Студенты специальности "Журналистика" Пермского научно-исследовательского университета (ПГНИУ) посетили несколько программ МКФ "Флаэртиана-2012", в том числе программы документального кино своих ровесников - студентов ВГИК и СПГУКиТ. Программа ВГИК "Поколение 2.0: идущие не в ногу" была представлена преподавателем мастерской и режиссером Борисом Караджевым. О программе студенческих работа СПГУКиТ "Молодое кино" рассказал преподаватель режиссер Николай Макаров. В малом зале студклуба ПГНИУ состоялась программа фильмов "ACADEMIA.DOC", также ориентированная на студенческую аудиторию. После просмотра фильмов проводилась дискуссия, иногда с участием режиссеров.
Приводим отзывы студентов Анастасии Антоновой и Артема Малобенского, в которых они поделились своими впечатлениями о посещении показов.
Анастасия Антонова
НеACADEMичное кино
В рамках МКФ «Флаэртиана» 13 октября на базе ПГНИУ работала дискуссионная площадка ACADEMIA DOC. После показа фильмов «The Road To Hell» (реж. Светлана Сигалаева) и «Lost Boys» (реж. Варвара Обросова) состоялась встреча с Варварой Обросовой.
Вхожу в театральный зал, на удивление, полупустой. В зале негромкий гул от разговоров. Кто-то обсуждает новый салон красоты, кто-то строит планы на вечер и ночь, кто-то спорит о современном искусстве… Зрители - в предвкушении занимательного фильма. У всех на лицах нетерпеливое ожидание. Вот, наконец, гаснет свет, и…. «Россия плюёт на народ!» - в сердцах вскрикивает мальчик лет одиннадцати. За окнами его дома серая московская зима. Не видно солнца, не видно лиц людей - ничего не видно. Только серый цвет снега, серые дома и серое небо… Так начинается фильм «The Road To Hell». В зале гробовая тишина. Никто даже не пытается поудобнее устроиться на стуле. Радостное ожидание на лицах сменяется тревожным недоумением. Тем не менее, фильм продолжается, и подёргивающаяся камера переносится в офис отца мальчика. При взгляде на лицо мужчины хочется закричать. Оно знакомо каждому. Тысячи таких лиц ежедневно проносятся мимо нас. Тысячи таких лиц мы видим около себя каждый день, и не обращаем внимания на их пустой и потухший взгляд. Эти люди не видят перед собой цели, не видят своего будущего, потому живут без надежд и эмоций. Ими движет желание «поскорее свалить из этой страны». Фильм больше напоминает домашнее видео, снятое рукой неумелого оператора. И на этом видео каждый зритель видит себя. От этого становится по-настоящему страшно. «А что, хэппи-энда не будет?» - разочарованно спрашивает кто-то с первого ряда, видимо, не до конца понимающий разницу между документальным кино и американским блокбастером, где в конце все мирятся и обязательно женятся. В этом же фильме конец такой же, как и начало. Разве что на фоне серого снега появляются белые ленточки - наверняка они - чья-то надежда.
К началу второго фильма - «Lost Boys» - явно видна перемена эмоций у зрителей. Появляются задумчивые лица и потерянный взгляд. Кажется, все уже понимают, чего ждать от следующей картины, как вдруг автор фильма Варвара Обросова безапелляционно заявляет: «Я не хотела делать документальное кино, я хотела сделать фильм о себе!» Озадаченные зрители вновь смотрят на экран. На этот раз в фильме рассказывается о четырёх творческих натурах, родившихся в 80-е. Кинокартина представляет собой интервью режиссёра с двумя рок-музыкантами, поэтом и художником. Они не знают, что делать дальше и куда идти. Они занимаются «вечным самокопанием внутри непонятно чего», при этом считая, что нет ничего хуже самокопания. Все они считают, что у современной молодежи «не модно иметь свою позицию», а модно иметь много денег и много удовольствий. Молодые, по словам одного из героев фильма, хотят только того, чтобы от них отстали. Обилие информации убивает молодую, несформировавшуюся еще личность. «Быть молодым в условиях вседозволенности сложно. Быть революционером практически невозможно!» - примерно так прозвучал впоследствии комментарий модератора дискуссии Владимира Береснева, запавший мне глубоко в душу. Талантливые герои считают себя несчастными, но вовсе не из-за материальных благ, как может показаться вначале. Варвара Обросова рассказала нам о жизни одного из героев фильма уже после съёмок: «Он стал знаменитым, богатым, но поделился со мной, что себя так и не нашёл. Потерянность никуда не делась». С этой фразы началась дискуссия…
Хотелось бы написать, что началась оживлённая дискуссия, но, к сожалению, это не так. Поначалу вопросов никто не задавал, молча переваривая фильмы не совсем обычного формата. Лишь спустя несколько минут, кто-то тихо спросил у режиссера: «Когда вы снимали фильм, не боялись, что он может не понравиться зрителям?» - на что хрупкая молодая девушка спокойно ответила: «Я не хочу, чтобы после просмотра моего фильма ко мне подходили люди и говорили, что им понравилось. Я не хочу, чтобы фильм был прост. Я хочу, чтобы он запал в душу». Тут в зале повисло неловкое молчание, из которого, надо сказать, Владимир Береснев весьма ловко вышел, начав разговор о современном искусстве. «Современное искусство - искусство намёка», - после этих его слов многим всё стало понятнее, однако кое-кто всё же продолжал кидать подозрительные взгляды на Варвару Обросову. Видимо, это заметила не только я, потому как Варвара, улыбнувшись, тут же сказала: «Ну да, может, я облажаюсь, но зато буду честна перед собой». После этого дискуссия приобрела более оживлённый характер. Мы поговорили об известных рок-музыкантах, современном искусстве и «Pussy Riot». Итог дискуссии подвёл Владимир Береснев словами о том, что любой фильм «Флаэртианы» - это фильм-портрет, отражение, в котором не должно быть принуждения и журнализма. На этом завершился очередной день кинофестиваля. Но не закончились вопросы… Например: а вы когда-нибудь пробовали увидеть в зеркале внутреннего себя?
Артем Малобенский
Какое оно, молодое документальное кино?
Молодое документальное кино лучше всего характеризуется словом «молодое». Для каждого из авторов, чьи фильмы вошли в программы студенческого кино «Флаэртианы 2012», представленные на фестивале - это только начало пути к большому кинематографу.
Однако уже сейчас каждый автор старается чем-нибудь выделиться, иногда бросаясь из крайности в крайность. Многие считают, что их особенный монтаж будет выглядеть «не как у всех», а он на самом-то деле выглядит просто-напросто плохим монтажом. То же касается и звука, который намеренно искажают. Получается так, что в фильмах, показываемых не на самой лучшей аппаратуре, разобрать некоторые фразы героев иногда не представляется возможным.
Теперь насчёт слова «документальное». Часто возникает ощущение, что режиссёр захотел снять фильм, но сам до конца не продумал, какими должны быть финальный мессидж и итоговый вариант работы. Лично мне почти в каждом просмотренном фильме чего-нибудь да не хватает. Бывает, что нет даже простенькой выстроенной композиции.
Однако же, как заявляют специалисты, документальное кино не должно ничего разъяснять и разжевывать. Оно должно только наводить на размышления, указывать путь, по которому должен человек идти, чтобы покопаться в себе. За пятницу и субботу я посмотрел пять различных фильмов, представленных на «Флаэртиане», и ни один не смог принудить меня к этому. Разве что в середине «Army dreams» я начал вспоминать название играющей фоном песни.
Единственное исключение - картина «Как я съел свою стипендию». Она никаких глубоких раздумий не принесла, но зато мысли ее автора понятны всем и каждому. При просмотре других фильмов возникает ощущение, что режиссёр на примере частного решил показать глобальное. Более или менее удачно это вышло у Светланы Сигалаевой в её «The road to hell». Однако в ходе показа я не раз ловил себя на мысли, что фильм игровой. Хотя, скорее, дело в моих субъективных ощущениях.
В остальных случаях картины напоминали хоум-видео с участием друзей. О выловленных из общей массы людях снимали что-либо, брали у них интервью, а потом делали выводы. Так, в «Lost boys» на примере барабанщика из рок-группы, художника, рисующего на улицах, режиссёра-музыканта (он еще не определился) и поэта-матершинника говорится о поколении людей, выросших в 90-е. Мягко говоря, это не самые обычные россияне, по которым можно было бы судить о целом поколении.
Если подводить черту под вышесказанным, то молодое документальное кино меня не вдохновило. Ни один фильм не заставил думать о нем, вместо того чтобы спать ночью. А жаль, кстати. Буду ждать следующих показов. Вдруг я всё же не прав.
Источник:
vyz-flahertiana.ru Остальные рецензии и отзывы студентов можно прочитать в
блоге газеты "ВУЗ-Флаэртиана".