Внутри самолета Ту-114: из коллекции музея ВВС в Монино

May 18, 2016 12:30

День Победы в этом году мы решили отметить посещением музея ВВС РФ в Монино. В этот день музей ежегодно бесплатный для посещения. При этом у посетителей есть еще и уникальная возможность попасть внутрь многих легендарных экспонатов.






Поскольку мы очень долго тупили (пока сели на электрику, закупались едой и мороженым, а потом еще минут 15-20 добирались до музея) и поначалу испугались очередей, которые былю повсеместно в музее для всех желающих  попасть внутрь салона (с двухгодовалой шилопопой девочкой стоять в очередях не так уж легко. К сожалению, правило, что ты пришел с ребенком и можешь пройти без очереди, в этом случае не действует: здесь половина посетителей с детьми), то первоначально мы просто гуляли по территории музея.




Часть экспозиции размещена в ангарах музея. Очень интересные есть рассказы-подписи к экспонатам. Например, около одного из истребителей я прочитала историю о женщинах-летчицах. Одна женщина совершила почти 300 удачных нападений на врага на истребителе, непонятно, как она умудрилась остаться после стольких нападений жива: другие женщины-героини летчицы совершили в среднем по 50-60 таких полетов-нападений.




Мой муж уже был однажды в этом музее в блогер-туре и уже написал подробный пост о музее. Так что я не буду повторяться, тем более что тогда ему удалось пообщаться даже с директором музея, а экскурсию им проводил военный.




Однако тогда их практически не водили даже в блогер-туре по салонам раритетных моделей, а тут, в 9 мая, ежегодно такая уникальная возможность предоставляется. Не водят внутрь, как правило, и по обычным дням работы музея. Планово это мероприятие происходит лишь три раза в году: 9 мая, 12 июня и в августе в день авиации. Это поистине уникальная возможность, которую не стоит упускать, экскурсии проводят волонтеры, рассказывают, как восстанавливали раритетные модели, дают возможность поседеть в салоне и даже в кабине капитана корабля.

Наша Аня, как обычно, быстро нашла себе модного кавалера.




Но чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно приезжать как можно раньше в музей. По словам сотрудников музея, в 10-12 утра практически здесь нет людей, а в 15-15.30 вставать в очередь для прохода внутрь салона уже нет смысла, потому что не успеешь зайти. В 16 музей в день открытых дверей  уже закрывается. Так что, если соберетесь сюда, вставайте пораньше и будет вам счастье.




Собравшись с силами, мы выстояли полчаса под детский ор получасовую очередь в Ту-114.




Приятная новость для родителей: на экскурсию можно взять детей. Так что нам не пришлось разделяться с мужем, по возможности мы пытались причинять поменьше шума окружающим, чтобы не мешать экскурсии. Правда, это не всегда получалось.




Экскурсию внутри ведут волонтеры.





Ту-114 был спроектирован в СССР в 1955 году. Всего было построено 32 экземпляра серийных самолетов. Ту-114 был рожден благодаря наступлению "хрущевской" оттепели. Именно тогда была поставлена глобальная задача - создание реактивной гражданской авиации, при которой любому гражданину РФ должна принадлежать скорость и комфорт по цене билета, близкой к стоимости купе. Новую надежную и вместительную машину - пассажирский самолет, созданный на базе военного, поручили создать Туполеву. Проект, представленный на утверждение, основывался на конструкции межконтинентального самолета, какими на тот момент были только стратегические бомбардировщики М-4 конструкции В.М. Мясищева и туполевский Ту-95. В 50-е годы никто не знал, как создавать межконтинентальный пассажирский самолет на 150-200 пассажиров. "В самой постановке задачи было на тот момент что-то фантастическое. Как поведут себя в длительном перелете системы самолета? Как будут чувствовать себя пассажиры? Ответ приходилось искать на практике, поэтому минимизировать риск можно было только технической преемственностью с теми самолетами, которые уже доказали свою способность перелетать океаны".

Из Википедии:"Для пассажиров Ту-114 было предусмотрено три салона и четыре купе. В первом салоне устанавливалось 41 кресло (ряды с 1 по 7), во втором салоне 48 мест (ряды 8-15), установленных лицом к лицу со столами между ними, затем за буфетом и лестницей на нижнюю палубу располагались четыре купе на 24 дневных или 12 спальных мест и в третьем салоне размещались 54 пассажира. На внутренних рейсах места продавались в следующем порядке[3]: третий салон (с 21 ряда), затем первый салон, в последнюю очередь второй салон. Это соответствует уровню комфорта: второй салон находится над крылом, в зоне повышенного шума от винтов.



Внутри этого самолета ощущаешь себя в старинном поезде: в современных самолетах все такое унифицированное, нет такого духа старины. А тут и кресла со старой обивкой, и буфет, и купе, и багажный отсек в салоне, как в какой-то задрипанной электричке. Но одновременно этот самолет даже сегодня потрясает своими масштабами и мощью.

Первый класс, и мы, простые смертные, в нем сидим!




Буфет. Столы раскладываются. Как нам рассказал экскурсовод, места сюда не охотно раскупались.




Стулья здесь не откидываются: не выспаться.Из Википедии: "При перевозке официальных делегаций этот салон использовался как ресторан для посменного питания пассажиров. Кроме того, для пассажиров с детьми были предусмотрены люльки около 16 ряда кресел, установленного отдельно, возле буфета".



Лестница на нижнюю палубу.



Аэрокупе.









Особенностью самолёта было разделение туалетов в хвостовой части на мужской и женский. Туалеты крошечные, как будто бы для детей.



Для своего времени Ту-114 был настоящим колоссом: самолета таких размеров и массы не было нигде в мире. Но было у него и еще одно отличие от всех советских пассажирских лайнеров: запредельный для СССР уровень комфорта - прямо-таки социальный виток, взлет общественного сознания.



Приведу одно очень показательное и интересное описание "заморского" полета Ту-114 из Интернета. 28 июня, пилотируемый экипажем А.П.Якимова, самолет вылетел в Нью-Йорк для участия в советской промышленной выставке. В ходе подготовки перелета пришлось решить немало проблем. Ведь по тем временам беспосадочный рейс пассажирского самолета на такую дальность был небывалым рывком в неизведанное, почти как полет в космос. Да еще и американцы с недоверием отнеслись к заявленной советскими представителями скорости полета на маршруте - 720-800 км/ч. ТУ-114. Для турбовинтового самолета это было немыслимо, американцы даже подняли истребители с целью сопровождения русского лайнера и фиксирования его истинной скорости. Весь полет занял 11 часов 6 минут. Когда при подходе к Нью-Йорку американский диспетчер запросил посадочный вес самолета и размах крыла, он получил шокирующий ответ: 170 тонн, 51 метр. После тяжелого вздоха в эфире прозвучало: «О’кей!» Аэропорт Айдл-Уайдл не был готов к приему такой громадины, не нашлось даже подходящего трапа, с трудом подобрали тягач. За 10 дней самолет осмотрели около 40 000 человек, американцы приходили семьями. Как и в Ле-Бурже, наш самолет стал центром событий, таких очередей не видел даже мавзолей Ленина. Пропагандистская мощь Ту-114 затмила даже эффект Ту-104. Невиданные размеры, могучий густой рев двигателей НК-12МВ с «мельницами» соосных винтов пятиметрового диаметра, грандиозный размах крыла, высоченная носовая стойка шасси поражали всякое воображение. Лайнер был буквально воплощением стремительной грациозной мощи, символом технического прогресса советского авиастроения.



Самое печальное, что вот такой вот раритетный самолет, шторки которого в иллюминаторе раздвигал еще Хрущев во время своих заморских полетов, по сути долгое время простоял заброшенным и ненужным, его неоднократно грабили мародеры, растаскивая нашу историю на мелкие кусочки. Благодаря волонтерам, собранным средствам и их работе, мы сейчас имеем возможность гулять по самолету, сидеть в креслах и приобщаться к истории. Некоторые кресла совсем не закреплены, в других подшивка продырявилась и их был отдать на ремонт в мебельную фабрику какую-нибудь.



Правда, надо сказать, что наш ребенок тоже вел себя как заправский мародер в Ту-114. Аня где-то нашла подушку в самолете и всю экскурсию проходила с ней, а когда мы перед выходом на трап в конце экскурсии попытались ее отобрать, подушка рассыпалась. Пришлось собирать ее и убирать самолет. К нашему большому счастью, волонтеры на нас не ругались и подушка эта была стандартная, не раритетная, починить ее легко.




Про остальные, посещенные нами экспонаты (Ту-144 и Як-40), расскажу в следующих постах.




Ту-114, поездки с детьми, хрущевская оттепель, день победы, самолет, музей ВВС в Монино

Previous post Next post
Up