Мне кажется, что до этого лета я Брехта в театре и не видела (то есть я видела в той же Комеди-Франсез
«Жизнь Галилея» в 2019 году, но я имею в виду совсем раньше) . А если вдруг видела - значит, забыла, а раз забыла, то, наверное, оно того и не стоило. Но вот как я запоем читала Брехта, я помню очень хорошо. Лет в пятнадцать-шестнадцать и прямо все пьесы, которые были в томе из БВЛ. Не уверена, была ли там «Трёхгрошовая опера», но прочла я её тогда же, не поняв, кстати, что это действительно опера. Пьеса с песнями (зонгами!), которые было бы здорово положить на музыку и так всё это и поставить. О том, что музыка давно существует и, мягко говоря, весьма знаменита, и что это так и было поставлено, и не единожды, мне было невдомёк. А даже если бы я об этом вдруг узнала, кто бы смог мне её напеть? (тут некстати подворачивается ненужное, но хорошее воспоминание, как мне несколько лет спустя после описываемых событий, но ещё в закрытые времена, однажды напели «Призрака Оперы» - то есть в принципе невозможное возможно 😊).
Вот так я и жила до прошлого года,
когда узнала, что Томас Остермайер будет ставить «Трёхгрошовую оперу» в Комеди-Франсез, а прежде чем она пойдёт в зале Ришелье в сезоне 2023/24 года, её летом свозят на оперный фестиваль в Экс-ан-Прованс. Это меня кстати удивило, потому что это конечно опера, но не для оперных певцов. Все критики это специально оговаривают, цитируя самого Брехта, утверждавшего, что эту оперу должны петь не оперные певцы, а драматические актёры, но честно говоря, это и без ссылок на Брехта довольно очевидно.
А драматические актёры Комеди-Франсез поют очень качественно, к тому же новые лица, появившиеся в труппе как раз в начале 2023 года, были и профессионально поющими (правда, в итоге из этих новых поющих в спектакле задействована только Мари Оппер - единственная в спектакле обладательница оперного голоса, но к актёрскому составу я ещё вернусь).
Итак, я купила билеты на осень и стала ждать - поездка в Экс-ан-Прованс в мои планы не входила. Но спектакль в Эксе был записан, выложен на Арте Консер (где и сейчас доступен, но только до 4 декабря, спешите видеть:
https://www.arte.tv/fr/videos/114777-000-A/l-opera-de-quat-sous/ ), и я посмотрела его сразу, а потом время от времени пересматривала кусочками.
Спектакль в записи из Экса мне очень понравился, причём именно когда я смотрела видео - сначала я попыталась послушать его только по радио, и это было почти невыносимо, никакого объяснения этому я не нахожу.
Мне понравился выбор актёров - спектакль открывает вновь обретшая харизму Клайна Клаварон. До этого я видела её в
D’où rayonne la nuit, и она совершенно поразила меня каким-то внутренним светом... которого я потом не увидела в «Короле Лире» в постановке того же Остермайера, но тут он вернулся опять.
Мистер Пичем - Кристиан Эк - точнейшим образом попадает в роль, и собственно, они в паре с миссис Пичем - Вероник Велла (она абсолютно брехтовская актриса, даже невозможно представить, чтобы у неё не было роли в пьесе Брехта, а миссис Пичем она играет в Комеди-Франсез во второй раз, она была уже ею в предыдущей постановке) - являются по сути стержнем спектакля.
Невероятно хорош Бенжамен Лаверн в роли шефа полиции Брауна. Мэкки-ножа играет Биран Ба - мне он очень нравится, харизмы у него столько, сколько нужно для персонажа, но он всё же слишком добродушный, не верится, что это хладнокровный и жестокий убийца. Но благодаря харизме про это забываешь и прощаешь.
Полли Пичем играет Мари Оппер - та самая молодая актриса с оперным голосом (и оперным опытом). Как драматическая актриса, она для меня пока не совсем понятна. В театре я её видела только в спектакле
Les Serge, в котором она заменила Ребекку Мардер. Оперность она свою сдерживала (только на бисе партнёры дали ей возможность развернуться), играла то же, что Мардер, но от Мардер впечатление было сильнее (я видела спектакль дважды, в обоих составах). Здесь она здорово попадает в роль, и оперный (мюзикловый) голос как раз к месту (иногда она его сдерживает) - она молоденькая, наивная и романтичная (поначалу по крайней мере) девушка, всё уместно, не возникает контраста с певческими возможностями остальных актёров.
Эльза Лепуавр играет проститутку Дженни-Малину. На мой взгляд, она стилистически ближе к Достоевскому, чем к Брехту. Возможно, это режиссёрское решение - несмотря на дуэты и диалоги, это персонаж, прямо-таки источающий одиночество.
Мне понравилось, как они поют. Очень пронизительная увертюра Клайны Клаварон (песня о Мэкки-ноже).
От «Бедной миссис Пичем» Вероник Велла просто мурашки по коже, как и от песни Дженни-пиратки Мари Оппер.
Незабываемы дуэты Бирана Ба с Бенжаменом Лаверном и и Эльзой Лепуавр.
Мне понравилась (хотя поначалу удивила) сценография - советский конструктивизм, мне понравилось, как двигаются актёры. Тут я не соглашусь с критиками, упрекавшими Остермайера в статичности и постановке, похожей на концертное исполнение. Мне все эти решения показались уместными и органичными.
И вот в таком приподнятом состоянии я ждала встречи с «живым» спектаклем в зале Ришелье. Я перечитала пьесу - с одной стороны, оказалось, что я хорошо её помню, с другой - по моим воспоминаниям, там было больше разговорного текста - ан нет, это настоящая опера.
Я почитала «вокруг» - с интересом узнала, что Брехт не только не придумал жанр и формат балладной «оперы нищих», он и сюжет фактически позаимствовал в The Beggar’s Opera Джона Гея и Иоганна Пепуша, оперы 1728 года.
Конечно, была сделана какая-то адаптация спекткля для сцены Ришелье, но человеку с невооружённым взглядом и обычной памятью это заметить трудно. Актёры иногда обращаются в зал (в умеренных количества х) - это относительные импровизации, они меняются, а в остальном я существенных изменений не заметила.
Актёрский состав был тот же, только Брауна играл не Бенжамен Лаверн, а Стефан Варюпен. Я к этому была готова - мы смотрели спектакль 28 октября, 8 ноября выходил фильм «Аббат Пьер» с Лаверном в главной роли, у него начиналась рекламная кампания фильма (а сейчас интервью с Лаверном не только из каждого утюга, а даже из каждой подставки под утюг - я этому очень рада, но прямо беспокоюсь за его здоровье). А Варюпена я тоже люблю, так что даже интересно было бы посмотреть в разном составе.
И тут произошло что-то странное. Я узнавала и не узнавала спектакль - вот да, всё то, все те, но со мной ничего не происходило. Я ждала выхода Вероник Велла и песни «Бедная миссис Пичем» - ну невозможно это равнодушно слушать - и нет, ничего, ну спела и спела.
Песня Дженни-пиратки Мари Оппер - ну, нормально, но и всё.
Когда на сцену вышел Варюпен, он пошутил не шутку Лаверна в Эксе, а свою. Сказал, что понимает, как разочарованы фанаты Лаверна, увидев его, «Но не волнуйтесь, я всё делаю, как он». Вот зря он это сказал. Потому что он действительно всё сделал так же, только ни Лаверн не повторился, ни Варюпен в роли не возник.
(Это не та же фотография, что выше. На той был Лаверн, а на этой Варюпен. Но они на заднем плане :))
Единственный, кто был даже лучше, чем в Эксе, это Кристиан Эк. Я написала выше, что он в паре с Велла является стержнем, благодаря которому спектакль держится. Прочувствовала я это именно в зале Ришелье. Когда актёры играли в Веллой или Эком, всё было нормально. Если Веллы и Эка рядом не было, каждый казался немного сам по себе, в каком-то своём мире.
Когда я вернулась домой, я сразу открыла компьютер и стала пересматривать запись спектакля в Эксе - там всё было, там всё работало, у меня снова замирало сердце, снова подступали слёзы.
Не знаю, что произошло в Комеди-Франсез в субботу 28 октября - может, они поругались, или случилось что, но в этом театре у меня такое впервые.