- Я их всех переживу,
- говорила Старушка, раскладывая в темноте и одиночестве
пасьянс из карт, что продают специально для слепых.
...
- Странно, - пробормотала она наконец.
- Сейчас вдруг мне почудилось, будто отдать
десять тысяч миллионов лет за двадцать четыре часа,
за один день - дело доброе, праведное и верное.
/
Рэй Бредбери - Смерть и дева.
Существует и широко практикуется подмена понятий, ведущая к критическому неразличению, ложащемуся в основу пар «это/не_это» адаптационной части психики.
В принципе различимыми являются два образа:
1. Отказ от управления не по полной функции управления (ПФУ). Это может быть нежелание учувствовать в каком-либо частном процессе, или в социальной структуре с неизвестной концепцией управления или неопределимыми целями. Это отказ от несубъектности.
2. Отказ от соучастия вообще, потому что управлять не имеет смысла или не имеет смысла учувствовать в любом социальном строительстве. Это отказ от субъектности.
Неразличение же 1-го и 2-го образа (склейка их в один) приводит к критическому отказу от субъектности и передачу своего разума в аренду третьим лицам, выливающемуся хоть в нигилизм, хоть наоборот - в слишком ретивое мощение дорог благими намерениями.
В этом случае алгоритм второго образа подчиняет алгоритм первого (становится доминантой в терминологии Ухтомского) - и неразличение выливается в запрет на обретение субъектности на системном уровне: индивид сам себя сажает в тюрьму и сам же себя охраняет там.
Виды запретов на субъектность бывают различные, но все они строятся из следующих алгоритмичных фрагментов, глубоко распространённых в культуре:
1. Нынешний процесс управления цивилизацией глубоко ущербный и ничего нельзя поделать. Но процесс скоро рухнет. Поэтому не надо ни о чём думать и брать на себя ответственность, а надо ждать. Эта идея очень точно выражена в куплете песни: «
А при коммунизме все будет заебись он наступит скоро надо только подождать ...».
2. Прежний мир плох абсолютно, а потому его надобно лишь разрушать, а потом «мы наш мы новый мир построим. О том каков будет новый мир тоже думать не надобно, ибо все происходит по воле слепого случая («
всё наладится, перемелется, обустроиться как ни будь ...»).
3. Человек глубоко ущербен (первородный грех) и ничего неспособен понять в высших сферах, поэтому ему надо следовать набору догм, данных свыше неустановленными личностями («
Все мы грешны и не надо перед образом стоять»).
4. Скоро «придут наши», или «да придёт спаситель», или «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте», или «хранители сказок выйдут из схрона», или «прилетит звездолёт предков», или «земля войдёт в сферу высокомерных вибраций», или «наступит новая астрологическая эра» ... Поэтому «вы не рефлектируйте - вы распространяйте»: уделом субъекта есть распространение модулей автосинхронизации без лишних вопросов, в том числе даже если вопрос у него возникает по ПФУ (как давление среды или из осознания себя разумным - в зависимости от способа формализации ПФУ).
5. Ты находишься на n-1 уровне знаниевой пирамиды, поэтому твой удел - стремится обрести знания для перехода на уровень n. Приобрести эти знания можно лишь среди товаров, спускаемых с уровня n-1. И тогда может быть тебя примут методом посвящения на следующий уровень («
я тебя поцелую, потом, если захочешь» или «
дерьмо спускается вниз, а бабло подымается вверх»).
6. Достижение человеческого типа строя психики достаточным (для чего?) числом людей невозможно в ближайшем будущем, поэтому и небольшим числом людей достигать человеческого типа строя психики не имеет смысла. А надо «платить и каяться» или «читать 50 толстых томов АК ВП СССР».
7. Для того, чтобы быть готовым к некоторому событию, которое обязательно самопроизвольно случиться в некотором будущем, необходимо осваивать некоторые знания, информационно привязанные к этому будущему событию. В этом смысле неплохо также трудиться по распространению этих знаний по социуму. И тогда, возможно, потом, труды зачтутся. Другие же сгорят в гиене огненной.
8. «Уловка-22»: 1) ничего невозможно; 2) потому что см.п.п.1 («
Ничто не ново под солнцем»).
Все эти фрагменты подобны самим себе, а значит они подобны и какой-то неизвестной матрице - то есть служат для подключения к этой матрице, являясь разъёмами эгрегориальных каналов, при синхронизации с которыми происходит подключение к информационным каналам, по которым циркулируют алгоритмы смыслов между психикой и этой неизвестной матрицей. Для синхронизации же достаточно всего лишь принять разумом идею, которой выражен фрагмент алгоритма.
Но как то так само собой получилось, что эти фрагменты сообразны библейской матрице.
А вообще, различить эти виды осторожности можно с использованием понятийного аппарата ДОТУ.
Но, в рамках понятийного аппарата ДОТУ, например, время не является категорией, а информация является - о чём и поведано в рассказе, цитата из которого вынесена в эпиграф.
Второй вид осторожности по сути приводит к невозможности индивида принять и декодировать сигнал с несистемной персонально-личностной информацией (или отказа от оного действия по собственной воле).