Простите за мою лень. Но на этот раз я даже менять ничего не буду, т.к. считаю эту запись почти совершенством. В ней есть все: история трасс, гонок, гонщиков, команды, мотористов... Ну вот, меня уже пристыдили)))) Хорошо, записи далеко до совершенства, но мне стоит ориентироваться на ее структуру при дальнейшей работе)))
Итак: автор - я, год - 2010
Если говорить о ГП Великобритании именно в рамках Формулы 1, то с 1950 года не было ни одного сезона, когда бы он не проводился. А потому, мой рассказ будет чем-то вроде затравки, чтоб был стимул порыться в истории или хотя бы посмотреть в статистику этого Гран При!!!
«Не Сильверстоуном единым…»
Вообще-то большинство ГП прошло именно на трассе Сильверстоун. Однако самая первая - дебютная - гонка прошла не в Сильверстоуне, а на трассе Бруклендс. Произошло это событие в 1926 году.
Ну а в 1950 году, в день, который мы привыкли считать Днем Рождения Формулы 1, Гран При Великобритании прошел именно в Сильверстоуне. Потом были гонки в Эйнтри и Брэндс Хэтч, но с 1987 года только Сильверстоун, и ничего кроме Сильверстоуна.
Традиция продолжается, хотя еще совсем недавно ГП Великобритании могло прописаться в Донингтон-парке. Однако замысел Берни так и не был реализован…
Досье
Бруклендс - первая в европе гоночная трасса, которая представляет собой овальный трек, построенный более 100 лет назад. Точнее, в 1907 году. А первая гоночная трасса была построена в 1903 году в США. Американцы не стали придумывать велосипед и приспособили под трассу ипподром. Между прочим, не только американцы так делали (но об этом ниже).
Нет, автомобильные соревнования в Европе проходили и задолго до строительства трассы. Но они проходили в различных европейских странах по дорогам общего пользования. А вот в Великобритании гонки по дорогам были запрещены, что просто лишало возможности для развития в этой стране автоспорта. Ну и тут один состоятельный Хью Лок-Кинг, поклонник автоспорта, взял, да и построил у себя в поместье автодром. Самое интересное, что уже тогда гоночная трасса была оснащена судейскими постами через каждые триста метров с телефонной связью и электрическими сиренами. В центре овала высилось здание автоклуба, рядом были построены заправочные станции. Хью позаботился и о болельщиках. Для них построили три пешеходных моста через трассу и два туннеля, а прилегающие холмы оборудовали скамейками.
Вобщем, вбухав в свое хобби 15 млн. их фунтов стерлингов, Хью построил автодром, куда вскоре стали съезжаться зрители со всей Европы.
Здесь в довоенные годы рождались мировые рекорды скорости, проходили многочисленные соревнования по авто-, мото- и велоспорту.
Переоценить значение этого трека в развитии мирового автоспорта невозможно. Да, овалы сейчас никому не интересны… Трек не используется уже более 60 лет (конечно, есть ведь Донингтон-парк и Сильверстоун) и заросшая травой трасса в настоящее время всего лишь место, куда съезжаются туристы. А для них здесь настоящий рай.
Гоночный музей, расположенный в настоящее время в Бруклендском комплексе, содержит интересную коллекцию спортивных автомобилей, мотоциклов и велосипедов разных лет, а также авиационную экспозицию. В нем есть даже сверхзвуковой Concord - подарок от British Airways.
Любопытно было бы посмотреть на сад, в котором в честь гонщиков и летчиков сажались деревья. Удостоены были такой почести и зрители, постоянно посещавшие соревнования. Что только не делалось, чтоб заработать побольше денежек (привет, Берни!).
Ну а в настоящее время поток денег идет только за счет экскурсий по комнатам отдыха гонщиков, бильярдным и туалетам (!). А что? В них, между прочим, стоят писсуары тех времен. Ничего не изменилось за 100 с лишним лет… Только добавилась надпись «Не пользоваться»
Конечно, позднее автодромы в Великобритании стали вырастать как грибы после дождя. Но уже было недостаточно просто иметь автодром. Нужны были и удобства для зрителей, инфраструктура. И тут как нельзя кстати подвернулся ипподром в Эйнтри.
Огромная трибуна ипподрома вмещала полсотни тысяч человек, а расположенная поблизости железнодорожная станция облегчала болельщикам путь на трассу. Первые автогонки на кольце, опоясывающем ипподром по периметру, прошли в 1954-м, а уже годом позже здесь был разыграл национальный Гран При Формулы 1, впервые покинувший Сильверстоун.
Глядя со своей красной колокольни отмечу тот факт, что в одной из немногочисленных гонок на этой трассе (в 1959 году) команда Феррари не принимала участия из-за забастовок, проходивших в Италии (заранее сдала позиции англичанам )
При отсутствии Феррари борьба развернулась между английскими командами British Racing Partnership, Aston Martin, Cooper Car Co и Team Lotus.
Ну и подиум получился английским (в командном смысле): Брэбэм (Cooper), Мосс (BRP), МакЛарен (Cooper).
Но уже в 1961 году победа досталась красным!!! Ее гонщики заняли весь подиум! Рядом с фон Трипсом на нем стояли Фил Хилл и Ричи Гинтер.
Старт ГП Великобритании. 1961 год.
Вот только в 1962 году история гонок Ф1 в Эйнтри подошла к концу. Ипподром сменил владельца, а новому хозяину рев моторов пришелся не по нраву. В 80-е годы здесь еще проводились кое-какие гонки, но после этого автодром постигла участь музея!!!
«Звездить не вредно…»
Нет, не буду вспоминать про тех, кто чаще всего побеждал на ГП Великобритании… Не совсем справедливо. Считаю, что упоминания заслуживают и менее удачливые гонщики. Те, кто в свою очередь показал себя с наилучшей стороны, но редко видел победы… Так сказать, звезданул парочку раз.
Ну вот, к примеру, любимчиком ГП Великобритании можно назвать аргентинского гонщика Хосе-Фройлана Гонзалеса. У него за всю гоночную карьеру было всего две победы. И обе в Великобритании (в 1951 и 1954 годах). Каково, а? Да он к тому же и гонщик Феррари!!!
Досье
У Хосе было два невинных прозвища. Наиболее известное и популярное «Пампасский бык» очень подходило ему из-за внушительных габаритов и непритягательной внешности. Однако друзья, знавшие, что за грозной внешностью скрывается мягкое сердце и добрая душа, называли его Пепе.
Для своей комплекции Гонзалес был неплохим спортсменом - он хорошо играл в футбол, плавал, ездил на велосипеде.
Известность ему принесла гонка в Великобритании в 1951 году.
Главным соперником в том Гран При стал Хуан-Мануэль Фанхио. Дуэль двух аргентинцев продолжалась с переменным успехом, пока в середине гонки оба не поехали на дозаправку. Однако в боксах Гонзалеса ждал лидер Скудерии Альберто Аскари, на машине которого вышла из строя коробка передач. Итальянец имел полное право сесть за руль вместо Гонсалеса, но решительным жестом показал, что не будет этого делать.
Пока на Альфе Фанхио заправляли полный бак, Гонсалес успел вернуться на трассу и умчаться далеко вперед. На финише он опередил земляка на 51 секунду.
Это была первая гонка Формулы 1, выигранная Феррари!! Нет, это была первая гонка, в которой не победила Альфа Ромео!! Что я там писала про Гонзалеса? Звезданул пару раз? Зато как звезданул!
И вообще, это в Формуле 1 у Пепе было всего две победы! А побеждал он еще в Ле-Мане, выигрывал незачетные гонки International Trophy и Гран при Бари и Бордо. Ну а сильный характер аргентинца не вызывает сомнений. В 1953 году на тренировочных заездах перед гонкой он попал в аварию, в результате которой был сломан позвоночник.
Но уже в 1954 году его вновь ждала Феррари и Сильверстоун, где от Пампасского быка потерпели поражение гонщики Мерседес и Мазератти.
А вот и шлем Хосе. Его он использовал на протяжении всей карьеры. Дырочки на шлеме появились не случайно. Просто в 1955 году на Гран При Аргентины было очень жарко и весьма упитанному пилоту потребовалась дополнительная вентиляция.
*********
Еще одна небольшая звездочка - Том Прайс (участвовал в гонках Формулы 1 с 1974 по 1977 годы). Результат его непродолжительной карьеры - два подиума и один поул. И как вы уже понимаете, тот самый поул был завоеван на ГП Великобритании. За команду Shadow.
Однако победить тогда (в 1975 году) Тому так и не удалось. Долгое время продержавшись в лидерах гонки, он разбил машину.
Причиной этого происшествия стал дождь, быстро превратившийся в ливень.
Он то прекращался, то начинался вновь. В результате большинство машин просто оказались вне трассы.
Гонка была остановлена. Победителем признан Эмерсон Фиттипальди, а в итогом протоколе на местах со 2 по 5 оказались гонщики, не сумевшие удержать машину. Вот уж сложно пришлось судьям. А вы говорите, Валенсия…
Ну да ладно… Напишу про победителя…
Досье
Эмерсон в той гонке проявил бесстрашие и оказался в числе пилотов, не поехавших за дождевой резиной. И он привел свой McLaren M23 к победе, которая при столь необычном финише ни у кого не вызвала сомнений!!! Это была вторая победа на ГП Великобритании. И последняя в карьере Эмерсона. Уже в 1986 году он пересел с McLaren на Copersucar FD04 команды, основанной его старшим братом Вилсоном. Вилсон Фиттипальди создал команду еще в 1975 году и в том сезоне сам выступал в качестве гонщика.
Однако с 1976 года, уступив место гонщика своему брату, он сосредоточился на управлении командой. Увы, двухкратный чемпион не принес команде побед. Лучшими достижениями Эмерсона в команде брата стали два подиума: в Бразилии в 1978 (2 место) и США в 1980 году (3 место)
**********
«Когда-то непобедимые…»
Да, написать про прошлое без сомнения ВЕЛИКОЙ команды не просто.
Такую ответственность на себя не возьму. Просто хотела бы упомянуть о ГП Великобритании 1985 года!!!
Достаточно долго в Ф1 продержался один славный рекорд, установленный на трассе Сильверстоун гонщиком команды Вильямс: Кейо Росберг проехал квалификационный круг с рекордной средней скоростью 258.983 км/ч. (за 1'05.591), вполне справедливо заслужив тем самым старт с первого места. Преимущество над вторым временем составило около 0,7 секунды, а над напарником Найджелом Мэнселлом чуть больше секунды.
А еще эта квалификация оказала огромное влияние на отношения Росберга и Мэнселла. Поначалу они были, мягко говоря, напряженными, поскольку финн принял англичанина в штыки. Но после квалификации Росберг проникся к Мэнселлу уважением, граничившим с преклонением.
И вот в чем дело…
Накануне Гран При Франции 1985 года, участвуя в свободных заездах, в самом скоростном участке трассы, где машины развивали скорость до 350 км/ч внезапно взорвалась левая задняя шина на болиде Мэнселла. «На такой скорости я совершенно потерял контроль над машиной, - рассказывал Мэнселл. - Был беспомощным пассажиром. Все произошло в считанные секунды. Колесо оторвалось, вырвав с мясом фрагмент подвески, который, в свою очередь, превратил в ошметки задний элерон. Я лишь мог наблюдать, как меня несет прямиком в отбойники. Потом переднее левое колесо зацепилось за что-то, тоже оторвалось и врезалось мне в лицо. Стало темно. Остальное я знаю лишь по рассказам».
Неделю после выписки из клиники у себя дома, на острове Мэн, Мэнселл просидел в темной комнате в темных очках. Ему было предписано избегать света и шума. Первые три дня он провел вообще один, лежа в постели и ни с кем не разговаривая.
А через две недели после аварии он уже участвовал в квалификации Гран При Великобритании. При таких обстоятельствах, секунда отставания от Росберга НИЧТО.
Позднее Найджел вспоминал: «Он подошел ко мне в моторхоуме и сказал: «Знаешь, парень, я был не прав по отношению к тебе. После такой аварии - и так ехать...» Это потрясающе!»
Ну а еще предлагаю для просмотра немножко нудненький, но весьма примечательный и умиляющий ролик.
Итак, ГП Великобритании 1991 года, 4 минуты круга почета с остановкой и посадкой на свой болид Айртона Сенны, на машине которого закончилось топливо.
Ну, если кто посмотреть не желает, обозначу, что лично мне безумно понравилось, как Айртон руками и ногами отталкивал какого-то мужчину, пытавшегося снять его с болида Найджела .
Ролик заменила. Должен показывать, но качество хуже(((
Click to view
Кстати, на ГП Великобритании Найджел станет четвертым стюардом! (Прикольно, в этом году тоже он судит - прим. 2011 г.) Что ж, понаблюдаем за решениями стюардов.
Однако вернемся к рекордам.
Рекорд, установленный Кеке, продержался до 2002 года, когда на квалификации в Монце Хуан-Пабло Монтойя проехал круг со средней скоростью 259.828 км/ч.
Ох, уж этот Сильверстоун. За 60 лет эта трасса 9 раз меняла свою конфигурацию. Изменения были направлены в основном на увеличение протяженности и усложнение конфигурации путем добавления медленных поворотов.
Безусловно, трасса сама по себе является быстрой и позволяет показывать высокие скорости… Тем понятнее становится стремление эти скорости снизить.
В частности, в 1975 году в повороте Woodcote появилась шикана. В таком виде трасса принимала этапы Формулы 1 вплоть до 1985 года.
После рекорда Кеке трасса вновь была изменена. Значительные изменения трасса претерпела и в 1991 году.
И вот в 2010 году гонщики будут бороться за позиции уже на ЭТОМ.
Потрясающая эволюция автодрома, обусловленная требованиями безопасности и поддержанием к Гран При Великобритании всеобщего интереса.
Однако стоит отметить, что Сильверстоун всегда был скоростной трассой. Даже сейчас организаторы Гран При ожидают, что она станет самой быстрой в чемпионате. (Ну, здесь специалисты из БМВ Зубер уже потрудились, посчитали и сделали вывод, что Сильверстоун в любом случае не переплюнет Монцу).
А в 1985 году чего было ожидать? Скорость болидов на трассе, которая по своей извилистости никаким образом не сравнится с Сильверстоуном 2010 г., во многом зависела от мощности моторов.
И здесь безусловное превосходство было на стороне компании Хонда, моторы которой стояли в 1985 году на Вильямс-FW10.
Досье
В сезоне 1985 года очередная модификация «RA165-E» была уже самым мощным мотором чемпионата. К тому же финансовая поддержка Хонды и привлеченных ею спонсоров позволила Фрэнку Вильямсу не скупиться при разработке новой модели. «Вильямс-FW10» - первый автомобиль команды с монококом из углепластикового композита был разработан на новом заводе, располагавшем собственным автоклавом.
Да и моторы, похоже, излечились, наконец, от всех «детских болезней» и стали решающим козырем в борьбе за чемпионскую корону. Для справки: в первый год сотрудничества Вильямс и Хонда (1984 г.) поломки просто преследовали команду. Более 10 раз гонщики не добирались до финиша «благодаря» мотору. А уже в 1986 году началась продолжавшаяся целых шесть лет эра Хонды. За эти годы команды с японскими моторами (Вильямс, Лотус, МакЛарен) выиграли все Кубки конструкторов и пять чемпионских титулов.
В попытке ослабить позиции команд, использующих хондовские моторы, регламент постоянно меняли: то уменьшали объем топливного бака, то уменьшали максимальное давление наддува. А в 1989 году моторы с турбонаддувами вообще запретили. Но двигатели Хонда как были самыми лучшими, так таковыми и оставались. Руководство компании не жалело на дороботку моторов ни денег, ни усилий, чем часто просто брезговали другие производители. И как результат - умение быстро приспособиться к любым изменениям в регламенте.
Стоит ли говорить и о том, что новые 10-цилинровые безнаддувные моторы также оказались самыми надежными и мощными и принесли Просту и Сенне в 1989 и 1990 годах чемпионские титулы.
Новые десятки миллионов долларов были выделены на формулу 1, и после двух сезонов побед V-образной «десятки» ей на смену пришел 12-цилиндровый мотор, который «помог» Айртону отстоять чемпионское звание в 1991 году.
При этом в сезоне 1991 года Хонда обеспечивала моторами две команды. Новые 12-цилиндровые получила, как уже все поняли, команда МакЛарен…
А вот Тирреллу достались старые добрые «десятки».
Но все когда-нибудь заканчивается… Меняется руководство, которое ставит другие приоритеты и находит бессмысленным трату такого количества денежных средств на доработку итак лучших в мире моторов, и эра Хонды подходит к вполне логичному завершению.
************
Безусловно, можно было бы вспомнить и Михаэля Шумахера, для которого ГП Великобритании является особенным, о чем он, кстати, сам недавно говорил: «У меня много воспоминаний о Сильверстоуне, в основном, приятных, и, конечно, я с нетерпением жду новой встречи с этим автодромом. Мы приложим все силы, чтобы выступить хорошо». А ведь были и неприятные моменты, среди которых и авария на ГП Великобритании 1999 года и перелом правой ноги…
Но об этом в другой раз. Может быть.
Я знаю, мой журнал не настолько популярен, чтоб устраивать опросы, но если кто случайно натолкнется, не поленитесь выбрать какой-нибудь вариант.
Poll Победитель квалификации ГП Великобритании 2011