Sep 28, 2010 18:22
Картины эти, как и следовало ожидать, оказались совершенно особыми. В естественном стремлении охватить как можно большую аудиторию, средства коммуникации (точнее их владельцы, но в историческом плане этих людей можно считать лишь безвольными придатками к механизмам с новой идеологией) стали апеллировать с наиболее простым и широко распространенным элементам, отдавая предпочтение ассоциациям, требующим как можно меньшего напряжения ума.
Такая стратегия очень быстро привела к тому, что мир действительно стал казаться обманчиво универсальным. Не зря ведь, в самом деле, редакторы телепрограмм каждый раз заботливо украшают картинку титром с указанием места, где происходит действие, чтобы зритель не перепутал ненароком провинциальный немецкий городок с центром какой-нибудь африканской столицы. Впрочем, это лишь один из самых мелких символов универсальности «коммуникационного мира».
Всемирная культура, ради своей общедоступности поневоле скукожилась до размеров «маленького мира», потеряв при этом практически все картины всех реально существующих на Земле картин. Ярким символом всемирной культуры стали новости - наиболее популярный информационный продукт коммуникационных сетей. Новости всегда были самым желанным лакомством для большей части рода человеческого. Новости, или сплетни, всегда описывали конкретные события, зачастую не включенные в общекультурный контекст. Именно поэтому новости всегда было легко воспринимать, и интерпретировать, как легко воспринимать безоблачное небо, или жаркое.
Именно новости в свое время нес быстроногий Неффалим, новости, которые были также общедоступны в его далекие времена, как и сейчас. Новость, по сути, описывает событие или происшествие абсолютно внекультурное. Она элементарна, и представляет собой классический элемент, из которого строятся картины нашего сознания. Новости не содержат в себе ассоциаций, и не составлены из значительного числа элементов - они проглатываются мгновенно, ибо брак двух знаменитостей, землетрясение, встреча политических лидеров, вечеринка, измена (а именно этим и насыщены «программы новостей») - абсолютно одинаковы везде, и одинаково близки любому человеку, независимо от культуры и воспитания.
Субкультура «новостей» постепенно развивается, и сами новости выстраивают уже, как это и положено собственные «миникартины». Для современного человека уже совершенно законно такое явление, как «иерархия новостей», он приучен стандартно расшифровывать стандартные фразы и обороты, которые каждый день повторяются в десятках «новостей», он легко сможет обсуждать «новости» с любым собеседником, умело отделяя то, что актуально сейчас, от того, что было важно вчера.
Сегодняшние «новости» совершенно не связаны с традиционными культурами, однако за небольшой период своего существования, они несомненно смогли создать свою «миникультуру», которая в одночасье охватила аудиторию, превосходящую аудиторию любой «настоящей» культуры - аудиторию всего земного шара.
Как и любая другая культура, эта «миникультура» также основывается на развитии своих «минисуперкартин». Помимо картины собственно новостей, которую можно уподобить религиозной суперкартине настоящей культуры (поскольку она первая попыталась в рамках данной субкультуры поставить вопросы об окружающем мире, и месте в нем человека и ответить на них), мы можем выделить такие важнейшие «минисуперкартины», как спорт, или современная массовая культура, стремительное развитие которых происходит в непосредственной связи и под влиянием картины «новостей вообще».
Последние картины демонстрируют все ту же блистательную оторванность от нормальных культур, и ту же широчайшую распространенность. Это также совершенно неудивительно, ибо правила любых спортивных состязаний достаточно просты, и давно потеряли какую-либо связь в традиционными картинами культур, их породивших, благодаря чему они усваиваются быстро и незаметно.
культура,
книга,
новости,
картины