Немного о том, во что превращается ребенок в год и 9 месяцев.
Фото сделано около недели назад
16 ноября Ане исполнился год и 9 месяцев.
Аня давно связно говорит. Я предвзята как любая мать, но каждый день она удивляет меня своими познаниями. Это уже не только простые существительные типа кошка, собачка, коровка, но и более сложные понятия - например, прилагательное мокрый, хороший, прикольно, классно. Она их употребляет к месту. Например, говорит классно, когда раскрывает зонтик, и я знаю, что ей это очень нравится. Говорит мокрый, когда действительно промокли варежки или она замочила одежду.
Кстати, целую неделю я учила ее различать понятия мокрый и грязный, раньше она из путала. Сейчас почти не употребляет слово грязный. Забыла, наверное.
Аня даже понимает, что коровка бывает муму- корова и бывает маленькая коровка - божья коровка. Животных всех мы с ней начали изучать еще в деревне, а тут еще рядом ветапетка с животными на продажу. Почти каждый день мы туда заходим, и в итоге Аня знает и маленьких морских свинок, и рыбок, и черепашек...
Она говорит и фразы: дождь капает, далекие края, бычок качается, мишка ножкой топ, мама спать на подушке...
Аня даже знает динозавра, то есть предметы, которые я ей очень редко показывала и объясняла. Естественно, знает почти все предметы одежды.
Очень любит приказным тоном говорить взрослым: садись и с важным видом сидеть напротив взрослого.
Любит вообще встревать в разговор двух взрослых, стараясь вставить свое мнение, жестами показывая и коверкая слова. Говорит, например, что электричка вон там около магазина пятерочка.
По ночам часто вспоминает киску, а если видит портрет серенькой кошки, то почти всегда мне говорит- кошка Ксюша. Иногда среди ночи начинает что-то в полубреду говорить.
У нее странное понятие о глаголах. Например, она правильно употребляет глагол танцует относительно предметов. Например, берет куклу Машу и говорит, что Маша танцует, или тоже самое с ежиком или еще кем-то. А вот, если что-то рисует, то говорит, что рисует ежик, хотя рисует карандаш, или что рисует самолет. Или, разрисовывая меня, говорит, что мама рисует.
Часто правильно употребляет множественное число. Может сказать, например, откройте, а не открой, когда я не одна на кухне за закрытой дверью.
Но и путает тоже спряжения глагола или вовсе глаголы, просто повторяя, что часто в такой ситуации слышала. Например, говорит встань, когда сама валяется.
Вообще она постепенно учится под моим руководством проделывать взрослые вещи с неодушевленными предметами: кормить, катать на горке, укладывать спать куколку или ежика, например. Это ее очень веселит.
Как Том Сойер я прививаю ей стремление копать лопатой снег, убираться тряпкой или веником мести. Иногда получается. Тут важен пиар.
Аня любит таскать тяжелые предметы. Возьмет, например, литровую полную бутылку и тащит из одного конца комнаты в другой.
Аня уже знает даже такие сложные предметы, как треугольник, квадрат, круг, умеет их отличать даже в других предметах и обстановке. В этом, кстати, заслуга моя и бабушки: мы все время показывали эти предметы. Когда на занятиях в отличие от других детей она стала отличать и называть квадрат и треугольник, я просто ликовала как мама и педагог!
Сейчас активно изучаем цвета. Очень сложно ребенку сразу понять цветовую гамму, из всех цветов она явно отличает только черный. Но нормам в этом возрасте ребенок должен уже знать три цвета. Я не знаю, есть ли такие умения у Ани.
Если отталкиваться от того, что должен ребенок делать, по мнению невролога, то в некоторых умениях Аня отстает. Например, в умении в логической последовательности по размеру складывать фигурки или собирать пирамидку. Я, правда, скептически ко всему этому отношусь, потому что может у моего ребенка такое творческое видение. Однако все же пытаюсь ее научить раскладывать предметы по размеру.
Еще она хуже, чем другие дети, подбирает похожие картинки под заданные в лото. Натренировать ее пока этому умению мне не получилось. Зато если назвать предмет, а не показать, Аня, скорее всего, будет первая, кто принесет тебе его.
Кстати, что касается умения говорить, то по нормам, например, прилагательные ребенок должен знать только в два года, то есть в этом плане Аня опережает среднестатистических детей.
Лучше других детей ее возраста у Ани развита мелкая моторика, то есть она даже очень маленькие предметы с легкостью, двумя руками, вставляет туда, куда нужно. Например, какие-нибудь мелкие кружочки вставить в маленькие дырочки она может с легкостью. Другим детям, насколько я вижу, это дается сложнее.
Мой отъезд на три недели в Китай дался Ане нелегко только первые два дня, когда она привыкала (по крайней мере вроде так, судя по доступной мне информации). Потом привыкла к моему отсутствию, нашла себе новых мам, и, когда я приехала, еще около часа смотрела на меня недоверчиво и проверяла, кто я. Она меня успела подзабыть, только потом признала во мне маму, а бабушку начала называть бабушкой, а не мамой.
Теперь Аня знает, что мама одна, а остальные взрослые вокруг нее - это бабушки. Папу она называет Гоша, просит часто, когда я открываю ноут, - звонить Гоша, то есть давай, мама, звони Гоше. Думаю, что ей не хватает Гоши.
К мужчинам она вообще неровно дышит. Например, бойфренда моей мамы Сашу просто атакует, просит его показать ей самолет, вспоминает его на улице или когда мы подходим к дому. Он может ее пощекотать или показать мультик или что-то сказать, но по большому счету ему до фени на Аню, он занят своими делами. Однако Аня его любит.
От папы Аня восприняла песню "Воспитание", которую папа ей часто пел. Теперь она все время просит пипипи, а это значит, что ей надо поставить ее любимую песню "Воспитание".
Наверное, Аня избалованная. Она может кататься по полу, когда что-то срочно ей не дали, выключили мультик или что-то отняли. В целях ее безопасности я регулярно это делаю, стараюсь не идти сразу на попятный, но это не всегда получается. Например, когда мы идем гулять, то Ане вдруг захочется спуститься в метро, и вот уже истерика готовая, что я не хочу туда с ней спускаться. Если я не туго пристегну коляску, то она извивается как уж и выскакивает из нее и бежит к метро.
Одно из любимых занятий Ани- рвать белые ягоды на улице и давить их ногами под слова тик-тик. Также мы с ней развлекаемся и с макаронами, когда в лесу не находим ягод. Еще Аня любит рисовать, особенно красками. Карандаши тоже сойдут, особенно она любит открывать и закрывать фломастеры. Однажды в кафе я дала ей альбом и карандаши, так я минут 40-50 занималась своими делами, ребенок был занят едой и рисованием. Раньше я такого себе вообще представить не могла.
Аня любит все переворачивать с ног на голову: пересортировывать платки, шапки, распаковывать бумагу, разбрасывать игрушки. Часто возникают такие моменты, что она просто специально берет и в разные стороны раскидывает свои вещи или игрушки, зная, что потом я их начну убирать.
Орать я не хочу на дочь, физические наказания не практикую, когда я что-то ей строго говорю, она смотрит часто на меня как на дурочку, которую можно морочить, и просто воспринимает это как игру новую.
Совсем другое дело с бабушкой: бабушка может орать на нее, и Аня понимает, что она делает что-то не то. Я не согласна с методом моей мамы по воспитанию, я все пытаюсь объяснять, но вижу, что у мамы куда лучше получается объяснять, что нельзя.
Почему мамин метод ора неправилен? Однажды я видела спросоня, как моя мама наорала на Аню, что та не там писает, так несчастный ребенок в следующий раз, когда опять начал также писать не пойми где, просто, не дописав, побежал подальше, пытаясь скрыть улики. Конечно же, побежал ребенок не в сторону горшка, а подальше от ора. То есть желаемый педагогический эффект не был достигнут на самом деле. Я очень надеюсь на папу в этом плане, характер у него гораздо тверже, чем у меня.
Моя мама очень переживает, что мой ребенок неусидчивый. Но я так не считаю. Она может минут 10-20 сидеть за столом и заниматься, например, рисованием, или еще чем-то интересным. Когда мы стали ходить с Аней на занятия для детей, то я убедилась, что есть гораздо более неусидчивые дети ее возраста и старше, которые минут 10 за столом не могут посидеть, сделать задания, убегают.
Игрушки или вещи Аня возвращает агрессивно: просто кидает. Когда я смотрю на других детей ее возраста на тех же занятиях, я понимаю, что это особенность дочери.
Отбирать уже все подряд у всех она не так любит, как раньше, то ли я смогла ее переучить, то ли она переросла это, но факт, что теперь можно спокойнее гулять по детской площадке.
Аня спит меньше, чем большинство детей в ее возрасте. Днем она спит 2-3 часа, а ночью часов 8-9. В среднем она спит 10-11 часов в сутки.Дневной сон самый долгий и крепкий, если он в коляске. То есть надо в сон с ней выходить на улицу, потом поднимать коляску и ставить ее на балкон.
Ночью просыпается и просит кефир из трубочки с малинкой или черничкой. Если на упаковке не нарисовано чернички или малинки, то есть это простой кефир, она устраивает истерику. Поскольку такой детский кефир продается у ограниченного числа производителей, то через день я иду во ВкусВилл, стою в очереди, боясь, что этой ночью останусь без этого кефирчика.
После засыпания Ани у меня есть немного свободного времени- час-полтора. Но в час ночи она как постовой проверяет меня ором, если меня нет и если у нее нет в зубах кефирчика, то она громко зовет меня. Я все мечтаю спать от нее отдельно, но силы воли не хватает пока вставать и ее ночью кефирчиком укачивать.
Аппетит у Ани замечательный. Она может сама есть вилкой и ложкой. Однако когда она это делает, то часто переворачивает, например, тарелку с супом. Самые любимые ее блюда - это макароны, масло, чай с малинкой, печенье, супчик, картошка, сарделька.
С едой Аня играет уже меньше, чем раньше. Но все-таки стремление макать хлеб в воду и кормить всех подряд продуктами со стола у нее осталось.
Аня консерватор в некоторых вещах. У нее уже есть любимая шапка, и иногда, чтобы ввести в оборот новую шапку, мне нужно провести пиар-кампанию, то есть показать перед зеркалом, какая мама и Аня красивая и в этой шапке, покрутиться, сказать, что это красота просто, не хуже старой шапки. Пиар работает.
Аня знает, где должен лежать поджопник, и ни за что не сядет в коляску, если этот поджопник не у нее под жопой. Причем он должен лежать под ее жопой синей стороной, а не желтой. Также она берет с собой и кладет его на качели, лошадку. Если его нет, то не садится. Правда, если она забудет про него, то весь консерватизм с нее спадает.
Она точно больше любит кокетливо говорить слово нет, чем да. Причем нет говорит осознанно. Нет, не хочу есть, нет, не буду. Любит вообще слово не хочу! Сейчас, наверное, у нее период отрицания.
С другими детьми сближаться особо не хочет. Так, другие дети, с которыми мы проводим время, потом ее вспоминают и даже плачут, что ее нет рядом (дети такого же возраста), а Аня совсем нет, ей на них пофигу. Посмотрели друг на друга - хорошо, нет, еще лучше, как бы говорит Аня.
Горшок Аня ненавидит, так что до сих пор пользуемся памперсами. Все мои старания в этом плане пока что напрасны.
Аня очень любит обниматься, сидеть на ручках, недавно стала меня чуть ли не взасос целовать. Но, правда, периодически умение целовать направленно она теряет и забывает.
Иногда с серьезным видом любит брать книги и листать, говорит - коза, галоши, зайчик...
Из чисел я пока что от нее слышала только один и два, но, правда, не уверена, что она их осознанно говорит. Понятия "много-мало" она еще не ввела в своей лексикон, но я стараюсь ей объяснить их.
Полным ходом идет обучение кататься на детском самокате. Пока что в основном она стоит на самокате, а я ее за веревочку тяну. Но уже она поняла, что можно в процесс включать ноги и регулировать его ими. Когда ей надо остановиться, она просто опускает ноги на землю. Нынешний снег немного затормозил этот наш процесс обучения.
Кстати, всякие мультики и видео, которые мы смотрим, теперь стали ее тоже кое-чему обучать. Например, я показала ей огонь в фильме, так теперь она его запомнила и говорит огонь-опасно!
Аня не произносит звуки Ж и Ф.
В обществе с Аней мне легче. На данном этапе она экстраверт, любит контактировать с другими людьми. Она быстро привыкает к новой обстановке, устав, легко засыпает. Нет никаких нервных срывов в связи со сменой обстановки.
Однако слишком долго в гостях Аня не любит, она начинает явно нервничать или теперь уже говорит даже прямо: пока, тетя, пока, дядя. Я это заметила еще на всяких массовых мероприятиях, когда она не хотела спать, а нуждалась, чтобы мы с ней вдвоем вместе посидели, чем-то позанимались, как бы уставала от общества. Для этого мы с ней в палатку уходили, и там она успокаивалась, переставала нервничать. То есть ее напрягала именно многолюдность, а не нереализованное желание поспать-поесть-покакать и прочее.
Я вижу по Ане, как нереализованные потребности портят характер человека. У взрослых это часто скрыто, все сложно и закумуфлирвоанно различными видами ироний, отрицаний и прочих приемов, а у Ани все очевидно. Не покакала долго - настроение портится, не доспала - настроение портится, слишком много чего произошло в этот день: перемещения, гости, музей - настроение портится...
О занятиях с ребенком в этом возрасте
Периодически у меня начинается ступор, чем заниматься с ребенком. Вроде и порисовали, и потанцевали, на неделе были в гостях, мультики смотрели, на занятия сходили, пособирали пирамидку, кукольный театр показала, и все энергия кончилась....А день все продолжается и продолжается. На улице темно и грустно. Ощущение круга и колеса находит на меня. Несмотря на темноту, стала ходить вечерами в парк: ребенок копает лопатой, я делаю зарядку. Как-то легче день проходит, и спина не болит.
Мне понравилась идея ходить с ребенком по музеям, океанариумам. В Москве каждое третье воскресенье месяца - бесплатные музеи. Так вот ходим с ребенком по этой акции, ребенок изучает посуду и фарфор во дворцах, бегаем по дворцовым залам. И причем все это бесплатно. Аня любит такую смену обстановки.
Думаю, что пора и платно ходить. Я хожу, но редко. Думаю, как раз сейчас наступила пора посмотреть все интересующие меня музеи Москвы. Если раз в неделю ходить по музеям с ребенком, то будет веселее.
Еще любим с Аней массовые мероприятия - типа кукольных театров или каких-нибудь танцев под открытым небом. Жаль, что сейчас зима, и всего этого так мало проводится. Я, кстати, в постоянном поиске новых активностей, особенно вечером, которые можно было бы делать вместе с ребенком. Периодически кожу по детским кафе типа Андерсона.
Ну и всякие бесплатные открытые уроки мы очень любим. Мне интересно, что вообще выдумывают детские педагоги. Например, после классов монтессори я восприняла идею пиара, как можно преподавать поливание цветочков из детской лейки как супердейство или как игру и убирание после игры надо подавать как законченное действие, или как можно сделать крутую развивающую игрушку, вставив палки в бутылку. Игрушки в монтессори-системе просто класс!
Кстати, о занятиях. Мы с Аней походили по всяким монтесорри классам и прочим приблудам педагогики, но выбрали для себя занятия два раза в неделю у приветливой тетки без особых каких-то монтессори и прочих дорогих и сложных идей. Во-первых, это недорого и рядом с домом. Тетка учит ребенка логике ( ну хотя бы по размеру раскладывать предметы, соединять воедино разрозненные предметы), работе в команде (передавать клей, делиться игрушками и пр), всяким новым активностям. В общем ничего особенно, но, мне кажется, что ребенку в возрасте год и 9 месяцев ничего особенного и не надо. Можно было бы, наверное, и дома сидеть, но так гораздо интереснее и ребенок стал активнее развиваться. Благодаря занятиям, Аня стала дома дольше сидеть за столом, потом эта тетя раскрыла новые активности, которые можно делать с детьми. Если бы не ее интонация как для дебилов, я вообще была бы счастлива. Но это издержки профессии, наверное.
Еще я очень люблю путешествовать с Аней. И она тоже любит. Сначала изучает электричку, слушает песни под гитару, потом бегает по станциям, музеям, паркам, ест котлетки и чаек из термоса пьет...В общем день проходит быстро и весело. Когда есть компания, которая может мне помочь с коляской ни вообще морально, то я с удовольствием куда-то еду. Но пока без мужа и машины съездила только в Хотько и Архангельское с ребенком. Было классно! Ане и мне очень понравилось.