Не то чтобы я непременно искала такой портрет, на котором бы никто не узнал поэта, но хотелось Лафонтена помоложе, и я нашла его на сайте Франс Мюзик - он там весь из себя обольстительный красавчик. И вот четыре месяца спустя мне справедливо указывают на то, что портрет совсем даже не Лафонтена, а Людовика XIV. Они конечно друг другу не безразличны были, но не до такой степени, чтобы вместо портрета одного вывешивать портрет другого. Так что пришлось снова взяться за поиски, и на всякий случай предлагаю сразу три:
Авторы двух первых мне не известны, автор третьего немного странного портрета - миниатюрист Жан Петито, известный своими миниатюрами на эмали. Мне больше всего нравится первый портрет, но вообще-то ясно, что Лафонтен - он вот такой:
Только глядя на него, мне всегда было совершенно непонятно, почему Пушкин про него так писал:
И ты, певец любезный,
Поэзией прелестной
Сердца привлёкший в плен,
Ты здесь, лентяй беспечный,
Мудрец простосердечный,
Ванюша Лафонтен!
Пленённые сердца, лень и беспечность? И приятельский тон, как словно нашлось что-то общее c этим строгим стариком? Да с ним прежде чем заговорить, сто раз подумаешь.
Биографию Лафонтена я до недавнего времени не знала совсем, что не помешало мне четыре года назад заехать в его дом-музей в Шато-Тьерри, где я обнаружила много интересного и неожиданного и решила непременно прочитать что-нибудь биографическое. И как раз год спустя вышла книга Эрика Орсенна La Fontaine: Une école buissonnière ("Жан де Лафонтен: прогульщик" - или даже скорее "любитель погулять" со всеми значениями, которые могут услышаться) - название вполне перекликалось с пушкинской характеристикой.
Я мысленно её отложила на потом, но вот читая про Бомарше (пункт 12 вот
здесь), обнаружила, что не только в отношении него имеется тандем Орсенна-Гитри, есть он и в случае с Лафонтеном, поэтому именно так я и собралась читать.
И дочитала как раз сегодня, в день рождения Лафонтена - да, он родился 8 июля 1621 года - это чистое совпадение, но приятно, поэтому непременно нужно закончить пост сегодня!
Начала я с книжки Орсенна,
надеясь получить биографическую базу. Она есть конечно, но если честно, лучше бы её подкрепить Википедией. Коротенькие главки романа Орсенна - картины того или иного жизненного этапа Лафонтена, значимого или заинтересовавшего писателя чем-то особенным. Он с удовольствием цитирует тексты, особенно менее известные и скандальные Contes (а тексты нескольких басен приведены в приложении в конце), упоминает совсем неизвестные пьесы и рассказывает драматическую историю последней уничтоженный пьесы, да что там - драматический конец жизни писателя, который так не похож на все прожитые годы. Лафонтен - гуляка и донжуан, неверный муж, ужасный даже не столько этим, сколько полным безразличием к собственной семье. Лафонтен, которому не сиделось на месте, который без конца циркулировал между Шато-Тьерри и Парижем и обратно, но так и не уехал никуда дальше Лиможа. Лафонтен, изо всех сил старавшийся казаться лентяем и бездельником, скрывавший ото всех, как долго и тщательно он работал над своими текстами. Бездомный. Верный и преданный друг. И ещё, и ещё, множество граней, которые Орсенна в книжке показывает, и в его собственную увлечённость персонажем веришь, но вот опять чего-то не хватает (это совершенно несправедливо по отношению к Орсенна, которому я очень даже симпатизирую и чьи литературные намерения меня вдохновляют, но всё время остаются какие-то оговорки).
И за этим чем-то я отправилась в пьесу Гитри.
В отличие пьесы про Бомарше, хронологические рамки пьесы про Лафониена гораздо уже - события в первом действии происходят в 1656 году в Шато-Тьерри, десять лет спустя после женитьбы на Мари, которой на момент событий 22-23 года, а остальные действия - спустя несколько лет в Париже. И хотя все события и действующие лица не придуманы (про них про всех есть в книжке Орсенна), Гитри интересуется даже не вообще отношением Лафонтена к женщинам (хотя галантные сцены блестящи), а именно странными взаимоотношениями между ним и его юной женой Мари. Гитри вкладывает в уста Лафонтена фактически манифест, невозможно не вспомнить про Дон Жуана. О подлинности цитат судить не могу (в отличие от "Бомарше", где в диалогах узнавались цитаты, которые Орсенна брал в кавычки), скорее всего это взгляд самого Гитри, но сделано это, как всегда виртуозно.
Не произошло такого как с "Бомарше", когда от восторга дыхание перехватывает, но пьеса отличная (некотрые диалоги и реплики почти гениальные).
Ах да! Я написала в начале, что в 2016 году была в доме Ла Фонтена в Шато-Тьерри. Вчера весь вечер провела в поиске фотографий, но разумеется именно этот год, судя по всему, у меня пропал, когда без предупреждения сдох компьютер (и на Гугле их почему-то тоже нет по закону подлости). Но если вы будете вдруг в тех шампанских краях, очень рекомендую:
(фотографии с этого с этого сайта:
http://www.tradhistoire.com/pages/pages-sorties-pedagogiques/picardie/musee-jean-de-la-fontaine.html )
Поскольку сегодня день рождения Лафонтена, я хотела найти какую-нибудь цитату по случаю, а потом подумала - зачем? Шато-Тьерри на земле шампанской, так что никаких специальных обоснований, чтобы откупорить бутылку, не нужно, сам бог велел!