ссылке ещё интересное про знаменитые японские линкоры и истребители-бомбардировщики "Зеро".