Erik Orsenna, La Fontaine: Une école buissonnière и Sacha Guitry, Jean de La Fontaine

Jul 08, 2020 19:59




Не то чтобы я непременно искала такой портрет, на котором бы никто не узнал поэта, но хотелось Лафонтена помоложе, и я нашла его на сайте Франс Мюзик - он там весь из себя обольстительный красавчик. И вот четыре месяца спустя мне справедливо указывают на то, что портрет совсем даже не Лафонтена, а Людовика XIV. Они конечно друг другу не безразличны были, но не до такой степени, чтобы вместо портрета одного вывешивать портрет другого. Так что пришлось снова взяться за поиски, и на всякий случай предлагаю сразу три:






Авторы двух первых мне не известны, автор третьего немного странного портрета - миниатюрист Жан Петито, известный своими миниатюрами на эмали. Мне больше всего нравится первый портрет, но вообще-то ясно, что Лафонтен - он вот такой:



Только глядя на него, мне всегда было совершенно непонятно, почему Пушкин про него так писал:
И ты, певец любезный,
Поэзией прелестной
Сердца привлёкший в плен,
Ты здесь, лентяй беспечный,
Мудрец простосердечный,
Ванюша Лафонтен!

Пленённые сердца, лень и беспечность? И приятельский тон, как словно нашлось что-то общее c этим строгим стариком? Да с ним прежде чем заговорить, сто раз подумаешь.

Биографию Лафонтена я до недавнего времени не знала совсем, что не помешало мне четыре года назад заехать в его дом-музей в Шато-Тьерри, где я обнаружила много интересного и неожиданного и решила непременно прочитать что-нибудь биографическое. И как раз год спустя вышла книга Эрика Орсенна La Fontaine: Une école buissonnière ("Жан де Лафонтен: прогульщик" - или даже скорее "любитель погулять" со всеми значениями, которые могут услышаться) - название вполне перекликалось с пушкинской характеристикой.
Я мысленно её отложила на потом, но вот читая про Бомарше (пункт 12 вот здесь), обнаружила, что не только в отношении него имеется тандем Орсенна-Гитри, есть он и в случае с Лафонтеном, поэтому именно так я и собралась читать.



И дочитала как раз сегодня, в день рождения Лафонтена - да, он родился 8 июля 1621 года - это чистое совпадение, но приятно, поэтому непременно нужно закончить пост сегодня!
Начала я с книжки Орсенна,

надеясь получить биографическую базу. Она есть конечно, но если честно, лучше бы её подкрепить Википедией. Коротенькие главки романа Орсенна - картины того или иного жизненного этапа Лафонтена, значимого или заинтересовавшего писателя чем-то особенным. Он с удовольствием цитирует тексты, особенно менее известные и скандальные Contes (а тексты нескольких басен приведены в приложении в конце), упоминает совсем неизвестные пьесы и рассказывает драматическую историю последней уничтоженный пьесы, да что там - драматический конец жизни писателя, который так не похож на все прожитые годы. Лафонтен - гуляка и донжуан, неверный муж, ужасный даже не столько этим, сколько полным безразличием к собственной семье. Лафонтен, которому не сиделось на месте, который  без конца циркулировал между  Шато-Тьерри и Парижем и обратно, но так и не уехал никуда дальше Лиможа. Лафонтен, изо всех сил старавшийся казаться лентяем и бездельником, скрывавший ото всех, как долго  и тщательно он работал над своими текстами. Бездомный. Верный и преданный друг. И ещё, и ещё, множество граней, которые Орсенна в книжке показывает, и в его собственную увлечённость персонажем веришь, но вот опять чего-то не хватает (это совершенно несправедливо по отношению к Орсенна, которому я очень даже симпатизирую и чьи литературные намерения меня вдохновляют, но всё время остаются какие-то оговорки).
И за этим чем-то я отправилась в пьесу Гитри.
В отличие пьесы про Бомарше,  хронологические рамки пьесы про Лафониена гораздо уже - события в первом действии происходят в 1656 году в Шато-Тьерри, десять лет спустя после женитьбы на Мари, которой на момент событий 22-23 года, а остальные действия - спустя несколько лет в Париже. И хотя все события и действующие лица не придуманы (про них про всех есть в книжке Орсенна), Гитри интересуется даже не вообще отношением Лафонтена к женщинам (хотя галантные сцены блестящи), а именно странными взаимоотношениями между ним и его юной женой Мари. Гитри вкладывает в уста Лафонтена фактически манифест, невозможно не вспомнить про Дон Жуана. О подлинности цитат судить не могу (в отличие от "Бомарше", где в диалогах узнавались цитаты, которые Орсенна брал в кавычки), скорее всего это взгляд самого Гитри, но сделано это, как всегда виртуозно.
Не произошло такого как с "Бомарше", когда от восторга дыхание перехватывает, но пьеса отличная (некотрые диалоги и реплики почти гениальные).

Ах да!  Я написала в начале, что в 2016 году была в доме Ла Фонтена в Шато-Тьерри. Вчера весь вечер провела в поиске фотографий, но разумеется именно этот год, судя по всему, у меня пропал, когда без предупреждения сдох компьютер (и на Гугле их почему-то тоже нет по закону подлости). Но если вы будете вдруг в тех шампанских краях, очень рекомендую:








(фотографии с этого с этого сайта: http://www.tradhistoire.com/pages/pages-sorties-pedagogiques/picardie/musee-jean-de-la-fontaine.html )

Поскольку сегодня день рождения Лафонтена, я хотела найти какую-нибудь цитату по случаю, а потом подумала - зачем? Шато-Тьерри на земле шампанской, так что никаких специальных обоснований, чтобы откупорить бутылку, не нужно, сам бог велел!

jean de la fontaine, érik orsenna, sacha guitry, книжки

Previous post Next post
Up