В позапрошлые выходные я устроила первый в этом сезоне выезд в Париж, первый театральный субботник. Программа была, на мой взгляд неплохая, выстраивающаяся, как чаще всего бывает, вокруг театра.
Ехали мы на этот раз автобусом, Flixbus’ом (билеты я умудрилась купить меньше, чем за три евро с носа, за такие деньги можно потерпеть 1 час 45 вместо одного часа поездом, тем более, что автобус комфортабельный, места для ног достаточно, книжка интересная, а последние две недели я работала до поздней ночи и в выходные, так что книжек никаких не открывала вообще, а от этого мне очень плохо). Приехали часа в два, и решили никуда не торопиться - спектакль вечером, а то, что намечено на вторую половину дня, расписанию не подчинялось. И пока мы обедали, никуда не торопились, дождь и начался. Его, в общем, обещали на выходные, но с утра и после обеда было просто пасмурно, а вот до Арки мы добрались уже под дождём.
Я не могла не увидеть упакованную арку.
Я очень хорошо помню, как в 1985 году читала про упакованный Пон-Нёф, который к тому времени уже успела увидеть в натуральном виде, смотрела фотографии, задавалась вопросом « зачем » и «к чему », ничего не понимала, а никто ничего в общем и не объяснял, мне кажется, в СССР и полемики или возмущений никаких не было, настолько всё это было про другой мир, где « так загнивать надо уметь » и « дурью маются ».
Мне очень нравится этот проект. Мне нравится эфемерность и дерзость, мне нравится, что можно относиться к этому несерьёзно, потому что это необычно и весело, можно прислушаться к своим чувствам и эиоциям - увидеть, как на привычном месте образовался не то что новый силуэт, но всё же новые формы, как вдруг изменилась перспектива - смотришь на арку с привычных ракурсов, но вдруг видишь окружающее по-другому, как изменился свет вокруг арки - теперь она иначе реагирует на меняющееся освещение. Она стала будничней, декор скрыт, но и загадочней - пытаешься вспомнить, какая она там арка под этими покровами (не утерпев, заглядываешь в старые фотографии, и она вдруг кажется какой-то старомодной). И даже допускаешь шальную « магическую мысль » - а вдруг она изменится, когда её наконец откроют ? И я в общем думаю, что она действительно будет немного иной.
От арки мы отправились смотреть « Самаритен ». Сначала хотели идти пешком, « оторванный » фасад у Диора я ещё успела заметить,
но дождь плюс куча народа заставили спуститься в метро. Опять-таки хорошо помню « Самаритен » в самый первый мой приезд в Париж, почему-то мы часто туда ходили (глазеть, разумеется), а во второй мой приезд я вообще в двух шагах от неё жила. А потом, приезжая в Париж, никогда туда не заходила, а потом она (потому что "Самаритянка" :) ) закрылась на долгие годы. И вот нужно было нанести визит, отдать дань и вообще отметиться. На улице был дождь, внутри жарко и влажно, толпы народа, передвигаться и дышать было тяжело. Фотографии здания я сделала (первая ниже не моя, из интернета), но в принципе там было бы интересно посмотреть оформление витрин в бутиках внутри, но на это меня не хватило. Красоту оценила, ничего из прошлого не опознала, никакой ностальгической зацепки.
Мы переместились на площадь Бастилии и уселись на зашторенной и зачехлённой (в продолжение темы Арки ? Нет, просто дождь продолжал лить) открытой террасе, auprès de mon arbre, в ожидании спектакля.
В субботний вечер это была опера Джордже Энеску « Эдип ».
Опера ставится редко, в сборниках либретто её нет, я историю Эдипа знаю конечно, но всё же хотелось прочитать либретто - нашла полный текст в интернете, заодно узнала некоторые подробности биографии композитора, который в первую очередь был музыкантом-вундеркиндом-виртуозом, таким румынским Моцартом, и историю создания оперы. Не могу не упомянуть, что идея этой оперы пришла к нему под влиянием сильнейшего впечатления от пьесы « Эдип » в Комеди-Франсез, которую он увидел в 1909 году, работа над оперой закончилась только в 1923 году, а поставлена она была в 1936 году.
Опера в четырёх действиях, в Бастилии идёт двумя частями с антрактом. Первая часть мне показалось длинноватой - вместо увертюры - рассказ (не пение!) со сценическими иллюстрациями о предыстории грядущей истории с явными аллюзиями на современность, поют все как-то понемногу, инструментальная часть интереснее, а постановка несколько удивила иллюстративностью и чрезмерностью происходящего на сцене. Костюмы интересные, хоть концепция мне не до конца понятна, на головах у всех сложные рого-цветочные сооружения, а происходящее очевидно передаёт древнегреческие обычаи, но признаюсь, что роды, манипуляции с пуповиной и особенно с плацентой показались мне прямо бесконечными, всю их символику понимаешь довольно быстро (угадайте, на чём повесилась Иокаста, когда поняла весь ужас происшедшего и кто стал её мужем и отцом её детей? Причёска и фасон платья в эту же тему, как я понимаю), и наблюдать, как на сцене играют в странные пластмассовые игрушки, надоедает (все фотографии из интернета, и я к сожалению не нашла тех сцен, которые сама бы сфотографировала).
Вторая часть понравилась мне гораздо больше во всех отношениях. Во-первых, то ли бюджет исчерпали, то ли самим надоело, но угомонились с декорациями - они стали простыми, иногда минималистичными, условными и куда более выразительными и эффективными. Во-вторых, конечно, сюжет становится по-настоящему драматичным - вообще, вторая часть оставляет впечатление спектакля с сильной драматургией, тем более что в конце спектакль выходит прямо на уровень философских вопросов (которые всегда в истории Эдипа меня беспокоили), в-третьих, партии у певцов становятся наконец более значительными, хотя больше всех поёт Эдип-баритон Кристофер Мальтман, он мне понравился. У меццо Екатерины Губановой красивый голос, но партия всё же очень маленькая, к тому же во второй части есть ещё одна меццо, Клемантина Марген в роли Ехидны, и вот она прямо сильное впечатление на меня произвела.
Я очень оценила заключительную часть - с точки зрения драматургии - когда наконец ставится философский по сути вопрос, о том, кто Эдип - монстр или жертва. "Кто виноват?" (делать уже нечего).
В общем, мне понравилась музыка и в конечном счёте спектакль, хотелось только как-то больше оперы.
Да, ещё интересное решение - французские сюртитры транслируются не вместе с английскими, а проецируются на панели на сцене. Только странно, что текст хора было видно очень чётко, а вот текст солистов как-то бледненько и нечётко, я иногда даже смотрела в английский текст, потому что французский не могла разглядеть.
Дождь лил всю ночь и утром тоже был дождь (хорошо, что ветер хоть утих, потому что в субботу вечером прямо зонтик вырывало из рук), а у нас были билеты в музей Жакмар-Андре на выставку Ботичелли.
Выставка, как я и предполагала (и как это не в первый раз в этом музее) небольшая и довольно скромная. Но во-первых, всё равно интересно. А во-вторых, я никому про это не сказала, но для меня это просто был предлог в очередной раз сходить в этот музей, где я, мне кажется, могла бы оставаться бесконечно.
Три Венеры на выставке (я была с мужем и младшим сыном, и, что характерно, каждому из нас понравилась своя Венера).
Почему-то много Иоаннов Крестителей, причём в разном возрасте - ребёнок, подосток, взрослый. Хорошо, что Иоанна Крестителя в любом возрасте легко опознать.
А потом в самом музее я сначала « коллекционировала » музыкантов и музыкальные инструменты :
А потом нашлась парочка русских персонажей :
(графиня Скавронская и князь Репнин)
В воскресенье у нас был дневной оперный спектакль - « Фиделио » в Опера-Комик.
Я впервые была в Опера-Комик. Покупала билеты на спектакли в 2020 году - всё отменилось, и в начале 2021 отменилось, и вот наконец-то смогла туда попасть.
Я не хотела ничего читать заранее, но
пост la_sacerd0tisa прочла конечно. Признаюсь, что режиссёрско-постановочное решение произвело на меня совсем не такое ужасное, а даже наоборот, положительное впечатление. На экраны я смотрела не всё время, а когда хотела, и честно говоря, никакого дёрганья камеры не заметила - может, оператор на сцене набил руку или его просто сменили ?
Приём с экранами и оператором на сцене в моде уже некоторое время. Возможно, ему пора выйти из моды, но именно в этой постановке мне он понравился. Не из-за крупных планов - в Комеди-Франсез крупные планы на лица актёров убедительны, здесь - куда в меньшей степени (зато бинокль практически не нужен), да и вообще можно поговорить о том, что от театра не должно ждать крупных планов. Но вот эти мобильные экраны-панно в спектакле действительно играют - разграничивают пространство и даже « транслируют » внутренние переживания героев. Леонора в растерянности, она не знает, как поступить - и экран с крупным планом её лица « раскалывается » на части и снова соберётся в единое, когда она примет решение.
Шобан Стэгг вылечилась и пела партию Леоноры, хотя Мари Эриксмаен в роли Марселины мне больше понравилась. Первая часть была такая спокойная, без всплесков, ну вроде ничего. Но « Gott ! », и тут -то разницу и прочувствуешь, между Майклом Спайрзом (Флорестан) и остальными. Пел он, правда, мало, партия небольшая, но вот я наконец его услышала.
Да, ещё хочу сказать, что это был дневной воскресный спектакль, то есть "сеанс релакс" - на нём может присутствовать особая публика с непредсказуемыми реакциями, об этом мне напомнили письмом и перед спектаклем тоже было напоминание. Я ценю инициативу, но немного беспокоилась. Специальных сопровождающих я видела, но и всё - никаких шумов, помех или движений не видела и не слышала.
В общем, обе оперы для меня прошли без зашкаливающих эмоциональных всплесков, но я всё равно рада, что их послушала и посмотрела, и вообще выходняе получились хорошие несмотря на дождь.
Будем ждать следующих встреч с искусством ! :))