Парам-пам-пам! Я в отпуске! А потому пост выкладываю раньше. Тем более он опять "сдутый" из моих архивов годичной давности)))))
Первый Гран При Германии прошел в 1951 году и практически каждый год (за редкими исключениями) Земля отцов (Vaterland*) принимала у себя Королеву!!!
Сразу обозначу, за 50 с лишним Гран При на верхнюю ступеньку подиума поднимались гонщики самых различных команд. Среди них и Мерседес-Бэнц, и Мазерати, и Лотус, и Тиррелл, и Брэбхэм….. и Лижье, если хотите!!!
Не умеешь - научим, не хочешь - заставим
Большинство из перечисленных выше команд побеждали на ГП Германии три, четыре, пять раз…
А вот команда Лижье отметилась всего один раз, тем самым заслужив мое внимание!!!
Добыл победу в 1980 году в упорной борьбе, стартовав с 5 места, Жак Лаффит. Ну, об этом гонщике-раздолбае я уже писала. Говорят, повторение-мать учения!!! Милости прошу в пост про Канаду.
Но сегодня речь о владельце команды.
Досье
Ги Лижье рано потерял родителей и воспитывался в приюте, а самостоятельную жизнь начал в качестве помощника мясника. Благодаря крепкому здоровью он добился неплохих успехов в регби, но из-за травмы оставил этот спорт и сел в гоночный автомобиль.
В начале 70-х Ги был уже известным предпринимателем и достаточно богатым человеком, чтобы самостоятельно, как частник, выступать в различных соревнованиях. Но дополнительная поддержка никогда не помешает.
В те времена он познакомился с начинающим политиком Миттераном. Именно он помог Лижье заполучить поддержку табачного французского спонсора при создании собственной команды в 1976 году.
Команда Лижье провела в Формуле 21 сезон (с 1976 по 1996), но за это время одержала всего 9 побед.
При этом лучшим на победы сезоном считается 1979 год. Команда заняла по окончании сезона 3 место в кубке конструкторов.
И, тем не менее, Лижье по праву считается одной из самых успешных команд начала 80-х годов. Ведь дело не столько в победах, сколько в иных достижениях. А подиумов у команды было целых 50 (!!!) И если брать тот удачный 1979 год, то к 3 победам нужно прибавить еще 7 подиумов.
Однако успех часто зависит от размера бюджета.
Финансовая составляющая любого проекта стоит на первом месте. Вот и в случае с Ги рассвет и закат команды были обусловлены активностью и энтузиазмом спонсоров. Ну как энтузиазмом? Постоянные подпинывания спонсоров со стороны старого друга Миттерана были некоторое время довольно эффективными.
Тем не менее, в начале 90-х Лижье пришлось расстаться со значительной частью акций.
«Меня просто вынудили ее продать», - возмущался Ги Лижье, но изменить ничего не мог, а главное, Миттеран, который в те годы с трудом удерживал власть, ничем не мог ему помочь.
Великие и ужасные
Если кто удивился, не увидев в вводной части поста упоминания о таких командах, как Феррари, Макларен и Вильямс, объясняю… Приберегла на десерт.
Все три команды отличились на ГП Германии тем, что в течение трех сезонов подряд не отдавали победу никому другому. По две подряд победы было достаточно. А вот по три только у наших динозавров! Слава Богу, они все живы, правда, не все здоровы... Зато рвутся в бой!!!
Итак, первыми такой «подвиг» совершила Феррари в самой первой гонке в 1951 году.
Это была славная для Феррари гонка! Альберто Аскари был вынужден ехать ее с тремя пит-стопами из-за мотора с нагнетателем. Остальные же ехали на один пит-стоп. И тем не менее удача была на стороне Феррари. Ряд сходов соперников и созданные Альберто временнЫе отрывы позволили ему победить. Гонщики Феррари заняли на финише также места с 3 по 5!
В последующие две гонки Гран При Германии (в 1952 г. и 1953 г.) также победа была за красными.
Макларен! Нет, не просто Макларен… Три года подряд (1988,1989,1990) на трассе в Хоккенхайме господствовал Айртон Сенна!
Если говорить о Чемпионате 1988 года, то Макларен просто всех разорвал на части. Победа в Кубке конструкторов со 199 очками против 65 у ближайшего соперника говорит о многом. В первую очередь опять же моторы Хонда.
Ну и Прост с Сенной за рулем, которые на двоих победили в 15 гонок из 16!
Вот это была конкуренция между напарниками, но особенно яркой она показалась на ГП Германии 1989 года, где Прост и Сенна боролись за победу в течение всей гонки.
Вильямс! Серия из трех подряд побед команды Вильямс продолжалась с 1991 по 1993 годы. А по-другому и быть не могло. Машины, сконструированные Ньюи под чутким руководством Патрика Хэда, обязаны были побеждать. Итак, в 1991 и 1992 годах победы одерживал Найджел Мэнселл. В 1993 году серию побед Вильмс в Германии продолжил Ален Прост.
А в 1991 году напарник Найджела - Рикардо Патрезе - финишировав на 2 месте, обеспечил команде победный дубль.
Позволю себе небольшое отступление. Когда я вижу имя Рикардо Патрезе, я сразу вспоминаю забавный ролик. Блин, так и не нашла с русскими субтитрами(((
Click to view
Невезучий
Этому гонщику за все пять сезонов в Формуле 1 жутко невезло на ГП Германии.
Дидье Пирони (сезоны в Ф1: 1978-1982)
Выступая сначала за Тиррелл, затем за Лижье, и, в конце концов, за Феррари, Дидье так и не смог добиться на трассе в Хоккенхайме каких-либо серьезных успехов. В трех гонках из пяти Дидье сталкивался с техническими проблемами.
Ну а гонка в 1982 году стала завершением его карьеры из-за аварии, в которой Пирони получил переломы обеих ног.
Досье
1982 год, вероятно, был для Дидье Пирони (да и для команды в целом) и как сладкий сон, и как жуткий кошмар.
Во-первых, напарником Дидье в 1982-м оставался его друг Жиль Вильнев.
А во-вторых, новая Ferrari 126C2 получилась очень конкурентоспособной.
На ней гонщик одержал 2 победы и смог 4 раза подняться на подиум. Более того, Дидье был главным претендентом на титул, а Феррари - главным претендентом на Кубок Конструкторов.
Но свои коррективы в планы гонщиков внес ГП Сан-Марино. Первые три гонки для Феррари выдались неудачными: Жиль Вильнев ни разу не финишировал, а Дидье Пирони мог похвастаться лишь шестым местом на втором этапе, прошедшем в Бразилии.
Не удивительно, что в Сан-Марино оба приехали с уверенностью в успехе и собственной победе.
За пятнадцать кругов до финиша четвертого Гран При сезона, из-за проблем с мотором сошел Рене Арну, обладатель поула и лидер гонки. В Феррари попросили гонщиков не спешить, чтобы гарантировано привезти дубль. Пирони не послушал команду, обогнал и затем блокировал Вильнева, который уже рассчитывал на победу. На подиуме бывшие друзья не обменялись и взглядом.
Но настоящая потеря друга произошла на квалификации ГП Бельгии.
«Вот уже тринадцать дней, как Жиль Вильнев потерял лучшего друга... Теперь общего между ними было только название команды, за которую выступали оба. И вот француз (Пирони) снова «лезет на рожон». Только что на одну десятую долю секунды он превысил время Вильнева. Это было уж слишком! Издавая неистовый рев, Ferrari под номером «27», словно взбесившийся конь, выскочила на трассу. Вильнев пошел на свой второй зачетный круг, когда у него на пути возник осторожно входящий в поворот March Йохена Масса...» (Илья Смирнов, "Формула-1", август 1998)
Жиль погиб. В самой гонке Дидье участвовать отказался.
Позднее на квалификации под дождем в Хоккенхайме он попал в серьезную аварию, сломал обе ноги и в Формулу 1 больше не вернулся.
Однако, несмотря на незавершенный сезон, Дидье занял второе место в личном зачете, уступив Кеке Росбергу всего 5 очков. Кубок Конструкторов усилиями 4 гонщиков заслуженно достался Феррари.
В 1983 у Дидье Пирони родился сын, которого пилот назвал Жилем. Бывший автогонщик занялся гонками на океанских катерах и 23 августа 1987 погиб.
«Впервые за восемнадцать лет гонок из моих глаз полились слезы» (Г.Бергер)
Герхард Бергер был невероятно веселым человеком. Необузданным. Умение влипать в истории вольно или невольно - самая яркая черта Герхарда.
А прослезился он в 1997 году, завоевав поул на Гран При Германии (Хоккенхайм).
Досье
Предшествовавшие ГП Германии 1997 года три года были не самыми легкими для Бергера. В семье была напряженная обстановка. Его отец - известный предприниматель - был задержан, а после многих месяцев следствия осужден к 5 годам лишения свободы. Но Герхард, как и вся его семья, был уверен в его невиновности. Более того, он сам начал распутывать дело, копаясь в контрактах и деловых связях отца. Но чем дальше в лес, тем больше дров. Картина прорисовывалась все четче, однако следствие и суд не были на стороне Бергера старшего.
Вскоре после вынесения приговора Йоханн Бергер на частном самолете отправился на встречу со старым знакомым и разбился.
Такие потрясения, совпавшие с лечением в больнице и пропуском трех Гран При могли сказаться на последующих выступлениях далеко не самым лучшим образом.
«Я не мог выступать в Сильверстоуне. И уже пропустил три гонки, поскольку мои проблемы с гайморовыми полостями решались только обширным лечением. В такой ситуации я прибыл на Гран-при Германии в Хоккенхайм. Мой собственный руководитель команды сомневался, в состоянии ли я буду после долгой паузы показать что-то более-менее достойное. Флавио Бриаторе никогда не был большим мотиватором».
Да ну этого Флавио! Гархард проехал чистейший круг и установил лучшее время.
«Когда я на круге возвращения получил сообщение «Поул-позиция», впервые за восемнадцать лет гонок из моих глаз полились слезы. Я думал только об отце, все пронеслось у меня в голове, я видел перед собой обломки самолета и вспоминал отрывки из речи священника на похоронах».
Это был единственный поул команды Бенеттон в сезоне 1997. Да что и говорить. Последующая победа в гонке стала также единственной для команды и последней для самого гонщика, ибо тот сезон стал для него последним.
Гонка выдалась сложной. На последнем пит-стопе Герхард потерял 4 секунды, но смог вырваться на первое место.
«Впереди было пусто, оставалось надеяться только, что мотор выдержит. Он не оставил меня в беде, и так я победил в этом Гран-при. Я знал, почему так случилось, и откуда взялись силы. Радость по этому поводу была не сравнима ни с каким доселе испытанным мною чувством».
Ну и чтобы лучше почувствовать предстоящий Гран При…
Немного о трассах
Всю историю Гран При Гармании можно поделить на три части: эра Нюрбургринга, эра Хоккенхаймринга и наше время.
Итак, началось все, конечно, на Нюрбургринге.
Гонки на этой трассе проводились с 1951 года. Что примечательно, гонки два раза бойкотировались самими гонщиками из-за небезопасности трассы. В 1970 году гонщики добились переноса Гран При Германии в Хоккенхайм. Но всего лишь на один год.
Гран При вернулся в Нюрбургринг. Следующий бойкот наметися в 1976 году. На этот раз инициатор (Ники Лауда) не нашел поддержки среди остальных. Гран При состоялся.
По совпадению, именно Феррари Лауды потерпела аварию на 2-м круге гонке, возник страшный пожар, и Лауду спасли другие пилоты (Артуро Мерцарио, Гай Эдвардс, Бреет Ланджер и Харальд Эртль), а не маршалы гонки, редко расставленные вдоль трассы. Кроме того, авария показала, что на таких расстояниях пожарные и санитарные машины прибывают слишком медленно. Это был конец старого Нюрбургринга для Формулы 1, и с 1977 года Гран При Германии переехал на Хоккенхаймринг.
С Хоккенхаймом была совершенно другая история.
Первоначальная конфигурация трассы была длиной около восьми километров и состояла из двух протяженных прямых с длинным поворотом Eastern (Восточный) в лесу и развороте внутри.
Скоростная секция трассы проходила по лесу, что было не очень удобно для зрителей. Да и большая протяженность трассы опять же не способствовала повышению безопасности.
В 2000-х годах ФИА просто потребовала сократить протяженность трассы под угрозой прекращения проведения на ней Гран При.
В результате по проекту Германа Тильке лесную часть трассы «обрубили», асфальт сняли и засадили деревьями!!!
Была еще третья трасса! Это - АФУС с уникальной конфигурацией, придуманной из практических соображений. Две прямые изначально были предназначены для использования в качестве шоссе. Соединены они были двумя плоскими кривыми большого радиуса, которые проходились против часовой стрелки.
Первая гонка прошла на трассе в 1926 году. А уже в следующем году для ПОВЫШЕНИЯ скоростей северный поворот сделали в виде бэнкинга (профилированного поворота) с углом наклона 43° (южный бэнкинг планировался, но был недостроен).
Тем не менее в 1959 году на этой трассе был проведен единственный зачетный Гран При Германии Формулы 1. В гонке в том самом скоростном северном повороте погиб Жан Бера и с Формулой 1 на АФУСе было покончено.
В настоящее время для проведения Гран При Формулы 1 используются Хоккенхаймринг и Нюрбургринг поочередно.
Гонщики тоже плачут
Просмотрев статистику побед всех триумфаторов ГП Германии, я натолкнулась на интересную закономерность.
Четыре гонщика Феррари открывали счет своим победам именно в Германии: Альберто Аскари (1951 год), Джон Сертиз (1963 год), Патрик Тамбэ (1982 год), Рубенс Баррикелло (2000 год).
Исключение составил в 2009 году Марк Уэббер.
И если о первом триумфе Аскари написано выше, то о Рубенсе Баррикелло и его победе в 2000 году также стоит упомянуть отдельно.
Старт Рубенс принимал с восемнадцатой позиции. Более высокое место не позволила занять поломка электросистемы.
Пока Баррикелло прорывался из хвоста пелетона, лидерство уверенно держали два гонщика Макларен: Култхард и Хаккинен. Казалось, столь огромный отрыв позволит сохранить лидерство и одержать победу в гонке.
Но в борьбу вмешался бывший сотрудник Мерседес, который неожиданно для представителей служб безопасности выбежал на трассу, спровоцировав тем самым выезд машины безопасности.
Временной разрыв, образовавшийся между гонщиками Макларен и Рубенсом более чем за половину дистанции, исчез. Однако лидировал по-прежнему Мика Хаккинен. Карты Рона Денниса спутал лишь дождь. Всех гонщиков зазвали в боксы на замену шин. Всех, но не бразильца. Баррикелло завершил гонку на сликах, завоевав первую в карьере победу.
На подиуме Рубенс не смог сдержать эмоций.
Впрочем, слезы счастья или разочарования на подиуме - не такая уж экзотика)