Про мой первый настоящий выход в свет (кино не в счёт) после того, как всё открылось, на концерт Жюльет, я сразу упомянула в ФБ, сказав, что вот прямо тут же напишу в ЖЖ. Но прошла неделя, другая, я не успела, потом мы уехали в отпуск, а когда возвращались, муж что-то такое модифицировал в маршруте, и мы почему-то проехали совсем недалеко от того места, где были на концерте, и я подумала : « Ура ! Вот и повод написать о концерте, хоть и прошло столько времени ! » Но через день после возвращения домой наступила неделя моего дня рождения, мы собрались все, с детьми, и они придумывали разные приятные для меня вещи, писать было некогда. И вдруг одним из запланированных ими мероприятий оказалась поездка в Гедлон, который, как известно, в трёх километрах от Saint-Sauveur-en-Puisaye, где проходил тот концерт в конце июля. Я поняла, что это мироздание голосом Bellman’а кричит мне : « I have said it thrice: What I tell you three times is true. » Но едва все разъехались, начался учебный год, самая первая его неделя, с ужасом расписаний, административно-организационных недоделок и моим собственным стрессом. А сейчас, на второй неделе, на меня обрушилась помимо кучи стресса ещё и срочная работа. И конечно именно в этот момент явилась на чашку чая подруга прокрастинация, и вот я с вами !
Потому что сделать запись о концерте Жюльет для меня очень важно.
Если покупаешь билеты в какой-нибудь парижский театр, тебя конечно потом в покое не оставят - будут регулярно присылать мейлы с информацией и программой, завлекая на новые постановки. Если же речь о театрах и концертных залах провинциальных, то есть большая вероятность, что привет от них обнаружишь в настоящем почтовом ящике в настоящем бумажном конверте. Так было давно, когда мы расплачивались чеками, и это было понятно - никаких других координат, кроме обозначенного на чеке почтового адреса у них не было. Но это продолжается и теперь, когда билеты покупаешь по интернету.
И я даже разозлилась, когда увидела в почтовом ящике объёмистый конверт с логотипом Дома Колетты в Saint-Sauveur-en-Puisaye - ну зачем они тратят деньги на печать, почту... И просто чудо, что я сразу открыла конверт, а не оставила его валяться нераспечатанным. В конверте была толстенькая брошюра с программой мероприятий, организуемых Домом и Музеем Колетты (живи я там рядом, я бы на всё ходила, но туда на машине в хорошем темпе полтора часа в одну сторону). И я сразу увидела, что снова будет фестиваль Comme ça me chante! В 2017 году мы там были на просто потрясшем меня моноспектакле Вероник Велла из Комеди-Франсез L’Interlope (cabaret) - я сейчас вспоминаю об этом и понимаю, что этот уникальный (в прямом смысле - он игрался всего один раз и вряд ли будет повторен в таком виде) спектакль останется одним из моих сильнейших театральных впечатлений за всю жизнь. В 2018 году я бы тоже туда поехала, в программе был Жан-Франсуа Зижель, только в моей личной программе были билеты в Москву, так что... В 2019 году по не известным мне причинам фестиваля не было, в 2020 году его опять не было по уже понятным причинам, а в этом - есть! И главное - вот:
Я немедленно рванула к компьютеру и, дав ровно три секунды на размышление тем, кто вдруг захочет меня сопровождать, купила билеты - по-моему, это был мой личный скоростной рекорд в этом виде.
Я не могу точно сказать, когда впервые услышала Жюльет. Абсолютно уверена, было это уже во Франции, но как-то сразу, то есть не совру, если скажу, что знаю и люблю её уже почти тридцать лет, и полюбила её практически с первого аккорда на фортепьяно, с первого звука голоса, с первого слова. И тогда же стало понятно, что её нужно обязательно слушать на живом концерте. Ну и запросто! К тому же очень вскоре я увидела, что она будет давать концерт в Орлеане - вот и схожу. Я и с покупкой билетов особо не торопилась - вряд ли кто кроме меня знает эту замечательную певицу, по телевизору её не показывают, по радио её иногда слышно на Франс Интер, но массовая публика музыку по Франс Интер не слушает. То есть публика в зале будет наверняка случайной и немногочисленной, билеты купить я успею.
Каково же было моё изумление, когда я узнала, что все билеты были распроданы практически сразу! При том, что выступала она в большом зале орлеанского театра.
И на последующие её концерты в Орлеане билетов мне купить не удалось. И даже когда я расширила географию поиска до радиуса в 100 км (она много ездит по всей Франции) и потом ещё до Парижа (там она тоже иногда выступает), я никак не могла попасть на живой концерт.
Позже я услышала, как одна журналистка рассуждала об этом феномене - каждому поклоннику Жюльет кажется, что он один про неё и знает, что это его личное и почти интимное открытие. Только поклонников таких - тысячи!
Я часто эту историю рассказываю, она очень хорошо объясняет и место Жюльет среди других нынешних исполнителей, и её отношения с собственной публикой. Мало кому известная и неизменно собирающая полные залы...
Но на этот раз билеты у меня были! И вот практически день в день четыре года спустя после того
незабываемого спектакля с Вероник Велла (который, к слову сказать, начинался с песни Жюльет Garçon manqué: в мире вообще, а в Saint-Sauveur-en-Puisaye в частности, всё связано), к тому же в день Святой Жюльетты и накануне годовщины нашей свадьбы мы снова отправились в Saint-Sauveur-en-Puisaye.
Я уже пыталась рассказать в прошлый раз, какое это необыкновенное место, иногда я даже начинаю придумывать, что это если не параллельный мир, то какая-то загогулина этого. (Кстати там в окрестностях и навигатор плохо работает, и телефон сигнал не ловит...) Ну невозможно же чтобы в такой маленькой деревушке было столько всего прекрасного. Обстановка перед концертом напоминает не французскую деревню, а английскую из английских детективов, как все любят. И одеты все наряднее, чем обычно на таких мероприятиях в сельской местности, и лица какие-то другие. Но я всё равно подумала - это местные жители, пенсионеры и парижане-дачники, охочие до любого развлечения, наверняка в большинстве случайная публика. И опять ошиблась - никого там не было случайного, все знали и Жюльет, и её песни, видно же. (Меня мой собственный сын удивил - он неожиданно легко согласился поехать с нами, но оказалось, что он отлично знает песни Жюльет! И он был не единственной молодёжью в публике, хотя в меньшинстве конечно.)
Это было прекрасно! То есть я знала всё это - как она замечательно играет на фортепьяно, как она прекрасно поёт (ни по стилю, ни по манере она на Камбурову не похожа, но я всё равно именно эту параллель провожу - из-за актёрских возможностей голоса), какие у неё виртуозные тексты, как она любит шутить, но всё равно это было просто счастье - вот с самой первой секунды счастье. Узнавать песни (я даже подумала: удивительно, что она старые песни поёт, а сын мне потом сказал - не старые, с последнего диска... ну да, только диск вышел в 2018 году, и песни все такие знакомые), быть свидетелем не просто особенного диалога с роялем (это даже не фигура речи, иногда она прямо с ним разговаривает, но и когда играет - это не просто аккомпанемент, это действительно диалог), но какой-то волшебной связи, единения с инструментом. И ощущать особенную щедрость по отношению к публике. Никогда не хочется чтобы концерты, на которых тебе так прекрасно, заканчивались, а тут у меня прямо слёзы подступили, когда стало ясно, что всё.
(фотографии которые плохие - мои. которые хорошие - из фейсбука)
Я не знаю, как рассказать о Жюльет, я не представляю, как можно её не полюбить сразу. И я не знаю, как её объяснить или к ней привести. Когда через несколько дней после концерта мы рассказывали о нём нашей племяннице, и её муж, не слышавший про Жюльет, спросил, какие у неё самые известные песни, я не знала, что ответить. Конечно, некоторые песни более известны, чем другие, но всё равно они известны тем, кто её уже знает. А вот чтобы какая-то одна на слуху у массового слушателя - такого нет. И потом у Жюльет хочется слушать всё, даже если что-то любишь больше, а что-то меньше.
Но молодой человек не отступался, просил рассказать, какой стиль, с кем можно сравнить. Я выше сравнила неё с Камбуровой - но это сравнение только по одному параметру (ну, двум) и, возможно, понятное только мне самой, а других могущее ввести в заблуждение. К тому же и в России-то оно ограничено, а уж вне России вообще не работает. Я начала пытаться объяснить, что в некоторых песнях, например, это как если бы заимствовать стиль chanson réaliste, переместить его в современность и петь не совсем всерьёз, но и без издёвки. Это не очень хорошее объяснение, потому что не на все её песни оно распространяется (на последние альбомы вообще не распространяется), а потом надо ещё объяснять про chanson réaliste. А мой муж ответил так: Жюльет - это как бы Барбара и Анн Сильвестр одновременно. Я удивилась - Барбара ОК, а Анн Сильвестр тут при чём? Филипп ответил, что у Барбары нет ироничных или смешных песен, а у Жюльет много юмора, вот поэтому добавляем Анн Сильвестр. Я возмутилась - а как же La Joconde или Si la photo est bonne? на что Филипп мне заметил - вот именно, когда их слышишь, то кажется, что Барбара поёт песни Жюльет. И я признала, что это неплохое определение.
Если вы никогда не слышали Жюльет, послушать её можно, например, в компании
sova_f: см по
тэгу "Жюльетт" (пока я искала ссылки, увидела, что Наташа обещала не только отдельные песни, но и большую лекцию, но вроде бы пока ещё не было?)
А сюда я вставлю песню с последнего альбома, с которой она начала концерт и в которой многое про себя рассказывает:
Click to view
И ещё одну, тоже с последнего альбома, про прокрастинацию - ведь именно благодаря ей я наконец написала этот пост!
Click to view
Я назвала свой пост «C'est grand dommage qu’il n y ait qu’un mot pour dire: merci». Это в точности то, что я испытала и продолжаю испытывать - благодарность, выразить которую у меня не хватает слов. Это не мои слова, это слова Колетты - мы были в её краю, и как известно, в мире вообще, а в Saint-Sauveur-en-Puisaye в частности, всё связано.
P.S. А Гедлон в этом году выглядел так (сфотографирован мною он был 27 августа):