"Guermantes", film

Oct 17, 2021 18:45




Фильм Кристофа Оноре был сначала показан по телевидению 24 сентября, а потом вышел в прокат в кинотеатрах 29 сентября.
Я не смогла посмотреть его по ТВ - ну вот просто совсем, в сентябре у меня был большой и (разумеется) срочный перевод, я работала вечерами допоздна и в выходные и  при всей любви и всём желании - не могла. Риплея ему не полагалось, а как записывать напрямую с телевизора, я теперь и не знаю уже, так давно этого не делала, времени учиться тоже не было по вышеуказанным причинам.
Было ясно, что в кинотеатрах он пойдёт не во всех, а только в маленьких и независимых Arts et Essai, и опять-таки возможно не во всех. В Орлеане он, например, в первую неделю не вышел, вышел только 6 октября - и в выходные я опять не смогла пойти, потому что заболела. Не знаю, сколько было сеансов в первую неделю - думаю, очень мало, а на второй неделе (они у нас считаются от среды до среды) был только один, он же - последний, вчера, в субботу в 10 утра. Это был последний шанс, и я его не упустила.

Почему такой ограниченный прокат? Потому что очень небольшая целевая аудитория (поклонники Пруста могли бы обмануться названием и решить, что это экранизация, но коренным образом это ситуацию не изменило бы). Кроме того вся основная целевая аудитория посмотрела предпремьеру по телевидению и большинство были разочарованы, остальные - сильно разочарованы, и только иногда вклинивались мнения "А мне понравилось!", но без каких бы то ни было объяснений, и в общем было непонятно, действительно ли понравилось или это такая мелкая провокация.

Почему такая небольшая целевая аудитория? Потому что в первую очередь фильм интересен не просто интересующимся театром, а знающим современную труппу Комеди-Франсез. И даже если ниже я попытаюсь объяснить, почему фильм намного шире и объёмнее, чем это может показаться, я всё равно не представляю, как именно он воспринимается человеком, совсем  не попадающим под описание целевой аудитории.

Сначала о фильме.

Это почти двое суток из жизни труппы, репетирующей спектакль по Прусту под названием "Сторона Германтов". Происходит всё летом 2020 года, и выясняется, что скорее всего этот спектакль показан зрителям не будет. Первый и основной вопрос - продолжать ли репетировать? Для режиссёра ответ очевиден - да.  В актёрах единства нет. В итоге они решают продолжать репетиции, устраивают пикник в городском саду, в котором находится театр, пикник заканчивается слишком поздно, и большинство остаётся ночевать в театре, только гримёрки закрыты, поэтому устраиваются кто как может, и ночь эта короткая и полная неожиданных встреч и разговоров. Потом наступает утро и ещё один репетиционный день, а вечером несколько актёров вдруг оказываются в отеле "Риц" - это фактически паломничество, заказывают в номер одну порцию жареной камбалы - это обряд, ест одна актриса, остальные смотрят и вкушают -, заканчивающийся фактически причастием. Потом они обзванивают других актёров, хоть и не всех, но в номер набивается куча народа, звонят ещё одному, который приехать не может, потому что в Португалии - мы его видим сидящим в одиночестве на бортике бассейна, а закончив разговор, он в этот бассейн ныряет. Потом вся эта толпа уходит из "Рица", оставив ночевать там только одного актёра - того, который в спектакле играет Марселя. Остальные актёры возвращаются ночевать опять в театр, но он оказывается закрыт, и они устраиваются спать на скамейках вокруг фонтана, где и проснутся утром, чтобы наблюдать... хотите - эротическую, хотите - общепримиряющую, хотите - весёлую, но в любом случае - финальную сцену у фонтана (даже в фонтане). Конец фильма.

Теперь о контексте. Я нарочно изложила содержание фильма, не называя имён. Наверное так увидит этот фильм человек, который ничего не знает про Комеди-Франсез и её актёров. Фильм без сюжета про театральную труппу. Сюжет, собственно, в контексте. Спектакль "Комеди-Франсез" "Сторона Германтов" должен был выйти весной 2020 года (и у нас с elmak даже были на него билеты), но локдаун, карантин, театры закрылись, спектакля не состоялось. Потом было объявлено, что театры вроде бы откроются осенью - как, на каких условиях? Репетиции возобновились, но в какой-то момент стало известно, что спектакля не будет. Не будет осенью - значит, возможно, не будет никогда: программа на остальную часть сезона утверждена, следующий сезон - тоже утверждён, причём бОльшая его часть посвящена Мольеру, места нет. Что будет потом? Неизвестно. Даже если спектакль будет возобновлён (уместно ли это слово?), его нужно будет репетировать заново, состав сменится (какие-то актёры уйдут из театра, другие будут заняты в иных постановках, в труппе появятся новые актёры). Продолжать репетиции, зная что спектакля не будет, репетировать "для себя", играть для режиссёра, создавая спектакль-призрак? Вот уж сюжет вполне достойный трагедии. Кроме того у режиссёра Кристофа Оноре (для которого это не первая работа в театре, но он считается в первую очередь кинорежиссёром) появляется возможность снять фильм - и вот так рождаются "Германты", фильм, который, возможно, позволит хоть как-то сохранить память о несуществовавшем спектакле, фильм как  бы автобиографический, в котором всё - правда... ну, как она существует в театре.
Тут у нас появляется уникальная возможность путешествия во времени: фильм был снят летом 2020 года, вышел в прокат осенью 2021, но осенью 2020 года спектакль "Сторона Германтов" всё же состоялся! Было всего несколько представлений (с десяток?), потому что карантин всё же наступил, и театры опять закрыли, но я успела его увидеть! Так что для фильма я не просто целевая аудитория, а очень целевая.
Итак - репетиции продолжаются. С этого начинается фильм, точнее с песни "Lady d'Arbanville" - точно так, как начинался спектакль. И вообще всё так же - сцена с декорациями, Стефан Варюпен в костюме и образе Марселя. Только мы не в зрительном зале (ни одной сцены спектакля не снято из зрительного зала), мы всё время, всегда будем с актёрами -  на сцене, за кулисами, в саду, на улицах Парижа, в отеле "Риц", а в зрительном зале будем только тогда, когда и они там будут.
Я не буду пересказывать фильм по второму кругу, подставляя на сей раз фамилии. Я хочу просто объяснить, почему фильм мне так понравился (я ведь этого ещё не сказала? Я в восторге от фильма, и я готова смотреть его ещё раз, вот прямо сейчас, если бы была такая возможность).
Конечно, радость и счастье посмотреть на знакомые лица любимых актёров. Но главная ценность даже не в этом. У Кристофа Оноре получился в первую очередь фильм о театре, о труппе. Именно это в первую очередь, а не про несостоявшийся спектакль. Несостоявшийся же спектакль - это кусочки репетиций конечно, но опять-таки не в первую очередь, в первую очередь он существует во взаимопроникновении театра и жизни вне театра, во взаимопроникновении Пруста в театре и Пруста вне театра.




В задней части сцены  театра Мариньи есть дверь, открывающаяся в городской сад. Она используется в спектакле - герои пьесы выходят на улицу. В фильме актёры тоже выходят туда - курят, ждут своих реплик, устраивают пикник, даже ночуют на скамейках.
Иногда как есть, а иногда в костюмах - когда у Клод Матьё вдруг сдают нервы и она выскакивает на улицу в том что подвернулось под руку, а то сознательно, когда процессия актёров отправляется по Елисейским полям в "Риц" (это замечательно отснятый проход). В спектакле эта дверь была связью между Прустом в театре и Парижем Пруста. Здесь это ещё и проход из театра в жизнь, и ты видишь, что актёры играют всегда. Играют как актёры на сцене, играют как актёры в жизни, но ещё и играют в жизни просто как дети.




Не надейтесь узнать какие-то подробности из личной жизни актёров - карты спутаны, актёры играют всегда, нам не узнать, что ложь, что правда, вся жизнь театр. Но при этом всё же Анн Кесслер действительно рисует, Лоран Лаффит снял свой первый фильм, выпуск которого из-за ковида объявляли и переносили несколько раз (и опять-таки если у кого-то есть "связи" в "Рице", то скорее всего у него), а главный beau ténébreux КФ на сегодняшний день - несомненно Себастьен Пудру и так далее и так далее.
Пруст, как я сказала, не только в отрывках репетиции и не только в шествии и вечере в "Рице". Расположившись на ночь на сцене, Пудру и Варюпен вдруг воспроизводят сцену из спектакля, звонок из номера в "Рице" в Португалию одинокому Лоику Корбери - одинокому Свану, такому как в спектакле, где он появляется на несколько минут и исчезает (и создаёт за это время просто незабываемый образ). Обожание Кесслер по отношению к Пудру похоже на отношения их персонажей в спектакле (только там это мать и сын), а Лаффит невероятно напоминает своего персонажа, особенно в первых сценах фильма. И ещё множество деталей.




И труппа, это главное - как снята труппа, в самом деле, "simul e singulis" можно интерпретировать и так, они постоянно все вместе и каждый сам по себе. Это актёры, они все любят друг друга, при этом и сплетничают, и отпускают шпильки, и тут же целуются, они бесцеремонны и прямолинейны (как дети), но тут же наговорят кучу сладких слов, которым сами же верят, хотя знают, что вся жизнь - театр. Они тактильны, у них особое отношение к своему телу, но оно не отрицает целомудрия.
Их самое надёжное пристанище театр, и они всегда найдут себе там какое-то место, а если дверь закрыта, лягут спать на скамейке перед театром. Это кажется почти парадоксальным - вокруг нынешняя жизнь, и они все вполне современны, но невозможно не вспоминать "Капитана Фракасса" или труппу Мольера из фильма Мнушкин.






Короче, фильм просто наполнил меня впечатлениями на выходные как минимум. Не знаю, можно ли его советовать и кому, но я посмотрю его ещё раз, как только представится такая возможность. (Если есть желающие, готова обсудить показавшиеся спорными или сомнительными моменты - у меня таких в фильме не оказалось ни одного :))

И пусть будет трейлер - хоть кусочек фильма:

image Click to view

comédie française, christophe honoré

Previous post Next post
Up