Paul Saint Bris, L'Allègement des vernis

Dec 22, 2023 11:01



На этом месте должен был пост о новой любви, о не случившейся измене, о любви старой, но не ушедшей. О счастье, которое переполняет и которым хочется делиться со всеми. Короче, это должен был быть пост о книжках.

Но тут я вспомнила, что среди хороших книг этого года, о которых нужно рассказать, была одна, мостик к которой перекидывается очень легко из предыдущего поста о "музейных" комиксах. Вот эта:



Даже по обложке понятно, что сюжет как-то связан с Джокондой, а значит и с Лувром (вот он, мостик).
Когда я говорю "по обложке", имею в виду не только иллюстрацию, но

и фамилию автора. Писателя такого, Поля Сен Бриса, вы скорее всего не знаете (я не знала), это его первый роман. А вот фамилию можете знать - был другой писатель с такой фамилией, Гонзаг Сен Брис, автор нескольких романов и множества исторических эссе и исследований, он умер несколько лет назад.
Когда на обложке с Джокондой я увидела эту фамилию, сразу сунулась проверить - а не родственники ли Поль с Гонзагом? Оказалось, да, родственники, Поль Гонзагу племянник.
Всё дело в том, что Гонзаг Сен Брис известен (по крайней мере живущим в долине Луары и близости к разным замкам) не только своими литературными и историческими трудами, а ещё и тем, что ему, его семье принадлежит Кло-Люсе -  небольшая усадьба с красивым парком, в которой прожил свои последние годы Леонардо да Винчи, приглашённый во Францию королём Франциском Первым. В Кло-Люсе висела привезённая им с собой "Джоконда". В пятистах метрах от Кло-Люсе - замок Амбуаз. Во дворе замка часовня с могилой Леонардо.
Гонзаг Сен Брис вложил много сил в организацию музея в Кло-Люсе, устраивал там литературные фестивали и другие мероприятия, я думаю, что некоторая "близость" к гению наложила отпечаток на всю его жизнь. И наверное не только на жизнь самого Гонзага, а на всю семью. Племянник Поль - сын директора Кло-Люсе Франсуа Сен Бриса. Фамилия, ассоциирующаяся с Леонардо, и роман с Джокондой на обложке - не удивительно, хотя некоторое напряжение возникает. Но лучше сначала прочитать роман.

Орельен, главный герой романа - директор отдела в живописи в Лувре. И именно к нему обращается вновь назначенная президент-директор Лувра Дафне, которой нужно начать свою работу в этой должности с сильных и волевых, революционных решений. Мировые поп-знаменитости могут получить возможность записать клип в стенах музея, но этого недостаточно.
"А не отреставрировать ли нам "Джоконду"?" Этот вопрос поднимается не впервые, всем очевидно, что картина сильно потемнела за прошедшие со времени её создания столетия - подлинных цветов картины Леонардо мы не видим, они скрыты под темнеющими слоями лака. И когда речь идёт о "реставрации" - это о том, чтобы снять некоторое количество этих слоёв, alléger les vernis, облегчить картину, снять груз привнесённого.
Получить приблизительное представление о процедуре можно из этого коротенького видео.

image Click to view



На видео старинная картина, но всё же не "Джоконда". Как я уже сказала, вопрос о реставрации "Джоконды" поднимался и раньше... но никогда не решался, ответ на него откладывался, заминался, передавался по наследству. Но Дафне решительна и прагматична - решение должно быть принято.
Если честно, о реставрации "Джоконды" и всем, что с этим связано, я никогда не задумывалась. А ведь это вопрос сложный во всех отношениях - это не просто вопрос компетенции и техники, он и политический, и финансовый, и технический, и   логистический, и демократический  (пока картина будет на реставрации что показать посетителям, которые идут в Лувр только из-за  "Джоконды" ?) Решение должно быть принято коллегиально, на разных уровнях, значительная часть специалистов и прессы заранее воспринимает любое решение в штыки, за каждым движением реставратора должна следить специальная комиссия. И потом нужно найти ещё гения реставрации. И нужно, чтобы этот гений был согласен выполнять эту работу! Ясно, что решение о реставрации "Джоконды" никто принимать не стремился.
Больше я ничего не скажу - ни какое было принято решение, ни чем всё это закончилось, потому что в этом заключается интрига романа и сила его саспенса. Скажу только, что это было одним из увлекательнеших чтений года, истинный page-turner, который не хотелось выпускать из рук.
Напомню, это именно роман, а не статья о реставрации - роман с персонажами, сюжетными линиями и иногда виражами. В чём необходимость некоторых сюжетных ответвлений, в основном личного порядка, мне не всегда было понятно, но за увлекательность и неожиданность я автору всё прощаю, и книгу искренне рекомендую.

Кстати, чтобы вернуться к автору: чем больше я читала,тем больше становилась уверена, что Поль Сен Брис работает в Лувре. Но нет. Он арт-директор, фотограф, режиссёр, работает с рекламными агентствами. Не живопись, но всё же изображение. А теперь вот и роман. Буду ждать следующего.

paul saint bris, книжки

Previous post Next post
Up