Циник - идеалист, с которого сняли розовые очки, сломали надвое и втоптали в землю, тем самым мгновенно улучшив его зрение.
(Рик Баян)
Сразу после гонки, что прошла, возможно, а последний раз в Истанбул Парке, я отправилась прочь от цивилизации и присущих ей благ вроде интернета и сотовой связи.
Обычно я сожалею, когда не удается обсудить гонку как следует, но на этот раз все было как нельзя кстати, ибо она вызвала не самые приятные чувства.
Пирелли: кто заказывал четыре?
«Почему сезон начался так хорошо? Думаю, в этом заслуга шин Pirelli» (Майк Гаскойн, глава технического департамента Team Lotus).
Последняя капля в чаше моего терпения выпала на долю этого воодушевленного британца.
Начало
ГП Бахрейна 2010 г. Мда…Первая гонка показала, что отныне гонщики смогут проходить всю дистанцию всего лишь с одним пит-стопом. Тактика проста: ждешь пит-стопа основного соперника (если износ шин позволяет) и едешь сменить резину практически сразу, чтоб не дать возможности отыграть позицию. Отчасти, за такую тактику Феррари расплатилась чемпионским титулом, заняв позицию преследования основного конкурента на титул - Марка Веббера и упустив из виду прочие заслуживающие внимания обстоятельства (трафик, например).
Продолжение
«Мы надеемся, что каждая гонка будет проходить как минимум с двумя пит-стопами. Мы хотим способствовать большей зрелищности Гран При».
Отлично. Задача новых шинников ясна: разработать хорошие «плохие» шины, чтоб дать возможность разнообразить тактику команд.
НО!
Про два… Про два пит-стопа говорили в Пирелли! Кто заказывал четыре?
Намешать самый убогий состав может любой производитель шин. Братья Мишлен как раз с этого начинали)))) Они такие шины изобрели, что команде «Пежо» в 1895 году приходилось их менять более 50 раз за гонку!
Да, кто-то не раз восхвалял Пирелли за предоставленную возможность насладиться непредсказуемостью и разнообразием тактик.
Только вот разнообразие было и раньше.
1. два пит-стопа - оптимальный вариант. Не рискуешь и гарантированно показываешь результат. Классика.
2. три пит-стопа - агрессивный вариант. Требует мастерства гонщика. Есть риск, который становится оправданным при ряде благоприятных обстоятельств (отсутствие трафика).
3. один пит-стоп. Тише едешь - дальше будешь. Однако умение сберечь шины - тоже мастерство.
С отказом от дозаправок и сменой поставщика резины схема сломалась. Сейчас в лидирующей группе выигрывает тот, кто совершает больше пит-стопов. Плюс теперь есть DRS, и трафик не проблема.
Чехарда с шинами все больше начинает смущать. Если говорить откровенно, я не в восторге от обилия пит-стопов. Они путают всё и вся в гонке. Это для ценителей, скажете вы. Возможно, но ценители тоже ждут реальной борьбы, а не только считают, сколько болидов посетило пит-лейн и чьи шины износились больше.
Я требую борьбы!
И казалось бы, вот она! Обгон за обгоном…
DRS: нет в мире совершенства
Самое сомнительное нововведение в сезоне. И вновь начнем с чемпионата 2010 г. Техническая рабочая группа лихорадочно думает над проблемой обгонов и придумывает регулируемый элемент переднего антикрыла. Однако новинка не принесла ожидаемого эффекта. Не получилось спереди, придумали вариант сзади.
Кто говорил про то, что DRS вносит момент искусственности в гонке? Все правильно.
Вы только подумайте! Два гонщика состязаются… «в честной и равной схватке». Да, у кого-то болид лучше, у кого-то хуже, равенство условное. Но таков этот спорт. Состязание происходит и между конструкторами. Что делает ФИА?
Она лишает гонщиков итак уже условного и едва ощутимого равенства в борьбе. Разница в скорости между болидами в момент активизации DRS достигает 20 км/ч. Никакого шанса. ФИА введением жесткого регламента по использованию DRS отбирает право на защиту и оборону. Более того, гонщик даже перекрестить траекторию лишний раз боится под угрозой наказания.
Понравились обгоны в Турции? Тогда вам прямая дорога в НАСКАР, где вам придется искать в гонке иной смысл и иную форму борьбы.
А в Формуле 1 пока ценятся именно красивые обгоны…
Нет в мире совершенства
Нельзя в Формуле 1 решить проблему обгонов, если это представлять именно проблемой. Не нужно много. Достаточно двух или трех, но пусть они будут хорошими, добротными, результатом красивой борьбы.
Кстати, о красивой борьбе. Спасибо Лью и Дженсу. Для меня они "спасли" гонку в Турции, пусть за все остальное их и можно покритиковать.
DRS мне все больше представляется дорогой в никуда. Слишком сложно, слишком неправдоподобно. Но самое главное, сейчас у всей «шайки» в ФИА есть важная задача сделать хорошую мину при плохой игре.
Достаточно внести коррективы в порядок использования системы. Разрешить на одних трассах, где обгоны нереальны (Абу-Даби?), и запретить там, где антикрыло предоставит преимущество, исключающее борьбу.
Однако мое мнение пока только крепнет. У системы нет будущего! Есть будущее у трасс. Где-то на последнем месте в списке решений, разработанном рабочей группой ФИА по проблеме обгонов, значится модернизация трасс. Буду верить в реализацию именно этого варианта.
Болид, имеющий преимущество в скорости, все равно окажется впереди… и без DRS. Нужно лишь место для маневра и толкового гонщика. Да где его взять?
Гонщики: не уверен - не обгоняй
Здесь нужно быть краткой, чтоб мысль дошла до читателей в неискаженном виде.
Жак Вильнев: «Сегодня в нашем спорте риск поставлен вне закона, а если ты рискуешь, считается, что ты безответственен и глуп. Это попытка защитить нас от самих себя и от нашего здравого смысла».
Это фраза гонщика, который раз за разом пытался пройти «Красную воду» в Спа на полном газу. Тогда, когда это еще представляло определенную опасность разбить болид.
Что мы видим сейчас? У пилотов входит в привычку ныть по поводу безопасности. Да вообще по любому поводу. И ведь действует!
Однако самое главное, ТО, что когда-то было признано опасным, никогда не вернется в Ф1. Безопаснее - можно. Вернуть все обратно - нет.
Поэтому каждый шаг, обусловленный желанием повысить безопасность, нужно хорошо взвесить и продумать.
«Не уверен - не обгоняй». DRS будет разрешена в квалификации на ГП Монако несмотря на все опасения гонщиков по поводу большого количества аварий. Все-таки в ФИА есть мозговой центр, принявший это, как мне кажется, верное решение.
Кто боится, пусть забудет про кнопку. Не будем заставлять ее нажимать. Тот, кто DRS будет ТАМ использовать - настоящий мастер и имеет право на более высокий результат. Справедливо? Еще как!
В противном случае Ф1 превратится в аттракцион «машинки», где личные качества гонщика, его умения определяющего значения иметь не будут.
Давайте детские шалости оставим для детей, а Ф1 предоставим взрослым и серьезным дядям, которые умеют определить степень риска и приять решение. Правильное или нет - видно будет;)
И как итог...
*******
Вы знакомы с процедурой омертвления и удаления нерва, когда в зуб закладывают убойную дозу лекарства с мышьяком? Вроде бы для пользы -зуб перестает болеть. Но с другой стороны, убивается часть организма. Странная ассоциация с Формулой 1.
Но тем не менее, Гран При Турции уже в прошлом, а нехороший привкус мышьяка, заложенного докторами из ФИА и Пирелли, еще остался. Да и зуб все еще болит...
Цинично? Уж как учили... Только проверить некому(